Лекция 6. Кредитно-денежная политика
План Банковская система РФ. Инструменты кредитно-денежной политики. Политика дешевых и дорогих денег. Банковский кризис в РФ.
1. Банковская система РФ
Кредитная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений, призванных регулировать экономику путем изменения количества находящихся в обращении денег. Это регулярно осуществляется во многих банковских системах. Банковская система в странах с рыночной экономикой бывает обычно двухуровневой и включает Центральный банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов. В большинстве стран мира Центральный банк (ЦБ) находится в собственности государства и подчинен правительству. Он выполняет следующие функции: 1) осуществляет руководство кредитно-валютной системой страны, утверждая стандарты, порядок расчетов и платежей, достигая ее устойчивости; 2) проводит эмиссиию национальных денежных знаков и их порядок движения, и изъятия из обращения; 3) хранит золотовалютные резервы государства; 4) предоставляет кредиты коммерческим банкам; 5) оказывает регулирование курса национальной валюты; 6) кредитует коммерческие банки страны; 7) контролирует и регулирует деятельность коммерческих банков, хранит их временно свободные и резервные средства (Банк банков); 8) осуществляет кассовое обслуживание государственных учреждений и правительственных органов, зарубежные финансовые операции; 9) применяет в своей политике следующие инструменты: проводит политику учетной ставки, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирует нормативы обязательных резервов коммерческих банков.
ЦБ не ведет операций с юридическими и физическим лицами. Он обслуживает коммерческие банки и кредитные учреждения, правительственные организации, ведет счета коммерческих банков. Баланс ЦБ РФ может быть представлен в следующем виде[6]
Современная банковская система России в юридическом плане базируется на основе принятых в 1990 году Верховным Советом РСФСР Законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России), а также Новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в 1995 году. Согласно законодательству, кредитно-банковская система в России приобрела следующий вид: 1) Центральный банк РФ (Банк России); 2) сберегательный банк; 3) коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития; 4) банки со смешанным российско-иностранным капиталом; 5) иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов; 6) союзы и ассоциации банков; 7) иные кредитные учреждения. Новое банковское законодательство внесло изменения не только в элементный состав кредитно-банковской системы, но и в принципы построения и управления этой системой. Все многообразие коммерческих банков можно классифицировать следующим образом: 1) специализированные банки; 2) «отраслевые» банки; 3) «новые банки», организованные по инициативе различных учредителей. По видам собственности выделяются: акционерные, муниципальные, государственные, частные, кооперативные, смешанные, межгосударственные банки. Так, в Республике Хакасия на 01.01.2010 г. действовало 3 кредитных организации. Это – Банк Хакасии, Хакасский муниципальный банк и Центрально-Азиатский, а также 8 филиалов кредитных организаций других регионов: Кедр, Абаканское отделение Сбербанка России, Навигатор, МДМ Банк, Промсвязь банк, Росбанк, Россельхозбанк, Абаканинвест банк.
Коммерческие банки как кредитные учреждения выполняют весь набор банковских операций. Они осуществляют выдачу кредитов и прием депозитов, денежные платежи и расчеты, посреднические доверительные операции (управление имуществом и ценными бумагами). Коммерческие банки могут быть широко классифицированы, а именно: по видам совершаемых операций; по наличию или отсутствию филиальной сети; по территориальному признаку (региональные, муниципальные); по способу формирования уставного капитала (акционерные или паевые); по объему банковских операций (мелкие, средние и крупные) и т. д. Современный коммерческий банк – это, как правило, универсальное кредитное учреждение, ставящее перед собой цель – получение прибыли. Банковская прибыль или маржа формируется как разница между суммой взимаемых и суммой уплачиваемых банком процентов. Сюда включаются доходы от собственного капитала, которые могут быть получены в результате его помещения в качестве ссуды или инвестиций. Эту массу банковской прибыли еще называют валовой банковской прибылью. Чистая банковская прибыль рассчитывается как разница между валовой прибылью и затратами банка, связанными с его функционированием. Норма или уровень банковской прибыли определяется как отношение чистой прибыли банка к его собственному капиталу. Банковские ресурсы включают: 1) собственный капитал банков; 2) вклады или депозиты юридических или физических лиц, рассматриваемые как клиенты банка. Собственный капитал банка обычно составляет 10 % от заемного и состоит из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли. Депозиты состоят из двух групп: 1) срочные, т. е. такие, которые предоставлены банку на определенный срок и вкладчики вправе снять их по истечению этого срока. Они страхуются, а в РФ государство выступает гарантом их выплаты, до определенной суммы; 2) до востребования, или текущие счета, которые могут быть изъяты вкладчиками в любое время.
