Налогообложение кредитных организаций
В налоговых правоотношениях банки занимают особое положение, поскольку они одновременно обладают статусом налогоплательщика и агента государства, посредством которых производятся обязательные платежи в бюджетную систему или внебюджетные фонды. Несмотря на то что формально банки не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам отношений, регулируемых налоговым законодательством, фактически они таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом. Налоговый кодекс РФ (ст. 11) определяет банки (банк) как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ. В соответствии с НК РФ к налогообложению банков применяются общие подходы, которые проявляются в применении к банкам норм налогового права, используемых для налогообложения организаций вообще. Существуют особенности, заключающиеся в применении для налогообложения банков особых правил, что отличает их от других организаций. Исключение составляет налогообложение Центрального банка РФ, который занимает обособленное положение в налоговых отношениях. Особый подход, применяемый к налогообложению Центрального банка, заключается в установлении исключительных правил, отличающих налогообложение Банка России от других банков. Во-первых, Центральный банк по сравнению с иными банками освобожден от уплаты некоторых налогов. Так, ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте»1 устанавливает, что ЦБ РФ не является плательщиком налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О налоге на имущество предприятий»2 также ЦБ РФ и его уч-
1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3592; 1998. № 29. Ст. 3396. 2 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221. реждения не включает в состав плательщиков налога на имущество предприятий. Во-вторых, при исчислении установленных для уплаты банками налогов Банку России в некоторых случаях адресованы особые правила налогообложения. Специфика налогово-правового статуса Центрального банка РФ определяется тем, что, с одной стороны, он является проводником государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации и в этой связи получение прибыли не является его основной целью, а с другой стороны, Центральный банк РФ может выполнять банковские операции и извлекать из этого прибыль. Проблемы в определении правового статуса Банка России объясняются неопределенностью его места в системе органов государственной власти, что неминуемо проецируется и на область налоговых отношений, способствует противоречивому толкованию некоторых норм законодательства о налогах и сборах. Например, на практике возникали спорные ситуации, касающиеся правомерности уплаты Банком России земельного налога. Неопределенность правового статуса Центрального банка РФ явилась основанием для распространения налоговой льготы, а именно установленного п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» освобождения от уплаты земельного налога земель, предоставляемых для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, и на Центральный банк РФ. Однако Министерство РФ по налогам и сборам разъяснило, что Центральный банк РФ не является органом государственной власти РФ и, соответственно, не имеет права на льготу по уплате земельного налога'. Основной обязанностью банков как налогоплательщиков является предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2 налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с НК РФ.
1 См.: Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 27 апреля 2001 г. «Об исчислении и уплате земельного налога» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. №7. 2 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 614 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации Банки являются плательщиками федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Федеральными налогами, уплачиваемыми банками, являются: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Региональным налогом, взимаемым с банков, выступает налог на имущество организаций, а местными — земельный налог и налог на рекламу. При этом налог на имущество1, единый социальный налог и земельный налог уплачиваются банками по общим правилам, единым для всех организаций. Банки являются плательщиками налога на прибыль организаций, установленного в ст. 246—333 (гл. 25) НК РФ, поскольку налогоплательщиками признаются российские, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом обложения налогом является прибыль, полученная банком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В соответствии со ст. 11 Закона о Банке России прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от совершения банковских операций и сделок, а также доходов от участия в капи-- тал ах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением им своих функций. Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности определения доходов и расходов банков, которые заключаются в сле- 1 Установлен Федеральным законом «О налоге на имущество предприятий» (Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221); Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (БНА РФ. 1995. № 11; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 8); Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации» (БНА РФ. 1996. № 2; Российская газета. 2002. 6 апр.).
