Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Криминалистическая фотография, аудио- и видеозапись.

                                                                                       Основные вопросы

1. Понятие, значение и система криминалистической фотографии.

2. Понятие, значение, основные методы видеосъемки и ее применение в расследовании преступлений.

3. Криминалистическая звукозапись и ее использование в доказывании по уголовному делу.

 

1. Криминалистическая (ее еще именуют судебной) фотогра­фия и видеозапись - отрасль криминалистической техники, изу­чающая фотографические и видео-средства, приемы и методы фик­сации, исследования и демонстрации объектов, имеющих доказа­тельственное или ориентирующее значение по уголовному делу.

Значение судебной фотографии и аудио- видеозаписи велико. Фотографический метод фиксации по сравнению с описанием в прото­коле обладает рядом преимуществ: полнота и объективность изо­бражения снимаемого объекта, быстрота запечатления объектов съемки, возможность определения размеров запечатлеваемого объ­екта по его отображению на фотографии или видеоленте, возмож­ность получения неограниченного количества копий изображения.

Фотоснимки и видеозаписи могут использоваться как докумен­ты, содержащие криминалистически значимую информацию. Нередко доказательственное и поисковое значение изображенных объектов (особенно их взаимосвязь) определяется значительно позже следст­венного действия, во время которого они были запечатлены.

Фотография применяется для получения новых доказательств при производстве ряда экспертиз (восстановление невидимых тек­стов, обнаружение следов подчисток, дописок, выявление следов наложений и т.д.).

Фотоснимки и видеозаписи служат надежным средством обес­печения наглядности и передачи суду информации, полученной следователем, оперативным работником и экспертом.

По своему целевому назначению криминалистическая фотография подразделяется на запечатлевающую и исследовательскую.

В последние годы на смену традиционной фотографии, в основе которой лежал негативно-позитивный процесс, пришла цифровая фотография – получение изображений посредством применения компьютерных технологий. Основное отличие цифровой фотокамеры от классической заключается в том, что изображение формируется не на фотопленке, а на специальном электронном светочувствительном устройстве – приборе с зарядовой связью (ПЗС, ССD-charge coupled device). В процессе экспонирования ПЗС осуществляет преобразование оптического изображения объекта в электрический видеосигнал в цифровом формате. Отсюда и название – цифровая фотография.

Вид съемкипредставляет совокупность рекомендаций для фотографирования определенных групп объектов. Так, при фото - и видеосъемке места происшествия применяются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемки. Для целей отождествления погибшего и розыска скрывшегося подозреваемого (обвиняемого) используется сигналетическая (опознавательная) съемка.

От видов следует отличать методы судебной фотографии. Ме­тоды судебно-оперативной фотографии: панорамная съемка, сте­реография, измерительная фотосъемка, репродукционная фотогра­фия, макрофотография.

Судебно-исследовательская фотография рекомендует следую­щие фотографические методы исследования вещественных доказа­тельств: теневая съемка, фотографирование в ультрафиолетовых лучах, фотографирование в инфракрасных лучах, съемка в рентге­новских лучах, цветоделителъная съемка.

Студент должен усвоить суть и назначение каждого из вышеназванных видов и методов судебной фотографии. Они изложены во многих учебниках по криминалистике.

Результаты применения средств и методов криминалистической фотографии могут быть использованы в процессе расследования лишь при условии надлежащего процессуального оформления.

В протоколе следственного действия должны быть кратко указаны (ст. 166 УПК РФ):

1) объекты фотосъемки;

2) примененные фотосредства (вид и марка аппарата, объектива, светофильтра, тип фотоматериала и др.);

3) условия, порядок и методы фотографирования, характер (вид) освещения, основные точки съемки с указанием их на плане или схеме места происшествия;

4) полученные результаты.

Основные точки съемки необходимо указывать для обеспечения сопоставимости результатов съемки при осмотре места происшествия и проверке показаний на месте.

