Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Философия как форма мировоззрения и наука




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Дисциплина: «Основы философии»

(для всех специальностей и форм обучения)

 


ОДОБРЕНО

Заседанием предметно-цикловой комиссии

«Гуманитарных наук» от _______________

Председатель предметно-цикловой комиссии

Борина Е. Б.___________________________

Составитель: Закараускайте Р. С., преподаватель дисциплины «Основы философии»

Рецензенты: Голубева Ю. Н., преподаватель АНХ, дисциплина: «Социальная психология» (внутренний рецензент)

________________________________________________(внешний рецензент )


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.. 6

Тема 1. Философия как форма мировоззрения и наука. 9

Тема 2. Возникновение древневосточной философии. 23

Тема 3. Философия Античности. 41

Тема 4. Средневековая философия в Западной Европе. 64

Тема 5. Философские и идейные течения в эпоху Возрождения. 76

Тема 6. Становление классической философии и её особенности. 93

Тема 7. Философия Просвещения. 108

Тема 8. Немецкая классическая философия. 121

Тема 9. Западная философия XIX – XX веков. 138

Тема 10. Традиции и особенности отечественной философии. 156

Тема 11. Философия бытия. 174

Тема 12. Проблема сознания и бессознательного в философии. 194

Тема 13. Философское учение о познании. 215

Тема 14. Проблема человека в философии. 235

Тема 15. Основные проблемы социальной философии. 259

Тема 16. Философия истории. 274

Тема 17. Философия религии. 291

Тема 18. Философия культуры.. 316

Тема 19. Глобальные проблемы современности. 342

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 364

ФИЛОСОФСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ.. 365

ГЛОССАРИЙ.. 422

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие составлено на основании типовой программы учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений, одобренной Управлением среднего профессионального образования Минобразования России, 17 июня 2002 г. и предназначено для усвоения курса «Основы философии» студентами всех специальностей и форм обучения.

Цель данного учебного пособия: формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических, культурных событий и фактов действительности; усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм; ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения.

Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию целостного системного представления о мире и месте в нём человека, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса должно содействовать:

§ выработке навыков объективной оценки философских и научных школ и направлений;

§ выработке навыков объективной оценки событий и фактов действительности;

§ развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

§ овладению приёмами дискуссии, полемики, диалога;

§ выработать понимание сложности современных социокультурных реалий и сформировать способность к их толерантной оценке;

§ дать представление об особенностях философского знания, о его роли в развитии и функционировании в культуре, о его значении для личностного развития человека

Учебное пособие состоит из двух частей: исторической и теоретической. Историко-философская часть включает в себя характеристику основных этапов философии, включая характеристику наиболее крупных философов и философских школ. Эта часть курса предполагает развитие у студентов интереса к истории, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса.

Теоретическая часть включает разделы: философская антропология и социальная философия и исследует основные проблемы бытия, сознания и познания человека, проблемы современного общества.

Каждая тема соджержит подборку основных понятий и терминов и контроль знаний, который состоит из контрольных вопросов для самопроверки, упражнений, задач и тестов. Также в учебное пособие включены: глоссарий и сборник биографий философских персоналий

Завершив изучение курса студент должен:

иметь представление

§ о специфике философского знания, месте и роли философии в современной культуре, понимать её связь с сущностью и назначением человека;

§ о многообразии форм человеческого знания;

§ о сложности общественных проблем и существования личности в современном мире;

§ о научных и философских картинах мира;

§ о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

§ о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности

 


знать

§ наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи;

§ основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, основные отношения, характеристики его бытия;

§ основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни;

§ основные концепции исторического развития;

§ структуру, формы и методы научного познания;

§ понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека по отношению к другим и самому себе;

 

уметь

§ самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;

§ прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности;

§ анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия как любовь, жизнь, смерть, вера, счастье;

§ соотносить место и роль тех наук, которые олежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира;

§ критически анализировать основные концепции исторического развития;

§ ориентироваться в духовных ценностях

 


