Тема 5 –Научное мышление. Язык науки
Цель: формировать у обучающихся знания о науке мышлении.
Задачи обучения: · ознакомление с наукой мышления; · формирование навыков пользования классификацией науки; · формирование коммуникативной компетенции путем умений формулировать вопросы и давать ответы на них, умений работы в коллективе.
Основные вопросы темы: 1.Что такое наука? 2. Классификация науки, метод научного познания. 3. Язык, уровни языка, функции языка. Методы обучения и преподавания: групповое обсуждение по материалам темы, презентация.
Литература: 1. Юлов В. Ф. Научное мышление. Монография. — Киров: 2007. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 08.10.2013. 2. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968. 3. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С.57. 4. Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. - М.: Академический проект, 2005. - 495 с.
Контроль (вопросы): 12. Дайте определение термину «наука». 13. Классификация науки и методы научного познания? 14. Что такое язык? 15. Уровни языка и функции языка. ПРИЛОЖЕНИЕ ü Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. ü Наука – это: ü социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) ü отрасль духовного производства (НИОКР); ü особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий). ü КЛАССИФИКАЦИИ НАУК: ü по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
ü по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные. ü ФУНКЦИИ НАУКИ: ü культурно-мировоззренческая, ü познавательно-объяснительная, ü прогностическая, ü социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие). ü ü Наука-сложный элемент духовной культуры, развивающийся противоречиво. Долгое время науковеды полагали, что наука развивается эволюционно. Американский философ Т. Кун в середине ХХ века выдвинул иную теорию развития научного знания – как скачкообразный, революционный процесс, проявляющийся в форме периодической смены научных парадигм. ü Научное познание предполагает 2 уровня: ü Эмрипический – преследует цель собрать отдельные факты ü Теоретический – ставит задачу обобщит собранные факты, выявить закономерности, доказать научные законы и сформулировать теорию. Методы также бывают двух уровней • 1. методы эмпирического уровня познания: • Наблюдение • Эксперимент • Анкетирование • Интервьюирование • 2. Методы теоретического уровня: • Анализ • Синтез • Абстрагирование • Моделирование • Классификация • Индукция • Дедукция • Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление и научное мышление. УРОВНИ ЯЗЫКА • Первый – уровень мимики, жестов, поз, элементарных запрещающих (например, запугивающих) или разрешающих (скажем, побуждающих к какому-либо действию) звуков и знаков, типа знаков дорожного движения. Они могут быть весьма сложными, но отличаются непосредственной наглядностью и присущи всему животному миру, закрепляясь условно либо в виде инстинктов. • Второй уровень – живая и письменная речь с учетом того различия, что живая речь – это индивидуальное воплощение мысли в языке, а письменность – интерсубъективное, коммуникативное.
• Третий, решающий для культурного развития человечества уровень – предметный, включающий и орудия человеческой деятельности, технику и технологии. Сознание, мышление стало на этом уровне реальностью воплощенных абстракций разума – от «второй природы» до институтов гражданского общества. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА • В качестве основных выделим четыре: • мышления; • памяти, в том числе социальной; • коммуникативная; • управленческая. • В научных исследованиях, как и в обыденном языке, присутствуют следующие три типа понятий: предметные, операциональные и ценностные. Первые относятся к именам предметов, описывают вещи, их свойства и отношения, вторые – действия и операции исследователя, процессы получения знаний. Третьи, ценностные понятия характеризуют исходные установки проблематизации научного поиска • Три уровня языка теории: • Эмпирический • Общетеоретический (теоретический первого уровня) • Математизированный (теоретический второго уровня). • Назначение нетерминологической лексики в тексте эмпирического уровня – дать истолкование вводимых научных терминов опыта через уже известные и также приобретшие почти обыденный общеупотребительный смысл – металлы, электрический ток, трение, электрон, энергия. Новые теоретические термины не вводятся: термин «сверхпроводимость металлов» обозначает новый эмпирический факт. Заметим также, что на уровне эмпирических описаний наряду с предметными и операциональными широко используются ценностные понятия. • Общетеоретический уровень включает систему исходных понятий, принципов и гипотез данной теории, элиминируя даже посттеоретические образы вроде электрона или трения в предыдущем тексте: чувственная данность элиминируется либо опосредуется. • Третий, логико-математический уровень мы лишь обозначим ввиду его полной «бессмысленности» (непонятности) для неспециалистов. Этот уровень явно предназначен для профессионалов и не содержит «ничего лишнего» – в нем практически исчезли ценностные понятия и нетерминологическая лексика, основой изложения стал строгий, с однозначным истолкованием терминов логико-математический язык. Его основу составляют вербальные и математические абстракции высокого уровня опосредованности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|