Пути сообщения, торговля и коммуникации
В отношении путей сообщения, торговли и коммуникаций Палестина была сравнительно малоразвитой. Тем не менее несколько главных ее дорог заслуживают упоминания. Одна шла из Иерусалима на юго-запад через Вифлеем в Газу, а на северо-восток от Иерусалима — через Вифанию и Иерихон, вдоль долины реки Иордан и западного берега Галилейского моря в Дамаск. Павел двигался именно по этой дороге, когда увидел преобразившее его жизнь явление Христа. Вторая дорога ответвлялась от первой южнее Галилейского моря и вела по западному берегу этого озера в Капернаум. Чтобы обойти Самарию, Иисус часто проходил по этой дороге в Своих странствиях между Галилеей и Иудеей. Однако третья главная дорога вела из Иерусалима прямо через Самарию в Капернаум, и на этой дороге Иисус разговаривал с самарянкой у колодезя Иаковлева. Четвертая главная дорога шла вдоль Средиземноморского побережья от Газы до Тира. Ее ответвление, на котором воскресший Иисус беседовал с двумя учениками, шло от южной части морского побережья через Ем-маус в Иерусалим. И наконец, еще одна дорога вела от северной части побережья через Назарет и Капернаум в Дамаск. (См. карту на с. 34.) Хотя палестинская сеть дорог была сравнительно скудной, в большей части Римской империи дороги пользовались заслуженной славой. Их прокладывали как можно более прямо и строили на века. Первые христианские миссионеры сполна использовали их достоинства, а имперская почта доставляла по ним правительственные сообщения. Для частных писем существовала особая система доставки. Люди передвигались пешком, на ослах, лошадях и мулах, а также в повозках или на носилках. Поскольку придорожные постоялые дворы были обычно слишком убогими, более обеспеченные люди предпочитали останавливаться у своих друзей. Можно было купить рукописную карту для путешествующих и даже путеводитель для туристов.
Водные пути сообщения представляли собой основное средство для коммерческих перевозок. С тех пор как Египет стал житницей Римской империи, Александрия превратилась в главный порт и рынок для торговли египетским зерном. Александрийские суда достигали почти 60 метров в длину, имели паруса и, в качестве вспомогательного движителя, весла. Одно большое судно могло перевозить в дополнение к грузу несколько сотен пассажиров. Павел находился на борту такого александрийского судна, когда попал в кораблекрушение. Военные корабли были легче и быстрее. Галерные рабы сидели на веслах, которых насчитывалось вдоль каждого борта от двух до пяти, а иногда и до десяти рядов. По рекам и каналам сновали баржи. Дороги, реки и Средиземное море служили путями сообщения. Папирус, остраконы (черепки керамических изделий) и вощеные таблички составляли писчий материал для писем и других документов. В более важных случаях использовали кожу и пергамент. Большая часть новостей распространялась из уст в уста, городскими глашатаями и с помощью публичных объявлений, вывешиваемых на специальных досках. Общественные заведения В Александрии существовала развитая система образования. В городской библиотеке хранилось свыше полумиллиона томов. Раскопки показали, что в сирийском городе Антиохии насчитывалось четыре километра уличных колоннад, вымощенных мрамором и снабженных совершенной системой ночного освещения. В крупнейших городах империи имелись сети подземной канализации. Общественные бани были доступны для всех; вход стоил сущие гроши. Сначала люди ходили в баню один раз в день, но позднее кое-кто посещал бани от четырех до семи раз за день. Душ был изобретен греками задолго до новозаветного периода.
