О Кресте из Минеи, сентябрь, с. 367
Крест Возносится и демони прогоняются/, разбойник Едема убо Врата Отверзает/, смерть умерщвляется и ныне пуста явися,/ Христе Величается./ Тем веселитеся вси земнороднии, Клятва Разрушися. Стихира гл. 6 Крест Воздвизаемь,/ на Нем Вознесеннаго Страсть Пречистую,/ Пети Повелевает твари всей./ На Том бо Убив, нас убившаго умерщвленныя Оживил Есть,/ и Удобри, и на Небеси Жити Сподоби яко Милосерд,/ Премножеством Благости./ Тем Радующася, Вознесем Имя Его,/ и Того Возеличим крайнее Снизхождение. Слава и ныне, гл. 2 Приидите вси языцы,/ Благословенному Древу Поклонимся,/ имже бысть Вечная Правда,/ Праотца бо Адама прельстивый древом (Праотца Адама бопрельстивый древом),/ Крестом прельщается,/ и падает Извержен падением странным,/ мучительством одержавый Царское Здание:/ Кровию Божиею яд змиев Отмывается,/ и Клятва Разрушися осуждения Праведнаго,/ неправедным судом Праведнику Осуждену бывшу:/ Древом бо подобаше древо Изцелити (Древом подобаше бо древо изцелити),/ и Страстию Безстрастнаго яже на Древе Разрешити Страсти Осужденнаго./ На Слава Христе Царю/ еже о нас Твоему Мудрому Смотрению,/ Имже Спасл Еси всех,/ яко Благ и Человеколюбец. Про Моисея:...Приидоша же в Мерру, и не можаху пити воды из Мерры, горька бо бе: сего ради наречеся имя месту тому горесть... сладка вода… И тамо искушаше Его и Рече:/ Аще Слухом Услышиши Глас Господа Бога твоего, и Угодная пред Ним Сотвориши,/ и Внушиши Заповеди Его, и Сохраниши вся Оправдания Его:/ всяку болезнь, юже Наведох египтяном, Не наведу на тя:/ Аз (для падшего) бо Есмь Господь Изцеляй тя./ (Исход, гл. 15). Притчи, гл. 3: …не пренебрегай Наказания Господня: егоже (падшего) бо, Любит Господь Наказует: Блажен… лучше (падшему) бо Сию Уповати, нежели злата и сребра сокровища… Долгота бо (падшего) жития, и лета жизни в деснице ея. В шуйце же ея богатство, и слава:/ из Уст Ея Исходит Правда,/ Закон же и Милость на Языке Носит./ Путие Ея Путие Добры, и все Стези Ея с Миром. Древо Живота Есть всем Держащимся Ея,/ и восклоняющимся на Ню, якоже Господа Тверде (Премудрость).
Пророк Исаия, гл. 60. Глас 4: Восплещем Днесь Песненное Торжество,/ и светлым люцем и языком ясно Возопием:/ нас ради Христа суд Приемый,/ и оплевания и раны, и червленицею Одеявыйся,/ и на Крест Взошед, Егоже видевше солнце и луна/ свет скрыша, и страхом земля колебашеся,/ и Завеса Церковная Раздрася на Двое./ Ты и ныне Даруй Крест Твой Честный нам, Благостителя и Хранителя,/ и Прогонителя демонов,/ яко да вси Облобызающе, Вопием Ему:/ Спаси ны Кресте Силою Твоею,/ Освяти ны Светлостию Твоею, Честный Кресте,/ и Укрепи ны Воздвижением Твоим:/ яко Свет нам Дарован Еси, и Спасение душ наших. (с. 371): Моисей: Честнаго Креста Христе, Действо Прообразив Моисей, Победи противнаго Амалика в подебыле Синайсте:/ еда бо (согрешившие) простирающе руце, Креста Образ Твой, Укрепляхуся людие/ ныне же вещей сбытию в нас исполнися,/ днесь тварь вся от тли