Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5 –Научное мышление. Язык науки




Цель: формировать у обучающихся знания о науке мышлении.

 

Задачи обучения:

· ознакомление с наукой мышления;

· формирование навыков пользования классификацией науки;

· формирование коммуникативной компетенции путем умений формулировать вопросы и давать ответы на них, умений работы в коллективе.

 

Основные вопросы темы:

1.Что такое наука?

2. Классификация науки, метод научного познания.

3. Язык, уровни языка, функции языка.

Методы обучения и преподавания: групповое обсуждение по материалам темы, презентация.

 

Литература:

1. Юлов В. Ф. Научное мышление. Монография. — Киров: 2007. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 08.10.2013.

2. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968.

3. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С.57.

4. Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. - М.: Академический проект, 2005. - 495 с.

 

Контроль (вопросы):

12. Дайте определение термину «наука».

13. Классификация науки и методы научного познания?

14. Что такое язык?

15. Уровни языка и функции языка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ü Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

ü Наука – это:

ü социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

ü отрасль духовного производства (НИОКР);

ü особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

ü КЛАССИФИКАЦИИ НАУК:

ü по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

ü по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

ü ФУНКЦИИ НАУКИ:

ü культурно-мировоззренческая,

ü познавательно-объяснительная,

ü прогностическая,

ü социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

ü

ü Наука-сложный элемент духовной культуры, развивающийся противоречиво. Долгое время науковеды полагали, что наука развивается эволюционно. Американский философ Т. Кун в середине ХХ века выдвинул иную теорию развития научного знания – как скачкообразный, революционный процесс, проявляющийся в форме периодической смены научных парадигм.

ü Научное познание предполагает 2 уровня:

ü Эмрипический – преследует цель собрать отдельные факты

ü Теоретический – ставит задачу обобщит собранные факты, выявить закономерности, доказать научные законы и сформулировать теорию.

Методы также бывают двух уровней

• 1. методы эмпирического уровня познания:

• Наблюдение

• Эксперимент

• Анкетирование

• Интервьюирование

• 2. Методы теоретического уровня:

• Анализ

• Синтез

• Абстрагирование

• Моделирование

• Классификация

• Индукция

• Дедукция

• Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление и научное мышление.

УРОВНИ ЯЗЫКА

• Первый – уровень мимики, жестов, поз, элементарных запрещающих (например, запугивающих) или разрешающих (скажем, побуждающих к какому-либо действию) звуков и знаков, типа знаков дорожного движения. Они могут быть весьма сложными, но отличаются непосредственной наглядностью и присущи всему животному миру, закрепляясь условно либо в виде инстинктов.

• Второй уровень – живая и письменная речь с учетом того различия, что живая речь – это индивидуальное воплощение мысли в языке, а письменность – интерсубъективное, коммуникативное.

• Третий, решающий для культурного развития человечества уровень – предметный, включающий и орудия человеческой деятельности, технику и технологии. Сознание, мышление стало на этом уровне реальностью воплощенных абстракций разума – от «второй природы» до институтов гражданского общества.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

• В качестве основных выделим четыре:

• мышления;

• памяти, в том числе социальной;

• коммуникативная;

• управленческая.

• В научных исследованиях, как и в обыденном языке, присутствуют следующие три типа понятий: предметные, операциональные и ценностные. Первые относятся к именам предметов, описывают вещи, их свойства и отношения, вторые – действия и операции исследователя, процессы получения знаний. Третьи, ценностные понятия характеризуют исходные установки проблематизации научного поиска

• Три уровня языка теории:

• Эмпирический

• Общетеоретический (теоретический первого уровня)

• Математизированный (теоретический второго уровня).

• Назначение нетерминологической лексики в тексте эмпирического уровня – дать истолкование вводимых научных терминов опыта через уже известные и также приобретшие почти обыденный общеупотребительный смысл – металлы, электрический ток, трение, электрон, энергия. Новые теоретические термины не вводятся: термин «сверхпроводимость металлов» обозначает новый эмпирический факт. Заметим также, что на уровне эмпирических описаний наряду с предметными и операциональными широко используются ценностные понятия.

• Общетеоретический уровень включает систему исходных понятий, принципов и гипотез данной теории, элиминируя даже посттеоретические образы вроде электрона или трения в предыдущем тексте: чувственная данность элиминируется либо опосредуется.

• Третий, логико-математический уровень мы лишь обозначим ввиду его полной «бессмысленности» (непонятности) для неспециалистов. Этот уровень явно предназначен для профессионалов и не содержит «ничего лишнего» – в нем практически исчезли ценностные понятия и нетерминологическая лексика, основой изложения стал строгий, с однозначным истолкованием терминов логико-математический язык. Его основу составляют вербальные и математические абстракции высокого уровня опосредованности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...