Дома Здания в западной части Римской империи строились из кирпича или бетоноподобных смесей, по крайней мере в городах. В бедных кварталах и в сельской местности преобладали дома каркасного типа и хижины. В восточной части империи дома обычно строились из глины и саманного (высушенного на солнце) кирпича. На улицу выходило очень мало окон, поскольку в городах недоставало сил охраны порядка, и некому было пресечь действия воров, рыщущих ночью по улицам и готовых залезть в дом через окно. В более солидных зданиях имелся двухдверный главный вход, иногда с дверными кольцами. Прихожая вела к двери, за которой располагался большой центральный двор, именуемый атрий. Кровли делались из черепицы или соломы. На кухне для приготовления пищи служил открытый очаг либо земляная или каменная печь. Для освещения использовались масляные светильники. Встречалась развитая система отопления и внутренних трубопроводов. Некоторые дома обогревались от центральной топки, горячий воздух по трубам поступал в различные помещения. Во многих римских уборных имелась проточная вода; дома в Помпее насчитывали по меньшей мере один, а то и два туалета. Стены были украшены фресками. В больших городах люди низшего и среднего класса зачастую снимали квартиры в доходных домах. Палестинские города и здания несколько отличались от греческих и римских, они были сравнительно устаревшими. В город входили через ворота в стене. За воротами размещалась открытая площадь, служившая общественным местом для торговли, для социальной и юридической активности. Иисус, должно быть, часто проповедовал на таких городских площадях. Дома были невысокими, с плоской крышей, иногда с устроенным наверху помещением для гостей. Строительным материалом для таких домов служили, как правило, кирпичи из глины, смешанной с соломой и высушенной на солнце. Типичный палестинец из низших слоев общества имел одну квартиру в доме, насчитывающем несколько квартир, все на первом этаже. Квартира могла состоять всего из одной комнаты. В таком случае в части комнаты уровень пола был немного выше. Постели, сундуки для одежды и кухонная утварь располагались на этом возвышении. Скоту и другим домашним животным отводилась нижняя часть комнаты; или же, когда животные содержались снаружи, здесь играли дети. Жерди, уложенные на стропила и обмазанные глиной, образовывали плоскую крышу. Из-за дождей возникали протечки; поэтому после каждого дождя приходилось раскатывать глину, чтобы заделать дыры. Ограждение по краю крыши предохраняло обитателей дома от падения, а взобраться на крышу можно было с помощью наружной лестницы. Крышу использовали для того, чтобы спать в жаркую погоду, сушить зелень, хранить фрукты, а в набожных домах — чтобы молиться. Полы делались из утрамбованной земли или, у тех, кто побогаче, из камня. Постели представляли собой просто циновки или покрывала, положенные на пол. Кровати были только в богатых домах. Люди спали в своей дневной одежде.
Питание Римляне ели четыре раза в день. Обычное меню включало в себя хлеб, кашу, чечевичную похлебку, козье молоко, сыр, зелень, фрукты, оливки, ветчину, колбасы, рыбу и разбавленное вино. Иудеи ели только два раза в день, в полдень и вечером. У них рацион питания состоял главным образом из хлеба, фруктов и зелени. Мясо, жареное или вареное, как правило, приберегалось для праздников. На сладкое употреблялись изюм, инжир, мед и финики, поскольку сахар был неизвестен. Нередко рыба заменяла мясо. В торжественных случаях пирующие возлежали на подушках; в остальное время ели сидя. Одежда и моды Мужчины носили туники, похожее на рубаху одеяние, укрывавшее тело от плеч до коленей. На талии носили ремни или кушаки, именуемые в Новом Завете «пояса» и «опояса-ния», на ногах — грубые сапоги либо сандалии, на голове — шапки или повязки. В холодную погоду для тепла надевали поверх туник плотные плащи или накидки. Цвет этих одежд обычно был белым. Женщины носили короткие туники в качестве нижнего белья и верхние туники, иногда ярких цветов, простирающиеся до земли. Модницы применяли много косметики, в том числе губную помаду, тени для век и краску для бровей, а в качестве украшений носили серьги и кольца в носу. Стиль женских причесок постоянно изменялся, хотя палестинские женщины носили покрывало на голове (но не чадру на лице). Мужчины коротко стриглись и брились опасными бритвами. Франты завивали волосы и употребляли много масла для волос и парфюмерии. Как мужчины, так и женщины красили себе волосы, нередко для того, чтобы скрыть седину. Прическу дополняли накладные волосы, и оба пола пользовались париками. В Палестине мужчины отращивали бороды и отпускали несколько более длинные волосы, но все же не такие длинные, как изображается на традиционных библейских иллюстрациях. В общем и це лом палестинская мода, как мужская, так и женская, тяготела к консерватизму.