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Что-то происходит на самом дне великого океана. Приглядимся получше и мы увидим, что две рыбы из числа тех, что никогда не видели света дня разговаривают. Разговор идёт между опытной уважаемой в стае рыбиной и молодой, ещё не достигшей зрелости, рыбкой. Обсуждаются дела насущные, течения тёплые, богатые пищей места, хищники коварные. Но вот темы исчерпаны, разговор уже заканчивается, как та, что помоложе, вспомнила что-то важное и взволнованно говорит:

— Недавно я встретила рыбёшку, редко сюда заплывающую со своих неуютных высот, оттуда, где тяжело плавать и дышать. Рыбёшка со слов других рыб, слышавших это от третьих, рассказала, что высоко-высоко вверху, вода такая прозрачная, что видно далеко, что там тепло, там много красивых цветов, там растут великолепные кусты называемые кораллами, там великое множество разных ярких рыб, но самое удивительное — она сказала, что там плавает огромная красная рыба, от присутствия которой всем становится хорошо.

По плавникам старшей рыбины прошла еле заметная дрожь, говорившая о раздражении, но прожитые годы научили её скрывать свои чувства, и, она ничего не ответив, взмахнула хвостом и уплыла.

Пропустим время равное месяцу и снова заглянем в глубину. Снова мы видим тех же самых рыб. Молодая рыбка всё это время не могла забыть прекрасное высоко.

Старшая рыбина отвечает ей следующее:

— Я говорила со многими поплававшими старыми рыбами, и все они единодушно мне ответили, что этого не может быть. Сама посуди, при подъёме дышать всё труднее, всё тяжелее плыть, голова начинает болеть, и сердце стучит гораздо чаще. Перед глазами возникает пелена, всю тебя как будто разрывает изнутри. Вода там теплее быть не может, потому что вода становится тёплой нагреваясь у горячего вулканического дна, и поднимаясь вверх, вода остывает, становясь всё холодней и холодней. А раз чем выше, тем холоднее, то и богатой формами и числом жизни там тоже не может быть, как ты сама понимаешь. Что до огромной красной рыбы, так это вообще невероятно! Ведь чем больше рыба, тем больше ей надо съесть других рыб, чтобы насытиться. Как же это может быть всем хорошо от присутствия большого хищника? Это самая абсурдная сказка, которую я когда-либо слышала. Её придумал тот, кто заплыл слишком высоко, и кровь ударила ему в голову, окрасив всё в ярко-красные оттенки, вызвав эйфорию, обычно предшествующую смерти. Так что сама видишь, что от высоких вод ничего хорошего быть не может. Никто из наших там не был, а если какая-нибудь глупая рыба и всплывала туда, то ни одна не возвращалась, наверное съеденная той красной рыбой. Ты же ещё молода, и тебе свойственно искать и ошибаться. Просто выброси эту чепуху из своей головы и обрати своё внимание на что-нибудь действительно полезное.

И молодая рыбка согласилась с бесспорными доводами уважаемой рыбы. Изредка она вспоминала про прекрасное высоко, и тогда у неё начинало болеть что-то в груди. Порой она и другие рыбы видели, как сверху опускаются мёртвые рыбы, ещё какие-то странные предметы. Старшие рыбы разъясняли, что это дары Бога Мёртвых Высот Богу Живых Глубин.

На её вопрос: «Зачем Богам нужны мёртвые рыбы?» — ей ответили, что это не её рыбьего ума дело, и пригрозили за святотатство изгнать из стаи. Она вообще часто вела себя не как настоящий член стаи. Её причисляли к неудачникам-фантазёрам, которые всегда и везде рождались и самим фактом своего существования подтверждали мнение, что Боги любят шутить. Эти рыбы никак не могли найти своего места в жизни, наполненной такой интересной и трудной погоней за лучшей едой, за почётным местом в стае.

Нет, она не выступала против общественных идеалов, не призывала к реформам, она просто не проявляла должного интереса к общественной жизни, вяло добивалась таких значимых для каждого истинного члена стаи вещей как успех в кормлении и, в итоге, уважение окружающих. В споре за добычу она безучастно уступала, лишая выигравшего возможности насладиться моральной победой. Своим поведением рыбка нарушала принцип конкуренции, так необходимый для выживания, явно представляя из себя неудачу природы, бесперспективный индивид, обречённый на гибель в таком здоровом жизнеспособном сообществе как стая.

