Схема Истинно Правильного Крестного Знамения
Девятнадцать вековъ тому назадъ, у евреевъ и язычниковъ крестъ былъ орудиемъ казни, предметомъ позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. Ей подвергали самыхъ отчаянныхъ разбойниковъ и возмутителей общественного спокойствия; осудить преступника на крестную казнь, значило лишить несчастнаго имени человека, предать его всеобщему презрению. - Таково было значение креста въ древнемъ мире. А что такое Крестъ теперь у христианъ? Онъ есть Орудие Спасения, Предметъ Благоговейнаго Почитания для всехъ. Вместе съ Апостоломъ Павломъ смеетъ говорить всякий православный: «мне хвалитися да не будетъ, токмо во единомъ Кресте Господни, на Немже Страда, Уби страсти, Того убо и мы известно держимъ Крестъ Господень, хвалу всякъ: есть бо (падшим) намъ Спасительное Сие Древо Оружие мира, Непобедмая Победа». 1) Носить Крестъ есть не только обязанность всякаго христианина, но и особая его заслуга и честь. Куда ни обратили бы свои взоры, мы всегда видим Крестъ. – Онъ Возвышается на Главахъ Храмовъ нашихъ, Онъ Возлежитъ всегда на Престоле Церковномъ; Онъ Увенчаетъ короны царей земныхъ и неотступно Пребываетъ у всякаго православного на груди; Онъ Встречаетъ при рождении въ Жизнь Духовную (Крещении) и Благословляетъ при переселении въ Жизнь загробную, Онъ, наконец, Осеняетъ и могилы наши. Таковъ Крестъ у насъ, христианъ православныхъ. Отчего произошла такая перемена? За что начали такъ Благоговейно чтить Крестъ, который прежде считали позоромъ? За то, что на Кресте Угодно Было Сыну Божию Принять смертную казнь за грехи всего мира. Крестъ Христовъ Примирилъ Отца Небеснаго съ людьми-грешниками и такими грешниками, что безъ Креста не было бы имъ никогда ни Прощения, ни Помилования. – Крестъ Отверзъ нам Царство Небесное; без Него, безъ Креста Иисусова, Величайшие Праведники сходили во адъ и не было бъ иного пути никому.
Съ того времени, какъ Иисусъ Христосъ Умеръ на Кресте, Его Непобедимая Непостижимая Божественная Сила Сообщилась Кресту, Вселилась въ Него и Осталась въ Немъ Навсегда, - следовательно, Онъ так Могущъ и Силенъ оттого, что въ Немъ Таинственно Присутствуетъ Сила Христова. И так, блаженны наши уста, лобзающие сие Драгоценное Древо! Блаженны чело, перси и рамена наши, Осеняемы Симъ Победоноснымъ Знамениемъ. – Св. Апост. Андрей Первозванный, ведомый мучителями на Крестную «смерть», Увидевъ издали Крестное Знамение, съ Восторгомъ Взывалъ: ______________ 1) Кан. ч. Кр. п. 6-я
«Радуйся, Кресте, Плотию Христа Освященный, и Членами Его, как маргаритами Украшенный! Прежде, нежели Возшелъ на Тебя Господь мой», ты страшенъ былъ для земныхъ, но теперь Знаютъ Верные, сколько Сокрыто въ Тебе Щедротъ, сколько Уготовано Наградъ. Безбоязненно и весело я Иду къ Тебе, но и Ты съ Веселиемъ и Радостию Прими Меня, Ученика Распеншагося на Тебе Христа. Я всегда любилъ Тебя и Горелъ Желаниемъ Обнять Тебя. О, Блаженный Кресте, Приявший Великолепие и Красоту от Членовъ Господа многократно Желаемый и Неусыпно Искомый! Возьми Меня отъ людей и Отдай Учителю Моему, пусть Тобою Прииметъ Меня Тотъ, Кто Тобою Меня Спасъ! 1) А Св. Ап. Петръ Просилъ исполнителей Крестной казни только о томъ, чтобъ Его Распяли внизъ головой, считая Себя недостойнымъ быть Распятымъ Подобно Иисусу Христу. Видите, братья, какъ Высоко Чтили Крестъ Христовъ Св. Апостолы? Какъ же после этого не чтить и намъ, Православнымъ Христианамъ, Такое Драгоценное Сокровище, Оружие нашего Спасения, Избавления отъ власти диавола и ада, Примирение съ Богомъ и Оправдание? По Истине, съ того времени, какъ Сынъ Божий Своими Страданиями Освятилъ Крестъ, какъ Поетъ Св. Православная Церковь: «Просветивый Сияниемъ Пришествия Твоего Христе и Освятивый Крестомъ Твоимъ мира концы» 2), въ Немъ Стала Проявляться Необыкновенная Чудодейственная Сила, о Которой будетъ Сказано ниже.
