Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути сообщения, торговля и коммуникации




В отношении путей сообщения, торговли и коммуникаций Палестина была сравнительно малоразвитой. Тем не менее несколько главных ее дорог заслуживают упоминания. Одна шла из Иерусалима на юго-запад через Вифлеем в Газу, а на северо-восток от Иерусалима — через Вифанию и Иерихон, вдоль долины реки Иордан и западного берега Галилейского моря в Дамаск. Павел двигался именно по этой дороге, когда увидел преобразившее его жизнь явление Христа. Вторая до­рога ответвлялась от первой южнее Галилейского моря и ве­ла по западному берегу этого озера в Капернаум. Чтобы обой­ти Самарию, Иисус часто проходил по этой дороге в Своих странствиях между Галилеей и Иудеей. Однако третья глав­ная дорога вела из Иерусалима прямо через Самарию в Ка­пернаум, и на этой дороге Иисус разговаривал с самарянкой у колодезя Иаковлева. Четвертая главная дорога шла вдоль Средиземноморского побережья от Газы до Тира. Ее ответв­ление, на котором воскресший Иисус беседовал с двумя уче­никами, шло от южной части морского побережья через Ем-маус в Иерусалим. И наконец, еще одна дорога вела от север­ной части побережья через Назарет и Капернаум в Дамаск. (См. карту на с. 34.)

Хотя палестинская сеть дорог была сравнительно скуд­ной, в большей части Римской империи дороги пользовались заслуженной славой. Их прокладывали как можно более прямо и строили на века. Первые христианские миссионеры сполна использовали их достоинства, а имперская почта до­ставляла по ним правительственные сообщения. Для част­ных писем существовала особая система доставки. Люди пе­редвигались пешком, на ослах, лошадях и мулах, а также в повозках или на носилках. Поскольку придорожные постоя­лые дворы были обычно слишком убогими, более обеспечен­ные люди предпочитали останавливаться у своих друзей. Можно было купить рукописную карту для путешествую­щих и даже путеводитель для туристов.

Водные пути сообщения представляли собой основное средство для коммерческих перевозок. С тех пор как Египет стал житницей Римской империи, Александрия преврати­лась в главный порт и рынок для торговли египетским зер­ном. Александрийские суда достигали почти 60 метров в длину, имели паруса и, в качестве вспомогательного движи­теля, весла. Одно большое судно могло перевозить в дополне­ние к грузу несколько сотен пассажиров. Павел находился на борту такого александрийского судна, когда попал в ко­раблекрушение. Военные корабли были легче и быстрее. Га­лерные рабы сидели на веслах, которых насчитывалось вдоль каждого борта от двух до пяти, а иногда и до десяти рядов. По рекам и каналам сновали баржи.

Дороги, реки и Средиземное море служили путями сооб­щения. Папирус, остраконы (черепки керамических изде­лий) и вощеные таблички составляли писчий материал для писем и других документов. В более важных случаях ис­пользовали кожу и пергамент. Большая часть новостей рас­пространялась из уст в уста, городскими глашатаями и с по­мощью публичных объявлений, вывешиваемых на специ­альных досках.

Общественные заведения

В Александрии существовала развитая система образова­ния. В городской библиотеке хранилось свыше полумиллио­на томов. Раскопки показали, что в сирийском городе Антиохии насчитывалось четыре километра уличных колоннад, вымощенных мрамором и снабженных совершенной систе­мой ночного освещения. В крупнейших городах империи имелись сети подземной канализации. Общественные бани были доступны для всех; вход стоил сущие гроши. Сначала люди ходили в баню один раз в день, но позднее кое-кто по­сещал бани от четырех до семи раз за день. Душ был изобре­тен греками задолго до новозаветного периода.

Дома

Здания в западной части Римской империи строились из кирпича или бетоноподобных смесей, по крайней мере в го­родах. В бедных кварталах и в сельской местности преобла­дали дома каркасного типа и хижины. В восточной части им­перии дома обычно строились из глины и саманного (высу­шенного на солнце) кирпича. На улицу выходило очень мало окон, поскольку в городах недоставало сил охраны порядка, и некому было пресечь действия воров, рыщущих ночью по улицам и готовых залезть в дом через окно. В более солид­ных зданиях имелся двухдверный главный вход, иногда с дверными кольцами. Прихожая вела к двери, за которой располагался большой центральный двор, именуемый ат­рий. Кровли делались из черепицы или соломы. На кухне для приготовления пищи служил открытый очаг либо зем­ляная или каменная печь. Для освещения использовались масляные светильники. Встречалась развитая система отоп­ления и внутренних трубопроводов. Некоторые дома обогре­вались от центральной топки, горячий воздух по трубам по­ступал в различные помещения. Во многих римских убор­ных имелась проточная вода; дома в Помпее насчитывали по меньшей мере один, а то и два туалета. Стены были украше­ны фресками. В больших городах люди низшего и среднего класса зачастую снимали квартиры в доходных домах.