Общественные классы В языческом обществе классовые различия были резко обозначены. Аристократические землевладельцы, люди, связанные с правительством, и некоторые другие жили в роскоши. Ярко выраженного среднего класса не существовало, поскольку большую часть работы выполняли рабы. Попав в зависимость от правительственной поддержки, люди, в прежние времена более-менее соотносимые со средним классом, влились в городские толпы не имеющих дома и пропитания. Уравнительное влияние иудаизма сглаживало различия в иудейском сообществе, но первосвященники и ведущие равви способствовали образованию высшего класса. Земледельцы, ремесленники, мелкие коммерсанты и их семьи составляли большую часть населения. Среди иудеев сборщики налогов, традиционно именуемые мытари, служили объектом особой классовой ненависти. Остальные иудеи презирали этих сборщиков налогов, которых точнее было бы назвать сборщиками дани, так как они собирали деньги с богохульными языческими надписями и изображениями и сотрудничали с римскими завоевателями. Римляне отдавали пятилетний контракт на право сбора налогов самому выгодному для них претенденту, а именно, тому, кто запросит самый низкий процент своих комиссионных. Мытарь собирал не только дань и свои комиссионные, но и все, что ему удавалось заполучить незаконным образом. Из-за взяток, получаемых им от богатых, тяжесть налогового бремени перекладывалась на бедных. Поэтому в народе мытарей ненавидели. Рабов в Римской империи могло быть больше, чем свободных людей. В типичном случае осужденные преступники, несостоятельные должники и военнопленные попадали в рабство; а многие высказывания и притчи Иисуса подразумевают, что в то время рабство существовало и в иудейской культуре. Из посланий Павла видно, что в домах христиан были рабы. Многие рабы — врачи, бухгалтеры, учителя, философы, управляющие, писцы и переписчики — имели лучшее образование и были более искусными, чем их хозяева. Некоторые рабы покупали себе свободу или получали вольную от хозяев.
Первоначально только рабы-преступники подвергались распятию. Позднее, однако, и свободных людей, совершивших особо опасные преступления, тоже ждала эта участь. Во время осады Иерусалима в 70 г. по Р. X. Тит ежедневно распинал по пять сотен иудеев перед самой городской стеной, прямо на виду у осажденных7. Иногда применялась казнь через сожжение на костре. В иных случаях приговоренных людей заставляли биться в качестве гладиаторов на арене. Целые отряды людей могли истребить друг друга в таких инсценированных битвах. Семья Как и следовало ожидать, семья была основной ячейкой общества. Некоторые факторы, однако, отнюдь не способствовали укреплению семьи, например численный перевес рабов и то обстоятельство, что детей воспитывали по большей части рабы, а не родители. В типичной греко-римской семье рождаемость была низкой. Чтобы поощрить многодетность, правительство предоставляло особые льготы родителям, имевшим троих и более детей. С одиноких, по-видимому, взимали дополнительный налог. В Палестине большие семьи были не редкостью. При рождении мальчика родители радовались, девочки — испытывали разочарование. На восьмой день жизни иудейского мальчика обрезали и давали ему имя. С именем для девочки можно было подождать и целый месяц. У семей не было собственного родового имени, фамилии; поэтому людей с одинаковым именем различали, указывая имя отца («Симон, сын Зеведеев»), религиозные или политические убеждения («Симон Зилот»), род занятий («Симон кожевник») или местожительство («Иосиф из Аримафеи»). В случае смерти человека его родственники совершали формальные обряды траура, в частности раздирали свои одежды и постились, а также нанимали профессиональных плакальщиков, обычно флейтистов и женщин, для причитаний. Кроме того, семья могла прибегнуть к услугам профессионального гробовщика. Нравственность В новозаветных посланиях сексуальные грехи обычно стоят в начале перечня осуждаемых пороков. Все мыслимые преступления против нравственности связывались с языческими богами и богинями. Половые сношения с храмовыми «девами» составляли неотъемлемую часть языческих религиозных обрядов. Проституция, как мужская, так и женская, была общепризнанным институтом. Молодые рабыни