Банки в своей деятельности опираются на систему частичного резервирования. Это означает, что резервы составляют какую-то часть от принятых вкладов. Банк рассчитывает на то, что одновременно все вкладчики не могут снять свои депозиты. Хотя во время финансовых кризисов может возникнуть так называемая банковская паника, когда вкладчики срочно хотят снять свои вклады, нуждаясь в наличности или пытаясь ее «защитить» от обесценивания. Резервы как денежная сумма, предназначенная для немедленного погашения банком депозитов вкладчиков может состоять из двух частей: а) обязательные, устанавливаемые ЦБ; б) избыточные, которые банк самостоятельно образует и использует по своему усмотрению. Установленная ЦБ норма резервов называется нормой обязательных резервов, и определяется как отношение суммы резервов к сумме депозитов. , где r – норма резервов; R – сумма резервов; D – сумма депозитов. Норма обязательных резервов по разным странам колеблется от 1 % до 25 %. Эти резервы хранятся в ЦБ и являются его пассивами, т. е. это своеобразный долг ЦБ коммерческим банкам. Поскольку обязательные резервы практически не приносят какой-либо прибыли коммерческим банкам, его рассматривают как «налог на депозиты». Основная идея обязательных резервов заключается в контроле за кредитной эмиссией банков. Банки могут увеличить предложение денег, когда выдают ссуды. Процесс создания денег банковской системой называется депозитным мультипликатором. Это отношение прироста депозитов к величине прироста первоначальных резервов: , где Дт – депозитный мультипликатор; ΔД – прирост величины депозитов; ΔR – прирост величины первоначальных резервов. Депозитный мультипликатор обратно пропорционален обязательной норме резервов. Он показывает, во сколько раз изменится величина депозитов при увеличении на одну денежную единицу банковских резервов. Рассматриваемый мультипликатор может проявляться и в сторону уменьшения денежной массы.
Таким образом, банки могут изменять предложение денег и усиливать циклические колебания экономики, поэтому необходим контроль за деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБ. Центральный банк в этих условиях может воздействовать на денежную массу страны путем эмиссии денег и установлением нормы обязательных резервов. Традиционно банк рассматривается как учреждение, которое принимает вклады и выдает ссуды. Эти операции относятся либо к пассивным, либо к активным. Пассивные операции банка – это операции по мобилизации средств. Активные операции банка – операции по размещению средств. Кроме того выделяются еще две банковские операции: банковские услуги и собственные операции банков. Для создания банка первоначально необходим определенный собственный капитал. Банковские операции базируются на заемных средствах. В развитых странах мира соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100.
Рис. 21. Основные операции коммерческого банка[7].
Особенности банковской системы России. 1. В РФ сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система. 2. Более 30 % вкладов населения находятся на счетах в учреждениях Сбербанка (высокое доверие). 3. Основной вид активных операций российских коммерческих банков – кредитование юридических и физических лиц (35 – 37 % активов), а также вложения в свободно конвертируемую валюту (40 % активов) и выдача межбанковских кредитов. 4. Банковские учреждения в РФ действуют как универсальные банки, без относительной специализации. 5. Преобладание мелких и средних банков. 6. Сосредоточение значительного числа банков в Москве, в Санкт-Петербурге, на Урале. 7. Слабое место банков в РФ – инвестиционная деятельность. Основная масса кредитов – краткосрочные – направляется в посредническую и спекулятивную деятельность. Ни один банк РФ не попал в категорию ААА (в высшей степени надежности). Помимо страхования банковских вкладов есть и другие способы защиты вкладов: государственные ревизии финансового состояния банков, публикация банками своих годовых отчетов. В РФ действует департамент банковского надзора ЦБ РФ. Он ужесточил требования, предъявляемые к учредителям банков.
2. Инструменты кредитно-денежной политики. Политика дешевых и дорогих денег
Денежно-кредитная или монетарная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых ЦБ и правительством с целью регулировании количества денег в экономике для достижения полной занятости и равновесного состояния экономической системы.