Палестинские города и здания несколько отличались от греческих и римских, они были сравнительно устаревшими. В город входили через ворота в стене. За воротами размеща­лась открытая площадь, служившая общественным местом для торговли, для социальной и юридической активности. Иисус, должно быть, часто проповедовал на таких городских площадях. Дома были невысокими, с плоской крышей, ино­гда с устроенным наверху помещением для гостей. Строи­тельным материалом для таких домов служили, как прави­ло, кирпичи из глины, смешанной с соломой и высушенной на солнце. Типичный палестинец из низших слоев общества имел одну квартиру в доме, насчитывающем несколько квартир, все на первом этаже. Квартира могла состоять всего из одной комнаты. В таком случае в части комнаты уровень пола был немного выше. Постели, сундуки для одежды и ку­хонная утварь располагались на этом возвышении. Скоту и другим домашним животным отводилась нижняя часть ком­наты; или же, когда животные содержались снаружи, здесь играли дети. Жерди, уложенные на стропила и обмазанные глиной, образовывали плоскую крышу. Из-за дождей возни­кали протечки; поэтому после каждого дождя приходилось раскатывать глину, чтобы заделать дыры. Ограждение по краю крыши предохраняло обитателей дома от падения, а взобраться на крышу можно было с помощью наружной лестницы. Крышу использовали для того, чтобы спать в жаркую погоду, сушить зелень, хранить фрукты, а в набож­ных домах — чтобы молиться. Полы делались из утрамбо­ванной земли или, у тех, кто побогаче, из камня. Постели представляли собой просто циновки или покрывала, поло­женные на пол. Кровати были только в богатых домах. Люди спали в своей дневной одежде.

Питание

Римляне ели четыре раза в день. Обычное меню включало в себя хлеб, кашу, чечевичную похлебку, козье молоко, сыр, зелень, фрукты, оливки, ветчину, колбасы, рыбу и разбав­ленное вино. Иудеи ели только два раза в день, в полдень и вечером. У них рацион питания состоял главным образом из хлеба, фруктов и зелени. Мясо, жареное или вареное, как правило, приберегалось для праздников. На сладкое упот­реблялись изюм, инжир, мед и финики, поскольку сахар был неизвестен. Нередко рыба заменяла мясо. В торжествен­ных случаях пирующие возлежали на подушках; в осталь­ное время ели сидя.

Одежда и моды

Мужчины носили туники, похожее на рубаху одеяние, ук­рывавшее тело от плеч до коленей. На талии носили ремни или кушаки, именуемые в Новом Завете «пояса» и «опояса-ния», на ногах — грубые сапоги либо сандалии, на голове — шапки или повязки. В холодную погоду для тепла надевали поверх туник плотные плащи или накидки. Цвет этих одежд обычно был белым. Женщины носили короткие туники в ка­честве нижнего белья и верхние туники, иногда ярких цве­тов, простирающиеся до земли. Модницы применяли много косметики, в том числе губную помаду, тени для век и крас­ку для бровей, а в качестве украшений носили серьги и коль­ца в носу. Стиль женских причесок постоянно изменялся, хотя палестинские женщины носили покрывало на голове (но не чадру на лице). Мужчины коротко стриглись и бри­лись опасными бритвами. Франты завивали волосы и упо­требляли много масла для волос и парфюмерии. Как мужчи­ны, так и женщины красили себе волосы, нередко для того, чтобы скрыть седину. Прическу дополняли накладные воло­сы, и оба пола пользовались париками. В Палестине мужчи­ны отращивали бороды и отпускали несколько более длин­ные волосы, но все же не такие длинные, как изображается на традиционных библейских иллюстрациях. В общем и це лом палестинская мода, как мужская, так и женская, тяго­тела к консерватизму.