Глава 24. Особенности налогообложения отдельных субъектов 615 дующем: 1) конкретизация общих доходов и расходов налогоплательщиков с учетом особенностей определения доходов и расходов банков; 2) установление дополнительных доходов и расходов банков, понесенных при осуществлении ими банковской деятельности. Определение доходов банков обладает следующими особен*-ностями. 1. Конкретизация общих доходов налогоплательщиков (ст. 249—250) с учетом особенностей определения доходов банков. Например, по операциям купли-продажи иностранной валюты для банков установлен особый порядок определения их доходов (ст. 290). 2. Дополнительные доходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности (помимо предусмотренных ст. 249— 250). К доходам банков от осуществления банковской деятельности, в частности, относятся доходы: в виде процентов от размещения банком денежных средств, предоставления кредитов и займов; в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов и осуществления расчетов; от инкассации; от проведения операций с иностранной валютой; по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней; от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц; от депозитарного обслуживания клиентов и другие доходы, связанные с банковской деятельностью. При этом в доходы банков не включаются суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков (ст. 290). Банки уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, определение которых отличается следующими особенностями:
1. Конкретизация общих расходов налогоплательщиков (ст. 254—269) с учетом особенностей определения расходов банков. Например, проценты по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до семи дней (включительно) при определении налоговой базы учитываются исходя из фактического срока действия договора без учета положений п. 1 ст. 269 НК РФ. 2. Дополнительные расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности (помимо предусмотренных ст. 254—269). В частности, к расходам банков, понесенным при 616 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации осуществлении банковской деятельности, относятся: проценты по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц, проценты по собственным долговым обязательствам, межбанковским кредитам, приобретенным кредитам рефинансирования, займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах, а также иным обязательствам банков перед клиентами; суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию; комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям; расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах; убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней; расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств и другие расходы, связанные с банковской деятельностью. В расходы банков не включаются суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций. Налоговой базой налога на прибыль, уплачиваемого банками, признается денежное выражение прибыли банков, подлежащей налогообложению. Налоговый кодекс РФ предусматривает дифференцированные ставки налога на прибыль (ст. 284), не имеющие особенностей по отношению к банкам. Исключение составляет Центральный банк РФ, прибыль которого от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом о Банке России, облагается налогом по ставке 0%. Прибыль, полученная от осуществления деятельности, не связанной с выполнением Банком России возложенных на него функций, облагается налогом по ставке 24%. Налоговый кодекс для банков устанавливает особенности ведения налогового учета доходов и расходов по налогу на прибыль (ст. 331). Банки уплачивают налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ). Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обложения НДС на территории Российской Федерации осуществляемых банками банковских операций, за исключением операций по инкассации. В частности, не подлежат обложению на-
Тлава 24. Особенности налогообложения отдельных субъектов 617 логом следующие операции: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств; открытие и ведение банковских счетов; осуществление расчетов по банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; выдача банковских гарантий, поручительств за третьих лиц; оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк». Осуществляемые Банком России банковские операции1 также освобождаются от уплаты НДС (за исключением инкассации). Причина освобождения банковских операций от данного налога заключается в том, что уровень платы по этим операциям трудно совместить с осуществленными затратами, а следовательно, с самим понятием добавленной стоимости. Банки уплачивают налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, установленный Федеральным законом «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, ^выраженных в иностранной валюте». Данным налогом не облагаются операции по выдаче налич-|ной иностранной валюты в погашение депозитов, открытых в |иностранной валюте, а также операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Центрального банка РФ, а также у других кредитных организаций. Кредитные организации при покупке иностранных денеж- |ных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, уплачивают налог с выплаченных сумм продавцу по этим операциям в рублевом эквиваленте2. Ставка данного налога установлена в размере 1% от налогооблагаемой базы. 1 Перечень осуществляемых Банком России банковских операций установлен в гл. VIII Федерального закона о Банке России. 2 См.: Инструкция Госналогслужбы РФ от 7 августа 1997 г. № 45 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 18; 1998. № 20. 618 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации Суммы налога перечисляются кредитными организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, на территории которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты не позднее операционного дня, следующего за днем удержания налога. Банки, являющиеся эмитентами ценных бумаг, выступают плательщиками по налогу на операции с ценными бумагами, установленному Законом РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге на операции с ценными бумагами»1. Объектом обложения налогом признается заявленная эмитентом-банком номинальная сумма выпуска ценных бумаг. Данная норма распространяется на облигации, производные и иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации2. Согласно ч. 14 п. 2 ст. 2 Закона объектом обложения данным налогом не признается номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых Центральным банком РФ в целях реализации денежно-кредитной политики. Ставка налога на операции с ценными бумагами составляет 0,8% номинальной суммы выпуска. Исчисление суммы налога банки производят самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и налоговой ставки. Уплата налога производится одновременно с представлением банком документов на регистрацию эмиссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|