Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Свобода человека




Тема 7

СМЫСЛ КРЕСТА

(монтажный лист слайд-фильма)

1. Разбор домашнего задания. О чем нам нужны сегодня проповеди?

Выясняя это, мы уже определяем направление наших нравственных усилий, то есть понимаем, что нам нужно делать.

А знаете ли вы, что в начале церковного года есть еще один праздник, который указывает нам, что нам делать в течение всей нашей жизни. Что это за праздник?

2. Слайды:

1. Икона «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня».

27 сентября - Двунадесятый праздник: Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня

2. Крест в ковчеге.

В чем же смысл Креста?

Крест - соединение земли и неба, призывание всего, что есть в жизни, к духовной высоте. Крест - признание высшего Божественного закона над законом плоти.

3. Крест над храмом.

Духовная высота - вертикаль, материальный мир - горизонталь.

4. Облачение схимника.

Когда мы совершаем крестное знамение происходит пронизывание всех явлений жизни духом Христа. Крест во время молитвы есть наше согласие с Христом.

Облачение схимника свидетельствует о наложении на себя сугубого креста, креста молитвенных трудов во имя Христа.

5. Кованые литовские кресты (слайды или иллюстрации из книги).

Воздвижение Креста - это праздник Священного Предания Церкви. Что такое Церковное Предание? Что в него входит?

Библия, богослужение, уставы, каноны, творения св. отцов, жития святых, история Церкви, церковное искусство. И везде в Священном Предании мы видим знак креста, напоминающий нам о новой жизни, о жизни со Христом и во имя Христа.

А трудная ли это жизнь, как вам кажется? Давайте почитаем отрывки из акафиста Кресту. Икос 10, 12 (с русским переводом).

Д. З:

Зарисовываем разные кресты, которые мы видели в Церкви, на кладбище, в книгах. Попробуем сами придумать различные виды и формы крестов. Каково их назначение? Где они могут находиться?

Тема 8

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. ЖИЗНЬ - ТРУДНАЯ ЗАДАЧА

1. Рассматриваем домашние зарисовки крестов. Показываем репродукции различных крестов, в том числе и литовских кованых. Подумаем, что значит для нас нести крест?

Нести крест - это значит нести труды, которые тебе посланы, делать то, что необходимо.

2. Жизнь по преимуществу есть труды. Мы должны готовить себя к ним. Иначе они могут показаться нам очень тяжелыми. Но труды - от слова трудно. К труду нужна еще и привычка. А она возникает только в процессе самого дела. Какие же труды нам предлагает жизнь? Назовем их...

У каждого свои труды и свой крест. (Примеры).

А как относиться к трудам другого человека?

Бережно. По возможности помогать ему нести

свой крест.

3. Показать репродукцию П. Брейгеля Несение Креста.

А трудно ли было Христу нести свой Крест?

Но взял Он его именно для того, чтобы соединиться с нами, стать как один из нас. Поэтому теперь Он всегда рядом с тем, кто берет на себя крест.

4. Теперь подумаем, что такое трудное дело, трудная

задача. Какую задачу называем трудной?

Которую не сразу можем решить.

Как преодолеваются трудности?

Усердием, неотступным усилием воли, молитвой. Ведь что значит решить задачу? Получить некоторое откровение о законах мира, о сущности различных вещей, о возможности их применения.

5. Любой труд решения начинается с наблюдения и во-

прошания. А потом что происходит?

Догадка. Если будем внимательны, наверняка у нас появится идея, что нужно делать, как решить задачу, которая стоит перед нами. А потом уже начинаем пробовать что-то делать, проверять свое предположение.

А надо ли бояться пробовать?

Нет. Сначала представим действие в уме. Если оно кажется нам правильным, почему не попробовать? Пробуем и видим - верно ли было наше предположение.

А если не верно?

Тогда наблюдаем еще внимательней, еще молитвенно вопрошаем, еще предполагаем и еще пробуем, сохраняя спокойствие.

Бывают в жизни задачи, которые приходится долго решать. Какие?

Когда задумывается большое, новое дело: начинаем строить город, завод или простой дом. Любое начинание - это не одна, а много задач. Надо научиться их одну за другой решать.

Но ведь всегда в жизни начинается что-то новое, жизнь идет и задачи сами прибавляются. Значит, сама жизнь и есть задача?

Нам надо научить себя всегда ждать задачи, быть готовым к решению, учиться отвечать на все возникающие вопросы, искать правильную последовательность действий.

Д. З:

1. Понаблюдать и постараться увидеть труды других людей.

2. Придумать трудную задачу из любой области жизни.

Тема 9

О МНОГООБРАЗИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Решаем трудные задачи, которые придумали сами. А какие задачи задает сама жизнь, что такое вообще жить? Что мы можем делать?

Читать, писать, считать, говорить, двигаться...

Человек все время делает какие-то дела. А для совершения дел необходимы определенные знания. Люди накапливают эти знания - так и рождается наука. Как ее можно определить?