Общественные классы

В языческом обществе классовые различия были резко обо­значены. Аристократические землевладельцы, люди, свя­занные с правительством, и некоторые другие жили в роско­ши. Ярко выраженного среднего класса не существовало, поскольку большую часть работы выполняли рабы. Попав в зависимость от правительственной поддержки, люди, в пре­жние времена более-менее соотносимые со средним классом, влились в городские толпы не имеющих дома и пропитания. Уравнительное влияние иудаизма сглаживало различия в иудейском сообществе, но первосвященники и ведущие равви способствовали образованию высшего класса. Земледель­цы, ремесленники, мелкие коммерсанты и их семьи состав­ляли большую часть населения.

Среди иудеев сборщики налогов, традиционно именуе­мые мытари, служили объектом особой классовой ненавис­ти. Остальные иудеи презирали этих сборщиков налогов, ко­торых точнее было бы назвать сборщиками дани, так как они собирали деньги с богохульными языческими надписями и изображениями и сотрудничали с римскими завоевателями. Римляне отдавали пятилетний контракт на право сбора на­логов самому выгодному для них претенденту, а именно, то­му, кто запросит самый низкий процент своих комиссион­ных. Мытарь собирал не только дань и свои комиссионные, но и все, что ему удавалось заполучить незаконным образом. Из-за взяток, получаемых им от богатых, тяжесть налогово­го бремени перекладывалась на бедных. Поэтому в народе мытарей ненавидели.

Рабов в Римской империи могло быть больше, чем свобод­ных людей. В типичном случае осужденные преступники, несостоятельные должники и военнопленные попадали в рабство; а многие высказывания и притчи Иисуса подразу­мевают, что в то время рабство существовало и в иудейской культуре. Из посланий Павла видно, что в домах христиан были рабы. Многие рабы — врачи, бухгалтеры, учителя, фи­лософы, управляющие, писцы и переписчики — имели луч­шее образование и были более искусными, чем их хозяева. Некоторые рабы покупали себе свободу или получали воль­ную от хозяев.

Первоначально только рабы-преступники подвергались распятию. Позднее, однако, и свободных людей, совершив­ших особо опасные преступления, тоже ждала эта участь. Во время осады Иерусалима в 70 г. по Р. X. Тит ежедневно рас­пинал по пять сотен иудеев перед самой городской стеной, прямо на виду у осажденных7. Иногда применялась казнь че­рез сожжение на костре. В иных случаях приговоренных лю­дей заставляли биться в качестве гладиаторов на арене. Целые отряды людей могли истребить друг друга в таких инсценированных битвах.

Семья

Как и следовало ожидать, семья была основной ячейкой об­щества. Некоторые факторы, однако, отнюдь не способство­вали укреплению семьи, например численный перевес рабов и то обстоятельство, что детей воспитывали по большей час­ти рабы, а не родители. В типичной греко-римской семье рождаемость была низкой. Чтобы поощрить многодетность, правительство предоставляло особые льготы родителям, имевшим троих и более детей. С одиноких, по-видимому, взимали дополнительный налог.

В Палестине большие семьи были не редкостью. При рож­дении мальчика родители радовались, девочки — испытывали разочарование. На восьмой день жизни иудейского мальчика обрезали и давали ему имя. С именем для девочки можно было подождать и целый месяц. У семей не было соб­ственного родового имени, фамилии; поэтому людей с одина­ковым именем различали, указывая имя отца («Симон, сын Зеведеев»), религиозные или политические убеждения («Си­мон Зилот»), род занятий («Симон кожевник») или место­жительство («Иосиф из Аримафеи»). В случае смерти чело­века его родственники совершали формальные обряды трау­ра, в частности раздирали свои одежды и постились, а также нанимали профессиональных плакальщиков, обычно флей­тистов и женщин, для причитаний. Кроме того, семья могла прибегнуть к услугам профессионального гробовщика.

Нравственность

В новозаветных посланиях сексуальные грехи обычно стоят в начале перечня осуждаемых пороков. Все мыслимые пре­ступления против нравственности связывались с язычески­ми богами и богинями. Половые сношения с храмовыми «де­вами» составляли неотъемлемую часть языческих религиоз­ных обрядов. Проституция, как мужская, так и женская, была общепризнанным институтом. Молодые рабыни часто становились жертвами этого разврата. Некоторые мужчины ради денег заставляли заниматься проституцией своих жен и детей. Большая часть общества считала допустимой педе­растию и другие гомосексуальные отношения. Как нам изве­стно благодаря раскопкам в Помпее, наружные стены домов нередко украшали непристойные росписи и рельефы.

