Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники международного налогового права




Особо следует обратить внимание на источники международ­ного налогового права. Как известно, источниками международ­ного финансового права являются: международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты как междуна­родных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решения последних относятся к вопросам международного об­щения, признаются в международном общении и соответству­ют общепризнанным нормам международного права; внутрен­ние законы, если они относятся или затрагивают вопросы меж­дународного общения и не противоречат его принципам, становятся нормами международного права в случае признания их таковыми со стороны других государств; решения и поста­новления международных организаций, принятые в пределах

Глава 25. Международное налоговое право

1 См.: Конное О. Ю. Проект Налогового кодекса Российской Феде­рации и международные обязательства Российской Федерации // На­логовый вестник. 1998. № 2.

их компетенции и не противоречащие основным принципам международного права1. Однако состав источников междуна­родного налогового права несколько уже, регулирование меж­дународных налоговых отношений осуществляется преимуще­ственно на основе международных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаются между государствам^, в целях создания правовой основы для регулирования налого­вых отношений, носящих межгосударственный характер.

Зачастую источники международного налогового права со­держат общие нормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национального налогового права. Так, в Германии одним из важнейших источников налогового права в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странами Западной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, является Договор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие его положений, в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равно­правия во внешних сношениях и улучшении налоговой конку­рентоспособности при зарубежных инвестициях. В ст. 9 Евро­пейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октяб­ря 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местно­го самоуправления вправе устанавливать в пределах, опреде­ленных законом. Это положение является во многом опреде­ляющим для стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговых льготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полного развития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.).

Собственно «налоговые» договоры заключаются между госу­дарствами в целях создания правовой основы для регулирова­ния налоговых отношений, носящих межгосударственный ха­рактер. В данном случае прежде всего имеются в виду соглаше­ния об устранении двойного налогообложения. Например, Австралией заключено 35 соглашений об избежании двойного налогообложения с участием ряда стран, включая такие, как

1 См.: Лисовский В. И. Указ. соч. С. 139.

632 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Австрия, Бельгия, Республика Корея, Сингапур, США, Япония и др. В большинстве своем тексты этих договоров воспроизво­дят типовую модель (The Model Double Taxation Convention), разработанную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для стран-участников.

Межгосударственное сотрудничество ряда стран (Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия, США) в вопросах налогового администрирования основывается на по­ложениях Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах (Страсбург, Париж, 25 января 1988 г.). В ее преамбуле провозглашено, что государства — члены Совета Ев­ропы и страны — члены Организации экономического сотруд­ничества и развития, подписавшие настоящую Конвенцию, считают, что развитие международного перемещения физиче­ских лиц, капитала, товаров и услуг, являющееся само по себе весьма полезным, увеличило возможности для уклонения от налогов и тем самым требует активизации сотрудничества их налоговых органов. Согласно ст. 1 Конвенции стороны обязу­ются оказывать административное содействие друг другу в на­логовых вопросах. Такое содействие может повлечь, в случае необходимости, меры, принимаемые юридическими органами. Непосредственно административное содействие предполагает: обмен информацией, включая совместные расследования по налоговым вопросам и участие в таких расследованиях в других странах; содействие во взыскании, включая меры по аресту имущества; предоставление документации.

Судебный прецедент также может быть источником междуна­родного налогового права, но только в том случае, когда он создан межгосударственным судом. Довольно много решений, связанных с разъяснением порядка применения «налоговых» положений Договора о Европейском Союзе 1992 г. и других ак­тов интеграционного права, принято Европейским судом. Этот суд является высшей судебной инстанцией по трансграничным налоговым спорам в ЕС. Решения Европейского суда являются обязательными, а в части толкования норм европейского права имеют значение прецедента, которому должны следовать в сво­ей практике судебные органы государств — членов ЕС'. Напри-

1 См.: Толстопятенко Г. П. Указ. соч. С. 42.

Глава 25. Международное налоговое право

мер, Европейским судом 22 марта 1990 г. принято решение по делу Питера Джона Крайера Титера против комиссаров Служ­бы внутренних доходов (Case С-333/88 Peter John Krier Tither v. Commissioners of Inland Revenue ECR 1990) по вопросу исполь­зования льгот. Это дело было передано на рассмотрение Трибу­налом (специальными комиссарами Соединенного Кородевст-ва) в целях вынесения преюдициального решения1.

