Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Философия Античности




 
 


Вы будете изучать:

  • философию Античности досократовского, классического и эллинистического периодов;
  • основные направления философии Античности, повлиявшие на мировую философию и науку

Цели темы:

  • дать основное представление о философии Востока и Запада;
  • изучить тенденции развития философских школ Античности;
  • дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
  • показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Античности;
  • выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
  • знать специфику философских школ Античности;
  • выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

 

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – VI в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д.

По преданию у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике.

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:

Клеобул Линдский – «Мера важнее всего»

Хилон Спартанский – «Познай самого себя»

Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский – «Ничего лишнего»

Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский – «Худших всегда больше»

Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся»

Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости:

Не делай того, за что бранишь других.

О мёртвых говори хорошо, или ничего.

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

Пусть язык не опережает мысли.

Не спеши решать, спеши выполнять решённое.

У друзей всё общее.

Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

§ VII – V вв. до н.э. – досократовский;

§ V – IV вв.до н.э. – классический;

§ IV – I вв. до н.э. – эллинистический;

§ I в. до н.э. – VI в. н.э. – римский

 

Досократические школы Древней Греции возникли в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

 

Особенности философии досократовского периода:

§ ярко выраженный космоцентризм (тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы), состоящий из космологии (учение об устройстве мира и его составных элементов) и космогонии (учение о происхождение мира);

§ повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

§ поиск первоначала, породившего всё существующее;

§ гилозоизм (одушевление неживой природы);

§ недискуссионный характер философских учений

Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода:

 

Милетская школа.

Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила своё наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Философы милетской школы выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными. Пытались объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Представители:

Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих учёных и философов. Оставил большое научное и философское наследие.

Основные взгляды:

 

§ первоначалом всего существующего считал воду. Вода сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь – в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырёх стихий, но главной стихией является вода. Воды на Земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых организмов;

§ представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

§ считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;

§ считал центром Вселенной Землю;

§ точно определил продолжительность года – 365 дней;

§ сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса).

 


Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратиться;

§ вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

§ первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.

Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра.

Основные взгляды:

§ первопричиной всего существующего считал воздух;

§ выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);

Школа Пифагора.

Основные взгляды:

§ первопричиной всего существующего считали число (всю окружающую действительность, всё происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

§ мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур. Единица – это точка, движение единицы создаёт линию – это двойка. Тройка – это движение линии, создающее плоскость. Движение плоскости создаёт фигуру – это четвёрка и т.д.;

§ Пифагор считал, что математика больше всего приближает человека к Богу, ибо даже Бог не может отменить то, что дважды два равно четырём. Если есть в мире законы, которым повинуются и боги и люди, то это законы математики.

Школа атомистов.

Материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего существующего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению).

Основные положения учения Демокрита:

§ весь материальный мир состоит из атомов»

§ атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего существующего;

§ атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

§ атомы имеют различную величину, различную форму;

§ между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

§ атомы находятся в вечном движении;

§ существует круговорот атомов: вещи, живые организмы, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира

Школа элеатов.

Существовала в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известные философы данной школы: Парменид, Зенон Элейский

 

Основные взгляды:

§ изучали проблемы познания;

§ жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

§ считали всё существующее материальным выражением идей (были предшественниками идеализма)

Гераклит Эфесский (около 550 до н.э. — около 480 до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал огонь;

§ вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики;

§ считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

§ был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

§ признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб» в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим);

§ всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

§ был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

§ движущей силой всех процессов считал борьбу.

 

Расцвет античной философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.

 

Особенности классической философии:

§ создание систематизированных учений;

§ перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера;

§ выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

§ положили начало спору между материалистами и идеалистами;

§ от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

§ внесли вклад в развитие логики;

§ вели практическую философско-просветительскую деятельность

 

Гражданин античного полиса активно участвовал в жизни своего маленького государства. Он регулярно посещал народные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торговли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водопроводами. Античные греки много и с удовольствием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствовавшей публикой. От умения внятно изложить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче говоря, хорошему гражданину необходима была определенная образованность для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изобретать приемы, направленные на то, чтобы одурачить собеседника, представить противника в смешном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ризах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор. Вот примеры некоторых софизмов, сохранившихся в трудах древних авторов:

“То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов. Следовательно, ты рогат”.

“Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь после того, как выиграет свой первый процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет заплатить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет его. Если выиграет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу нашего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Протагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочинение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло.

А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”):

“Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизировал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколько сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софистики и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты и до сих пор сохраняется введенная ими латинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою научную революцию: возникла и стала бурно развиваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений математические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной техники. Аристотелевская логика с тех пор стала называться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значительный вклад в развитие этой науки. Однако вскоре после Октябрьской революции логика — по целому ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридические институты и университеты, затем в педагогические и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.

Представители софистов

старшие софисты: (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий

младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах

Особенности философии софистов:

§ критическое отношение к окружающей действительности;

§ стремление всё проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

§ неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

§ отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

§ стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

§ восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики

Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знанию, сколько умению убеждать, доказывать своё мнение. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», - учили софисты. Следовательно, из них можно выбирать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал Протагор (например, если человек верит в Бога, значит, Бог есть, если не верит, значит, Бога нет).

Человек находился и в центре всех философских рассуждений и Сократа. Сократ (469-399 до н. э.). Сын ремесленника-каменотеса и повивальной бабки, он всю жизнь провел в Афинах. По-видимому, вначале он тоже занимался обработкой камня. Жил он бедно, ходил всегда босой, в старом плаще. Дурной характер жены сделал ее имя нарицательным - Ксантиппой стали называть сварливых женщин. Возможно, что она была права, ведь основным занятием Сократа была беседа с людьми. Например, Сократ мог спросить встреченного знакомого:

- Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

- Да уж дураком себя не считаю, Сократ, - отвечал знакомый.

- А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

- Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!

- Тогда скажи: обман – это зло?

- Несомненно!

- А если мать обманывает ребёнка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

- Да вроде нет.

- А убийство, конечно, зло?

- Ещё бы!

- А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью – это зло?

- Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.

- Ничего ты не думал раньше, - говорил ему Сократ, - ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть начнёшь задумываться.

Или:

«Хорошо ли красть?» Тот отвечает: «Нехорошо». - «Всегда?» - «Всегда». «А украсть оружие у врагов перед сражением?» - «Да, надо уточнить: у друзей красть нехорошо». - «А украсть меч у больного друга, чтобы тот в отчаянии на него не бросился?».

В беседах его интересовала истина. Он всем задавал вопросы, чтобы узнать истину. Его беседа становилась для каждого «экзаменом души». Но всегда оказывалось, что его собеседники, даже самые прославленные, истины не знают. Это многих злило.

И кончилось тем, что его начали травить. Сначала травили в литературе (это хорошо известно и у нас). К сожалению, этой травлей запятнал себя знаменитый афинский комедиограф Аристофан. В своей комедии «Облака» он изобразил Сократа заводилой шайки проходимцев, которую он назвал «мыслильней». В этой «мыслильне» люди зарабатывают тем, что сбивают с толку молодых юношей, обучая их ложным воззрениям, в частности отрицанию богов, отрицанию устоев общества и т.п. Это была чистая клевета. Сократ никогда не говорил ничего подобного. Он был человек как раз противоположных воззрений: не в природе, а в духе, в разуме искал он опоры для познания. Сам Сократ иронически относился к этой комедии. Но она ему дорого обошлась.

В 399 г. на него подали в суд. Сократ явился вместе со своими друзьями. В те времена в Греции адвокатов не было, а речь в защиту произносил либо сам обвиняемый, либо его друзья. Друзья предложили Сократу выступить сначала самому, и он начал свою апологию. Он жестоко высмеял обвинителей. Он рассуждал спокойно, как будто речь шла не о его жизни и смерти, а о какой-то академической проблеме. Он показал тупость и нетерпимость толпы как главную причину обвинений. «Я просвещаю молодых людей, — говорил он, — а не развращаю их». Судьи потребовали высшей меры наказания — смертной казни.

Особенности философии Сократа:

§ разговорный («диалектический») характер. Сократ вёл свою философию и просветительскую работу в форме открытой беседы (диалога, спора), полагая, что истину можно найти путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

§ определение понятий путём индукции (индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) - это метод, с помощью которого исследование частного позволяет сделать обобщающий вывод;

§ философ был сторонником этического рационализма. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так нельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения.