Как показывает мировой опыт, чем развито государство, тем более интенсивно оно пытается с помощью именно монетарной политики воздействовать на экономику для стимулирования экономического роста и сглаживания колебаний экономической конъюнктуры. Особенностью монетарных методов является то, что государство с их помощью воздействует на совокупное предложение. В РФ основная функция ЦБ РФ – разработка и осуществление единой монетарной политики. При этом он имеет определенную самостоятельность и некоторую независимость в принимаемых решениях. В странах с рыночной экономикой ЦБ ставит перед собой следующие цели: достижение экономического роста, полной занятости, а также стабильности денежно-кредитных отношений. Поэтому он воздействуют на денежные агрегаты (денежное предложение), ставку процента и на валютный курс страны при помощи следующих инструментов: 1) операции на открытом рынке; 2) изменение учетной ставки; 3) изменение нормы обязательных резервов. В зависимости от экономической ситуации ЦБ проводит политику дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег проводится тогда, когда в экономике имеют место недоиспользование производственных мощностей, безработица. Кредит становится дешевым и доступным. Для этого необходимо увеличить предложение денег: 1) покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения; 2) понижение предписываемой Законом резервной нормы; 3) понижение учетной ставки. В результате увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызовет рост инвестиций и повышение деловой активности. Политика дорогих денег проводится тогда, когда в стране наблюдается инфляция. В результате кредит становится дорогим и труднодоступным. Для сокращения денежного предложения проводятся следующие меры: 1) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке; 2) увеличение предписываемой законом резервной нормы; 3) увеличение учетной ставки. В результате денежное предложение сократится, процентная ставка повысится. Рост процентной ставки сократит инвестиции и ограничит инфляцию. Основной инструмент монетарной политики – это операции на открытом рынке, которые считаются наиболее рыночным вариантом воздействия на экономику. Он широко используется в наиболее развитых странах мира. Операции на открытом рынке – это купля-продажа долговых обязательств правительства. Они предполагают наличие развитого рынка ценных бумаг, на котором обращаются и государственные облигации. Цель, которая преследуется в данном случае ЦБ – регулирование количества денег, находящихся в обращении в данной стране. При покупке государственных ценных бумаг у коммерческих банков и населения ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в денежный оборот страны дополнительную массу денег. При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке коммерческим банкам у них уменьшаются избыточные балансовые резервы. Используя первый резерв монетарной политики, ЦБ изменяет величину денежной базы. Ее нельзя путать с денежной массой. И денежную базу, и денежную массу составляет сумма наличности, вклады коммерческих банков в ЦБ, остатки на счетах предприятий. Основное отличие состоит в том, что коммерческие банки, осуществляя кредитование, могут многократно увеличить денежную массу за границы денежной базы. Кредитуя своих клиентов, коммерческие банки создают депозиты, превышающие их депозиты в ЦБ. Таким образом, отношение денежной массы к денежной базе – это денежный мультипликатор[8], коэффициент, который всегда больше 1. Политика учетной ставки или политика рефинансирования осуществляется ЦБ на основании Закона, позволяющего манипулировать ставкой процента. Коммерческие банки, получая кредиты от ЦБ по учетной ставке, увеличивают свои резервы, которые расширяют политику кредитования экономических агентов. Этому способствует снижение учетной ставки. В результате растет денежное предложение. Если эта ставка растет, то ограничивается спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора экономики, это ведет к сокращению инвестиций и деловой активности в стране. Учетные ставки могут играть роль рыночных сигналов, которые подаются ЦБ деловому сектору. Последний должен реагировать, активизируя свою деятельность и ослабляя ее. Существуют более жесткие рычаги воздействия на реальный сектор экономики. Это политика минимальных резервов, сущность которой заключается в том, что коммерческие банки обязаны резервировать часть своих активов в ЦБ. Согласно закону эта часть должна составлять 20 % активов. Это по существу бессрочные вклады, приносящие доходы в виде «нормы резерва», которая в РФ колеблется по разным группам активов от 2,5 до 18 %. Этот метод является по существу «грубым» вариантом регулирования. В РФ в последние годы монетарная политика опирается только на два инструмента: политику рефинансирования и обязательных минимальных резервов. В рамках осуществления денежно-кредитной политики может иметь место такое явление, как «ликвидная ловушка». «Ловушка ликвидности» характеризуется тем, что количество денег в обращении растет (в ликвидной форме), а ставка процента оказывается на крайне низком уровне. Казалось бы, это хорошо: чем ниже проценты, тем дешевле кредит, благоприятнее условия для производственных инвестиций. Тупиковая ситуация, поскольку в условиях низкого процента хранить деньги в банках никто не хочет, сбережения не превращаются в инвестиции. Кейнс считал, что снижение процентной ставки в целях повышения прибыльности инвестиций имеет свой предел. «Ловушка ликвидности» – показатель неэффективности денежно-кредитной политики.
