Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная налоговая политика иностранных государств




Общее состояние налоговой сферы и основные характери­стики налоговых систем иностранных государств в значитель­ной степени определяются проводимой ими налоговой полити­кой. Зарубежные страны осуществляют различные мероприя­тия, направленные на совершенствование налогообложения.

В большинстве государств налоговая политика в целом стро­ится в направлении постепенного ограничения налоговых при­тязаний, посредством сокращения общего числа налогов, сни­жения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Хотя имеются и примеры иного рода, когда государ­ства в силу различных причин ужесточают условия налогообло­жения, вводят новые налоги и повышают ставки имеющихся, сокращают число налоговых льгот. Впрочем, в современном мире подобная налоговая политика не является типичной.

На снижение уровня налогообложения в той или иной стра­не в первую очередь указывает установление пониженных ста­вок по таким бюджетообразующим обязательным платежам, как подоходный налог, налог на корпорации и налог на капи­тал. Так, в Германии объявлено о реформировании налогооб­ложения корпораций, при этом одним из основных предусмат­риваемых нововведений является понижение ставки налога на корпорации с 40 до 25%. Это изменение позволит существенно снизить налоговую нагрузку компаний. В Киргизии до ставки в

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 637

10% снижен подоходный налог с физических лиц. Ранее про­грессивная ставка этого налога составляла от 5 до 33% в зави­симости от размера облагаемого дохода. Примером направле­ния налоговой политики к снижению налога на капитал может служить Канада. В провинции Квебек запланировано снизить на 50% размер ставки налога на капитал в течение ближайших четырех лет. В настоящее время в этой провинции налог на ка­питал является одним из самых высоких в Северной Америке, его ставка составляет 0,64%. Следствием этого является выведе­ние крупными компаниями своего бизнеса за пределы ее тер­ритории. Предполагается, что к 2007 г. ставка налога будет сни­жена до 0,3%'.

Радикальной мерой, направленной на снижение уровня на­логообложения, которая, впрочем, не так часто встречается в мировой практике, является отмена налогов и сборов. Напри­мер, в 2001 г. в Малайзии отменен налог на доходы от акций при проведении операций на фондовом рынке. Этот налог взи­мался с доходов иностранных инвесторов, репатриируемых из страны не позднее одного года с момента первоначального ин­вестирования.

В русле снижения налогообложения также проводится поли­тика предоставления налоговых льгот различным категориям налогоплательщиков. Предоставление налоговых льгот физиче­ским лицам, как правило, преследует цель оказания финансо­вой поддержки наименее обеспеченным категориям граждан. Льготирование же предпринимателей является одной из дейст­венных мер, позволяющих посредством стимулирования их хо­зяйственной активности достигать позитивных изменений в тех или иных секторах экономики. Например, в Южной Корее за­планировано установление дополнительных налоговых льгот для наемных работников со средним и малым заработком из числа тех, которые пострадали в результате кадровых сокраще­ний, вызванных реорганизацией компаний. Кроме того, пред­полагается предусмотреть в налоговом законодательстве новые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса.

1 При написании этой главы автором использовались данные, опубликованные Е. М. Воловик в налоговых обозрениях Финансовой газеты (региональный выпуск) за 1999—2002 гг.

638 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

В некоторых странах налоговая политика направлена исклю­чительно на усовершенствование порядка уплаты налогов. В этом случае в налоговое законодательство могут вноситься от­дельные изменения, касающиеся некоторых налогов и их эле­ментов. Так, например, в Венгрии Министерство финансов со­общило о планах пересмотреть порядок налогообложения дохо­дов. Подобное совершенствование налогообложения помимо всего позволяет получить и существенный финансовый эффект.

Комплексное изменение состава налогов сборов и порядка их уплаты осуществляется посредством проведения налоговых реформ. К радикальному реформированию налогообложения государства обычно прибегают тогда, когда действующие нало­ги уже в значительной степени не соответствуют изменившим­ся социально-экономическим условиям, подавляют хозяйст­венную активность предпринимателей, а в обществе уже сло­жилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности налоговых механизмов. Реформирование на­логообложения отличается от корректировки порядка уплаты отдельных налогов прежде всего всеобъемлющим характером вносимых изменений в налоговое законодательство и масштаб­ностью проводимых государством мероприятий, так как в этом случае предполагается усовершенствование ряда налогов и сбо­ров или налоговой системы в целом.