Да, не напрасно Святая Церковь наша въ Своихъ Песнопенияхъ, не находя достаточно Слов для Прославления Креста Христова, Восклицает: О Кресте! Апостолов Похвала, Преподобныхъ Утверждение, Верныхъ Знамение, Иерарховъ и Мучеников Слава, Победа и Утверждение всехъ Хвалящихъ Тя. – Крестъ Есть душамъ Слава и Светъ Вечный, Основание Благочестия, бесовъ Губитель, Церквамъ Благолепие, нечестивымъ погибель и враговъ посрамление въ День Судный 3). Чтобы не забывать, что Сделано и что Приобретено для насъ Спасителемъ нашимъ, Крестомъ мы Крестимся, т.е. рукой изображаемъ на себе Знамение Креста. Обычай Осенять себя при Молитве Крестнымъ Знамениемъ въ Церкви христианской Ведется отъ самой глубокой древности. Его Установили Св. Апостолы и Передали всемъ вернымъ, и съ того времени так крепко хранится Этотъ Обычай, что безъ Крестнаго Знамения не совершается ни одна Молитва, ни Церковная, ни домашняя; а все они начинаются и Сопровождаются Крестнымъ Знамениемъ и благоговейными поклонами. Крестъ Христовъ не только Даетъ Великую Силу нашей Молитве, но чрезъ Него Совершаются и Преславныя Дела. Имъ Отражаются греховныя искушения и страсти, идущии или прямо от диавола, или отъ греховнаго мира и отъ насъ самихъ. Въ Крестномъ 1) Христ. Чт. 1824 г. т. ХVI, стр. 275-276. 2)Троич. канонъ 1-го гл. Ирм. 5. 3)Канонъ Чест. Кресту.
Знамении каждому из насъ Дана возможность Совершать Великая: «Для подтверждения этихъ словъ следуетъ только обратиться къ нашимъ Священнымъ Летописямъ и всякий можетъ Убедиться, какъ Могущественна Сила Креста Христова. Укажемъ хотя на некоторые из безчисленныхъ примеровъ: такъ, Св. Ап. Иоаннъ Богословъ, как Повествуетъ Его Ученикъ, Св. Прохоръ, Знамениемъ Креста Исцелилъ некогда лежавшаго при пути больного. Некогда Благочестивый Иръ, по Наставлению Св. Апост. Филиппа, Начерталъ рукой образъ Креста Христова на поврежденныхъ членахъ недужнаго Аристарха и тотчасъ усохшая рука Исцелела 1). Око прозрело, слухъ открылся и больной сталъ здоровъ 2). Когда Св. Епифаний въ детстве своемъ, будучи еще Не крещеннымъ, сверженъ былъ разсвирепевшимъ осломъ и сильно повредилъ себе бедро, то случившийся здесь некий христианинъ Трижды Знаменовалъ Крестомъ и Темъ Урачевалъ отрока 3). Преподобная Макрина, сестра Св. Василия Великаго, страдая отъ некоего лютаго вереда на персяхъ ея просила свою мать Осенить больное место Крестомъ и какъ скоро Употреблено Было Это Врачевство тотчасъ получила Исцеление 4). Но Чудодейственный Крестъ Христовъ не только Исцелялъ недуги, Онъ даже Воскрешалъ мертвыхъ и Соделывалъ тело человеческое невредимымъ. Так, Св. Первомученица Фекла Осенила Крестомъ множество дровъ и хврастия, собраннаго подъ нею на сожжение ея и онь не дерзнулъ прикоснуться къ ея телу 5). Св. Муч. Василисса Никомидийская Оградила себя Знамениемъ Креста, и посреди пламени въ разженной пещи стояла на многъ часъ во огни горящемъ безъ всякаго вреда 6). Обреченные на снедь зверей Святые Мученики Авдонъ, Синнисъ, Вел.