Методические указания самостоятельной работы студента с преподавателем (СРСП)
Тема № 1: Методы обработки эмпирических данных количественные и качественные методы, их связь и принципиальное различие.
Цель: Ознакомить и рассмотреть основные методы анализа собранных данных.
Задачи обучения:
-Освоить и закрепить методы обработки эмпирических данных -обучить студентов последовательности технологических процессов, количественного и качественного метода обработки. -применить групповое обсуждение с использованием наглядных таблиц и материалов слайдов
Основные вопросы темы: 1. Эмпирическое исследование 2. Процесс эмпирического исследования. 3. Количественный метод обработки эмпирических данных. 4. Качественных метод обработки эмпирических данных.
Форма проведения: подготовка самостоятельного материала в малых группах (по 2-3 человека) и последующее обсуждение материала в форме корреспондентского опроса
Методы обучения и преподавания: Презентация с использованием современных мультимедийных средств.
Раздаточный материал: Эмпирическое исследование на сегодняшний день является одним из достоверных методов научного знания. Исследования проводятся повсеместно: и в научной сфере и в сфере торговли. Они прочно вошли в нашу жизнь притом, что очень часто мы не задумываемся, когда слышим «социологическое исследование показало…», или «маркетинговое исследование выявило…», или «психологи говорят…». А ведь все эти исследования, будь то исследование в маркетинге, социологии, психологии или в любой другой сфере имеют в своей основе чёткую научную базу и строгую процедуру организации. Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:
1.Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач; 2.Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез; ·Выборка для эмпирического исследования; ·Выбор методов и методик. 3.Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала; 4.Обработка эмпирических данных; 5.Обсуждение и интерпретация данных; 6.Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы. Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств. Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным. При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется. Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов
Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп. Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30—35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 значимы при а = 0,05. Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых по крайней мере на 5—10 %, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты).
Сбор эмпирического материала представляет собой ответственную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от исследователя ряда особых умений. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контакта с ним в условиях, необходимых для изучения. Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители. Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методов и методик, которые используется. Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов: Первичная обработка данных ·Составление таблиц ·Преобразование формы информации ·Проверка данных. Статистический анализ данных ·Анализ первичных статистик ·Оценка достоверности отличий ·Нормирование данных ·Корреляционный анализ ·Факторный анализ В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц. Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования. Обычно сводные таблицы составляются в программе Microsoft Office Excel, либо Word, Access.
Литература: 1. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие, 2002. 138с. 2. Кузнецов И.Н.Научные работы:методика подготовки и оформления,Минск,2000, 145 с. 3. Кузин Ф.А., Магистерская диссертация. Москва, 1998, 124 с. 4. Михеев Р.И. Дипломная работа, 40 с. 5. Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований: Учебное пособие для вузов.- Харьков. 6. Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов,- Киев,2002.
Контроль (вопросы, тесты): 1. Что такое эмпирическое исследование? 2. Этапы процесса эмпирического исследования? 3. Как проводиться сбор эмпирического исследования? 4.Количественный метод обработки данных? 5. Качественный метод обработки данных? 6. Различие между количественным и качественным методом?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|