Снимки, приобщаемые к протоколу, оформляют в виде фототаблицы.  Фототаблица должна иметь заголовок, в котором указывается ее процессуальный источник (Приложением к какому протоколу она является). Снимки нумеруются, сопровождаются краткой пояснительной записью, скрепляются печатью того органа, где изготовлена фототаблица. Каждая страница фототаблицы со снимками заверяется подписью лица, осуществлявшего фотографирование и изготовившего фототаблицу, а также следователя. Фототаблица подшивается к протоколу следственного действия.

Познания в области судебной фотографии используются также при проведении особой разновидности экспертизы - судебно-фотографической. Ее задачи: установление способа получения и изготовления фотоизображений, аппаратуры, применявшейся при этом; отождествле­ние аппаратуры, с помощью которой получена та или иная фотография; установление признаков монтажа, ретуши и т.п.

 

2. Криминалистическая видеозапись – это система научных положений, технических средств, методов и приемов, используемых при изготовлении, демонстрации и хранении видеофильмов с целью предупреждения, выявления, раскрытия, расследования преступлений и разрешения уголовных дел в суде.

Видеозапись сочетает в себе наглядно-образную и вербаль­ную формы фиксации доказательственной информации. Материалы видеозаписи имогут быть воспроизведены уже на месте следственного действия, после оконча­ния съемки. Однако в видеограмме находится обычно немало избыточной информации. Уменьшить ее количество помогает составле­ние план-сценария видеосъемки, производимой в ходе следственного действия.

Видеосъемка позволяет запечатлеть динамику действий, явле­ний, имеющую значение для установления истины по делу. Поэто­му чаще всего она используется для фиксации хода и результатов следственного эксперимента, проверки показаний на месте, предъявлении лиц для опознания (по их динамическим при­знакам), допросах глухонемых, осмотрах мест определенных про­исшествий (транспортных катастроф, пожаров, авиакатастроф и т.п.), когда требуется быстрая фиксация большого комплекса несу­щих важную информацию объектов.

Видеозапись может применяться и в процессе экспертных исследований - для фиксации быстротекущих, неразличимых глазом процессов, например, процессов выстрелов, исследуемых в баллистической экспертизе, при получении некоторых образцов для сравнительного исследования.

В качестве средств запечатлевающей видеозаписи использу­ются высококачественная бытовая, а также специальная видеоаппаратура и принадлеж­ности к ней.

Материалы видеозаписи, используемые в деятельности правоохранительных органов, имеют следующее процессуальное положение:

- видеофильмы, полученные в результате ОРД, обретают затем статус оперативных материалов, а при надлежащем процессуальном оформлении – и значение доказательств по уголовному делу;

- видеофильмы, изготовленные при производстве следственных действий, обретают статус приложений к протоколам соответствующих следственных действий;

- статус вещественных доказательств либо документов;

- видеофильмы, изготовленные при проведении некоторых судебных экспертиз, иллюстрирующие отдельные их положения, являются материалами экспертных заключений.

Проведение видеосъемки и использование полученных материалов в процессе расследования уголовных дел и в суде осуществляется на основании ряда статей УПК РФ (ч. 6 ст. 164 179, 189, 190, 192 УПК РФ и др.).

Техника видеосъемки предполагает умелое пользование видеоаппаратурой, освещение, режим съемки (медленный, средний, высокоскоростной).

Независимо от способа съемки (со штатива, с руки) всегда важно сохранять изображение устойчивым. Поэтому перед началом съемки полезно изучить маршрут движения, чтобы учесть неровности.

К основным операциям, выполняемым при композиционном построении кадра, относятся:

- выбор точки и направления съемки (позиция камеры по отношению к фиксируемым объектам);

- масштабное построение кадра;

- компоновка (расположение объектов в кадре);

- светотональное решение (освещение объектов в кадре).

Масштабное построение кадра позволяет за счет передаваемых различных планов показать общую обстановку проведения следственного действия, выделить узловые моменты и детали, акцентировать внимание на основном объекте съемки и его действиях. При производстве видеозаписи для фиксации статичных, а также находящихся в движении объектов пользуются, как правило, общим, крупным и детальным планами.

Расположение в кадре отдельных элементов изображения (компоновка) существенно влияет на их восприятие. Основным правилом при компановке кадра является максимальное его насыщение. Это означает, что при видеозаписи в кадре должны находиться наиболее существенные объекты съемки. Не следует загромождать кадр лишними предметами.