Разводы были делом легким, довольно распространен­ным и вполне признанным. По сути дела, документы о разво­дах встречаются среди сохранившихся папирусов чаще все­го. Нередки были убийства. Родители зачастую «подкидыва­ли» своих маленьких детей, то есть оставляли их на город­ском форуме, на склоне холма, в закоулках. В одном письме от мужа к жене говорится: «Коли родишь ребенка, мальчика оставь, пусть живет. А девочку подкинь»8. Такую подбро­шенную девочку могли подобрать, чтобы вырастить из нее проститутку. Справедливости ради следует добавить, что, несмотря на распространение безнравственности, греко-римский мир был не без порядочных людей.

Досуг

Непристойность развлечений соответствовала тогдашним нравам, но не все зрелища переполняла грубая чувствен­ность. Олимпийские игры издавна служили здоровым зре­лищем спортивного характера. Достойная музыка и литера­тура возвышали дух человеческий. Дети забавлялись с иг­рушками, такими как погремушки для младенцев, куклы с подвижными конечностями, миниатюрные домики с мебе­лью, мячи, качели, играли в игры, похожие на наши «клас­сики», прятки и жмурки.

Гонки колесниц соответствовали современным автомо­бильным гонкам. Повсеместно заключались пари на резуль­таты соревнований. Естественно, болельщики готовы были молиться на победителей. Но самым зрелищным представле­нием были гладиаторские бои. В число гладиаторов могли входить рабы, пленные, преступники или добровольцы. Од­нажды была целиком затоплена арена и разыграна морская битва. За единое представление умирали до десяти тысяч человек. Песок на арене так промокал от крови, что его прихо­дилось менять по несколько раз за день.

В таких зрелищах нередко участвовали звери. В одном случае было убито триста львов. При открытии амфитеатра Тита было истреблено пять тысяч диких зверей и четыре ты­сячи ручных. Слоны, тигры, леопарды, носороги, бегемоты, крокодилы и змеи сражались друг с другом.

Деловая активность и труд

Профессиональные гильдии, считающие своими патронами различных богов, были предшественниками современных отраслевых профсоюзов. Гильдии вмешивались в политику, помогали своим попавшим в беду членам, выплачивали по­собия вдовам и детям умерших членов. В Палестине они ре­гулировали дни и часы рабочего времени.

Промышленность ограничивалась маленькими местны­ми мастерскими, так как перевозка грузов на большие рас­стояния была чрезмерно дорога. Кроме того, караваны дви­гались медленно и подвергались ограблениям; а морские пе­ревозки по Средиземному морю были возможны лишь в лет­ние месяцы с их тихой погодой.

Земледелие было в некоторых отношениях удивительно высокоразвитым. Земледельцы осуществляли селекцию се­мян в зависимости от их размера и качества, обрабатывали зерно некоторыми химическими составами, чтобы защитить его от насекомых-вредителей. Они также использовали раз­личные удобрения и применяли севооборот.

Частные предприниматели осуществляли банковские операции, во многом сходные с современными; они занима­лись банковскими займами, кредитованием, учетом вексе­лей, обменивали иностранную валюту, выдавали аккредити­вы. Обычно процентная ставка составляла от четырех до две­надцати процентов годовых.

Естествознание и медицина

Хотя иудеи в новозаветный период мало интересовались естествознанием, у науки уже имелись первые успехи. В III веке до Р. X. Эратосфен, книгохранитель из Александ­рии, учил, что Земля круглая, и измерил ее длину окружно­сти, получив величину 38 600 км (всего на 1400 км меньше современных данных), а для расстояния от Земли до Солн­ца — величину 148 000 000 км (по современным данным, 150 000 000 км). Он также выдвинул гипотезу о существова­нии Американского континента.

Медицина, или по крайней мере хирургия, была более развитой, чем мы могли бы предполагать, — важное для нас обстоятельство, учитывая, что один из новозаветных свя-щеннописателей, Лука, служил для Павла личным врачом. Хирурги выполняли операции на черепе, умели делать тра­хеотомию (разрез дыхательного горла) и ампутации. Впро чем, знание и применение приемов обезболивания были ограниченными, поэтому требования к хирургу предъявля­лись следующие:

Хирург должен быть молодым, или, во всяком случае, не слиш­ком старым; рука у него должна быть сильной и верной, никогда не дрожать; левой рукой он должен владеть так же хорошо, как правой... он должен быть настолько подвержен жалости, чтобы жаждать выздоровления пациента, но не настолько, чтобы позво­лить себе дрогнуть из-за его криков; он не должен ни производить операцию быстрее, чем того требует ситуация, ни резать меньше того, что необходимо, но должен делать все так, как если бы чу­жие стоны не производили на него впечатления9.