3. Банковский кризис в РФ
Впервые он наблюдался 24 августа 1995 года. Проявился на рынке межбанковских кредитов, ставки которых взлетели с 60 до 1000 %. Нехватка наличности и задержки в платежах коснулась сотни банков. Причина - оторванность банков от производственной сферы, ориентация на спекулятивные финансовые операции (ценные бумаги, обмен валюты). В августе 1998 года разразился новый финансовый кризис в результате ошибочной политики правительства и ЦБ РФ. После непосредственного начала финансового кризиса в России в сентябре-октябре 2008 г. наиболее остро стоял вопрос о нормальном функционировании национальной банковской системы. Среди реальных угроз были: 1) нарушение системы финансовых расчетов между субъектами хозяйственной деятельности; 2) паника банковских вкладчиков, способная спровоцировать масштабный отток средств физических лиц из банковской системы; 3) массовые дефолты корпораций и банков – как по внешнему, так и по внутреннему долгу; 4) снижение стоимости акций и облигаций до уровня, находящегося вне системы рыночных отношений. Правительство Российской Федерации и Банк России, осознав реальность перечисленных угроз, реализовали масштабную финансовую поддержку банков и предприятий, причем в кратчайшие сроки. В силу специфики экономики ее сырьевой направленности, слабости внутреннего рынка и низкого развития банковской системы и финансовых рынков в России изначально был возможен лишь выбор между: а) политикой дешевых денег с усилением контроля за валютным рынком и иностранными операциями банков и корпораций или б) политикой дорогих денег с селективной поддержкой предприятий. В экономической науке сложились две конкурирующие школы – кейнсианская и монетаристская, которые дают разные рецепты денежно-кредитной политики. Сторонники монетаризма предлагают кредитно-денежную «политику по правилам». Цель этой политики – стабилизация денежного предложения на определенном уровне, или таргетирование денежной массы. Таргетирование денежного предложения – это установление верхнего и нижнего пределов денежной массы на предстоящий период. Данная политика следует из самой монетаристской теории, согласно которой современная рыночная экономика достаточно конкурентна и способна «самонастраиваться» без государственного регулирования. Вмешательство государства, доказывают монетаристы, приводит к дестабилизации экономики. Отсюда и их вывод о предпочтении «политики по правилам». Сама же эта политика, как показала практика, связана с рядом проблем: 1) возникает необходимость установления тесной связи между целями макрополитики в области экономического роста и динамикой выбранного денежного агрегата; 2) Центральный банк не в равной степени может контролировать различные денежные агрегаты; 3) сложно определить, какой из денежных агрегатов следует таргетировать – М1, М2 или М3. В современных условиях из-за неустойчивости спроса на деньги исчезла и стабильность скорости обращения денег. В результате жесткий контроль за денежным предложением становится неэффективным, поскольку влияние роста денежной массы на уровень цен оказывается непредсказуемым. Другая конкурирующая экономическая школа – кейнсианство – трактует возможности Центрального банка достичь макроэкономических целей несколько по-другому. Они исходят из того, что, поскольку рыночная экономика нестабильна и недостаточно конкурентна, то государству необходимо проводить гибкую кредитно-денежную политику для достижения стабилизации экономики. Как уже отмечалось, дискреционная (гибкая) кредитно-денежная политика направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного экономического цикла. На практике кредитно-денежная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой отличается прагматизмом и содержит в себе элементы регулирования, основанные на теориях как кейнсианцев, так и монетаристов. Денежно-кредитная политика в период мирового экономического кризиса 2008 – 2009 гг. В условиях глобализации экономики повысилась роль финансовых рынков, мобильность капитала, произошло расширение финансового инструментария, возросло значение рынка ценных бумаг. Все эти явления связаны с денежно-кредитной политикой, которая переживала в 2007 – 2009 годах потрясения, связанные с мировым финансовым кризисом, который затем перерос в экономический. Современный экономический кризис вскрыл проблемы оценки рисков финансовыми рынками. Дело в том, что под воздействием глобализации во многих странах мира появляется возможность неинфляционного роста совокупного спроса AD, за счет понижения инфляции, к чему и ведет глобализация. Одновременно возникает такое негативное явление как образование финансовых пузырей в результате роста цен на активы. В последнее десятилетие