Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. СМЫСЛ ЖИЗНИ




Тема 3

ЧЕЛОВЕК - ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ

1. Кто из всех живущих на земле может полнее всего увидеть мир? Что видит муравей? Что видит птица?

Человек видит мир не только глазами, он его осмысливает. В одном из своих посланий апостол Павел молит Бога, чтобы Он просветил очи сердца (Еф. 1, 18). Потому что тогда человек оказывается способным видеть мир как единство, обнаруживать связи между вещами и явлениями, объяснять многие причины происходящего (Прем. 7, 17).

Природа не имеет собственной разумной воли. Растение не может само ничего изменить. Дерево не может перейти с места на место. Его отношения с землей - не отношения познания, а отношения органического единства.

Приведем примеры. Если земля холодная, значит семечко не прорастет. Значит, оно знает, что расти рано, - оно едино с землей.

Животные обладают уже большей степенью свободы. У них есть уже эмоциональная жизнь: собака может отказываться от еды, если она тоскует; а в других случаях активно проявлять гнев, радость и т. д. У высших животных есть отношение к чему-то или к кому-то: одного они любят, другого не любят, с ними можно общаться.

Человек - существо разумное, он имеет высшую степень свободы. Мы видим мир шире, чем кто бы то ни было, и можем его познавать.

2. Но чтобы познавать мир, надо научиться мыслить не поверхностно, не механически. Что это значит?

Нельзя жить только потребляя и ни за что не отвечать.

Разум человека - духовный. Мы способны видеть! мир в его многообразии, понимать, что в нем про-1 исходит. Человек должен хранить мир, жизнь, он| единственный в природе может брать на себя ответственность за других.

3. Если мы будем наблюдать за миром, то увидим, что он - единое целое. Все в нем задумано так, что даже самое малое чему-то служит.

А если мы не знаем назначения какой-нибудь вещи, значит ли это, что она ни для чего не нужна?

Нельзя сказать: Что это? Для чего это? , ибо все создано для своего употребления (Сирах. 39, 27). Но не все мы можем понять. Для чего Господь задумал то или другое, для нас остается тайной, открывающейся лишь отчасти. Все в мире связано друг с другом. Но связи эти не только в необходимости, в полезности одного другому, они глубже... Мир - единая система. Надо искать духовную полезность, а не только бытовую.

Д. З:

Сочинение. Дома смотрим в окно, записываем все, что нам удалось увидеть и понять.

Тема 4

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

(монтажный лист слайд-фильма)

Слайды:

1. Природа.

Что мы видим?

Красоту нерукотворного мира.

2. Море, горы.

Плоды чьих трудов мы видим?

Плоды Божиих трудов.

3. Парк и здания.

Что мы видим теперь?

И природу, и созданное человеком. Искусственные посадки в виде аллей связуют естественный ландшафт и архитектуру, создавая удивительную гармонию.

Что значит гармония?

Пропорциональное единство, целостность, красота.

4. Мосты.

Мы видим строгую продуманность и необходимость в деятельности человека. Мосты, соединяющие берега рек, улучшают сообщение между людьми.

5. Городская архитектура.

Плоды чьих трудов мы видим сейчас?

Архитекторов, строителей...

6. Храм (внешний вид)

Каменщики возводили стены. Колокола и узорные решетки - труд литейщиков и кузнецов. Росписи - дело иконописцев.

7. Литография. Городской пейзаж у моря.

Что нужно знать людям, чтобы сделать то, что мы видим?

Чтобы создавать что-то, нужно знать физические свойства тел: из какого материала можно делать лодку, чтобы она держалась на воде? Из какого сеть? Из какого парус?

Мы видим пароходик с дымящей трубой - человек научился использовать пар, т. к. узнал его свойства.

Храмы, воздвигнутые людьми, тоже требовали знания свойств различных материалов. А что еще требовалось от человека во время строительства?

Необходимы верные расчеты, которые позволят учесть все свойства материалов, а также все гармонично соединить между собой.

Давайте подумаем, всегда ли в человеческой деятельности достигается гармония между рукотворной и нерукотворной природой? Везде ли человеку удается сохранить красоту? Что нужно делать, чтобы возникла гармония?

Нужно много знать и любить свое дело - только тогда удастся создать что-нибудь хорошее. И еще, чтобы достичь гармонии, нужно быть очень внимательным к жизни.

Легко ли было сделать все, что мы видели?

Делать всегда трудно. Но прежде, чем браться за какие-нибудь дела, нужно воспитать в себе желание служить Богу. Вспомним отрывок из книги пророка Исайи: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6, 8). Богу нужны работники (Пс. 2. 11).

Д. З:

Нарисовать план парка с домом. Необходимо отметить, где будут клумбы, где аллеи, где фонтан, где сам дом и каким он должен быть?

Тема 5

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ МИРА ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

1. Посмотрим на мир. В нем действует столько разных сил, он так изменчив. Как же в нем все не путается? Почему эти изменения не разрушают его?

В мире мы наблюдаем определенный строй, порядок, который часто называют законами природы.

Откуда этот порядок и кто его поддерживает, как вы думаете?

В мире действует единая разумная воля - воля Божия. Господь создал мир. И мир имеет на себе Его Божественную печать.

2. Но во всем ли мир устроен гармонично? Не находим ли мы в нем все же каких-то противоречий? Все ли в нем добро?