Использовались разнообразные медицинские инструмен­ты, такие как ланцеты, иглы для наложения швов, элеваторий10 (Подъемник. — Прим. перев) для вдавленных фрагментов черепа, различные виды щипцов, катетеров, шпатели для осмотра горла, инструмен­ты с храповым механизмом для растяжения анатомических проходов и каналов при внутреннем осмотре. В стоматоло­гии применялось пломбирование зубов золотом. Вставные зубы изготовлялись из зубов умерших людей или животных. Иногда пользовались зубным порошком для чистки и шли­фовки зубов.

Итак, наш выборочный обзор греко-римского мира перво­го столетия показывает, что люди в новозаветный период, хотя и не имели представления о современной науке и техни­ке, все же не уступали нам по части интеллекта и одаренно­сти и создали общество и культуру, во многих отношениях удивительно схожие с нашими. Это сходство было меньше в Палестине, где христианство зародилось, но больше — за пределами Палестины, где христианство распространилось самым стремительным образом.

 


 

Религиозное и философское обрамление

Нового Завета

 

Язычество

Мифология

Во главе греческого пантеона, греческой иерархии богов, на­ходился Зевс, сын Крона. Согласно мифу, Крон, который отобрал владычество над миром у своего отца Урана, обыкно­венно пожирал своих детей, едва они появлялись на свет. Од­нако мать Зевса спасла своего сына, дав Крону проглотить камень, завернутый в пеленки младенца. Со временем возму­жавший Зевс свергнул своего отца и разделил власть со свои­ми двумя братьями, Посейдоном, ставшим владыкой морей, и Аидом, ставшим владыкой подземного мира. Сам Зевс стал владыкой небес. Земными делами боги распоряжались из своей обители на горе Олимп в Греции.

Зевсу время от времени приходилось подавлять восстания богов, у которых проявлялись все человеческие чувства и по­роки — страсть и вожделение, любовь и ревность, гнев и не­нависть. В сущности, боги превосходили людей только по ча­сти могущества, интеллекта и бессмертия — но отнюдь не в том, что касается нравственности. Очень популярен был бог Аполлон, сын Зевса, вдохновитель поэтов, пророков и духо­видцев. У него было и много других функций. В греческих Дельфах храм Аполлона стоял над подземной расщелиной, откуда поднимались пары, считавшиеся дыханием этого бо­га. Жрица, восседавшая у расщелины на невысоком тренож­нике, вдыхала испарения и в трансе начинала бормотать сло­ва, которые записывались жрецами и истолковывались как туманные ответы пришедшим узнать волю богов.

Государственная религия

В римской государственной религии многое было заимст­вовано из греческого пантеона и греческой мифологии. Рим­ские боги стали отождествляться с греческими — Юпитер с Зевсом, Венера с Афродитой и так далее. Римляне также до­бавили в религию новые черты, например такую иерархию жрецов, в которой главным жрецом (pontifex maximus) был сам император. То, что в богах было слишком много челове­ческого, подорвало у большинства людей веру в греко-рим­ский пантеон, но у некоторых эта вера сохранялась и в ново­заветный период.

Обожествление императора

Следуя давней традиции приписывать правителям боже­ственные черты, римский сенат положил начало император­скому культу, посмертно обожествив Августа и ряд последу­ющих императоров, достойно проявивших себя во главе го­сударства. Некоторые верноподданные энтузиасты в восточ­ных провинциях, привыкшие боготворить своих живых правителей, иногда опережали это посмертное обожествле­ние. Императоры первого столетия, которые претендовали на обожествление при жизни, — Калигула, Нерон и Домици­ан — не удостоились от сената такой чести после смерти. Бе зумный Калигула (37 — 41 гг. по Р. X.) приказал воздвиг­нуть свою статую для поклонения в храме Божием в Иеруса­лиме. К счастью, более рассудительный легат Сирии сумел затянуть выполнение этого приказа. Он понимал, что иудеи восстанут. Тем временем Калигулу убили. Домициан (81 — 96 гг. по Р. X.) предпринял первую планомерную попытку добиться своего обожествления. Отказ христиан принять участие в том, что большинство окружающих считали пат­риотическим долгом и доказательством всеобщей преданно­сти императору как богу, привел к усилению гонений на них.