В настоящее время налоговые реформы завершены или все еще проводятся в целом ряде стран, при этом реформаторам в большинстве случаев удалось добиться позитивных изменений как в экономике, так и в социальной сфере. Например, в Авст­ралии во многом за счет реформирования налоговой системы удалось достигнуть устойчивого экономического роста. В осно­ву налоговой реформы, которая была начата в 2000 г., положе­но введение налога на товары и услуги, начисляемого по ставке 10%. Одновременно были предприняты меры, направленные на реформирование налогообложения доходов физических лиц, включая снижение размера ставок подоходного налога и повы­шение размера необлагаемого минимума. Предусматривалось также принятие мер, направленных на поддержку семейных на­логоплательщиков, престарелых граждан, а также налогопла­тельщиков с низким уровнем доходов. Предполагается и отме­на неэффективных косвенных налогов, взимаемых в отдельных

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 639

штатах страны, прежде всего налога на перечисление средств на банковские счета. Кроме того, планируется скорректировать налог на фонд заработной платы, имеющий крайне узкую базу и находящийся в юрисдикции штатов страны, а также устра­нить диспропорцию ставок подоходного налога с физических лиц и налога с корпораций.

Правительством Кипра одобрен комплекс мер по реформи­рованию системы налогообложения. Налоговая реформа наце­лена на обеспечение стабильности экономики и общества, уп­рощение налоговой системы, приведение ее в соответствие с требованиями Европейского союза и рекомендациями Органи­зации экономического сотрудничества и развития, укрепление позиций страны в условиях международной налоговой конку­ренции. Реформирование предполагает усиление косвенного налогообложения, что, по мнению реформаторов, позволит по­высить эффективность налоговой системы, упростить налого­вое администрирование и, соответственно, сократить масштабы уклонения от уплаты налогов. Подготовленный правительством законопроект предусматривает снижение налогов на доходы физических лиц и налогов с корпораций при одновременном поэтапном повышении ставок НДС и других косвенных нало­гов. Для всех компаний, как местных, так и иностранных, впредь устанавливается единая ставка налога в 10%. Кроме то­го, с 1 февраля 2002 г. все кипрские компании становятся пла­тельщиками налога на добавленную стоимость. Предлагается также отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц, за исключением скидок на взносы в фонды социального стра­хования, социального обеспечения и страхования жизни. Раз­мер взноса в фонд социального страхования должен быть сни­жен с 4 до 2%.

Стратегический комитет правительства Литвы в марте 2001 г. одобрил основные положения налоговой реформы, которая должна быть направлена на создание современной налоговой системы, стимулирующей экономическое развитие страны и обеспечивающей стабильное поступление бюджетных доходов. Реформирование подчинено установлению справедливости и пропорциональности налогообложения, приведению налогово­го законодательства в соответствие с нормами Европейского союза. Изменения будут направлены на совершенствование ме-

640 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

ханизма формирования дорожного фонда, источниками которо­го являются дорожный сбор, акцизы и налог с продаж. Прави­тельство также намерено отменить в 2002 г. налог с корпораций, отличающийся повышенной сложностью исчисления и высо­кой затратностью взимания. Вместо него налогообложению бу­дут подвергнуты распределенные доходы компаний и доходы зарубежных компаний из источников в Литве. Подоходное на­логообложение будет в значительной степени реформировано в направлении снижения налоговой нагрузки граждан посредст­вом расширения перечня налоговых скидок. При этом для на­логоплательщиков, для которых налоговые скидки законом не предоставлены, ставка подоходного налога будет установлена в 15%, а для остальных — 24%. Ставка налога на доходы, полу­ченные от работы по найму, составит 33%. Необлагаемый ми­нимум в перспективе планируется увеличить до 320 литов. Пре­дусматривается также ввести для физических лиц новый налог на собственность в размере 1,5%. Реформирование косвенного налогообложения включает замену акциза на сахар специаль­ным налогом, установление двух ставок НДС вместо четырех существующих, предоставление льгот по отдельным услугам не­коммерческого характера.

В отдельных странах реформирование налогообложения но­сит ярко выраженный отраслевой характер. Например, прави­тельством Китая проводится комплексное реформирование на­логообложения в сельском хозяйстве. Данная реформа, хотя и распространяется лишь на одну из отраслей экономики, имеет большие масштабы, так как ею охватывается около 900 млн че­ловек, населяющих сельские районы страны. Реформирование основывается на введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. В данном случае предполага­ется посредством отмены ряда сборов, например сбора на на­родное образование или на содержание дополнительного пер­сонала в органах управления в сельской местности, снизить уровень налогообложения в аграрном секторе экономики и унифицировать его. По окончании реформы ожидается рост объемов сельскохозяйственного производства и повышение благосостояния китайских крестьян.

