Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет, система и методы криминалистики. История ее становления и развития

Министерство образования Российской Федерации

Казанский (Приволжский) государственный университет

Юридический факультет

                                     В.П. Лавров

  Р.Р. Рахматуллин

В.И. Романов

                                 А.Н. Шалимов      

 

Криминалистика

Краткий курс (конспект) лекций.

Под редакцией

Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П.Лаврова

Казань - 2013

 

 Лавров В.П., Рахматуллин Р.Р., Романов В.И., Шалимов А.Н.

Криминалистика: Краткий курс (конспект) лекций. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. - 171 с.

 

 

   Рецензенты:

С.Я.Казанцев - доктор педагогических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, начальник кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России

И.О. Антонов -  кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского (Приволжского) Федерального университета

 

 

Совершенствование правоохранительной  практики и развитие науки криминалистики опережают издание учебных курсов по криминалистике. В связи с этим настоящие лекции призваны дополнить тексты изданных учебников, способствовать изучению новых положений науки криминалистики, оказать помощь в овладении средствами решения криминалистических задач раскрытия и расследования преступлений. Данный курс (конспект) лекций содержит краткое изложение основных вопросов по темам учебной программы и является своего рода путеводителем при организации студентом своей самостоятельной работы и при подготовке к зачету или экзамену.

Для студентов и преподавателей юридических специальностей. Бакалавры смогут с помощью материалов лекций существенно расширить свой кругозор, магистры – обосновать и осуществить исследование научных тем. Полезным будет также специалистам-практикам.

 

ВВЕДЕНИЕ

Портрет современного  студента в последние годы существенно изменился. В условиях компьютерной «революции» его уже трудно представить без современных информационных технологий, электронных планшетов, ноутбуков, айфонов, с которыми он не расстается ни на лекциях, ни на практических занятиях и семинарах. Студент стал более прагматичным, информацию по дисциплине старается получать не из многотомных учебников и иных первоисточников, просиживая долгие часы в библиотеках, а из базы Интернета - быстро и оперативно. Такую психологию студента, основанного на принципе «получить максимум знаний за минимум времени», понять можно и изменить, пожалуй, затруднительно.

Однако студент все же понимает, что ему нужен не только минимум информации, от чего он может отталкиваться при овладении знаниями и получении определенных криминалистических навыков. Конечно, он также понимает - направляющим весь этот познавательный процесс является живое слово преподавателя (на лекциях и лабораторных занятиях). Другим инструментом по овладению дисциплиной может явиться краткий конспект лекций.

Чем вызывается издание данного конспекта лекций при богатом учебном материале по курсу криминалистики? Прежде всего, данный конспект лекций для студентов учитывает весь тот богатый материал, который содержится в учебниках по криминалистике. Однако он выгодно отличается от обширных учебников по криминалистике своей краткостью и тем, что предполагает регулярное переиздание с учетом самых последних изменений в науке и практике.

Трудно не согласиться с тем, что в последние годы общий уровень криминалистических знаний у студентов не высок. По мнению авторов, количества лекционных часов недостаточно для доведения до студентов всего материала. Поэтому значительное внимание должно быть уделено самостоятельной работе студентов. Данный конспект лекций является хорошим подспорьем при самостоятельной подготовке студента к занятиям. Конспект содержит краткое изложение основных вопросов по темам учебной программы и является своего рода путеводителем при организации студентом своей самостоятельной работы и при подготовке к зачету или экзамену. В частности, своим понятийным аппаратом он поможет студенту правильно сформулировать решения по конкретным заданиям.

Предлагаемый краткий курс лекций по криминалистике предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». В нем учтены требования Государственного образовательного стандарта по указанному предмету, в сконцентрированном виде приводятся концептуальные положения о предмете криминалистики, ее природе и методологических основах. По своему содержанию он соответствует современному уровню развития науки криминалистики. В нем учтены изменения уголовно-процессуального законодательства, других нормативно-правовых актов, изданных в последнее время.  

