Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискреционная и недискреционная фискальная политика и ее эффективность.




 

В рамках данной темы необходимо выяснить сущность финансовой системы государства. Осуществляя финансовую деятельность, государство проводит налоговую и бюджетную политику. Выявление их существа, специфики и особенностей применительно к экономике РФ – задача данной лекции.

 

1. Финансовая система и госбюджет

 

Финансы (с лат. «платеж», «доход») как экономическая категория выражает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП. Это инструмент осуществления контроля за образованием и использованием фондов денежных средств в стране. Сущность финансов проявляется в их функциях:

1) распределительная означает обеспечение экономических агентов финансовыми ресурсами;

2) стимулирующая проявляется в создании экономических условий для ускоренного или сдерживающего развития социально-экономических явлений и процессов;

3) фискальная заключается в использовании налоговой системы и налогообложения с целью изъятия части доходов фирм и домохозяйств для содержания госаппарата, армии, силовых структур и бюджетной сферы, не имеющих самостоятельных источников доходов;

4) контрольная предназначается для установления оптимальных пропорций в структуре общественного воспроизводства через движение стоимости ВВП.

Финансы как экономическая категория отражает движение стоимостных потоков в общественном воспроизводстве через аккумулирование, распределение и использование денежных ресурсов. Потоки денежных ресурсов охватывают следующих субъектов:

1) домохозяйства;

2) фирмы (предприятия);

3) государство.

Именно их основные экономические отношения и взаимосвязи обслуживаются финансовыми потоками.

Финансовая система может быть представлена как совокупность взаимосвязанных финансовых элементов. Она может иметь ряд классификаций:

1) - Сочетание бюджетов разных уровней: федерации, субъектов РФ, местных органов власти;

- Внебюджетные фонды (страхование);

- Валютные резервы государства;

- Денежные фонды фирм и организаций.

Далее может иметь место и такая классификация:

2) - Государственные финансы;

- Финансы хозяйствования;

- Финансы населения.

Согласно бюджетному устройству в РФ имеет место три уровня бюджетов: федеральный, субъектов федерации и местный. Все бюджеты автономны, имеют свои законодательно закрепленные источники доходов и конкретные направления расходов. Основной принцип построения всей системы бюджетов – фискальный федерализм, т. е. разграничения функций между каждым из них.

Вместе с тем сумма федерального, регионального и местных бюджетов есть консолидированный бюджет. Это, по сути, механический свод бюджетов, входящий в состав бюджетной системы страны.

Государственный бюджет – это годовой финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он является инструментом перераспределения национального дохода. Это его основная функция, а также имеют место и такие как стимулирование и регулирование экономики, развитие НТП, осуществление социальной политики. Госбюджет имеет довольно сложную и обширную структуру доходов и расходов.

Примерная структура госбюджета и его основные статьи:

Таблица 5

Структура и удельный вес отдельных статей государственного бюджета развитых стран мира (%)

 

Доходы Расходы
1. Налоги (в том числе акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор) – 75 – 85 % 2. Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли) – 5 – 8 % 3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхование от безработицы – 10 – 12 % 1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, со­циальные пособия, субсидии – 40 – 50 % 2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государ­ственных программ – 10 – 20 % 3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, в том числе содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10 – 20 % 4. Административно-управленческие расходы: содержание государственного аппарата, полиции, юстиции и проч. – 10 – 20 % 5. Платежи по государственному долгу – 5 – 8 %.

 

Госбюджет рассматривался представителями классической школы только как сбалансированный, означающий соответствие его доходов и расходов. Дж. Кейнс и его последователи – А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер и др. разработали новый подход роли финансов в экономике, в т. ч. и по отношению к госбюджету. Дж. Кейнс доказывал, что дефициты госбюджета играют стимулирующую роль по отношению к экономике, способствуют ее экономическому росту.