-Муч. Пантелеймонъ и многие другие Мученики Начертывали на себе Св. Крестъ и лютые звери, подобно кроткимъ и незлобивымъ агнцамъ лобызали ноги человековъ Божиихъ 7). При Всемогущей Силе Креста Христова оказывались безвредными и всякие смертоносные яды, как видимъ изъ Жития Святителя Ювеналия и Преп. Венедикта (12 Марта и Лимонаръ гл. 2). Если же, одако, намъ не удается посредствомъ Крестнаго Знамения достигнуть не только Великихъ, но и Малыхъ Успеховъ въ Стремлении къ Тому или Другому Благу, въ избежание того или другого зла, то это случается или потому, что Господу Не угодно Давать намъ легкия Победы и Успехи, дабы мы не превозносились или не привыкли къ безпечности въ надежде на Бога, или потому, что употребляемъ Крестное Знамение не какъ следуетъ, чемъ оскорбляемъ Его Величие 8); Крестное Знамение нужно Изображать на себе съ Живою Верою въ Распятаго, съ Благоговениемъ и Смиреннымъ Сознаниемъ, что мы можемъ Умилостивить Господа не своими заслугами, а только Надеждою на Милосердие Его, и ради Претерпенныхъ за насъ Богочеловекомъ Крестныхъ Страданий и Смерти.
_________________________
1) Жит. Св. сентябр. 26 2) Жит. Ап. Филип. 14 Ноябр. 3) Жит. св. Епифания 12 Мая. 4) Жит. пр. Макрины 19 Июля. 5) Жит. м. Феклы, 24 Сентября. 6) Жит. м. Василиссы 3 Сент. 7) Жит. вмч. Пантелеимона 15 янваля и 27 Июля. 8) Уроки покаяния Епис. Виссариона Только подъ Этимъ Условиемъ могутъ быть Угодны Господу и наша Ревность, къ Исполнению Заповедей Господнихъ, и вместе (во множественном числе) наши Молитвы, соединенныя (мы) съ Крестнымъ Знамениемъ. Наша вина предъ Богомъ и наше непрестанное оскорбление Его Величия и Правды превышаютъ все вины противъ законовъ человеческихъ, а потому наше дерзновенное обращение къ Богу легко можетъ низвести на насъ Праведный Его Гневъ. – «Богъ Есть Огнь Поядаяй»; можетъ ли наше бренное и растленное естество выносить прямое обращение къ Его Святости? Но когда мы оградимъ себя Крестомъ, тогда между нами и Богомъ Становится Посредникъ Христосъ, тогда Вера въ Распятаго Доставляетъ намъ Ту Спасительную Силу, Которая Приобретена Имъ для насъ на Голгофе; Жертвой, Которую Онъ Принесъ на Кресте, мы Покрываемъ свое недостоинство пред Богомъ; тогда мы своимъ внешнимъ действиемъ свидетельствемъ, что мы, Приступая съ Молитвой къ Богу, не на себя самихъ надеемся, но просимъ во Имя Христа и въ Силу Заслугъ Его. Такимъ Образомъ, Крестное Знамение Есть Защита нашего Дерзновения, съ какимъ мы обращаемся къ Богу въ своихъ Молитвахъ и выражаемъ внутреннее Молитвенное настроение. Итак, Св. Церковь Поступила Мудро и въ Высшей Степени Благотворно для насъ, когда Заповедала намъ Осенять себя при Молитве Крестнымъ Знамением. Но после этого, сколько-жъ безсмыслия, сколько самой злой неблагодарности въ техъ чадахъ ея, которыя не хотятъ пользоваться этимъ добрымъ и надежнымъ средством, чтобъ сделать свою Молитву Доступною и Угодною Господу Богу, которыя не крестъ изображаютъ на себе (Рис. 