Торможение двигателем. Активное торможение. Сцепление–тормоз
Торможение двигателем Давайте еще раз посмотрим на рисунок 44. Что вы должны были делать в точке " Г"? Просто убрать " газ"! И в результате этого машина сразу начала терять скорость. А почему? Понять ответ на этот вопрос вам поможет схема силовой установки автомобиля (см. рис. 25). Коробка передач содержит в себе набор шестеренок различного диаметра, и когда вы включаете какую-либо передачу, то тем самым вводите в зацепление некоторые из них. В результате этого ведомый диск сцепления соединяется с ведущими колесами. Если диски сцепления будут тоже соединены (педаль сцепления наверху), то крутящий момент от двигателя будет передаваться через сцепление и коробку передач на колеса автомобиля. Но передается он только в том случае, если вы нажимаете на педаль газа, то есть " кормите" двигатель. А если педаль газа отпустить? Тогда двигатель прекращает отдачу крутящего момента, и силы инерции движения пытаются прокручивать вал двигателя через ведущие колеса в обратном по схеме порядке. И это им удается, но с трудом. Если бы вам хоть раз пришлось поработать " кривым стартером" (пусковой рукояткой) для запуска двигателя, то стало бы понятно, что не просто с трудом, а с большим трудом удается проворачивать коленчатый вал двигателя. Соответственно, силы инерции движения начинают иссякать, и автомобиль теряет скорость. Вот это и есть торможение двигателем. Можно немного проще понять или, по крайней мере, почувствовать торможение двигателем, даже если сегодня у вас только второй урок по вождению автомобиля. Допустим, вы включили первую передачу и начали движение. А что если сразу же после старта убрать " газ"?
Правильно, скорость движения начнет активно уменьшаться, а автомобиль дергаться. Через несколько метров мотор заглохнет и машина остановится. А что произойдет, если, прежде чем убрать " газ", вы нажмете педаль сцепления? Автомобиль прокатится по инерции весьма значительное расстояние (в несколько раз больше, чем в предыдущем опыте). Почему такая разница? Так вы же отделили двигатель от ведущих колес, и теперь силы инерции движения не имеют сопротивления с его стороны. Конечно, позже автомобиль обязательно остановится, поскольку действуют и другие силы сопротивления движению. К ним относятся силы: сопротивления качению колес, трения колес о дорогу, сопротивления воздуха и другие. Но " свободный выкат" автомобиля всегда будет в несколько раз больше, чем путь, пройденный автомобилем в процессе торможения двигателем, так как отсутствует активное сопротивление со стороны " некормленого" двигателя. Теперь пару слов о передачах. Вы прекрасно знаете, что начинать движение с места надо на первой, самой " сильной" передаче. Затем, когда машина разгонится и обеспечит себе некоторый запас инерции движения, можно переключаться на менее " сильную" вторую передачу, потом на " слабую" третью и так далее. Передачи сохраняют свою " силу" и при торможении автомобиля двигателем. " Слабые" передачи тормозят слабо, а " сильные" – сильно. Иными словами, переключая передачи, вы можете регулировать интенсивность торможения двигателем. Но для торможения и остановки автомобиля только с помощью двигателя требуется достаточно большое расстояние и спокойная дорожная обстановка. Поэтому в современных условиях и, особенно в крупных городах, без активного торможения с использованием тормозной системы не обойтись. Активное торможение Давайте вернемся к страницам, где была описана последовательность действий при торможении и остановке. Разговор пойдет о пунктах 4 и 5. Так, что все-таки нажимать первым – сцепление или тормоз?
Предлагаю немного поразмышлять, а затем и проверить результаты этих размышлений на практике. Сцепление–тормоз Допустим, сейчас вы движетесь со скоростью около 10 км/ч. Этой скорости соответствует " сильная", но медленная первая передача. Машина приближается к тому месту, где вы решили остановиться. Далее возможны два варианта действий: Вариант 1 (неверный). Убираем правую ногу с педали газа, переносим ее на педаль тормоза и слегка на нее нажимаем. В результате этих действий мотор хочет заглохнуть, машина начинает дергаться, а вы нервничать. Чтобы всем успокоиться, следует отделить двигатель от трансмиссии и ведущих колес. Для этого надо нажать педаль сцепления и развести два диска. Тогда возникает вопрос. А почему бы сразу не нажать сцепление? Вариант 2 (верный). Левой ногой быстро, до упора нажимаем педаль сцепления и сразу же отпускаем педаль газа, как на качелях (см. рис. 34 б). В это время машина начинает плавно терять скорость. Затем вы нажимаете на педаль тормоза и спокойно останавливаете свой автомобиль в запланированном месте. Исходя из результатов этого эксперимента, можно сделать вывод: • При торможении на малых скоростях движения сначала следует нажимать педаль сцепления и лишь затем педаль тормоза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|