Её мышление отличалось от обычного. Вопросы рыбки порой ставили в тупик старших, вызывая их возмущение таким непозволительным и безответственным любопытством. Молодые рыбы, слыша её вопросы, застывали на месте с раскрытыми ртами и их глаза приобретали несвойственное им выражение размышления. И как результат этого, их активность падала, заставляя старших рыб суровой отповедью встряхивать их и устремлять в такие познавательные и нужные поиски пищи. После таких случаев положение молодой рыбки в стае становилось всё более шатким. Она всё чаще плавала в стороне от других, забираясь туда, повыше, где не хватает воздуха, и болит голова. Вскоре рыбка полюбила одиночество. Ей по-прежнему хотелось получить ответы на свои вопросы, но её родственники по стае не хотели и не могли ответить на них.

Постепенно она научилась терпеть боль в голове, привыкла переносить голод, но зато она стала забираться выше и выше, встречая там необычных диковинных рыб. Надо сказать, что её вид тоже был им странен, и хищники не стремились попробовать её на вкус. С некоторыми из местных рыб ей удавалось свести знакомство. Она расспрашивала их о том, что находится выше, но мало кого интересовало это, рассказывала о местах, откуда она пришла, встречая недоверие и насмешку. Они возражали ей, говоря что внизу рыбы жить не могут, так как там обитают неведомые чудища, пожирающие всё, что туда попадает, что там холодно, там сильное давление расплющит любого, кто попытается туда попасть. Про то, что вверху они тоже знали мало, и рыбка поняла, что местные рыбы похожи на её родичей, те тоже интересовались только кормом.

И рыбка снова принялась пытаться подниматься выше. Её тело приспособилось к перемене давления, оно стало более выносливым, и рыбке, несмотря на постоянную боль, стало нравиться ощущение подъёма. Она попробовала сдерживать дыхание при подъёме, и это помогло, болезненные ощущения снизились. После каждого подъёма ей приходилось подолгу оставаться без сна, или спать урывками, пока организм не свыкался с новыми условиями. Также ей приходилось преодолевать желание опуститься пониже, где легче дышать, где нет боли, где можно спать и есть вволю, где всё так знакомо и привычно. Но слишком уж она полюбила это чувство подъёма, чтобы променять его на сытую и спокойную жизнь. К своему стыду и раскаянию, однажды рыбка поняла, что не скучает по стае, по родственникам. Она перестала искать новых друзей. Всё время она была занята своей целью — увидеть эту большую красную рыбу, узнать действительно ли возле неё всем становится хорошо, правда ли что от неё идёт свет и тепло. Может она попросит рыбу спуститься к ним в глубину, чтобы и там всем стало хорошо и светло.

Однажды рыбка поняла, что стала видеть лучше и дальше. Свет шёл не от конкретной рыбы или светлячка, он пронизывал всё и падал откуда-то сверху. Сердце бешено застучало, значит, это правда, и красная рыба — реальность. С этого момента рыбка ускорила подъём, постепенно всё вокруг приобрело свой цвет, дышалось необыкновенно легко, было тепло, и на чешуе рыб играли разноцветные блики. Рыбку охватил трепет перед встречей с красной рыбой, она изо всех сил устремилась вверх. Её голова разламывалась, пульс тяжко грохотал, причиняя непереносимую боль, привыкшие к темноте глаза слепил яркий свет. Она преодолела последний отрезок её пути, прорвала движущуюся разноцветную плёнку и увидела…

Ярко жёлтый ослепительный шар-рыба плыл в синем-синем море, море света и белые киты сопровождали его в его нескончаемом движении. Простор, видимый рыбкой, был настолько велик, что само понятие границы, конца исчезло, растворилось в этой наполненной светом необъятности.