2, 3, 4, 5, 6, стр. 57), а просто размахиваютъ рукой как попало? Сколько безстыдства, сколько дерзости, когда они даже здесь, въ Божией Церкви, безъ мысли, безъ чувства, без всякаго сознания небрежно водятъ по груди рукой, и не хотятъ поднять её настолько, чтобъ сделать на себе Настоящее Крестное Знамение?.. Трудно определить и дать название тому движению руки, какое они делаютъ, когда якобы «крестятся». – Страшно даже и подумать, как они, изъ Самого Креста, делаютъ какое-то странное извращение. «Такому бо маханию, поистине, бесы радуются», Говоритъ Св. Иоаннъ Златоустъ. Лучше ужъ и не креститься, чемъ так искажать и унижать Святейшее Знамение креста. И подлинно такъ. Какое это крестное знамение, когда они не стараются ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе Полный и Правильный Крестъ Христовъ, а иные хотя и совершаютъ, но съ какой-то гордостью, размашисто съ откидываниемъ рукъ и головы или осеняютъ съ какимъ-то стеснениемъ только одну часть своей груди и то едва заметно. – Всё это происходитъ от дурной привычки, которая доказываетъ ни что иное, какъ крайнюю нашу небрежность и невнимательность къ Святому и Великому Делу – Молитве пред Богомъ. А о техъ, кто совершаетъ съ небрежениемъ Служение Богу и Молитву, Сказано въ Писании: проклятъ человекъ, творящий дело Божие съ небрежениемъ 1).
______________________ . 1) Кн. Иерем. 48, 10.
Если Св. Церковь Установила Креститься Такимъ Образомъ, чтобы рука сначала касалась чела, потомъ груди и наконецъ плечъ, то къ чему дерзко нарушать, искажать и извращать это своими мудрованиями? Но нетъ, тутъ даже и не мудрованиемъ, а просто крайняя степень нерадения о своемъ Спасении, преступное и погибельное пренебрежение Креста Христова. Св. Церковь не напрасно Все Это Установила. Во Всемъ у Нея Разумныя Причины. Так, по Её Уставу мы полагаемъ Знамение Креста на челе - Вместилище Разума, въ знакъ того, что мы любимъ Бога всемъ умомъ своимъ, или что съ любовию Посвящаемъ Ему все мысли свои. Полагаемъ Крестъ на животъ, оконечности груди, въ Знакъ того, что любимъ Господа всемъ сердцемъ и душею, или что со всею искренностью и съ благоговейнымъ одушевлениемъ Посвящаемъ Ему все свои чувства и желания. Полагаемъ Крестъ на плечахъ, въ Знакъ того, что любимъ Господа всею крепостию и твердостью души и духа, или что Посвящаемъ Ему всю свою Жизнь, всю, не только душевную, но и телесную деятельность, Направленную къ Его Славе. Во всехъ Установленияхъ Церкви Имеется Глубокое Значение. – Даже и сложение пальцевъ для Крестнаго Знамения, Имеетъ Великий Смыслъ; не кое-какъ слагаются они, но именно: три первые большие соединяются вместе и Знаменуютъ Святую Живоначальную Троицу: Отца, Сына и Св. Духа два последние пригибаются къ ладони и Знаменютъ то, что Сынъ Божий, ради нашего Спасения, Приклонилъ Небеса, Сошелъ на землю, Принял на Себя естество человеческое и Таким Образомъ въ Немъ были Не слитно Соединенные Два Естества – Божеское и человеческое 1.)