Важно отметить, что для успешной сдачи экзамена по данному предмету знаний в объеме конспекта лекции недостаточно. Перспективным представляется обучение в режиме «студент-преподаватель», когда перед непосредственным общением с преподавателем студент уже имеет общее представление («ориентир») по рассматриваемой теме.

В частности, студент может заранее ознакомиться с планом и кратким содержанием предстоящей лекции. Благодаря определенной «консервативности» (в положительном смысле) науки криминалистики темы лекций, их структура в разных вузах в большинстве случаев совпадают.  Это поможет лучше воспринимать излагаемый лектором материал, не отвлекаясь на запись того, что есть в изданном конспекте; позволит успеть законспектировать новые, сообщаемые и развиваемые преподавателем положения темы. Криминалистика является бурно развивающейся научной областью, поэтому лектору важно довести до студента информацию о последних достижениях научной мысли в области криминалистики и, в том числе, в сфере научно-технического прогресса.

Предлагаем пособие вместе с собственным конспектом лекций позволит студенту рациональнее использовать время при изучении рекомендованной литературы. Используя пособие, студент должен учитывать результаты происходящей в России судебно-правовой реформы, новые нормативные акты и тенденции в развитии уголовно-процессуального законодательства. В связи с этим необходимо постоянно следить за публикациями в юридической периодической печати, изучать материалы судебной практики.

Представленный конспект по ряду позиций носит авторский характер, выражает точку зрения авторов. При изучении учебников по криминалистике, а также других юридических источников, студент может встретить и иные точки зрения.  Он вправе изложить свою позицию при выполнении письменных заданий, на практических занятиях, в процессе аттестации по криминалистике, аргументируя при этом свою точку зрения.

 

                                                               ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 4 марта 2013г. №20-ФЗ) // Российская газета. 2013. 6 марта.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 4 марта 2013г. №20-ФЗ) // Российская газета. 2013. 6 марта.

4. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2012г. №244-ФЗ // СЗ РФ. 2011 №7. Ст.900.

5. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»: от 28 декабря 2010 г. №403-ФЗ // СЗ РФ, 2011. №1. Ст.15.

6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г №144 – ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2012г. №207-ФЗ) // СЗ РФ,1995. №33. Ст.3349.

7. Федеральный закон «О противодействии коррупции»: от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.

8. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Р.С.Белкина. – М.: НОРМА, 2000. – 990 с.

9. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. – М.:НОРМА, 2001. - 240с.

10. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI, 2000. – 2-е изд. доп. – 334с.

11. Ищенко Е.В., Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие / Под общей редакцией А.В.Аничкина. – М.: Юридическая фирма «Контакт»: «ИНФРА-М», 2010. – 688с.

12. Криминалистика: Учебник для студентов вузов /под ред. А.Ф.Волынского, В.П.Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 943 с.

13. Криминалистика: учебник / под общей ред. А.Г. Филиппова. 4 изд. - М.: Юрайт, 2011.  - 835с.

14. Криминалистика: учебник / Е.П.Ищенко, О.В.Волохова, Н.Н.Егоров /Под ред.Е.П. Ищенко. – М: Проспект, 2011. - 349с.

15. Эксархопуло А.А. Криминалистика: Учебник. С-Пб., 2009. - 904с.

16. Криминалистика: учебник / Отв. ред. Н.П.Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, - 2011. 454с.

РАЗДЕЛ I. Теоретические и методологические основы

  криминалистики.

Тема 1. Предмет, система и методы криминалистики. История ее становления и развития

                                                                                    Основные вопросы

1. Предмет и задачи науки криминалистики.

2. Система криминалистики. Место криминалистики в системе юридических наук.

3. Методы криминалистической науки.

 

     1. В последние сто лет преступность (прежде всего, профессиональная и организованная), вооружившись новейшими техническими средствами и иными современными знаниями, использует все более изощренные методы подготовки, совершения и сокрытия преступлений. Правоохранительные органы, прежде работавшие на основе житейского опыта, здравого смысла (яркие примеры – методы Шерлока Холмса, Пуаро, Мегре и др.), все чаще оказывались бессильными перед очередным вызовом преступности. В этих условиях возник социальный заказ на создание системы научных знаний, способной успешно противостоять преступности нового качества. На этот заказ государства и общества наука ответила созданием отрасли знания, которую австрийский судебный следователь, ставший затем университетским профессором, Ганс Гросс в конце  19-го века назвал криминалистикой (от лат. crimen – преступление).