часто становились жертвами этого разврата. Некоторые мужчины ради денег заставляли заниматься проституцией своих жен и детей. Большая часть общества считала допустимой педерастию и другие гомосексуальные отношения. Как нам известно благодаря раскопкам в Помпее, наружные стены домов нередко украшали непристойные росписи и рельефы. Разводы были делом легким, довольно распространенным и вполне признанным. По сути дела, документы о разводах встречаются среди сохранившихся папирусов чаще всего. Нередки были убийства. Родители зачастую «подкидывали» своих маленьких детей, то есть оставляли их на городском форуме, на склоне холма, в закоулках. В одном письме от мужа к жене говорится: «Коли родишь ребенка, мальчика оставь, пусть живет. А девочку подкинь»8. Такую подброшенную девочку могли подобрать, чтобы вырастить из нее проститутку. Справедливости ради следует добавить, что, несмотря на распространение безнравственности, греко-римский мир был не без порядочных людей. Досуг Непристойность развлечений соответствовала тогдашним нравам, но не все зрелища переполняла грубая чувственность. Олимпийские игры издавна служили здоровым зрелищем спортивного характера. Достойная музыка и литература возвышали дух человеческий. Дети забавлялись с игрушками, такими как погремушки для младенцев, куклы с подвижными конечностями, миниатюрные домики с мебелью, мячи, качели, играли в игры, похожие на наши «классики», прятки и жмурки. Гонки колесниц соответствовали современным автомобильным гонкам. Повсеместно заключались пари на результаты соревнований. Естественно, болельщики готовы были молиться на победителей. Но самым зрелищным представлением были гладиаторские бои. В число гладиаторов могли входить рабы, пленные, преступники или добровольцы. Однажды была целиком затоплена арена и разыграна морская битва. За единое представление умирали до десяти тысяч человек. Песок на арене так промокал от крови, что его приходилось менять по несколько раз за день. В таких зрелищах нередко участвовали звери. В одном случае было убито триста львов. При открытии амфитеатра Тита было истреблено пять тысяч диких зверей и четыре тысячи ручных. Слоны, тигры, леопарды, носороги, бегемоты, крокодилы и змеи сражались друг с другом. Деловая активность и труд Профессиональные гильдии, считающие своими патронами различных богов, были предшественниками современных отраслевых профсоюзов. Гильдии вмешивались в политику, помогали своим попавшим в беду членам, выплачивали пособия вдовам и детям умерших членов. В Палестине они регулировали дни и часы рабочего времени. Промышленность ограничивалась маленькими местными мастерскими, так как перевозка грузов на большие расстояния была чрезмерно дорога. Кроме того, караваны двигались медленно и подвергались ограблениям; а морские перевозки по Средиземному морю были возможны лишь в летние месяцы с их тихой погодой. Земледелие было в некоторых отношениях удивительно высокоразвитым. Земледельцы осуществляли селекцию семян в зависимости от их размера и качества, обрабатывали зерно некоторыми химическими составами, чтобы защитить его от насекомых-вредителей. Они также использовали различные удобрения и применяли севооборот. Частные предприниматели осуществляли банковские операции, во многом сходные с современными; они занимались банковскими займами, кредитованием, учетом векселей, обменивали иностранную валюту, выдавали аккредитивы. Обычно процентная ставка составляла от четырех до двенадцати процентов годовых. Естествознание и медицина Хотя иудеи в новозаветный период мало интересовались естествознанием, у науки уже имелись первые успехи. В III веке до Р. X. Эратосфен, книгохранитель из Александрии, учил, что Земля круглая, и измерил ее длину окружности, получив величину 38 600 км (всего на 1400 км меньше современных данных), а для расстояния от Земли до Солнца — величину 148 000 000 км (по современным данным, 150 000 000 км). Он также выдвинул гипотезу о существовании Американского континента. Медицина, или по крайней мере хирургия, была более развитой, чем мы могли бы предполагать, — важное для нас обстоятельство, учитывая, что один из новозаветных свя-щеннописателей, Лука, служил для Павла личным врачом. Хирурги выполняли операции