Наука - это откровение о строении мира, о его законах и его развитии.

Какие вы знаете науки?

Гуманитарные: история, философия, право, психология, экономика, социология, искусствоведение, литературоведение, языкознание, и др.

Точные: математика алгебра, геометрия, математический анализ, тригонометрия, теория множеств, и др.

Естественные: география, физика, химия, медицина, астрономия, биология, ботаника, зоология, анатомия человека и др.

Технические: сопротивление материалов, электроника, программирование, технология производства, и др.

Какие бывают виды деятельности? А что такое искусство, искусный?

Полезная деятельность человека есть умение, в основе которого лежит знание.

В жизни есть:

- научная деятельность,

- искусство,

- производство,

- обслуживание.

Пример: изобретение машин, производство машин, обслуживание машин...

Обсуждаем причины возникновения той или иной деятельности и зависимость друг от друга различных видов человеческой деятельности.

Все в жизни взаимосвязано. Мы не можем обходиться друг без друга. Одни пекут хлеб, другие шьют ботинки, третьи строят дома. Все друг другу нужны. Человечество - это люди нуждающиеся друг в друге.

Рисуем цепочки. Кто кому нужен по виду деятельности: врач, инженер, художник...

Д. З:

1. Выбираем область приложения наших сил: что мы хотим делать в жизни?

2. Нарисуйте или напишите рассказик про человека - хорошего мастера своего дела. Но нужно, чтобы вы лично видели, как он работал.

Тема 10

О ТРУДАХ ЧЕЛОВЕКА. СЕЗОННЫЕ РАБОТЫ

1. Читаем домашние сочинения. Наши дела - труды нашей души, нашего ума и наших рук (Сир. 40, 1; 40, 18-28). Какие дела нужно делать в любое время года?

Лечить людей, убирать квартиру, шить одежду, какие еще?

2. А есть деятельность, связанная с определенным временем. Вспомним, какие это работы?

Сажать хлеб, убирать урожай. Эти работы называют сезонные.

Что человек делает осенью в деревне? В каких осенних работах вы сами участвовали?

Собирали грибы, убирали картошку...

Подумаем, что значит ставшее поговоркой выражение Всему свое время? (Еккл. 3, 1-8; Прит. 10, 5).

3. Задание в классе: Описание осеннего леса. Выделяем прилагательные. Богатство осенних красок. Называем цвета. (Пишем 5-7 минут, затем читаем).

4. А знаете ли вы, что есть цвет, который соединяет в себе все цвета? Как вы думаете, какой это цвет?

(Показать круг с цветными секторами. При его быстром вращении все цвета сливаются в белый цвет. Показать призму, которая разлагает солнечный луч на цвета радуги. )

Белый цвет объединяет в себе все цвета, так и Царство Небесное включит в себя все множество и разнообразие преображенной жизни. Вы, наверное, знаете, что бывают белые храмы, белые одежды священников, и это не случайно. Белый - цвет преображения, он напоминает нам, что мир будет преображен Духом и получит новое Божие благословение.

(Показываем репродукцию иконы Преображение Феофана Грека. )

Д. З:

Рисуем осеннюю природу красками. Считаем, сколько цветовых оттенков нам удалось передать.

Тема 11

ПОНЯТИЕ БОГАТСТВА

1. Рассматриваем домашние рисунки. Богатство красок говорит о богатстве жизни, о дарах земли. Что же такое богатство?

Драгоценные камни. Деньги. Полезные ископаемые. Богатство урожая...

2. Как подсчитывают богатства? Как измерить урожай?

Попробуем придумать задачи об уборке урожая.

3. Давайте вспомним из книг, как раньше убирали урожай, например, пшеницу. Кто знает, чем?

Жали серпом, молотили цепами, веяли лопатами.

А сейчас чем?

Сейчас убирают машинами - комбайнами.

Знаете ли вы такие слова: стерня, гумно, овин, нива, скирд, ток? Что они означают?

Объясняем смысл этих слов.

4. Осень несет богатство, изобилие плодов земных. Как нам не стать жадными? (Сир. 13, 30; 14, 3-4; 31, 1-12).

Вспоминаем притчу о распределении урожая (Лк. 12, 16-20).

Как нужно было поступать?

Большим урожаем надо делиться с бедными.

5. Богатство - этимология слова; выделение корня. Что есть истинное богатство? (Притч. 11, 28; 23, 4-5; 30, 7-9).

Богатство - это душа, обращенная к Богу, внутренний мир, организованный по слову Божиему. Если есть у человека такое богатство, никакие другие сокровища мира не имеют для него большого значения, так как он твердо знает, что не-исследимо (то есть не представимо) богатство Христово (Еф. 3, 7).

Д. З:

Выучить стихи об осени Тютчева или Пушкина. Чем привлекает нас стихотворение кроме описаний природы?

III. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...