Зарубежными специалистами в области налогообложения обращается внимание на то, что в процессе анализа и выработ-

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 641

ки налоговой политики на первый план все больше выходят международные факторы1. Действительно, последние годы ре­формирование налогообложения в ряде стран, входящих в со­став различных международных объединений, осуществляется в направлении приведения национальных налоговых законода­тельств к соответствию неким общим требованиям. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяю­щих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих поря­док их исчисления и уплаты. Подобная практика, в значитель­ной степени обусловленная общемировыми интеграционными процессами, именуется унификацией налогового законодатель­ства. В данном случае реформирование налогообложения осу­ществляется не в интересах какого-либо отдельного государст­ва, а основывается на общности экономических интересов всех стран — участников того или иного международного объедине­ния. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия госу­дарств по осуществлению налоговой политики и реформирова­нию налогового законодательства и составляют существо гар­монизации налогообложения. Ее основная цель — устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятст­вующих экономической интеграции.

Основой гармонизации являются добровольность и само­стоятельность государств в определении направленности и глу­бины участия в процессе сближения и унификации налоговых законодательств, их постепенность и поэтапность реализации. Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударствен­ных налоговых отношений2. В конечном счете процесс гармо­низации должен привести к установлению сходных правил на-

1 Подробнее об этом см.: Кин М. Налоговая координация в Евро­пейском сообществе с точки зрения «экономики благосостояния» // Экономика налоговой политики. Пер с англ. / Под ред. М. П. Девере. М., 2001. С. 231.

2 См.: Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н. Т., Тютюрюков Н. Н. Налого­вые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: Учеб. пособие. М., 2002. С. 371.

22 - 10264 Крохина

642 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

лргообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество.

Наибольших результатов в деле гармонизации систем нало­гообложения достигли страны, входящие в состав Европейско­го союза (ЕС). Эта международная организация и определяет процесс гармонизации налогообложения на территории всех входящих в нее стран. Налоговая гармонизация в ЕС ставит пе­ред собой цели: упразднения налоговых границ для того, чтобы сделать равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов; объединения и унификации внутреннего рынка ЕС как основного двигателя интеграционных процессов в регионе; приведения в соответствие структуры налоговых систем, поряд­ка взимания основных видов налогов. А основными ее направ­лениями определено сближение оснований взимания косвен­ных налогов (налог на добавленную стоимость и акцизы) и унификация налогообложения компаний. В последнем случае гармонизация предусматривает сближение налоговых ставок, налоговой базы, устранение двойного экономического налого­обложения, применение специального статуса европейской компании, взаимопомощь государств ЕС в вопросах корпора­тивного налогообложения1. Процесс гармонизации осуществля­ется в соответствии с руководящими актами Европейского союза — директивами по налогообложению, которые принима­ются по инициативе стран-участников. Например, Бельгия в целях создания интегрированного финансового рынка предло­жила принять директиву по налогу на сбережения, предусмат­ривающую гармонизацию налогообложения доходов по вкла­дам физических лиц в банках. Эта же страна на правах испол­няющей обязанности председателя Европейского союза обратилась к ряду государств Европы с просьбой поддержать процесс налоговой гармонизации в части выравнивания усло­вий налогообложения в энергетике и торговле. Эти инициати­вы во многом вызваны «недобросовестной налоговой конку­ренцией» ср стороны стран, поддерживающих сравнительно невысокий уровень налогообложения. Непосредственно про­цесс гармонизации налогообложения находится под контролем

1 См.: Тютюрюков Н. И. Налоговые системы зарубежных стран: Ев­ропа и США: Учеб. пособие. М., 2002. С. 13-15.

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 643

Комиссии Европейского союза (Европейской комиссии), кото­рая вырабатывает соответствующие рекомендации для стран-участников. Процесс налоговой гармонизации распространяет­ся также на государства, претендующие на вступление в ЕС. Так, Польша, стремясь ускорить процесс вступления в со­общество, фактически отказалась от национального плана ре­формирования налогообложения. Правительство страны согла-' силось практически со всеми рекомендациями ЕС, в том числе о необходимости повышения ставок косвенных налогов.

Рассмотрение разногласий, возникающих между государст­вами в процессе гармонизации налогообложения, отнесено к ведению Европейского арбитражного суда.

Гармонизация налогообложения осуществляется также в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Непо­средственная координация этого процесса возложена на Коор­динационный совет руководителей налоговых служб (КСРНС), созданный по решению Совета глав правительств стран СНГ. Ожидается, что деятельность КСРНС по гармонизации налого­обложения позволит выработать конкретные предложения по изменению налогового законодательства, а также подготовить и принять Модельный налоговый кодекс СНГ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...