на черепе, умели делать трахеотомию (разрез дыхательного горла) и ампутации. Впро чем, знание и применение приемов обезболивания были ограниченными, поэтому требования к хирургу предъявлялись следующие: Хирург должен быть молодым, или, во всяком случае, не слишком старым; рука у него должна быть сильной и верной, никогда не дрожать; левой рукой он должен владеть так же хорошо, как правой... он должен быть настолько подвержен жалости, чтобы жаждать выздоровления пациента, но не настолько, чтобы позволить себе дрогнуть из-за его криков; он не должен ни производить операцию быстрее, чем того требует ситуация, ни резать меньше того, что необходимо, но должен делать все так, как если бы чужие стоны не производили на него впечатления9. Использовались разнообразные медицинские инструменты, такие как ланцеты, иглы для наложения швов, элеваторий10 (Подъемник. — Прим. перев) для вдавленных фрагментов черепа, различные виды щипцов, катетеров, шпатели для осмотра горла, инструменты с храповым механизмом для растяжения анатомических проходов и каналов при внутреннем осмотре. В стоматологии применялось пломбирование зубов золотом. Вставные зубы изготовлялись из зубов умерших людей или животных. Иногда пользовались зубным порошком для чистки и шлифовки зубов. Итак, наш выборочный обзор греко-римского мира первого столетия показывает, что люди в новозаветный период, хотя и не имели представления о современной науке и технике, все же не уступали нам по части интеллекта и одаренности и создали общество и культуру, во многих отношениях удивительно схожие с нашими. Это сходство было меньше в Палестине, где христианство зародилось, но больше — за пределами Палестины, где христианство распространилось самым стремительным образом.
Религиозное и философское обрамление Нового Завета
Язычество Мифология Во главе греческого пантеона, греческой иерархии богов, находился Зевс, сын Крона. Согласно мифу, Крон, который отобрал владычество над миром у своего отца Урана, обыкновенно пожирал своих детей, едва они появлялись на свет. Однако мать Зевса спасла своего сына, дав Крону проглотить камень, завернутый в пеленки младенца. Со временем возмужавший Зевс свергнул своего отца и разделил власть со своими двумя братьями, Посейдоном, ставшим владыкой морей, и Аидом, ставшим владыкой подземного мира. Сам Зевс стал владыкой небес. Земными делами боги распоряжались из своей обители на горе Олимп в Греции. Зевсу время от времени приходилось подавлять восстания богов, у которых проявлялись все человеческие чувства и пороки — страсть и вожделение, любовь и ревность, гнев и ненависть. В сущности, боги превосходили людей только по части могущества, интеллекта и бессмертия — но отнюдь не в том, что касается нравственности. Очень популярен был бог Аполлон, сын Зевса, вдохновитель поэтов, пророков и духовидцев. У него было и много других функций. В греческих Дельфах храм Аполлона стоял над подземной расщелиной, откуда поднимались пары, считавшиеся дыханием этого бога. Жрица, восседавшая у расщелины на невысоком треножнике, вдыхала испарения и в трансе начинала бормотать слова, которые записывались жрецами и истолковывались как туманные ответы пришедшим узнать волю богов. Государственная религия В римской государственной религии многое было заимствовано из греческого пантеона и греческой мифологии. Римские боги стали отождествляться с греческими — Юпитер с Зевсом, Венера с Афродитой и так далее. Римляне также добавили в религию новые черты, например такую иерархию жрецов, в которой главным жрецом (pontifex maximus) был сам император. То, что в богах было слишком много человеческого, подорвало у большинства людей веру в греко-римский пантеон, но у некоторых эта вера сохранялась и в новозаветный период. Обожествление императора Следуя давней традиции приписывать правителям божественные черты, римский сенат положил начало императорскому культу, посмертно обожествив Августа и ряд последующих императоров, достойно проявивших себя во главе государства. Некоторые верноподданные энтузиасты в восточных провинциях, привыкшие боготворить своих живых правителей, иногда опережали это посмертное обожествление. Императоры первого столетия, которые претендовали на обожествление