Свободися:/ вся бо (согрешившие) Креста ради Возсияша нам Дарования./ Темже радующеся вси,/ припадаем Тебе, Глаголюще:/ яко Возвеличишася Дела Твоя Господи, Слава Тебе. Тропарь Кресту, гл.1 На билог люди Твоя, Спаси, Господи, Чтем слово о Честнем Древе. Седален, гл.6 Токмо Водрузися Древо Христе, Креста Твоего,/ основания поколебашася смерти, Господи,/ егоже бо пожре желанием ад,/ Отпусти трепетом,/ Явил Еси нам Спасение Твое, Святый: и Славословим Тя, Сыне Божий, Помилуй нас. Гл.1 Креста Твоего Древу Поклоняемся Человеколюбче,/ яко на Нем Пригвоздился Еси Животе всех./ Рай Отверзл Еси Спасе, Верою пришедшему Ти разбойнику/ и Сладости Сподобися Исповедеся Тебе: Помяни мя, Господи,/ Приими якоже онаго и нас зовущих:/ согрешихом вси, Благоутробием Твоим Не презри нас:
____________________________________ Седален, гл.6 Днесь Пророческое Исполнися Слово:/ се бо (падшие) поклоняемся на Место/ Идеже Стояше Ноги Твои Господи./ И Древо Спасения приемша,/ греховных страстей свободу получихом,/ Молитвами Богородицы Едине Человеколюбче. _______________________________________??? ? Проображаще Таинственно Древле Иисус Навин Креста Образ,/ егда Руце Простре Крестовидно, Спасе мой/ и ста солнце, дондеже враги Низложи противостоящыя Тебе Богу,/ ныне (за падших) бо Зайде на Кресте Тя зря,/ и державу смертную Разрушив,/ весь мир Совоздвигл Еси. __________________________________ Евангелие от Иоанна, 42 Крест Христов, Христиан Упование,/ заблудших Наставнице/ обуреваемых Пристанище,/ в бранех Победо,/ вселенныя Утверждение, недужных врагу,/ мертвых Воскресение/, Помилуй нас. Канон Креста, Егоже Краегране Сие: Творение Кир Космы Возложи Моисей на Столпе Врачевство,/ тлетвориваго Избавление и ядовитаго угрызения:/ и Древу Образом Креста,/ по земли пресмыкающагося змия Привяза,/ лукавый в сем обличив вред./ Тем Христу Поим Богу нашему;/ яко Прославися. Показа Небо Креста Победу Благочестия Держателю,/ и Царю Богомудру, врагов в Немже злосердных Низложися свирепство,/ лесть же превратися,/ и Вера Распростреся земных, Поищем Божественная,/ Так Христу Поим Богу нашему,/ яко Прославися: Песнь 3, Ирмос: Жезл во Образ Тайны Приемлется Прозябением бо предрассуждает священни ка,/ Неплодящей же прежде Церкви, ныне Процвете Древо Креста,/ в Державу и Утверждение. ________________________________ Ребром Пречистым, Копием Прободенным,/ Вода с Кровию Истече,/ Обновляющая Завет и Омывательная греха: верных (в) бо (век богоборческий) Крест похвала, Держава и Утверждение. ________________________________ Песнь 5 О Треблаженное Древо,/ на Немже Распяся Христе, Царь и Господь./ Имже паде Древом прельстивый,/ Тобою прельстився,/ Богу Пригвоздившуся Плотию,/ Подающему мир душам нашим. Песнь 6 Воднаго зверя во утробе, длань Иона Крестовидно Распростер,/ Спасительную Страсть Проображаше Яве. Тем тридневен Исшед,/ Премирное Воскресение, Прописаше,/ Плотию Прегвожденнаго Христа Бога и Тридневным Воскресением мир Просвесщего.