это явление еще сопровождалось увеличением числа финансовых посредников. Все больший разрыв реального и фиктивного капитала в итоге привел к мировому финансовому кризису. В поисках выхода Центральные банки вначале использовали традиционные меры денежно-кредитной политики, а именно: операции на открытом рынке, изменение ставки процента. Это должно было вести к росту предложения денег на рынке, но поскольку ставки были и так низкими, достижение ими нулевой отметки, вынудило правительство и Центральные банки изменить свою тактику. Была поставлена задача поддержать отдельные сегменты финансовых рынков и прежде всего рынка ценных бумаг. Далее, банки развитых стран предприняли скоординированные действия, направленные на снижение ставок, оказание помощи банковской системе, имело место национализация ряда крупных банков. В РФ в 2000-е годы (до 2007 г.) сложилась специфическая макроэкономическая модель сочетания денежно-кредитной и бюджетно- налоговой политики, направленной на таргетирование как денежной массы, так и валютного курса. Причем при первом направлении экономической политики использовались главным образом валютные интервенции, а втором – Стабилизационный фонд. В результате сформировались значительные валютные резервы, которые могли хотя бы частично в тот период времени использоваться для модернизации национальной экономики, устранения диспропорций в структуре общественного воспроизводства. Но российское правительство не использовало эту возможность. В августе 2007 года проявились первые признаки мирового финансового кризиса. Российские банки также стали испытывать нехватку ликвидности. К тому же к концу 2007 года инфляция стала нарастать под воздействием роста мировых цен на продовольственном рынке. В результате ЦБ изменяет денежно-кредитную политику в сторону ее ужесточения. Были повышены нормативы обязательного резервирования, стали повышаться ставки рефинансирования на фоне роста валютных резервов, что вело к росту предложения денег. Центральный банк стал оказывать предоставление средств коммерческим банкам, особенно в крупных размерах в конце 2008 – начале 2009 г. Это было вызвано также большим корпоративным долгом РФ, оцениваемый на тот период порядка 500 млрд долларов. Были введены такие новые инструменты денежно-кредитной политики как беззалоговые кредиты (залог векселей, права требования по кредитным договорам). Другим направлением денежно-кредитной политики было регулирование динамики валютного курса, что в период мирового кризиса было характерно для стран с развивающейся рыночной экономикой. Эти государства ставили задачу не допустить быстрого обесценивания национальной валюты, не дать развитию инфляционных процессов и вывоза капитала. Одновременно преследовалась такая цель как поддержка конкурентоспособности национальной экономики путем плавного снижения валютного курса. В результате национальная денежная единица обесценилась, а денежно-кредитная политика изменилась. Это стало проявляться с весны 2009 года, когда Центробанк стал накапливать валютные резервы и сокращать поддержку банковской системы. Началось снижение ставки рефинансирования. Одновременно ЦБ ослабил свое воздействие на динамику валютного курса рубля. Таким образом, основной результат денежно-кредитной политики в период мирового экономического кризиса 2008 – 2009 гг. – недопущение дефолта, сохранение банковской системы. Хотя спад производства предотвратить не удалось. Следует также отметить еще один негативный момент в этой политике – вывоз капитала. Поскольку правительство отказалось от введения валютных ограничений в период кризиса, то фактически образовалась следующая зависимость: «кредитование банковской системы РФ → вывоз капитала → сокращение валютных резервов». В результате страна неоправданно утратила довольно значительные валютные резервы.
Основные понятия аккредитив активные операции банковские ресурсы инкассовые операции коммерческие банки кредитная система лизинг маржа норма банковской прибыли норма обязательных резервов пассивные операции политика дешевых денег политика дорогих денег переводные операции резервная норма трастовые операции таргетирование денежного предложения финансовая паника функции Центрального Банка чистая банковская прибыль Контрольные вопросы 1. Основные функции Центрального Банка. 2. Функции коммерческого банка. 3. Основные инструменты денежно-кредитной политики. 4. Что значит «операции на открытом рынке», «учетная ставка» и каково их влияние на денежную массу в обращении? 5. Когда образуется дефицит государственного бюджета? 6. Каковы особенности денежно-кредитной политики в период мирового экономического кризиса 2008 – 2009 гг.?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|