при жизни, — Калигула, Нерон и Домициан — не удостоились от сената такой чести после смерти. Бе зумный Калигула (37 — 41 гг. по Р. X.) приказал воздвигнуть свою статую для поклонения в храме Божием в Иерусалиме. К счастью, более рассудительный легат Сирии сумел затянуть выполнение этого приказа. Он понимал, что иудеи восстанут. Тем временем Калигулу убили. Домициан (81 — 96 гг. по Р. X.) предпринял первую планомерную попытку добиться своего обожествления. Отказ христиан принять участие в том, что большинство окружающих считали патриотическим долгом и доказательством всеобщей преданности императору как богу, привел к усилению гонений на них. Мистические Многое написано о широком распространении и влиянии религии в первом столетии христианства мистических религий Греции, Египта и Востока — элевсинских таинств11, мистерий Митры, Исиды, Диониса, Кибелы и ряда других местных культов. Они обещали очищение и бессмертие души и нередко основывались на мифах, рассказывающих о богине, разлученной со своим любовником или ребенком, которые умерли, но затем воскресли. Для мистерий также были характерны тайный ритуал посвящения и другие обряды — в том числе ритуальное омовение, окропление кровью, священная трапеза, сакральное опьянение, чувственное исступление и впечатляющие зрелищные церемонии — с помощью которых участники стремились слиться с божеством. Социальное уравнивание участников в рамках таких культов делало их привлекательными для низших классов. Однако даже на период второго, третьего, а то и четвертого столетий христианской эры у нас нет подробных сведений о том, во что верили участники этих мистерий. Поэтому хотя никто не сомневается в существовании дохристианских мистических религий, их дохристианское содержание остается по большей части неизвестным. В тех случаях, когда поздние мистические верования выглядят несколько похожими на христианские, заимствование скорее могло происходить в направлении от христианства к мистериям12, а не наоборот, особенно если учесть, что язычники были склонны ко всяческим заимствованиям (см. ниже под рубрикой «Синкретизм»), а ранние христиане — к обособленности. С другой стороны, такое сходство зачастую является кажущимся, а не реальным, и даже в тех случаях, когда оно реально, это не обязательно предполагает заимствование в каком бы то ни было направлении. Например, мифы об умирающих и воскресающих богах, в сущности, не аналогичны новозаветному рассказу о смерти и воскресении Иисуса. Прежде всего, смерть языческих богов не была предназначена для искупления рода человеческого. Далее, в рассказе о воскресении и смерти Иисуса речь шла обисторических фигурах недавнего прошлого; в мифах обычно говорилось о неких олицетворениях жизненных сил природы (сезонное омертвление и возрождение растений), поэтому их содержание вообще не может быть соотнесено с историей, тем более с историей недавнего прошлого. И наконец, с богами в мифах не происходит полного телесного воскресения, они оживают лишь частично или же в царстве мертвых. Например, когда четырнадцать частей тела Осириса были соединены, он стал царем мертвых в подземном мире. Все, что Кибела смогла сделать с трупом Аттиса, — то, что он не разлагался, его волосы продолжали расти, и он мог пошевелить мизинцем; тем не менее миф о Кибеле и Аттисе, который умер, намеренно кастрировав себя, иногда упоминается в качестве важнейшей аналогии с рассказом о смерти и воскресении Иисуса. По сути дела, сама идея о смерти через распятие и о телесном воскресении была отвратительна для древних язычников, у которых распятие ассоциировалось с преступниками, а тело зачастую считалось тюрьмой души и средоточием зла. Если бы христиане заимствовали свои представления из какой-то популярной мистической религии, оставалось бы только удивляться, почему же тогда язычники так часто ополчались на христианское Евангелие, как безумное, неправдоподобное и подлежащее искоренению13. Суеверия Суеверия держали многих людей в Римской империи сво- и синкретизм ей мертвой хваткой. Использование магических заклинаний, обращение к гороскопам и оракулам, авгурия, то есть предсказание будущего по полету птиц, гадание по масляным разводам на воде и по виду внутренностей животных, услуги