Святая Православная кафолическая Церковь учитъ, по Преданию Св. Апостолъ и Св. Отецъ, Употреблять, при Осенении себя Крестнымъ Знамением, первые три перста правой руки, соединенные въ уровень, а последние два пригнутые къ ладони; и это Древнее Правило Содержится не только въ России, но и въ Иерусалиме, въ Антиохии и въ Константинополе и во всей Греции, въ Египте и на Афоне и во всехъ странахъ православныхъ. – Кто желаетъ убедиться и видеть своими глазами древняго Свидетеля трехперстнаго сложения, пусть сходитъ во Св. Киево-Печерскую Лавру въ пещеры къ Свят. Мощамъ Преподобного Спиридона просфорника, который въ часъ своей кончины Сложилъ свою десницу для трехперстнаго Крестнаго Знамения, и въ такомъ виде сложенною пребываетъ и до ныне более восьми сотъ летъ. Будемъ же отныне и мы стараться съ Верою, Благоговениемъ и Страхомъ Божиимъ Совершать на себе Сие Спасительное Знамение правильно (начертывая на себе крест подъемом руки), и, при этомъ, нужно прежде всего оградить себя Крестомъ, а потомъ положить приличествующий Богу поклонъ, а не такъ, какъ некоторые, по нерадению своему, вопреки Учению Св. Церкви, вместе и кланяются, и «крестятся». При этом обратимъ особое внимание, чтобъ наше исповедание Христа не ограничивалось одними только наружными Знаками, а сопровождалось бы всегда и добрыми чувствами въ глубине нашей души, въ нашемъ сердце, такъ чтобъ Прославляли Христа не въ телесахъ только, но и въ душахъ своихъ. Яже суть Божии 1). _____________ 1) Корф. 6, 20
Ибо Крестъ Христовъ только при Упомянутыхъ Условияхъ, Правильнаго Употребления и Понятия о Немъ, Можетъ быть Всесильнымъ и Непреодолимымъ Оружиемъ противъ нашихъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, такъ как Онъ не Самъ по Себе Имеетъ Силу, а только въ Соединении съ Живою Верою и при Правильномъ и Благоговейномъ Употреблении. – Святый Иоанн Златоустъ Говоритъ: «Если ты при Полной Вере, съ сердечнымъ расположениемъ Изобразишь на лице своемъ Крестъ Христовъ, то ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ не возможетъ приблизиться къ тебе, видя Тот Мечь, Которымъ онъ Уязвленъ, видя То Оружие, от Котораго Получилъ смертельную рану». Не стыдись же, христианинъ, столь Великаго Блага, да Не постыдитъ и тебя Христосъ, когда Придетъ во Славе Своей, и когда Сие Знамение Явится пред Нимъ Светлейшимъ самыхъ лучей солнечныхъ. «Ибо кто постыдится Меня и Моихъ Словъ Исповедывать въ роде семъ прелюбодейномъ и грешномъ, С казалъ Господь, того Постыдится и Сынъ Человеческий, когда Придетъ во Славе Отца Своего со Святыми Ангелами» 1)
Но къ общему нашему прискорбию есть люди, которые из подобострастия и угождения къ сильнымъ мира сего, из-за светскихъ приличий, из-за корысти стыдятся Исполнять Евангельския Заповеди и Уставы Церкви; при первомъ возражении относительно ихъ верований, малодушно готовы тотчасъ отказаться отъ Исповедания Христа, отъ усвоенныхъ ими съ детства уроковъ о Православной Вере, такихъ людей и Иисусъ Христосъ Постыдится на Страшномъ Суде Признать за Своихъ, как-бы они ни напрашивались на Звание Учениковъ Его. Не знаю васъ, Скажетъ таковымъ, отойдите от Меня делающие беззаконие 2) – не достойны-бо Моего Благоволения и участия въ Моемъ Царстве.
Посему-то, Ап. Павелъ Наставляетъ насъ не сообразовываться съ векомъ (бо) симъ, но Преобразоваться Обновлениемъ ума нашего, чтобъ могли Познать, что есть Воля Божия Благая, Угодная и Совершенная 3). Итакъ, въ употреблении и Изображении Крестнаго Знамения будемъ подражать нашимъ Благочестивымъ предкамъ, у Которыхъ Крестъ Христовъ былъ всемъ для всехъ. Начинали-ли они какое дело – Крестились; оканчивали-ль его – опять Крестились. Крестомъ Ограждались отходя ко сну, Крестомъ Осенялись вставая отъ сна. Съ Крестомъ они садились за трапезу, съ Крестомъ возставали отъ нея. Знамение Святаго Креста Выражало внезапную радость; оно же Свидетельствовало и о внезапной печали и опасности.- При Этомъ Достохвальномъ Подражании постараемся быть верными и Темъ Началамъ, Которыя Двигали Жизнию нашихъ предковъ и Воодушевляли нашихъ отцевъ. Начала эти – «Вера, Законъ и Отечество», Въ Вере _____________________ 1) Мар. 8, 38, Лук. 9, 26 2) Матф. 7, 23, 25, 12 3) Рим. 12, 2.