Мистические

Многое написано о широком распространении и влиянии религии в первом столетии христианства мистических религий Гре­ции, Египта и Востока — элевсинских таинств11, мистерий Митры, Исиды, Диониса, Кибелы и ряда других местных культов. Они обещали очищение и бессмертие души и неред­ко основывались на мифах, рассказывающих о богине, раз­лученной со своим любовником или ребенком, которые умерли, но затем воскресли. Для мистерий также были ха­рактерны тайный ритуал посвящения и другие обряды — в том числе ритуальное омовение, окропление кровью, свя­щенная трапеза, сакральное опьянение, чувственное исступ­ление и впечатляющие зрелищные церемонии — с помощью которых участники стремились слиться с божеством. Соци­альное уравнивание участников в рамках таких культов де­лало их привлекательными для низших классов.

Однако даже на период второго, третьего, а то и четверто­го столетий христианской эры у нас нет подробных сведений о том, во что верили участники этих мистерий. Поэтому хотя никто не сомневается в существовании дохристианских ми­стических религий, их дохристианское содержание остается по большей части неизвестным. В тех случаях, когда позд­ние мистические верования выглядят несколько похожими на христианские, заимствование скорее могло происходить в направлении от христианства к мистериям12, а не наоборот, особенно если учесть, что язычники были склонны ко всяче­ским заимствованиям (см. ниже под рубрикой «Синкре­тизм»), а ранние христиане — к обособленности. С другой стороны, такое сходство зачастую является кажущимся, а не реальным, и даже в тех случаях, когда оно реально, это не обязательно предполагает заимствование в каком бы то ни было направлении.

Например, мифы об умирающих и воскресающих богах, в сущности, не аналогичны новозаветному рассказу о смерти и воскресении Иисуса. Прежде всего, смерть языческих богов не была предназначена для искупления рода человеческого. Далее, в рассказе о воскресении и смерти Иисуса речь шла обисторических фигурах недавнего прошлого; в мифах обычно говорилось о неких олицетворениях жизненных сил приро­ды (сезонное омертвление и возрождение растений), поэтому их содержание вообще не может быть соотнесено с историей, тем более с историей недавнего прошлого. И наконец, с бога­ми в мифах не происходит полного телесного воскресения, они оживают лишь частично или же в царстве мертвых. На­пример, когда четырнадцать частей тела Осириса были со­единены, он стал царем мертвых в подземном мире. Все, что Кибела смогла сделать с трупом Аттиса, — то, что он не раз­лагался, его волосы продолжали расти, и он мог пошевелить мизинцем; тем не менее миф о Кибеле и Аттисе, который умер, намеренно кастрировав себя, иногда упоминается в ка­честве важнейшей аналогии с рассказом о смерти и воскресе­нии Иисуса. По сути дела, сама идея о смерти через распятие и о телесном воскресении была отвратительна для древних язычников, у которых распятие ассоциировалось с преступ­никами, а тело зачастую считалось тюрьмой души и средото­чием зла. Если бы христиане заимствовали свои представле­ния из какой-то популярной мистической религии, остава­лось бы только удивляться, почему же тогда язычники так часто ополчались на христианское Евангелие, как безумное, неправдоподобное и подлежащее искоренению13.

Суеверия

Суеверия держали многих людей в Римской империи сво- и синкретизм ей мертвой хваткой. Использование магических заклина­ний, обращение к гороскопам и оракулам, авгурия, то есть предсказание будущего по полету птиц, гадание по масля­ным разводам на воде и по виду внутренностей животных, услуги профессиональных экзорцистов, то есть специали­стов по изгнанию бесов, — все эти и многие другие суеверные обряды играли заметную роль в повседневной жизни. Иудеи принадлежали к числу самых популярных экзорцистов, главным образом благодаря убеждению, что только они одни могут правильно произнести имеющее магическую силу имя Яхве (иногда переводится с евр. как «Господь»). Правильное произношение, наряду с сохранением обряда в тайне, счита­лось совершенно необходимым для того, чтобы колдовство подействовало. В религиозной практике, известной под на­званием «синкретизм», неискушенные люди просто объеди­няли разнообразные культы и суеверные обычаи. Домашние полки для идолов были переполнены фигурками птиц, со­бак, быков, крокодилов, жуков и прочей твари.