профессиональных экзорцистов, то есть специалистов по изгнанию бесов, — все эти и многие другие суеверные обряды играли заметную роль в повседневной жизни. Иудеи принадлежали к числу самых популярных экзорцистов, главным образом благодаря убеждению, что только они одни могут правильно произнести имеющее магическую силу имя Яхве (иногда переводится с евр. как «Господь»). Правильное произношение, наряду с сохранением обряда в тайне, считалось совершенно необходимым для того, чтобы колдовство подействовало. В религиозной практике, известной под названием «синкретизм», неискушенные люди просто объединяли разнообразные культы и суеверные обычаи. Домашние полки для идолов были переполнены фигурками птиц, собак, быков, крокодилов, жуков и прочей твари. Гностицизм Платоновский дуализм незримого мира идей и зримого мира вещей лег в основу позднейшего религиозно-философского учения под названием гностицизм, которое начало оформляться в конце первого столетия и приравнивало материю к злу, а дух — к добру. Из таких отождествлений выводились два различных императива поведения: 1) аскетизм, подавление плотских желаний, так как они связаны со злом материального мира; 2) сенсуализм, или чувственность, уступка плотским желаниям, так как они осуществляются лишь в преходящем и поэтому не имеющем значения материальном мире. В обоих случаях восточные религиозные идеи смешивались с философией Платона. Воскресение во плоти представлялось неприемлемым, поскольку все материальное считалось злом. Однако бессмертие души было весьма желательно, а достичь его можно было благодаря знанию тайного учения и тех опознавательных слов, называя которые отлетающая душа умершего сумеет миновать враждебных демонических стражей звезд и планет на своем пути с земли на небо. В рамках такого подхода главной проблемой человека является не столько его вина, которая должна найти прощение, сколько его невежество, которое должно смениться знанием. В сущности, само слово гностицизм происходит от греческого слова gnosis, «знание». Чтобы оградить чистоту высшей реальности, поздние гностики стали обособлять ее от материального — и поэтому злого — мира барьером из нескольких божественных сущностей низшего порядка, именуемых «зоны». Таким образом, учение о демонах, демонология, было дополнено разветвленным учением об ангелах, ангелологией. Идеи гностиков, по-видимому, составляли подоплеку некоторых ересей, осуждаемых в поздней новозаветной литературе; однако содержание библиотеки гностиков, обнаруженной в 1940-х гг. в египетском городе Наг-Хаммади, свидетельствует, что в момент зарождения христианства мифология гностиков еще не существовала в полном масштабе. В первом столетии гностицизм еще только формировался из того набора слабо связанных между собой религиозных и философских идей, которому предстояло превратиться в стройное, систематизированное учение. Интеллигенция тяготела к более рафинированным формам философии. Эпикурейство учило, что удовольствие (не обязательно чувственное) есть высшее благо в жизни. Стоицизм учил покорно принимать свою судьбу, предопределенную безличностным высшим Разумом, который правит вселенной и частью которого являются все человеческие существа. Циники, имеющие множество современных единомышленников, считали высшей добродетелью простую, не подчиненную условностям жизнь, свободную от всеобщей погони за удовольствиями, богатством и положением в обществе. Скептики были релятивистами, которые избегали верить во что бы то ни было абсолютное, слагали оружие перед универсальностью сомнения и считали необходимым покоряться общепринятому обычаю. Впрочем, эти и другие философские системы не оказывали заметного влияния на жизнь большинства людей. Умами масс правили синкретизм и суеверия. Итак, христианство появилось в мире, находящемся в состоянии религиозного и философского раз брода. Прежняя оптимистическая уверенность классических Афин иссякла. Загадочность бытия сопротивлялась попыткам познания. Философия не смогла найти удовлетворительных ответов. Не сумели дать их и традиционные религии. Люди ощущали свою беспомощность перед лицом вершащих их судьбы звезд, понимаемых как ангельские и демонические существа. Распространены были уныние и отчаяние.