Не изменить Жизненосный Образ На Юныя Возложив Длани Божественный Израиль,/ Крестовидно Главы Являше, яко Старешая Славо. * * * * * * * *
73-е Правило Шестого Вселенского Собора звучит так: «Поскольку Животворящий Крест Явил нам Спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет Воздаваема Честь Тому, чрез Что мы Спасены от древнего грехопадения». После того, как в 70-м году Иерусалим был взят римлянами и разрушен, во многих местах ландшафт изменился. Историки свидетельствуют, что язычники много раз пытались осквернить святые для христиан места. Император Адриан (117-138 г.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме построить капище языческих богов Венеры и статую Юпитера. На этом месте собирались язычники и приносили жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие Христианские Святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест – были вновь Обретены Христианами и Открыты для Поклонения. Это произошло при Святом равноапостольном императоре Константине Великом (21 мая), прекратившем гонения на Христиан. Константин Великий (306-337 гг.) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи и над Ликином, правителем Восточной ее части в 323 году стал единодержавным правителем огромного государства. В 313 году он издал так называемый Миланский эндикт, по которому была узаконена Христианская религия и гонения на Христиан в империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эндикт, однако фактически продолжал гонения на Христиан Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 г. о веротерпимости. Равноапостольный Константин содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагом, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «СИМ ПОБЕДИШЬ». Горячо желая отыскать Крест, на Котором Был Распят Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать благочестивую царицу Елену (21 мая память), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Языческие капища и статуи идолов, наполнявшие Иерусалим, царица велела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, Где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и неподалеку от него три креста, Дощечка с надписью, сделанной по приказу Пилата, и Четыре Гвоздя, Пронзавшие Тело Господа. Чтобы узнать, на каком из трех крестов Был Распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил крест на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев Воскресшего все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили св. Макария поднять Крест, чтобы все могли хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх с духовенством начали высоко поднимать (на Церковно-славянском – «воздвизать» - отсюда и название праздника) Святой Крест, а народ, взывая «Господи, помилуй!» благоговейно поклонялись Честному Кресту. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжелобольная женщина при осенении ее Святым Крестом сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак, в последствии рукоположен в епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана отступника (361-363 г.г.) он был замучен за Христа (память 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80-ти Храмов, воздвигнутых в Вифлееме, Месте Рождества Христова, на Горе Елеон, Откуда Господь Вознесся, в Гефсимании, где Спаситель Молился перед Своими (Святыми) Страданиями и Где Была Погребена Божия Матерь после Успения и в других местах Святой Земли. В Константинополь Святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и Гвозди. Равноапостольный Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в Честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень и Голгофу. Святая Елена не дожила до освящения храма. Она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день 14 сентября было установлено празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Древо Креста Господня представляло для Христиан столь Великую Святыню, что Верующие не только горели желанием поклониться Кресту, но шли возможно, получить от Него частичку. Уже в 4-м веке частички Креста были распространены по всей земле.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что многие как мужи, так и жены, получив малую частичку этого древа и обложив ее златом, вешали на свою шею. Но не все Древо Крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть Креста и Гвозди равноапостольная Елена послала своему сыну Константину, а Остальное было помещено в Ковчег и вручено на Сохранение предстоятелю Иерусалимской Церкви. В царствование византийского императора Фоки (602-610 г.г.) персидский царь Хосрав (Хозрой) II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез Животворящий Крест Господень и взял в плен Патриарха Захарию (609-633 г.г.). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641 г.г.), который победил Хосрова и заключил мир с его сыном, Христианам была возвращена их Святыня. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в Храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто Нес на Голгофу Крест для Искупления мира от грехов, Совершил Свой Крестный Путь в Уничиженном Виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест в Храм. При крестоносцах Крест Христов Находился в Иерусалиме, однако дальнейшая его судьба неизвестна. Весьма вероятно, что с течением времени Он Был раздроблен на отдельные частицы, Которые теперь находятся в Храмах и монастырях по всему миру. На Богослужении читаются паремии, пророчески изображающие Славу Крестнаго Древа и Величие Христа Новозаветной Церкви. Главное отличие – обряд Выноса Святого Креста из Алтаря на середину Храма, Воздвизая Его и Поклонение Ему. Для чина Воздвижения берут особый специально предназначенный для этого крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года.
Тропарь: Величаем \Тя, Жизнодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже (которым) нас Спасл Еси от работы вражия. Ев. Ин. 12, 28-36 – Спаситель Указал на Свое Распятие и Указал на Значение Его для мира, причем в выражениях, напоминающих суть праздника. Вместе с тем это единственное в Евангелии Свидетельство о Крестной Смерти Христа одновременно и Его Самого и Бога Отца. «Рече Господь: Отче, Прослави Имя Твое. Прииде же Глас с Небесе: «И Прославих, и Паки (еще) Прославлю. Народ же стоял, слышав, глаголаху: гром бысть». 30 сентября 2015 г.
Приложение 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|