В 2000-х годах вплоть до мирового экономического кризиса 2008 – 2009 гг. в РФ имел место профицит госбюджета, т. е. превышение доходов над расходами. Основной источник формирования профицита – валютные ресурсы, получаемые государством от реализации на мировом рынке энергоресурсов. Именно они позволили сформировать Стабилизационный фонд – своеобразную «финансовую подушку», предназначенную для борьбы с экономическим спадом, который неизбежно наступит, как показывает мировой опыт, в любой стране с сырьевой ориентацией, как только цены на энергоресурсы на мировом рынке упадут. Под воздействием экономического кризиса соотношение между доходами и расходами госбюджета изменились в пользу расходов. В результате дефицит госбюджета уже в 2009 г. составил 8,3 %. По расчетам Минфина России он будет сохраняться вплоть до 2012 г., а именно: в 2010 г. – 6,8 %, в 2011 г. – 4 % и в 2012 г. – 3 %. Что касается доходов госбюджета, то они неизменно будут повышаться. Так на 2009 г. они составили 10,9 трлн руб., в 2010 г. будут составлять 11,7 трлн руб., в 2011 г. – 12,8 трлн руб. Одновременно увеличатся расходы на образование за эти годы – на 25 %, на здравоохранение – 59 %.

Бюджет субъекта федерации, как фонд денежных средств правительства региона представляет его финансовый план на текущий финансовый год. Он имеет статус закона. Доходы бюджета формируются за счет собственных налогов и неналоговых поступлений (доходы от собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и др.). Расходы: развитие экономики региона, здравоохранения, образования, содержание органов власти и управления региона, органов охраны правопорядка, социальное обеспечение, финансирование культуры и искусства, финансовая помощь местным бюджетам, бюджетные ссуды. Примером бюджета субъекта федерации может быть бюджет Республики Хакасия (РХ) на 2010 год. Его доходы составят 10309 млн руб., расходы – 12183 млн руб. Также ожидаются поступления из федерального бюджета более 2 млрд руб.

Местные бюджеты – это смета доходов и расходов местных органов власти. Доходы складываются из четырех основных источников: налоги, неналоговые поступления, субсидии и дотации из бюджета субъекта федерации, займы. Доходы предназначены на развитие экономики и социально-культурные мероприятия. В РХ местные бюджеты устойчиво за последние 10 лет – дефицитны.

 

 

2. Налоговая система РФ и ее эффект

 

Налоги – это обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Налоги выполняют две основные функции:

1) фискальная, направленная на мобилизацию налогов и сборов для формирования государственных расходов с целью оказания общественных благ;

2) регулирующая, направленная на перераспределение созданного национального дохода.

Налоговая или фискальная политика представляет комплекс совокупных инструментов, направленных на формирование доходной части государственного бюджета. Это, по сути, налоговая система, которая представлена следующими элементами

1. Способы определения налогооблагаемой базы.

2. Налоговые ставки.

3. Налоговые льготы.

4. Способы взимания и распределения налогов.

В практике большинства стран мира получили развитие три способа взимания налогов: «кадастровый», «у источника», «по декларации».

Кадастры – это свод сведений каких-либо объектов (земли, месторождений, жилых домов и др.), их оценка и средняя доходность. Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Способ взимания налогов «по декларации» предполагает заполнение декларации о совокупном годовом доходе и представление ее в налоговые органы.

В РФ действует более 50 видов налогов. Большинство из них можно определить в одну из 3 основных групп: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивные означают, что с высоких доходов налог взимается больше как процент. Пропорциональный свидетельствует о неизменности налога при изменении величины дохода (1 % в пенсионный фонд при любой величине дохода). Регрессивный налог – это низкий налог на высокие доходы и наоборот. Пример – налог на продажи.

 

Таблица 6

Виды налогов

По способу платежа:
Прямые – налог на доходы физических лиц, земельный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Косвенные – налог на добавленную стоимость, акцизы, государственные пошлины.
По масштабу изъятия:
Основные – налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций Дополнительные – налог на имущество организаций, транспортный налог, госпошлины.
По использованию:
Общие – поступают в государственной бюджет Специальные – имеют специальное назначение (налоги на ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и реконструкции дорог)
В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог:
Федеральные налоги – налог на прибыль организаций, НДС, налог на доходы физических лиц, государственные пошлины, таможенные пошлины и др. Региональные налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог и др. Местные налоги – налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.
       

 

Принципы построения налоговой системы были разработаны представителями классической школы А. Смитом и Д. Рикардо. В частности А. Смит в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 год) сформулировал 4 основных принципа, суть которых заключается в следующем.