Должна Заключаться – Чистота нашей Совести; въ Законе – Порядокъ, Правда, Сила и Власть; въ Отечестве – Любовь, Безкорыстие, Мужество и Самоотвержение. Это три главные Устоя русской земли. Ими мы покоряемъ себе весь миръ. Ими мы делаемъ Славнымъ Имя Божие на земле. Ими мы Расширяемъ Царство Христа во вселенной. Начертанныя золотыми Словами на нашемъ народномъ Знамении, Они Венчаются Сению Честнаго и Животворящаго Креста Господня. И о, если бы Эти Слова глубже и сильнее Напечатлелись въ сознании каждого изъ насъ; если бъ Крестъ Христовъ намъ носить не надъ главами только своими и на груди, но иметь его въ сердце своемъ – если бъ намъ навсегда Пребыть Истинными Крестоносцами; - тогда намъ не были бы страшны никакия враги, тогда не только земля, но и Небо стало бы нашимъ Наследиемъ. О перенесении скорбей Кроме всего вышеизложеннаго, Крестное Знамение Напоминаетъ намъ, православнымъ, еще о томъ, что каждый Последователь Христовъ, Искупленный Его Пречистою Кровью, Пролитою на Кресте, долженъ также Нести свой Крестъ, т.е. стараться всегда умерщвлять въ себе свое самолюбие, злую волю, плотския страсти и чувственныя греховныя пожелания, и, предавшись всецело Воле Божией, безропотно переносить разныя лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, Подавляя въ себе зависть, мстительность, вражду и неустанно Трудиться для Царствия Божия. Нашъ Подвигоположникъ Христосъ, Своими Крестными Страданиями Даровавший намъ Возможность снова Войти въ Рай, Повелелъ Следовать за Нимъ, а потому, Взирая на Него, прося Его Всесильной Помощи, будемъ и мы неуклонно Идти по Его Божественымъ Стопамъ Путемъ самоотвержения и любви къ ближнимъ, незлобия, кротости, смирения, терпения, воздержания и покорности Воле Божией. Воистинну блаженны те, кои, покоряясь Учению Господню, идутъ Страдальческимъ Путемъ: они и здесь радуются среди лишений и скорбей неземною радостию. «Путь мой пролегъ по Прекраснымъ Местамъ, Взывалъ Давидъ, и Уделъ мой приятенъ для меня». И Ап. Павелъ Писалъ: «Я благодушествую въ немощехъ, въ обидахъ, въ нуждахъ, въ гоненияхъ, въ притесненияхъ за Христа» – (2 Кор. 12, 10).
Также и прочие Последователи Христовы среди Великаго Испытания скорбями преизобиловали радостию (2 Кор. 8, 2). Въ похвалу первыхъ христианъ, Говорил Ап. Павелъ: Вы – люди разумные, ибо вы терпите, когда кто васъ порабощаетъ, когда кто объедаетъ, когда кто обираетъ, когда кто бьетъ васъ въ лице – (2 Кор. 11, 20). Такое благодушие въ скорбяхъ происходило въ нихъ от упования на Воздаяние Христово; потому и Писалъ имъ Апостолъ: «Не оставляйте Упования вашего, которому предстоитъ Великое Воздаяние»– (Евр. 10, 35). Итак, чтобы Исполнить Волю Божию и Получить Обещанное, потребно намъ терпение скорбей ради Господа и Евангелия; терпящие же Господа съ упованиемъ на Милость Его Потекутъ по узкому пути съ благодушиемъ и не утрудятся уже. Не бывайте несмысленны, Говоритъ нам Слово Божие, но Познавайте, что Есть Воля Божия (Еф. 5, 17). Взирая на Предшественниковъ въ Царство Небесное, и вы Вооружитесь Тою же Мыслию, чтобы остальное по плоти время жить не по человеческимъ похотямъ, но по Воле Божией (I, Пет. 4, 2). И еще Говоритъ: Повинитеся Богу: противитеся-же диаволу и бежитъ отъ васъ: Приближетеся Богу и Приближится вамъ: очистите руце, грешницы, исправите сердца ваши, двоедушнии. Постраждите и слезите и плачитеся: смехъ вашъ въ плачъ да обратится и радость въ сетование 1). – Тяжекъ кажется Этотъ Путь для нашей греховной плоти, но только Такой Путь Можетъ Привести насъ къ Покою и Вечной Радости. Симъ Путемъ Креста Шелъ нашъ Небесный Учитель и безчисленный Ликъ Святыхъ, Которые Достигли