Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.)




 

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого.

Также в эту эпоху возникают философские школы как развивающие ведическое учение, так и оппозиционные ведам.

Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:

 

Школа Основатель Основной вопрос
Йога Патанджали Учение и метод управления психикой и физиологией человека
Веданта Бадараяна Основывается на трактовке высказываний шрути («священных текстов» индуизма)
Вайшешика Канада Учение об атомах
Ньяя Готама Проблемы теории познания и логики.
Миманса Джаймини Разработка ведических ритуалов
Санкхья Капила Противопоставление двух вечных начал: первоматерии как основы всего существующего и духа, выводящего материю из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира.

Учения, оппозиционные «Ведам»:

Джайнизм, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). По преданию он в 30 лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, и в течение 12 лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а его последователи стали называться джинами или джайнами – соратниками победы.

После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечки Пава, которое стало местом джайнского паломничества.

К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленная, причем преобладали женщины – монахини. В соответствии с традициями монахов поддерживали спонсоры.

Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы. АХИМСА (санскр. – «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью. Учение об ахимсе является в известном смысле и критерием философской истины: любая философская система, допускающая под любым предлогом нарушение этого первопринципа, есть «учение недостойных». Практические последствия подлинного культа ахимсы в джайнизме выражаются в строжайшем вегетарианстве, которое в идеале предполагает невреждение не только животным, но и растениям, и питание лишь теми плодами, которые сами падают с деревьев.

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).

§

Буддизм. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама.

Краткое жизнеописание Будды.

По великому закону Тримурти всё мироздание находится в постоянном изменении и обновлении. Вместе с миром перерождаются и все живые существа – после каждой смерти наступает новая жизнь, за нею новая смерть и так без конца. Эту цепь перерождений называют сансарой. Даже великие божества сознают, что через каждые сто тысяч лет должен наступить новый век. Среди богов жили особые существа, бодхисатвы, стремящиеся к просветлению. Тех, кто достиг такого просветления, называли Буддой. Когда наступило время родиться будущему Будде, чтобы возвестить людям путь к достижению истины, раздался «Клич Будды» и боги собрались около бодхисатвы и сказали ему: «Настало нынче время стать Буддою для спасения людей». Тогда понял бодхисатва, что приближается время его последнего перерождения, и погрузился в размышления, и убедился бодхисатва в том, что уже может родиться среди людей. Второе великое рассмотрение было рассмотрение части света, и уразумел бодхисатва, что надлежит ему родиться в Индии. Третье великое рассмотрение было рассмотрение места рождения, и определил бодхисатва, что это будет город Капилавасту в средней части Индии. Четвёртое рассмотрение было рассмотрение семьи, и увидел бодхисатва, что наиболее чтимой была семья царя Суддоханы из рода кшатриев. Пятое великое рассмотрение было рассмотрение того, кто будет его матерью, и решил бодхисатва, что матерью его станет прекрасная Майя, супруга царя Суддоханы. Уяснив себе пять великих рассмотрений, сказал бодхисатва: «Пришло, боги, для меня время стать Буддою» - и отпустил их.

Об этом ничего не знала прекрасная Майя, но однажды она увидела странный сон. Как-будто боги перенесли её в Гималаи, омыли в священном озере, одели в небесные одежды и оставили на ложе под тенистым деревом. Когда она возлегла, то явился к ней священный слон и вошёл в её правый бок. Наутро она поведала о своём сне царю, и звездочёты сказали, что родится у царицы сын, который откажется от мира, будет вести жизнь отшельника и однажды станет удою, чтобы своим учением просветить весь мир. Когда же царь спросил, что же побудит царевича стать отшельником, прорицатели ответили: «Четыре встречи: со стариком, больным, мертвецом и монахом». Тогда царь решил во что бы-то ни стало уберечь сына от этих встреч и построил для него три закрытых дворца, по одному для каждого времени года. Когда царевич родился, дали ему имя Сиддхартха, и царь велел окружить его стражею и никогда не допускать к старикам, больным, мертвецам и монахам. Через семь дней после рождения сына умерла прекрасная Майя, и мальчика стали воспитывать сестра его матери и сам царь. От всего берегли они Сиддхартху. Его дворцы стояли среди садов, в садах были пруды с голубыми, красными и белыми лотосами, над ним держали белый зонт, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя, зёрна пыли. Слух его услаждали певцы, зрение – прекрасные танцовщицы, желания – многочисленные слуги. На нём были одежды из тончайшего шёлка, и драгоценные камни сверкали в его головном уборе.

С детства Сиддхартху сопровождали всякие чудеса. Когда его оставляли в тени на целый день, тень не двигалась, покрывая его от солнца; когда вносили в храм, изображения богов поднимались перед ним и кланялись ему; когда его отводили в школу, учителя дивились его великолепным знаниям. Когда же пришло время выбирать жену, выиграл царевич все воинские состязания и никто не смог победить его. И его женой стала красавица Гопа, такая же умная и добродетельная, какой была его мать Майя. И родился у них сын, царевич Рахула, и зажили они всей семьёй, проводя время в своих трёх дворцах, не зная ни горестей, ни печали.

Но однажды решил царевич проехать по своим садам и велел запрячь колесницу. Когда он ехал так, наслаждаясь деревьями и цветами, то увидел перед собой старика, седого и беззубого, согбенного, который с трудом передвигался, опираясь на посох. Понял тогда Сиддхартха, что ни одно живое существо не может избежать старости. В другой раз он увидел больного, страждущего, мучающегося, лежащего и поддерживаемого другими. Понял тогда Сиддхартха, что и болезни никто избежать не может. В третий раз он увидел похоронную процессию и понял он тогда что в конце жизни и с ним произойдёт то же самое. В четвёртый раз он увидел отшельника, который живёт благой жизнью, сострадает всем существам и следует истинному учению. В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу. Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вновь вернуться к прежней благополучной, безмятежной жизни он уже не смог.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...