1. Каждый должен платить налог, который необходимо точно определить. Простота и доступность для расчета налога.

2. Уплата налога по возможностям, т. е. равенство для равных неравенство для неравных. При больших доходах должны быть большие и налоги и наоборот.

3. Удобство уплаты налога по времени и соответствующим способом.

4. Налог должен быть гибким и построен таким образом, чтобы сочетались экономические интересы государства и налогоплательщика.

Эти принципы в последующем были дополнены с учетом изменений в мировой экономике. Налогообложение доходов должно иметь только однократный характер, множественность объектов налогообложения, стабильность налогового законодательства, эффективность налоговой системы.

Действующая налоговая система в РФ была введена в 1991 г. Законом «Об основах налоговой системы в РФ» и в последующем дополнялась и уточнялась. Позже был принят Налоговый Кодекс РФ. В Законе указаны основные принципы налогообложения, состав налогов и налоговая ответственность.

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы она максимально обеспечивала поступления финансовых ресурсов в бюджет, а с другой не гасила деловую активность экономических агентов – домохозяйств и фирм. Это правило налогообложения – определение оптимальных ставок налога было обосновано американским экономистом А. Лаффером.

 

 


Рис. 19. Кривая Лаффера.

 

Точка А свидетельствует о максимальном поступлении налогов в бюджет, а ra = 50 % - оптимальная ставка налога. При колебаниях налоговой ставки поступления в бюджет в конечном итоге уменьшатся, поскольку при ставках выше 50 % подрываются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, часть товаропроизводителей уйдут в «теневую» экономику, если они ниже 50 % - сокращаются поступления налогов в бюджет.

Исследования А. Лаффера показали, что оптимальная ставка налогов должна устанавливаться с учетом национальных, культурных и психологических факторов. Если она устанавливается для производителей более 35-40 % добавленной стоимости, то это гасит их инвестиционную деятельность, направленную на накопление капитала и расширение производства. В результате предприниматели попадают в так называемую налоговую ловушку.

При сокращении ставок в краткосрочном периоде уменьшаются поступления в бюджет, но в долгосрочном периоде в результате того, что увеличивается база налогообложения, растут доходы госбюджета.

Функционирование финансовой системы, преследующее определеннные цели есть финансовая политика. Если регулирование экономики осуществляется на основе доходов и расходов общества и налогов, то такое направление финансовой политики, осуществляемой при помощи финансовых средств, есть фискальная политика. Регулирование бюджетных процессов – это бюджетная политика (бюджетирование). Бюджетная стратегия основывается на следующих принципах:

1) превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

2) обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

3) дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

4) обеспечение исполнения расходных обязательств;

5) проведение анализа эффективности всех расходов бюджетов;

6) переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

7) применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;

8) повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

9) определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы;

10) содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

 

3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика и ее эффективность

Фискальная политика используется государством для достижения стабилизации экономики, снижения инфляции и безработицы. Ее основные типы

1. Фискальная экспансия или дискреционная, означающая сознательное манипулирование налогами и расходами госбюджета. Ее еще называют активной, носящей экспансионистский характер. Она осуществляется в период рецессии и направлена на борьбу с безработицей. Ее основные инструменты:

1) увеличение государственных расходов (расширение общественных работ, изменение трансфертных платежей);

2) манипулирование налоговыми ставками;

3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

В период спада фискальная политика направлена на появление дефицита. Различают структурный и циклический дефицит. Первый возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости. Циклический дефицит – это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным. Он имеет место в условиях спада общественного производства. В условиях бюджетного дефицита стимулирующее воздействие фискальной политики на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Любое государство стремится уменьшить дефицит бюджета. Существуют три способа финансирования бюджетного дефицита:

а) государственные займы;

б) ужесточение налогообложения;

в) «сеньораж» - это доход, полученный в результате увеличения денежной массы в обращении путем роста эмиссии денег. Он составляет разницу между дополнительным количеством выпущенных денег и затратами на их выпуск.

Каждый их этих способов может иметь место, но наиболее эффективный – создание новых денег. Дело в том, что ужесточение налогообложения не очень популярная мера и не способствующая росту политической ренты правительства. Здесь могут иметь место недовольство определенных групп населения и их протесты, как например, в РФ в 2009 г. по поводу увеличения транспортного налога. Государственные займы у населения, в связи с ростом спроса на финансовые ресурсы, будут способствовать увеличению ставки процента, что в конечном итоге приведет к эффекту вытеснения инвестиций.