Вожделеннаго Царства Христова и Вошли въ Радость Господа своего. – Христосъ, Идя Этимъ Путемъ, Оставилъ намъ Образъ да и мы Последуемъ Имъ: Аще кто хощетъ по Мне Идти, Сказалъ Господь, да Отвержется себе, и Возметъ Крестъ свой и по Мне Грядетъ 2). И опять: кто не носитъ Креста своего и вследъ Мене грядетъ, не можетъ Мой быти ученикъ (Лук. 14, 27). А посему пусть всякий Крестоносецъ Несетъ свою тяжкую жизненную долю. Терпеливо, благодушно и вполне во всемъ покоряясь Господу. Онъ пойдет тогда вследъ Христа Спасителя и несомненно, при Помощи Благодати Божией, Удостоится быть въ числе Техъ Избранныхъ, о Которыхъ Онъ Самъ Сказалъ: кто Мне Служит, Мне да Последствуетъ и где Я, тамъ и слуга Мой будетъ 3). Итакъ, любезный читатель, если мы, по указанному правилу, вооружимъ себя Силою Креста Христова и, при Помощи Божией постараемся побеждать все находящия искушения, великия и малыя, и все неприятности, огорчения и досады житейския, то после непродолжительныхъ трудовъ и скорбей Войдемъ Туда, где нетъ уже ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но Всерадостный Празднующихъ Гласъ Непрестанный и Неизреченная Сладость Зрящихъ Его Божественное Лице и Доброту Неизреченную.
___________________ Монахъ Феофилактъ 1) Иаков. 4, 7, 9 2) Матф. 16, 24 3) Иоаннъ 12, 26, 46.
О КРЕСТЕ ИЗ БИБЛИИ 1 – Написание вины Распятого: «INZI» Иисус Назорей Царь Иудейский. 2– Планка, на которой Были Пригвождены Руки Иисуса Христа. Руки Иисуса Христа Располагаются горизонтально, т.е. Иисус Христос Изображается в соответствии с Каноном Иконографического Изображения Распятия 692 года, Утвержденным на Трулльском Соборе, горизонтально: Иисус Христос Воскресший Крестоноситель, Обнимает всех и Зовет с Собой. У католиков изображение – Руки под углом, Тело Провисает – имеет задачей показать не Воскресение, а Страдание и Смерть. Изображение у католиков объемное, Голова в Терновом Венце. 3 – Подножие - планка, на которой Были Пригвождены Ноги Иисуса Христа. Планка располагается вкось справа налево сверху вниз. Обозначает, что Иисус Христос Попрал силу диавола. Если наклон планки изображен в другую сторону – слева направо сверху вниз – это означает, что диавол попрал Силу Бога, (это ересь). Если планка расположена горизонтально – обозначает, что Силы Рая и ада выравнены. Об Этом Символе – Подножии – очень часто Говорится в Библии, поэтому Символ «Подножие» Носит Необычайно Важное Значение, так же как и горизонтальное расположение Рук Иисуса Христа. 4 – Груда камней, символизирующих Гору Голгофу, или Лобное место. 5 – Череп – Символ черепа Адама и его «смерти». По преданию Адам похоронен Симом, сыном Ноя, в том месте, где впоследствии образовалась Гора Голгофа. Во время Распятия Иисуса Христа Случилось затмение солнца и землетрясение. В земле образовалась трещина. И Кровь Иисуса Христа – Невинного Агнца, Принесенного в Жертву, Проникла через трещины в земле и Окропила череп Адама, Омыв Таким Образом с Адама и Евы их грех противления Богу. 6 – Кости – Символ плоти Адама и Евы, две кости: одна кость принадлежит Адаму. Вторая кость, взятая из ребра Адама, принадлежит Еве. Все Символы Животворящего Креста Находят Свое Отражение в Библии. Если какой-то Символ Отсутствует на Кресте – это уже Не Животворящий Крест, значит, отринуты Слова Священного Писания, Которые Обозначают Этот Символ, а значит, не приняты Его Значение и Сущность. Например, центральное догматическое понятие - «Подножие»: Псалом 109, ст. 1: «Рече Господь Господеви моему: Седи О Десную Мене, дондеже Положу враги Твоя Подножие Ногъ Твоихъ» Перевод: «Говорит (Духом и Душой Господь Отец Сыну, Рожденному из Девы и Пришедшему