Рыбка полюбила смотреть на движущихся белых китов. Она научилась, нырнув поглубже, разгоняться и выпрыгивать из своего дома, воды в другой океан обозревая и колышущиеся холмы волн, и тот, другой, сложный и волшебный мир. Она узнала, что и в том океане есть свои течения, более быстрые и непостоянные, узнала, что красная рыба играет в прятки с белыми китами, прячась от них где-то далеко. Она разглядела рыб плавающих в том светящемся океане. Они двигались очень быстро, и их плавники были намного больше. И рыбка поняла, что жизнь, рыбы есть везде, что окружающий мир наполнен жизнью. Поняла, что мир устроен не просто так, не случайно, но по сложному и очень красивому плану. И узнав тот светлый и радостный океан, рыбка смогла лучше оценить, и полюбить свою стихию, познать единство с окружающими её существами, полюбить их как саму себя. Она вспоминала своих родичей, и ей становилось грустно оттого, что только она одна видит и понимает эту красоту, что её близкие, ограничившись видимым, близким и понятным им миром, сковали себя цепями неполного знания, знания которое помогало им жить, но не развиваться. Они добровольно ограничили себя, поставив сами себе пределы, отказавшись от того, что лежит за ними, объявив это несуществующим, либо неприемлемым, неподходящим, даже смертельно опасным.

И рыбка решила вернуться чтобы рассказать им об увиденном, о том, чего они сами себя лишили, объяснить, что дальше так жить нельзя, что плыть надо вверх. И она ещё раз с грустью посмотрела на красную рыбу, и, взмахнув хвостом, устремилась в глубину.

 


Тема 1. Философия как форма мировоззрения и наука

 
 


Вы будете изучать:

  • предмет философии, понятия и содержание;
  • философию как мировоззрение;
  • специфику философского знания и его функции в обществе;
  • структуру философского знания и методы философских исследований;

Цели темы:

  • дать представление о предмете философии и значении философии в жизни общества;
  • познакомить с основными понятиями философии;
  • выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения;
  • дать представление об основных методах исследования в философии;
  • помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия

После изучения темы вы сможете:

  • иметь представление о предмете философии и её социокультурной ценности;
  • знать понятия и уметь ими оперировать в ходе логических рассуждений;
  • выявлять различия между мифологическим, религиозным и научным мировоззрением;
  • уметь пользоваться философскими методами исследования;
  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей

 

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из своих статей вопрошал: «…нельзя ли нам вовсе обойтись без философии…?», «Что нам в этой философии…?», «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то останется истиной и теперь… А философия?» Ответ Кавелин даёт если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была её показателем…»

Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo – люблю и Sophia – мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор. Пифагор был великим математиком и выдающимся мыслителем своего времени. Его сограждане благоговейно называли его «Мудрым». Сам-то Пифагор не был согласен с таким прозвищем и не хотел, чтобы его называли мудрецом; для этого он слишком уважал «Мудрость» и считал, что никто не может утверждать, что уже стал мудрым. Но, тем не менее, он соглашался быть другом или любителем мудрости – то есть, философом.

Итак, философ – это человек, который любит мудрость или, по крайней мере, дружелюбно настроен по отношению к ней, но не тот, кто ею «обладает»! То есть каждый может быть философом. Профессорского звания для этого уж точно не требуется.

Мудрость трудно выразить чисто теоретически. Но она, а вместе с ней и философия, имеет ряд выразительных символов. Древнейший символ мудрости – сова. Птица, кстати, не очень умная. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие ("сгорает от любознательности") и раскрытые ("открытые миру, бытию") глаза. В высшей степени символична и ночная зоркость совы. За ней стоит способность философии видеть в "темноте" повседневного существования человека, проникать в самые темные, отдаленные и потаенные, сферы бытия. Событийная же история превращения совы в символ мудрости много проще. Среди других богов на небе у древних греков жила богиня мудрости - Афина. Главный храм Афины - на Акрополе в Афинах, где до сих пор обитает множество сов. Греки постепенно привыкли связывать Афину и сову и часто изображали их вместе, на монетах, в статуях. Так сова стала культовым животным, символом Афины, а значит и мудрости.