Мы видим в мире и зло: и в мире человеческом (войны, смерть, болезни), и в мире природы (стихийные бедствия, существование одних животных за счет других).

3. Откуда появился разлад в мире?

Разлад в мире возник после грехопадения.

Что же такое грехопадение?

Бог сотворил огромный мир, физический и духовный. Мир этот был прекрасен и гармоничен. Человек находился в тесном общении с Богом, он поставлен был Творцом хранить и возделывать Божий сад.

Человек был свободен. В его общении с Богом не было никакого принуждения, лишь согласие на единство. Но жизнь не есть какое-то раз и навсегда данное состояние, жизнь есть движение, а значит, каждый миг есть миг выбора пути. И вот, как свидетельствуют первые главы книги Бытия, человек решает разорвать свою благодатную связь, свое единство с Богом, он отпадает в своеволие и тем самым лишается благодати и окутывается духом тьмы. Вот что называют фактом грехопадения.

Библия рассказывает нам об этом в образах. В третьей главе книги Бытия мы читаем, что человек, нарушив завет Бога, вкусил запретный плод и был изгнан из Рая. Он нарушил общую гармонию мира и стал жертвой собственного желания.

Сегодняшний греховный человек сильно отличается от человека первозданного, благодатного. Но не только мы изменились, изменился весь мир.

4. Почему же мир стал другим?

Потому что человек по своему положению выше всего, созданного на земле, он образ и подобие Божие, он творит мир вокруг себя. То, что происходит в нашей душе, является источником, питающим мир. Нам трудно это понять, но таково уникальное устроение и положение человека в мире, таково его достоинство: здесь на земле все начинается с нас.

Поэтому отрыв человека от Бога, который и называют грехопадением, глубинным образом повлиял на нашу землю и природу: теперь мы видим везде только непрерывную борьбу. Борются свет и тьма, добро и зло, грех и благодать.

Может быть, хищничество, появившееся в животном мире, является лишь видимым образом греха, поселившегося в человеческом сердце. (Сравнение греха с хищными зверями в молитвах).

И все же затрагивает ли наблюдаемый нами разлад основы разумного устройства мира?

Хотя мир и изменен, в нем таинственно проглядывает замысел сотворения всего по любви.

5. Мы могли бы жить хорошо в хорошем мире, а как нам жить в таком измененном, как бы заколдованном мире?

Мир наш будет существовать только до определенного времени. Еще первым людям Адаму и Еве было обещано, что наступит миг, когда злу и греху придет конец. А после этого настанет новая Вечная жизнь, она будет даже прекрасней той, что была в Раю. Люди, верующие в Бога, получат возможность вновь обрести единство со своим Творцом.

А как же нам жить сейчас?

Смысл нашей жизни и всей человеческой деятельности - готовить себя к Жизни Вечной, выявлять замысел Божий, поддерживать Божие творение и по возможности противостоять злу.

Обобщение урока: Печать Божественной красоты неотъемлема от мира. Но мы должны знать, что находимся и живем в превращенном мире. Человек со своей разумной душой превосходит этот мир и ответствен за него.

Д. З:

Читать псалом 103 (рус. текст), выписать запомнившиеся стихи.

Тема 6

ОСЕННИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

(монтажный лист слайд-фильма)

1. Проверяем домашнее задание. Мы чувствуем, как велик и многообразен внешний мир, как богата жизнь.

Внутренняя жизнь человека еще многообразней, но она скрыта от глаз. Церковь предлагает нам особый ритм внутренней, духовной жизни, свой круг праздников. Осенью начинается Церковный год. Какие большие Церковные осенние праздники вы знаете?

2. Слайд иконы «Проповедь в храме»

14 сентября - Церковное новолетие. День, когда Христос начал проповедовать.

Как соединить с нашей жизнью этот праздник?

Надо искать его духовный смысл, именно он важен для нас. Праздник может дать нам нужное наставление.

Что такое проповедь? Слышали ли вы когда-нибудь проповедь? Кто ее произносил? Чем отличается проповедь от обычной речи? С какой целью ее говорят? О чем вы слышали проповеди? От чьего лица говорится проповедь? Что такое харизматическая проповедь?

Пример речи апостола Петра в день Пятидесятницы.

А считал ли апостол Петр себя учителем?

3. Кого мы обычно называем учителем, кого учеником?

Слово учитель имеет еще и более высокое значение. В Библии сказано: Один у вас Учитель _ Христос (Мф. 23, 8). И у нас, всех христиан, есть единый Учитель - Христос.

А мы кто?

Все мы являемся Его учениками и учимся всю жизнь.

Где же мы учимся?

Душа учится в Церкви, здесь для нее главная школа. Она приобретает личный опыт общения с Богом - своим Учителем.

4. Слайд иконы «Рождество Богородицы».

21 сент. - Рождество Богородицы.

Вспоминаем историю праздника. В чем его духовный смысл и значение лично для нас сегодня?

Рождение каждого человека несет с собой надежду. Не случайно, что именно в начале церковного года празднуется Рождество Богородицы. Оно говорит нам не только об исполнении древних пророчеств, но и о том, что Бог никогда не оставляет и не оставит нас. По нашему молитвенному зову Он спешит нам навстречу.

Разбираем смысл тропаря праздника.

Д. З:

Написать, о чем вам нужна проповедь и что из недавно слышанной проповеди вам запомнилось?

II. СМЫСЛ ЖИЗНИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...