Если в экономике проявляется экономический рост и инфляция спроса, то в этом случае осуществляется сдерживающая или рестриктивная фискальная политика, предполагающая несколько иное использование тех же инструментов рассматриваемой политики, а именно:

1) сокращение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) оптимальное сочетание первого и второго инструментов.

Рестриктивная фискальная политика ориентируется на появление бюджетных излишков, которые еще больше могут усиливать инфляцию спроса. Поэтому их необходимо устранить путем погашения внутреннего долга государства или изъятия денег из обращения, не допуская их дальнейшее использование.

В целом дискреционная финансовая политика предназначена для осуществления антициклической политики, где основную роль играют государственные расходы, которые в период спада возрастают, стимулируя деловую активность, а при экономическом буме сокращаются. Балансируя доходами и расходами госбюджета, государство одновременно осуществляет меры по финансированию бюджетного дефицита и ликвидации бюджетных излишков.

2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика означает, что необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это обеспечивается так называемыми встроенными стабилизаторами, под которыми понимается какой механизм регулирования экономики, который не требует принятия каких-либо мер и тем более дополнительного финансирования. Так, например, при росте доходов населения и фирм увеличиваются налоговые поступления в бюджет, при наступлении рецессии они уменьшаются (при тех же ставках налогов), а трансфертные платежи, наоборот, возрастают в период спада, а при экономическом росте уменьшаются. Таким образом, в период подъема налоги автоматически возрастают, тем самым сдерживая его. Одновременно при этом ликвидируется дефицит госбюджета и могут возникнуть бюджетные излишки. В период спада налоги автоматически уменьшаются, что сдерживает рецессию и ведет к возникновению бюджетного дефицита. Безусловно, встроенные стабилизаторы не в состоянии ликвидировать циклические колебания, они их лишь сглаживают и то только в определенной степени.

Эффективность фискальной политики зависит от ряда факторов, которые могут вообще оказать негативное на нее воздействие. Речь идет о временном лаге, дереве целей в государственном регулировании экономики, инфляции и чистом экспорте, а также проблемах эффектов вытеснения.

Временной лаг связан с проблемой распознавания начала рецессии или инфляции, а также здесь имеет место административная задержка, связанная уже с принятием правительством конкретных мер. В тоже время имеет место функциональное запаздывание, свидетельствующее о временном разрыве между моментом принятия решений фискальной политики и достигнутой результативностью в области занятости и роста ВВП.

Иерархия целей экономической политики государства, их подцели свидетельствуют о том, что при их одновременной реализации могут порождаться и негативные явления. Так, например, при стимулировании совокупного спроса с целью достижения экономического роста одновременно может повышаться уровень инфляции. Рост инфляции в свою очередь ослабляет каждый из элементов совокупного спроса AD = C+J+Q+Xn и тем самым снижается эффективность фискальной политики.

Стимулирующая фискальная политика ведет не только к повышению AD, но и росту процентной ставки, а это снижает чистый экспорт, поскольку иностранные инвесторы вынуждены будут тратить больше валютных средств на покупку инвестиционных товаров. Это ослабит экспорт страны и увеличит тем самым импорт, что означает ослабление и чистого экспорта и AD и потерю эффективности фискальной политики.

Эффект вытеснения связан с ростом процентной ставки, которая ограничивает инвестиционную активность и тем самым снижает результативность стимулирующей фискальной политики.

Политика государственных расходов и налогов.

Предварительные расходы – это затраты государства на приобретение экономических благ, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Манипулирование налогами и государственными расходами в результате реализации дискреционной фискальной политики направлено на изменение реального объема производства, контроля над инфляцией и достижение экономического роста.

Цели государственных расходов трактуются основными экономическими школами по-разному. Так, кейнсианская школа считает, что бюджетные расходы необходимы для стимулирования AD (совокупного спроса), борьбы с безработицей и осуществления социальных расходов.

Неоклассики государственные расходы связывают с развитием экономической и социальной инфраструктуры. Наконец институционализм считает, что госрасходы необходимы для создания общественных благ и устранения негативных внешних эффектов.