§ Основной метод, выработанный и применяемый Сократом – майевтика. Суть её состоит в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира – Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т.е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии.

Большинство сочинений Платона, написанных в основном в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее известными из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство», «Пир». Основные учения Платона: учение об эйдосах (основа идеализма), учение о триаде, учение об идеальном государстве.

Основные положения идеалистического учения:

§ материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

§ окружающий нас мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как нечто самостоятельное;

§ реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи – эйдосы, которые истинны, вечны и постоянны;

§ любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменная);

§ весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);

§ поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

§ «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт недостоверное знание);

§ «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности

Итак, мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Имеются идеи всего: стола, стула, человека, лошади, добра, зла, совести и т.д. Мир идей – это истинный мир, бытие. Мир материи – это неистинный мир, небытие. Мир вещей – это полуистинный мир, смесь бытия и небытия. Мудрость заключается в том, чтобы во всех вещах и явлениях найти их идею, найти общий закон, всем управляющий.

Человека ничему нельзя научить, если понимать обучение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Самое важное человек должен вспомнить сам. Как у всякого античного мыслителя, в рассуждениях Платона есть два уровня – мифологический и философский. Согласно мифологическому, душа до рождения человека жила среди богов (т.е. в мире идей), и когда она вселяется в родившегося человека, он должен вспомнить всё то, чему его душа научилась до рождения. Здесь заложен и глубокий философский смысл: нельзя научить самому главному, тому, что можно «достать» только из самого себя. Нельзя научить быть Эйнштейном, нет таких учебников по физике, нельзя научить быть Моцартом, сколько не изучай теорию композиции. То главное, что было у Эйнштейна и Моцарта, было создано их глубокими внутренними усилиями, - в этом смысле действительно было вспомнено.

 


Основные идеи учения Платона о триаде:

 
 
Три субстанции, из которых согласно учению Платона о триаде состоит всё сущее


 

 
 


Основные идеи учения Платона об идеальном государстве:

 

Проблема государства играла особую роль в философии Платона, что было нетипично для его предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества.

Типы существующих государств, по Платона:

§ монархия – справедливая власть одного человека;

§ тирания – несправедливая власть одного человека;

§ аристократия – справедливая власть меньшинства;

§ олигархия – несправедливая власть меньшинства;

§ демократия – справедливая власть большинства;

§ тимократия – несправедливая власть большинства (власть венных вождей, армии);

§ государство будущего, которого пока не существует и в котором отпадёт необходимость в государственной власти и законах.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

План государственного устройства, выдвинутый Платоном:

(в дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены)

§ всё население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

§ работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

§ воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

§ философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

§ философы и воины не должны иметь частной собственности;

§ жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;

§ не существует брака, все жёны и дети общие;

§ допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен

Когда Платону было около сорока лет (в 388 г. до н.э.), он был уже прославленным писателем и мудрецом. Поклонники купили ему небольшой участок, где стояла статуя героя Академа, (Академ в греческой мифологии афинский герой, указавший братьям Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем.) и община его учеников стала называться Академией. Вот откуда наше слово «академия». В саду Академии проходили занятия по математике, по астрономии, по всем основам наук. Главным было познание истины. Эта школа просуществовала почти тысячу лет и была закрыта императором Юстинианом в 529 г., так как не соответствовала ставшему господствующим христианству.

Историческое значение философии Платона:

§ впервые философом составлено целое собрание фундаментальных произведений;

§ положено начало идеализму;

§ впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества;

§ была создана философская школа (Академия)

 

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика, «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика».

Основные этапы философской деятельности Аристотеля:

§ 367 – 347 гг. до н.э. – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

§ 347 – 335 гг. до н.э. – жил и работал в Пелее – столице Македонского государства по приглашению Филиппа; воспитывал его сына Александра Македонского;

§ 335 г. до н.э. – основал свою собственную философскую школу – Ликей (лицей) и работал в ней до своей смерти.

Виды философии, выделяемые Аристотелем:

§ теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений;

§ практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

§ поэтическая – об искусстве

§ считается, что фактически Аристотелем как четвёртая часть философии была выделена логика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...