В системе источников международного налогового права, регулирующих отношения по взиманию налогов с участием субъектов, подпадающих под юрисдикцию Российской Федера­ции, выделяется три группы международных договоров по во­просам налогообложения:

— налоговые соглашения об избежании двойного налогооб­ложения доходов;

— специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения;

— соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по во­просам соблюдения налогового законодательства.

Заключение налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения в первую очередь имеет своей целью урегули­рование таких юридических ситуаций, когда у налогоплатель­щика возникает обязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например по месту его постоянного прожи­вания (регистрации) и по месту получения им дохода. В устра­нении двойного налогообложения заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном налогообложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства2.

Международная практика подготовки и заключения таких соглашений в большинстве своем основывается на Типовой конвенции Организации экономического сотрудничества и раз­вития о налогообложении доходов и капитала 1977 г. В этом

1 Подробнее об этом см.: Гончаренко И. А. Налоговые споры. Суд ЕС и принципы взаимодействия с судами Великобритании // Финан­совое право зарубежных стран: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г. П. Толстопятенко. М., 2001. С. 85.

2 См.: Перов А. В. Налоги и международные соглашения России. М., 2000. С. 214.

634 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

документе приводится рекомендуемая ОЭСР модель междуна­родного договора об избежании двойного налогообложения. При заключении договоров с участием Российской Федерации за основу принимается типовое соглашение, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «О заклю­чении межправительственных соглашений об избежании двой­ного налогообложения доходов и имущества»'.

Выделяются двух- и многосторонние соглашения. На 1 ян­варя 2000 г. с участием Российской Федерации (СССР) заклю­чено около 50 двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов. В качестве примера двусторонних соглашений можно привести Конвен­цию между Правительством СССР и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении нало­гов на доходы от 18 января 1986 г. и Соглашение между Рос­сийской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избе­жании двойного налогообложения в отношении налогов на до­ходы и капитал от 15 ноября 1995 г., а многосторонних — Соглашение между правительствами государств — членов Со­дружества Независимых Государств «О согласованных принци­пах налоговой политики» от 13 марта 1992 г.

Специальные или ограниченные соглашения заключаются для избежания двойного налогообложения в отдельных сферах. В настоящее время сохранили свое действие 31 соглашение об устранении двойного налогообложения в области морского су­доходства, 44 — в области воздушного транспорта, 26 — в облас­ти автомобильного транспорта, и некоторые другие соглашения. Так, например, к числу двусторонних соглашений относится Соглашение между Правительством СССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогооб­ложения на доходы от морских и воздушных перевозок от 27 января 1976 г., а многосторонних — Многосторонняя Кон­венция об избежании двойного налогообложения выплат автор­ского вознаграждения от 13 декабря 1979 г.

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по во­просам соблюдения налогового законодательства позволяют добиться взаимодействия между налоговыми администрациями

САПП РФ. 1992. № 5.

Глава 25. Международное налоговое право

различных стран в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов. В постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1994 г. «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных госу­дарств о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства» одобрен проект типового соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало­гового законодательства. В соответствии с названным поста­новлением ФСЭНП России проводит с участием МИД России переговоры о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. По результатам переговоров в правительство должны представляться согласо­ванные проекты соглашений и предложения об их подписа­нии.

Впервые межправительственное соглашение о сотрудничест­ве в области борьбы с нарушениями налогового законодатель­ства было заключено 25 апреля 1995 г. с Узбекистаном, в на­стоящее время аналогичные соглашения подписаны (проекты соглашений подготовлены) с Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Украи­ной, Румынией и Швецией.

Несколько аналогичных соглашений по вопросам соблюде­ния налогового законодательства заключено с участием МНС России со странами СНГ, например Соглашение между Прави­тельством Российской Федерации и Правительством Республи­ки Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Москва, 8 октября 1996 г.). В этих соглашениях также предусмотрен обмен инфор­мацией о нарушениях налогового законодательства, в частно­сти предоставление сведений относительно: регистрации нало­гоплательщиков; открытия налогоплательщиками счетов в го­сударственных и коммерческих банках, а также наличия на них и движения по ним денежных средств в соответствии с требо­ваниями законодательства государств о банках и банковской деятельности, если есть основания полагать, что на них нахо­дятся скрываемые от налогообложения суммы; доходов налоге-

636 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

плательщиков, полученных на территории одного из госу­дарств, уплаченных сумм налогов; иной информации, связан­ной с налогообложением, в пределах компетенции сторон.

Как мы видим, источники международного налогового пра­ва исключительно специфичны и существенно отличаются по содержанию от других источников международного финансово­го права.

Глава 26

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...