Государственные расходы формируют более благоприятные условия для развития национальной экономики. Они обладают эффектом мультипликатора. Данное явление можно показать графически.

 

 

 


Рис. 20. Экспансионистская фискальная политика.

 

Экспансионистская фискальная политика проводится в период спада экономики. Она предполагает увеличение госрасходов и уменьшение налогов. Это смещает кривую AD в положение пунктирной линии, затем мультипликатор приводит к еще большему возрастанию совокупного спроса до AD1. Это происходит в виду того, что с каждым последующим циклом новых потребительских расходов эффект мультипликатора усиливает AD. Одновременно растет занятость и сокращается безработица. Если снижать налоги, то часть располагаемого личного дохода (РЛД) может направляться на сбережения. Поэтому использование налогов в качестве инструмента экспансионистской фискальной политики считается менее эффективным. Следует учитывать, что государственные доходы в результате снижения налогов уменьшатся. А повышение их при сдерживающей фискальной политике психологически воспринимаются неадекватно. При сдерживающейся фискальной политики, направленной на уменьшение инфляции спроса сокращаются государственные расходы и растут налоги, кривая AD смещается влево, а мультипликатор госрасходов еще более усиливает этот процесс. Государственные расходы могут быть использованы для погашения долга. Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг означает долг иностранным государствам, кредитно-финансовым учреждениям и отдельным лицам. Внутренний долг – это долг государства своему населению. Управление и обслуживание госдолга возложено на Центральный банк РФ и Федеральное Казначейство при Министерстве Финансов РФ. Основной проблемой, стоящей перед современной Россией является корпоративный долг – около 500 млрд долларов США. Это долг негосударственного сектора. Его погашение во многом связано с повышением конкурентоспособности российских фирм, с инвестиционной политикой и переходом на инновационную экономику.

Безусловно, важным направлением бюджетной политики является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Но на близлежащую перспективу она должна быть направлена на достижение стабильности экономики, ее модернизацию и диверсификацию. Как известно для этого были созданы Правительством РФ две комиссии: Комиссия по модернизации и технологическому развитию и Комиссия по экономическому развитию и интеграции. Они должны решить пять направлений:

1) достижение энергоэффективности и энергосбережения, в том числе разработка новых видов топлива;

2) развитие ядерных технологий;

3) совершенствование космических технологий, особенно связанных с телекоммуникациями;

4) повышение результативности медицинских технологий;

5) продвижение стратегических информационных технологий, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Таким образом, направления финансовой политики можно представить в виде следующей схемы.

Таблица 7

Виды финансовой политики

 

Классификация видов финансовой политики Черты
1. Дискреционная: а) стимулирующая; б) сдерживающая. 2. Недискреционная Манипулирование налогами и госрасходами с целью «сглаживания» циклов конъюнктуры.   Автоматическая (действие встроенных стабилизаторов) с целью воздействия на деловую активность экономических агентов.
1. Стимулирующая     2. Сдерживающая Проводится в период спада. Используя госрасходы и налоги, стимулируется экономический рост и сокращение безработицы. Проводится в период подъема. Используя госрасходы и налоги, сдерживается экономический подъем и инфляция спроса.

 

При осуществлении финансовой политики правительство опирается не только на расходную часть госбюджета, спецфонды, но и использует золотовалютные резервы и Резервный фонд. Объем золотовалютных резервов в РФ на 01.01.2009 г. составлял 426 млрд долл., а на 01.01.2010 г. – 440 млрд долл.

 

Основные понятия

автономная бюджетно-налоговая политика

бюджетно-налоговая политика

бюджетный дефицит

бюджетный профицит

государственный бюджет

государственный долг

- внешний

- внутренний

дискреционная бюджетно-налоговая политика

кривая Лаффера

налоги

Контрольные вопросы

1. Укажите основные инструменты фискальной политики.

2. Что значит «система финансов РФ»?

3. Перечислите бюджетные условия, существующие в РФ. Какой бюджет называется «консолидированным»?

4. Перечислите основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.

5. Каковы основные принципы налогообложения?

6. Какие вы знаете классификации налогов?

7. Что значит «кривая Лаффера», и о чем она свидетельствует?

8. Что значит «дискретная и недискретная политика»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...