Гностицизм

Платоновский дуализм незримого мира идей и зримого мира вещей лег в основу позднейшего религиозно-философ­ского учения под названием гностицизм, которое начало оформляться в конце первого столетия и приравнивало мате­рию к злу, а дух — к добру. Из таких отождествлений выво­дились два различных императива поведения: 1) аскетизм, подавление плотских желаний, так как они связаны со злом материального мира; 2) сенсуализм, или чувственность, уступка плотским желаниям, так как они осуществляются лишь в преходящем и поэтому не имеющем значения мате­риальном мире. В обоих случаях восточные религиозные идеи смешивались с философией Платона. Воскресение во плоти представлялось неприемлемым, поскольку все мате­риальное считалось злом. Однако бессмертие души было весьма желательно, а достичь его можно было благодаря зна­нию тайного учения и тех опознавательных слов, называя которые отлетающая душа умершего сумеет миновать враж­дебных демонических стражей звезд и планет на своем пути с земли на небо. В рамках такого подхода главной проблемой человека является не столько его вина, которая должна най­ти прощение, сколько его невежество, которое должно смениться знанием. В сущности, само слово гностицизм проис­ходит от греческого слова gnosis, «знание». Чтобы оградить чистоту высшей реальности, поздние гностики стали обособ­лять ее от материального — и поэтому злого — мира барье­ром из нескольких божественных сущностей низшего поряд­ка, именуемых «зоны». Таким образом, учение о демонах, демонология, было дополнено разветвленным учением об ан­гелах, ангелологией.

Идеи гностиков, по-видимому, составляли подоплеку не­которых ересей, осуждаемых в поздней новозаветной лите­ратуре; однако содержание библиотеки гностиков, обнару­женной в 1940-х гг. в египетском городе Наг-Хаммади, сви­детельствует, что в момент зарождения христианства мифо­логия гностиков еще не существовала в полном масштабе. В первом столетии гностицизм еще только формировался из того набора слабо связанных между собой религиозных и фи­лософских идей, которому предстояло превратиться в строй­ное, систематизированное учение.

Интеллигенция тяготела к более рафинированным фор­мам философии. Эпикурейство учило, что удовольствие (не обязательно чувственное) есть высшее благо в жизни. Стоицизм учил покорно принимать свою судьбу, предопре­деленную безличностным высшим Разумом, который пра­вит вселенной и частью которого являются все человеческие существа. Циники, имеющие множество современных еди­номышленников, считали высшей добродетелью простую, не подчиненную условностям жизнь, свободную от всеобщей погони за удовольствиями, богатством и положением в обще­стве. Скептики были релятивистами, которые избегали верить во что бы то ни было абсолютное, слагали оружие перед универсальностью сомнения и считали необходимым поко­ряться общепринятому обычаю. Впрочем, эти и другие фи­лософские системы не оказывали заметного влияния на жизнь большинства людей. Умами масс правили синкре­тизм и суеверия. Итак, христианство появилось в мире, на­ходящемся в состоянии религиозного и философского раз брода. Прежняя оптимистическая уверенность классичес­ких Афин иссякла. Загадочность бытия сопротивлялась по­пыткам познания. Философия не смогла найти удовлетвори­тельных ответов. Не сумели дать их и традиционные рели­гии. Люди ощущали свою беспомощность перед лицом вер­шащих их судьбы звезд, понимаемых как ангельские и демонические существа. Распространены были уныние и от­чаяние.

 

Иудаизм

Синагога

При изучении Нового Завета большее значение, нежели язы­ческие религии и философские концепции, имеет иудаизм, от которого и произошло христианство. Такой иудаизм, ка­ким он был в первом столетии, возник в конце ветхозаветно­го периода во время ассиро-вавилонского плена. Пророки предсказали плен в качестве наказания за идолопоклонство, которому был подвержен народ Израиля. Исполнение этого пророчества навсегда излечило израильтян от идолопоклон­ства. Временно лишившись храма на период плена, они тем усерднее стали изучать и соблюдать ветхозаветный закон (Тору14) (Еврейское слово тора имеет более широкий смысл, чем «закон». Оно под­разумевает также наставления, обучение и божественное откровение in toto (латинское выражение, означающее — «в целом». — Прим. перев.), и может относиться к Десяти заповедям, Пятикнижию, ко всему Ветхому Завету, а также к изустному закону или традиционным раввинистическим толкованиям Ветхого Завета.) и рано или поздно установили такой религиозный институт, как синагога. Ведутся споры, появились ли сина­гоги во время плена, во время восстановления или в период между Заветами. Разумно, однако, предположить, что по­скольку вавилонский завоеватель Навуходоносор разрушил первый (Соломонов) храм и выселил большинство евреев из Иудеи, они создали местные центры поклонения Богу — си­нагоги («собрания») — повсюду, где только можно было со­брать десяток взрослых иудеев. Утвердившись в качестве ре­лигиозного института, синагоги сохранялись и множились даже после восстановления храма под руководством Зоровавеля15. (О восстановлении храма см. Езд. 3 — 6; Аггей; Зах. 1 — 8)