с земли на Небо: Садись справа от Меня, до тех пор, пока Я Не положу врагов Твоих в Подножие Ног Твоих)». Вывод: есть Подножие – значит, есть враги, нет Подножия – нет врагов. Нет врагов – нет Искупления. Нет Искупления – Вера наша тщетна. – Иисусъ «напрасно» Распялся? Пример два. Подножие есть. Ног на подножии нет. Ноги висят вверху над Подножием. Или снизу; Подножие находится под бедрами у распятого. Почему? Иисус Христос ростом метр сорок? Нет. Об этом Говорит Туринская Плащаница, в Которую был Завернут Иисусъ Христос после Снятия со Креста. Тогда почему Ноги выше? Или ниже планки? Потому что в том месте, где должны Находиться по Канону Пригвожденные Ноги, занято. Чем? Черепом с костями. Чьими? Адама и Евы. Так символизируется плоть умершего человека. Как обозначена плоть мертвого человека? Обведена в круг. Что обозначает круг? Видно из Таинства Брака, когда при Венчании надевается кольцо на руку супругу и супруге – Символ Вечности – Знак, Показывающий, что Вечность Начинается здесь на земле. Если они сохранят верность друг другу здесь на земле, то будут и на Небе в Вечности тоже вместе. Значит, что на планке изображено вместо Пригвожденных Ног? Символ мертвой плоти в кругу вечности. Что это значит? Символ царства мертвых. Что делает человек, когда преклоняется и целует данный символ, думая, что он целует Ноги Распятого? Он целует символ мертвого царства. Что такое поцелуй? Знак любви. Таким образом, человек, по неведению, показывает Высшим Невидимым Силам, что он и изображенный на кресте, символ мертвого царства – разбойник - одно целое. (Смотреть Догмат о Троице). В результате человек получает тех ангелов, которых он невидимо Запрашивает у Высших Сил при действиях тела в материальном мире. Если планка под бедром у распятого - что это значит? Это диавол глумится над Христом. Что говорят монахи на эту тему? «У того, кто делал этот крест, руки не оттуда растут» (Слова настоятеля- игумена монастыря при храме Всех Святых, ныне отсутствующего в г. Новосибирске). Рассмотрим, что же о Символах Животворящего Креста Говорится в Библии: 1. Отличие Животворящего Креста от креста, на котором был распят разбойник. Графически при написании слово «Крест», на Котором был Распят Иисусъ Христос, и Который Является Животворящим, Обозначается Особым Образом: при написании в слове «к͠ртъ» отсутствует гласная буква «е» и согласная буква «с», а вверху слова стоит особый знак ͠ «слово-титло», показывающий, что пропущена буква «с». Таким образом отмечаются все слова, относящиеся к Иисусу Христу, Его Матери Богородице Деве, и всему Царству Небесному. Если слово «крест» относится к обычному смертному человеку, к Божьему Миру не относится, то пишется без титла и со всеми буквами и с твердым знаком на конце – «крестъ». 2. В Библии находим такие слова: «Кто не носит Креста Моего – не достоин Меня»; «Понести Крест Его», «Да не испразднится Крестъ Христов» (1 Кор. 1/17) которые показывают отличительный признак Креста Господня через указательное местоимение «Его». Так Господь Помечает Принадлежность Вещи Именно Ему, а не какому-то другому обычному человеку. Поэтому через Символы Креста Происходит беседа невидимой души с Невидимой Душой через видимые Символы. (1Кор. 1/18) «Слово бо (искаженное) Крестное погибающимъ убо юродство есть, а Спасаемымъ намъ Сила Божия Есть». (1Петра 1/16) «Не ухищреннымъ бо баснемъ последовавше Сказахомъ вамъ Силу и Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но Самовидцы Бывше Величествия Онаго»:
Табл. 1 Символы Животворящего Креста в соответствии с Библией
Табл. 2 ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПОДНОЖИЯ
|