Овод - еще один образ-символ философской мудрости. На него нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ - сам живой символ философии. Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующие проникновенные слова: "...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такового, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, <...> и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь". Увы, афиняне не вняли голосу сократовской мудрости - уж очень надоедлив этот философствующий овод. Куда легче спать или жить в мире грез. Сон разума, сон жизни - для большинства это привычный образ жизни. Для философа же это смерти подобно.

Термин «философия» обычно употребляется в трёх значениях:

- во-первых, философия – это одна из форм мировоззрения;

- во-вторых, философия – это особая наука со своим предметом исследования;

- в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому мировоззрение нельзя свести только к философии.

 


 

           
 
   
 
 
   

 


 


В качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения:

       
 
ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ
 
   

 


Мифология – самая древняя форма мировоззрения, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке

§ чувственное мировосприятие;

§ приверженность традиции;

§ символизм и аллегоричность;

§ отсутствие рациональных понятий

 

 

 
 

 


§ преобладание чувственного мировосприятия;

§ вера возводится в принцип;

§ разум занимает подчинённое положение

 
 

 


§

Философия– особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
рациональное мировосприятие;

§ разум ставится выше веры;

§ формируются абстрактные понятия;

§ используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства

 
 
Наука– мировоззрение, которое формируется на основе познания законов развития природы и общества


§ теоретические методы исследования;

§ мировоззрение выступает в форме знания;

§ мировоззрение носит систематизированный, упорядоченный характер

 

 

 
 

 

 


 

 


 

Философия как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия»

 

§ Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

§ Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?

§ Может ли человек познать окружающий мир?

§ В чём смысл человеческой жизни, её цель и её ценность?

§ Каково соотношение добра и зла, прекрасного и безобразного, свободы и справедливости?

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – «как возможно познание», для современного позитивизма – в чём суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д. Для марксистско-ленинской философии XX века существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?».

 

Методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Основные методы философии:

§ Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

§ Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

§ Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер (данный метод был присущ средневековой теологической философии);

§ Эклектика – метод, основанный на произвольном соединений разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, теорий, в результате которого, достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе);

§ Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства;

§ Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространена в западной философии.


 

Методы философии, являющиеся одновременно и философскими направлениями:

§ Материалистический метод, при котором действительность воспринимается как реально существующая материя;

§ Идеалистический метод, суть которого – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, её воплощением;

§ Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания;

§ Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и эксперимента

 

Как любая развития наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет свою собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жёстких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

 

Традиционные разделы философии:

  Онтология Учение о бытии
  Философская антропология Учение о человеке
  Гносеология Учение о познании
  Аксиология Учение о ценностях
  Логика Учение о законах мышления
  Социальная философия Учение о законах общественного развития
  Этика Учение о морали и нравственности
  Эстетика Учение о законах красоты
  Герменевтика Учение о смыслах
  Теология Учение о боге

 

Дисциплины современной философской науки:

§ Философия истории;

§ Философия культуры;

§ Философии политики

§ Философия образования

§ Философия техники

§ Философии религии;

§ Философия языка

§ Философия искусства

§ История философии философия бизнеса и предпринимательства

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

§ Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром;

§ Методологическая функция заключается в том, что философии вырабатывает методы познания окружающей действительности;

§ Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

§ Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);

§ Критическая функция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;

§ Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;

§ Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества;

§ Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

§ Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее.

 

Что философия может дать каждому человеку? (практический смысл изучения философии)

1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке;

2. Помочь осмыслить своё место в мире и смысл жизни;

3. Обучить принципам «мудрой жизни» (то есть жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т.д.);

4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности;

5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать её;

6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил;

7. Научить познанию будущего

8.

Основные понятия и термины

Антропология (от греч. antropos – человек) – наука о происхождении и эволюции человека.

Бытие – всё существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

Гносеология (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) – учение о познании, теория познания.

Диалектика (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Логика (греч. logos – слово, понятие, мысль, наука) – наука о законах мышления.

Материализм (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Метафизика (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии.

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.

Методология (от метод и logos — слово, учение), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах постр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...