В представлении ученых и практических работников, криминалистика как одна из наук и учебных дисциплин так называемого криминального (уголовного) цикла возникла и развивалась как система знаний о том, как надо раскрывать, расследовать и предупреждать преступления. В предмет криминалистики как науки входят два вида деятельности: деятельность по совершению преступлений и деятельность правоохранительных органов государства по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и судебному разбирательству дел о них.

В связи с тем, что указанные виды деятельности в той или иной мере изучаются и в других науках криминального цикла (уголовном праве, уголовном процессе, теории оперативно-розыскной деятельности), возникла необходимость дифференциации предметов этих наук. Существуют различные мнения по поводу предмета криминалистики. Так, И.Ф.Пантелеев определял криминалистику как науку о раскрытии преступлений и считал ее предметом закономерности, характеризующие процесс именно раскрытия преступления.

В настоящее время чаще других стало применяться определение предмета криминалистики, основанное на концепции профессора Р.С. Белкина: криминалистика - это наука о закономерностях механизма преступления; возникновения информации о преступлении и его участниках; собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений.

Как следует из определения, в предмет криминалистики включено изучение того типичного, повторяющегося, устойчивого, что характерно для каждого из двух указанных выше видов деятельности. В частности, речь может идти о закономерностях выбора и реализации способа подготовки, совершения и сокрытия преступления, противодействия его расследованию и др. Студент должен иметь четкое представление о сущности названных закономерностей.

Главная задача  криминалистики - содействовать борьбе с преступностью своими специфическими средствами и методами, обеспечивать эту деятельность научными криминалистическими разработками, техническими, тактическими приемами и методическими рекомендациями.

Специальные задачи науки криминалистики вытекают из ее предмета и связаны как с элементами системы криминалистики, так и с изменяющимися социально-экономическими условиями развития общества.

Исходя из сказанного выше, к числу важнейших (приоритетных) современных задач криминалистики относится научное обеспечение:

- неотвратимости ответственности за преступление;

- разработки новых и модернизации имеющихся технико-криминалистических методов и средств;

- борьбы с преступлениями в сфере экономики;

- расследования организованной преступной деятельности;

- борьбы с наркоманией и наркобизнесом;

- борьбы с терроризмом;

- повышения эффективности отдельных следственных действий и всего расследования в целом;

- разработки и совершенствования методик судебно-экспертных исследований и др.

     В настоящее время в криминалистике на передний план выступают проблемы развития языка криминалистики и уточнения понятийного аппарата в сторону повышения однозначности и непротиворечивости криминалистических терминов и категорий.

Источниками криминалистической науки являются:

а) закон;

б) правоприменительная практика;

в) наука.

Основным критерием актуальности научных разработок и рекомендаций криминалистики является практика – прежде всего следственная и экспертная. Своевременно откликаясь на потребности практики, выполняя ее заказы, криминалистика в то же время должна заботиться и о своих теоретических основах, развивая и углубляя общую теорию науки. Без этого невозможно эффективно выполнять прикладные задачи, совершенствовать практику.

Таким образом, содержание, сфера применения и задачи криминалистики, а также ее природа обусловливают ее связь с рядом юридических наук и иных отраслей научного знания. Так, при расследовании преступления первоначально следует ответить на вопрос, какие обстоятельства дела имеют юридическое значение и что подлежит выяснению дополнительно (уголовно-правовая задача). Затем - как искомые обстоятельства установить (криминалистическая и оперативно-розыскная задача) и закрепить (уголовно-процессуальная задача).

 

2. Системасовременной криминалистики в России и в ряде других стран традиционно включает четыре раздела:

1) общая теория криминалистики;

2) криминалистическая техника;

3) криминалистическая тактика;

4) методика расследования отдельных видов преступлений[1].