Первоначально довольно простая по оформлению, типич­ная синагога состояла из прямоугольного помещения, имею­щего, возможно, подиум для чтеца, позади которого разме­щался небольшой сундук или ковчег со свитками Ветхого Завета. Прихожане рассаживались на каменных скамьях, идущих вдоль двух или трех стен, и на циновках, а может быть, и на деревянных стульях, в центре помещения. Впере­ди, лицом к собравшимся, сидели начальник синагоги и ста­рейшины. Песнопения не сопровождались аккомпанемен­том. Читая ветхозаветные свитки, выступающий вставал.

Проповедовал он сидя. При молитве вставали все. Типичное богослужение в синагоге шло в следующем порядке:

• Антифонная декламация «Шема» (Вт. 6:4, «золотой текст» иудаизма)16 (Стих «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Вт. 6:4), позднее дополненный стихами Вт. 5:5-9; 11:13-21; Чис. 15:37-41. Еврей­ское слово «шема» означает «слушай».) и «Шемоне эсре» (несколько про­славлений Бога)17. («Шемоне эсре» означает «восемнадцать», но фактическое число славосло­вий время от времени менялось.)

• Молитва.

• Пение псалмов.

• Чтения из ветхозаветного закона и пророков на еврей­ском языке, сопровождаемые комментариями из «Таргума», то есть достаточно произвольной изустной тра­диции на арамейском (или греческом) языке, который многие иудеи понимали лучше, чем еврейский.

• Проповедь (если присутствовал подходящий проповед­ник).

• Благословение или благодарение.

 

План и фасад синагоги в Капернауме

 

Богослужебные формулировки были достаточно произ­вольными. Все присутствующие в конце молитвы хором про­износили «Аминь!». Выборный глава, или начальник сина­гоги председательствовал на собраниях, представлял при­сутствующим гостей общины, назначал, кто из прихожан будет руководить декламацией, читать Писание и пропо­ведь. Точно так же слово для проповеди предоставлялось и образованным гостям, благодаря этому обычаю Иисус и Па­вел не раз пользовались возможностью благовествовать в си­нагогах. Служитель синагоги (hazzari) следил за свитками и утварью, зажигал светильники, дул в трубу, объявляя на­ступление субботы, на собраниях стоял рядом с чтецом, что­бы контролировать правильность произношения и точность чтения священных текстов, а иногда и учительствовал в си­нагогальной школе. Совет старейшин осуществлял духов­ный надзор за членами общины. Тяжко согрешивших нака­зывали кнутами и исключали из общины. Собранное в сина­гоге подаяние раздавалось бедным. Ранние христиане, со­стоящие по большей части из евреев, естественно, переняли организационные формы синагог в качестве образца для сво­их церквей.

Синагоги были не только центрами религиозного покло­нения по субботам. На протяжении недели они служили ме­стами для отправления правосудия, политических меропри­ятий, похоронных служб, для обучения еврейских маль­чиков и изучения Ветхого Завета. Такое изучение могло по своему значению конкурировать с жертвоприношениями в храме. В результате равви, учители закона, начали затме­вать священников.

Моисеев закон предписывает, чтобы жертвоприношения совершались только в главном святилище. Второй храм, та­ким образом, сохранял свое значение до самого разрушения в 70 г. по Р. X. Призывы пророков Аггея и Захарии ускорили его строительство в ветхозаветный период после возвраще­ния иудеев из плена. Ограбленный и оскверненный Анти-охом Епифаном в 168 г. до Р. X., второй храм был тремя года­ми позже отреставрирован, очищен и заново освящен Иудой Маккавеем. Затем Ирод Великий, затратив немалые средст­ва, достроил и украсил его, так что превзойдена была даже слава первого храма, с грандиозным размахом построе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...