Иудаизм Синагога При изучении Нового Завета большее значение, нежели языческие религии и философские концепции, имеет иудаизм, от которого и произошло христианство. Такой иудаизм, каким он был в первом столетии, возник в конце ветхозаветного периода во время ассиро-вавилонского плена. Пророки предсказали плен в качестве наказания за идолопоклонство, которому был подвержен народ Израиля. Исполнение этого пророчества навсегда излечило израильтян от идолопоклонства. Временно лишившись храма на период плена, они тем усерднее стали изучать и соблюдать ветхозаветный закон (Тору14) (Еврейское слово тора имеет более широкий смысл, чем «закон». Оно подразумевает также наставления, обучение и божественное откровение in toto (латинское выражение, означающее — «в целом». — Прим. перев.), и может относиться к Десяти заповедям, Пятикнижию, ко всему Ветхому Завету, а также к изустному закону или традиционным раввинистическим толкованиям Ветхого Завета.) и рано или поздно установили такой религиозный институт, как синагога. Ведутся споры, появились ли синагоги во время плена, во время восстановления или в период между Заветами. Разумно, однако, предположить, что поскольку вавилонский завоеватель Навуходоносор разрушил первый (Соломонов) храм и выселил большинство евреев из Иудеи, они создали местные центры поклонения Богу — синагоги («собрания») — повсюду, где только можно было собрать десяток взрослых иудеев. Утвердившись в качестве религиозного института, синагоги сохранялись и множились даже после восстановления храма под руководством Зоровавеля15. (О восстановлении храма см. Езд. 3 — 6; Аггей; Зах. 1 — 8) Первоначально довольно простая по оформлению, типичная синагога состояла из прямоугольного помещения, имеющего, возможно, подиум для чтеца, позади которого размещался небольшой сундук или ковчег со свитками Ветхого Завета. Прихожане рассаживались на каменных скамьях, идущих вдоль двух или трех стен, и на циновках, а может быть, и на деревянных стульях, в центре помещения. Впереди, лицом к собравшимся, сидели начальник синагоги и старейшины. Песнопения не сопровождались аккомпанементом. Читая ветхозаветные свитки, выступающий вставал. Проповедовал он сидя. При молитве вставали все. Типичное богослужение в синагоге шло в следующем порядке: • Антифонная декламация «Шема» (Вт. 6:4, «золотой текст» иудаизма)16 (Стих «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Вт. 6:4), позднее дополненный стихами Вт. 5:5-9; 11:13-21; Чис. 15:37-41. Еврейское слово «шема» означает «слушай».) и «Шемоне эсре» (несколько прославлений Бога)17. («Шемоне эсре» означает «восемнадцать», но фактическое число славословий время от времени менялось.) • Молитва. • Пение псалмов. • Чтения из ветхозаветного закона и пророков на еврейском языке, сопровождаемые комментариями из «Таргума», то есть достаточно произвольной изустной традиции на арамейском (или греческом) языке, который многие иудеи понимали лучше, чем еврейский. • Проповедь (если присутствовал подходящий проповедник). • Благословение или благодарение.
План и фасад синагоги в Капернауме
Богослужебные формулировки были достаточно произвольными. Все присутствующие в конце молитвы хором произносили «Аминь!». Выборный глава, или начальник синагоги председательствовал на собраниях, представлял присутствующим гостей общины, назначал, кто из прихожан будет руководить декламацией, читать Писание и проповедь. Точно так же слово для проповеди предоставлялось и образованным гостям, благодаря этому обычаю Иисус и Павел не раз пользовались возможностью благовествовать в синагогах. Служитель синагоги (hazzari) следил за свитками и утварью, зажигал светильники, дул в трубу, объявляя наступление субботы, на собраниях стоял рядом с чтецом, чтобы контролировать правильность произношения и точность чтения священных текстов, а иногда и учительствовал в синагогальной школе. Совет старейшин осуществлял духовный надзор за членами общины. Тяжко согрешивших наказывали кнутами и исключали из общины. Собранное в синагоге подаяние раздавалось бедным. Ранние христиане, состоящие по большей части из евреев, естественно, переняли организационные формы синагог в качестве образца для своих церквей. Синагоги были не только центрами религиозного поклонения по субботам. На протяжении недели они служили местами для отправления правосудия, политических мероприятий, похоронных служб, для обучения еврейских мальчиков и изучения Ветхого Завета. Такое изучение могло по своему значению конкурировать с жертвоприношениями в храме. В результате равви, учители закона, начали затмевать священников. Моисеев закон предписывает, чтобы жертвоприношения совершались только в главном святилище. Второй храм, таким образом, сохранял свое значение до самого разрушения в 70 г. по Р. X. Призывы пророков Аггея и Захарии ускорили его строительство в ветхозаветный период после возвращения иудеев из плена. Ограбленный и оскверненный Анти-охом Епифаном в 168 г. до Р. X., второй храм был тремя годами позже отреставрирован, очищен и заново освящен Иудой Маккавеем. Затем Ирод Великий, затратив немалые средства, достроил и украсил его, так что превзойдена была даже слава первого храма, с грандиозным размахом построе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|