Исследователи почти единодушно подчёркивают, что исторически своё начало криминалистика берёт с криминалистической техники, а в ряде стран криминалистическая техника и сейчас охватывает криминалистику в целом. Например, в США, Англии, Франции и некоторых других странах криминалистика ограничивается криминалистической техникой и называется полицейской наукой или даже полицейской техникой.

    Общая теория криминалистики - система основных идей, принципов, теоретических концепций, понятий, категорий, определений и терминов, а также методов их познания и формирования. Она исходит из задачи дать представление об основах, общих положениях, общих чертах поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе и ее закономерностях.

В области общей теории криминалистики в настоящее время, кроме продолжающегося процесса самоидентификации самого предмета этой науки, наиболее перспективными представляются углубленные исследования отдельных частных криминалистических теорий (учений): криминалистической идентификации,  криминалистического прогнозирования, пространственно-временных связей и отношений, следственных ситуаций, противодействия расследованию преступлений и мерах его преодоления и др.

Современную криминалистику невозможно себе представить в отрыве от таких общественных наук, как философия, этика, логика, судебная психология.

Криминалистику и специальные отрасли естественных наук (судебная химия, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология) роднят как цель применения соответствующих достижений этих наук – обеспечение борьбы с преступностью, так во многих случаях и общность объектов исследования. 

Естественные и технические науки наиболее тесно связаны с разделом «криминалистическая техника».

 

3. Методы  криминалистики – это основные способы решения научных задач в ходе криминалистических исследований теоретического и прикладного характера. Их можно подразделить по следующим уровням:

1) всеобщий метод познания – философский метод материалистической диалектики, на котором базируется теория отражения преступления и его следов в окружающей среде.

2) Общие (или общенаучные) познавательные методы, теоретически осмысленные различными науками и применяемые во многих областях практической деятельности: наблюдение, измере­ние, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, логические, математические, кибернетические методы и т.д.

3) Специальные методы – это, прежде всего методы, разрабатываемые самой криминалистикой для решения своих задач с учетом объектов и средств познания. Примеры: методы криминалистической идентификации; метод фотографической развертки следов на пуле, приемы осмотра, обыска, допроса; методы планирования расследования.

С каждым годом все активнее используются в криминалистике математические и вероятностно-статистические методы (например, для разработки новых методик почерковедческой, баллистической, дактилоскопической, автотехнической экспертиз), физические и химические методы (методы спектрального анализа, электронной микроскопии, рентгеноструктурного анализа и др.). В криминалистических научных исследованиях применяются методы, разработанные в социологии: анкетирование расследуемых и архивных уголовных дел о преступлениях; интервьюирование (опрос) следователей, судей; методы прогноза и др.

 

 

Более подробно вопросы данной темы                    

                                                     изложены в следующих источниках:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. - М.: Юрид. лит.,1988. 304с.

2. Белкин Р.С. Курс криминалистики:  в 3т. Т.1: Общая теория криминалистики. - М.: Юристъ, 1997. – 480с.

3. Головин А.Ю. Криминалистическая систематика / Под общ. ред. проф. Н.П.Яблокова. М.: ЛексЭст, 2002. -336с.

4. Криминалистика: Учебник для студентов вузов /под ред. А.Ф.Волынского, В.П.Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 943 с.

5. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М.: Высшая шко­ла МВД СССР, 1973. 215с.

6. И.Ф.Крылов Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. Изд-во Ленинградского университета. Ленинград,1975. 188с.

7. Возгрин И.А. Введение в криминалистику: История, основы теории, библиография.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс»,2003. 475с.

8. Торвальд Ю. Сто лет криминалистики.- М.: Прогресс, 1974. 439с.

9.  Эксархопуло А.А. Предмет и система криминалистики: Проблемы развития на рубеже XX-XXI веков. - СПб.: Дом СПбГУ, 2004. 112с.

10. Яблоков Н.П., Головин А.Ю. Криминалистика: природа, система, методологические основы. – М.: Норма, 2011. – 288с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...