К числу операторских приемов видеосъемки относятся: статичный кадр; панорамирование; «наезд» и «отъезд».

 

3. Криминалистическая звукозапись – раздел криминалистической техники, представляющий собой систему научных положений, технических средств, а также разработанных на их основе методов, приемов запечатления фактических данных путем разъяснения звуковой информации о них на магнитный или иной носитель для использования в качестве источника судебных доказательств, а также в тактических и оперативно-розыскных целях.

В настоящее время в доказывании по уголовному делу используются следующие виды фонограмм, являющихся результатом звукозаписи как средства фиксации и получения фактических данных:

1. Фонограммы – приложения к протоколам следственных и судебных действий, изготавливаемые в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и являющиеся источниками получения фактических данных о ходе и результатах соответствующих следственных действий.

2. Фонограммы, поступающие в распоряжение органов предварительного следствия в соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Фактические данные, содержащиеся в этих фонограммах, подлежат проверке в ходе предварительного следствия, после чего фонограммы могут быть приобщены в качестве доказательств к материалам уголовного дела, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуального кодекса РФ.

3. Фонограммы, изымаемые в ходе обысков, выемок и добровольно предоставляемые гражданами, учреждениями, организациями. Эти фонограммы можно разделить на следующие группы:

А) фонограммы – продукты преступной деятельности:

контрафактные фонограммы;

фонограммы, содержащие сведения, публикация которых запрещена;

фонограммы, используемые в качестве средства шантажа или дезавуации деятельности отдельных лиц и организаций;

фонограммы, содержащие похищенную информацию;

фонограммы, являющиеся отчетом о результатах преступной деятельности;

фонограммы, используемые с целью фальсификации фактов доказательств;

другие фонограммы, изготовляемые в рамках преступной деятельности.

Б) Фонограммы-документы, являющиеся носителями сведений о исследуемом событии. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ в числе доказательств названы «иные документы», к которым отнесены материалы аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные в порядке, установленном ст. 86 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Это могут быть фонограммы и сигналограммы, регистрирующие ход и результаты производственной, общественной деятельности, записи переговоров экипажей воздушных и морских судов, дежурных и диспетчерских служб, фонограммы радио- и телевизионных передач, бытовые фонограммы, в том числе записи автоответчиков на абонентских телефонных аппаратах.

 

 

Более подробно вопросы данной темы

                                                    изложены в следующих источниках:

1. Газизов В.А., Филиппов А.Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений. -М.: Щит-М, 1998. -135 с.

2. Галяшина Е.И., Хуртилов В.О. Фоноскопия. – М.: ЭКЦ МВД России, 2005. – 96с.

3. Душеин С.В., Егоров А.Т., Зайцев В.В., Хрусталев В.Н. Судебная фотография. – Спб.: Питер, 2005. - 368 с.

4. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза: Учебник. – М.: Юрайт, 2002. - 320 с.

5. Зубов Г.Н. Диагностика аутентичности видеофонограмм, способы и признаки модификации, критерии оценки // Эксперт-криминалист. 2012. № 2. С. 11-15.

6. Концептуальные основы криминалистической экспертизы видеозаписей // Под ред. А.Ш.Каганова. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 200с.

7. Костикова Н.А. Применение звукозаписи в следственной деятельности // Российский следователь. 2012. № 6. С. 4-6

8. Криминалистика. Полный курс: учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Юрайт. 2011. – 835 с.

9. Курс криминалистики: В 3 Т. Т. 1 Общетеоретические вопросы. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика / Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. – Спб.: Изд-во «Юр. центр Пресс». 2004. - 682 с.

10. Романов В.И. Применение научно-технических средств при расследовании преступлений. Казань: Центр инновационных технологий. 2001. -196 с.

11. Россинская Е.Р. Криминалистика: Курс лекций. – М.: Норма, 2006. – 384 с.

12. Ростовцев А.В. Преодоление противодействия расследованию, совершенного путем внесения изменений в цифровые данные // Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: Сб. матер. 51-х криминалистических чтений: В 2-х ч. – М.: Академия управления МВД России, 2010. Ч. 1. С. 196-200.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...