Редакционная критика (Redactionsgeschichte)
После Второй мировой войны ученые стали анализировать евангелия, рассматривая их как единые композиции, тщательно обработанные (отредактированные) их составителями для выражения специфических богословских взглядов. Широко известным примером этого подхода является гипотеза Г.Концельмана о том, что Лука переиначил отношение к служению Иисуса, воспринимая его не в качестве последней стадии истории (как, по мнению Концельмана, воспринимали его первые христиане), а в качестве срединной точки истории, за которой должны последовать век Церкви и Второе пришествие, — поэтому Лука и дополнил свое евангелие Книгой Деяний64. (H.Conzelmann, The Theology of St. Luke (London: Faber & Faber, 1960). Мы Другие разновидности высокой критики
Другие разновидности высокой критики тоже требуют к себе внимания, хотя ни одна из них не достигла такой известности, как уже рассмотренные. Композиционная критика уделяет основное внимание редакторской обработке предания и дополнениям к нему (и в таком своем качестве с трудом отличима от редакционистской критики). Нарративная66 (От narrative — «повествование, изложение событий». — Прим. перев) критика пытается выявить исторический сюжет евангелий. Традиционистская критика прослеживает происхождение и развитие богословских тем, затронутых в евангелиях. Риторическая критика рассматривает проявления искусства убеждать в изложении доминикального предания. Литературная критика изучает влияние стиля на выражение смысла в евангелиях. Жанровая критика, занимаясь вопросами более крупных литературных форм, спрашивает: что есть евангелие? чем оно отличается от других сравнимых книг? почему оно отличается? Каноническая критика подчеркивает то воздействие на смысл евангелия, которое обусловлено его рассмотрением в контексте других библейских книг. Tendenzkritik (тенденционистская критика) отслеживает влияние богословских конфликтов в ранней Церкви. Социологическая критика исследует влияние общественных противоречий — богатство против бедности, свобода против рабства, почести против позора, город против деревни и так далее — на христианскую жизнь и веру, как они описаны в евангелиях. Антропологическая критика стремится ознакомить современного читателя с представленным в евангелиях образом мыслей и стандартами поведения, относящимися к иной культуре. Критика читательского отклика изучает попытки читателей вложить в евангелие свой собственный смысл и особое внимание уделяет чтению между строк в тех местах, где евангелисты умалчивают о чем-либо или излагают вопрос слишком туманно. Структурная критика выявляет модели мышления, лежащие в основе евангелий и характерные для общечеловеческой экспрессии. Деконструкцио-нистская критика пытается показать, что в себе и сам по себе текст евангелия не несет никакого смысла. Упомянутые разновидности критики применяются и за пределами евангелий.
Изучение жизни Иисуса Большинство современных ученых согласны с тем, что составление полномасштабной биографии Иисуса невозможно, так как евангелия весьма избирательны в общем объеме и характере сведений о Нем, которые в них приводятся. Однако в течение девятнадцатого столетия, прежде чем эта невозможность стала ощущаться так остро, появилось несколько выдающихся биографий Иисуса. Скептический разбор немецкого ученого Д.Штрауса (1835) привел его к выводу, что большая часть материалов евангелий — мифология. Составленное Э.Ренаном жизнеописание Христа (1863) стало знаменитым благодаря своим литературным достоинствам. Этот французский автор изображает Христа в качестве дружелюбного плотника, превратившегося в апокалипси-ста. В 1883 г. Альфред Эдершейм, крестившийся иудей, опубликовал свою часто упоминаемую консервативную книгу «Жизнь и времена Мессии Иисуса» (Life and Times of Jesus the Messiah), основанную на его знании раввинисти-ческой литературы. В конце столетия типично либеральный взгляд, замечательно выраженный немецким ученым А. фон Гарнаком, расценивал Иисуса как прекрасный пример самоотверженного служения своим человеческим собратьям и учителя возвышенных этических идеалов, но не как Богочеловека-Искупителя. В 1906 г. Альберт Швейцер потряс мир богословской науки своим трудом «Поиски исторического Иисуса» (Quest of the Historical Jesus). Как явствует из первоначального немецкого названия «От Реймаруса к Врейде» (Von Reimarus zu Wrede), это был критический разбор некоторых современных исследований жизни Иисуса. Швейцер утверждал, что либеральный взгляд больше основан на предвзятых идеях, нежели на данных евангелий. Согласно Швейцеру, Иисус считал, что Царство Божие скоро наступит на земле и Бог воздвигнет Его в качестве Мессии. В сущности, Иисус говорил двенадцати ученикам, что Бог пришлет Его в качестве Сына Человеческого (то есть божественного Мессии) для установления Царства еще до того, как они закончат свое проповедническое служение в Галилее (Мф. 10:23). Когда эти ожидания не оправдались, Иисус все больше стал убеждаться, что должен умереть, чтобы Бог установил Свое Царство.
В это время Иисус доверил тайну Своего мессианства Петру, Иакову и Иоанну после Преображения. Петр затем раскрыл эту тайну остальным Двенадцати во время своего исповедания Иисуса (Мк. 8:27-30; Мф. 16:13-20; Лк. 9:18-20). (Для такой реконструкции Швейцеру пришлось изменить тот хронологический порядок исповедания Петра и Преображения, который дан в синоптических евангелиях.) Тогда Иуда выдал тайну иудейским властям, и те инициировали цепочку событий, приведших к смерти Иисуса. Сам Иисус отважно, но безрассудно считал, что Бог воскресит Его из мертвых и немедленно откроет Его миру грядущим на облаках небесных для установления Царства на земле. Этого, разумеется, не произошло; так что для Швейцера Иисус предстает трагической и таинственной личностью, трудной для понимания современного человека, но проявившей достойный подражания альтруизм. Такое описание Иисуса не встретило общего признания. Швейцер слишком сильно акцентирует стих Мф. 10:23, который может быть истолкован и по-другому. Он неправильно оценивает изречения Иисуса о том, что Царство Божие уже приблизилось. Он не в состоянии адекватно объяснить, почему Иисус сделал так много этических наставлений. Кто-либо, верящий и провозглашающий, что Царство Божие должно прийти в ближайшие недели или месяцы, вряд ли испытывал бы потребность подолгу наставлять людей, как им вести себя в нынешнем злом обществе. Значительный вклад Швейцера состоит скорее в том, что он заставил пересмотреть взгляды как на эсхатологическое56 (Эсхатологическое означает «относящееся к "концу" истории) учение Иисуса, так и на мессианский смысл Его служения, которые трактовались большинством ученых либерального направления слишком поверхностно и даже сейчас опять игнорируются некоторыми такими учеными.
При нынешнем состоянии исследований жизни Иисуса выдвигаются самые разнородные идеи. Затянувшееся влияние Бультмана заставляет многих ученых отвергать почти всю евангельскую традицию. Некоторые из бывших учеников Бультмана, именуемые «постбультманистами», признают достоверной несколько большую ее часть57. Ученые промежуточного направления признают достоверным еще немного больше, но отвергают остальное. В то время как одни исследователи возобновляют поиски исторического Иисуса, другие совсем отказываются от них в пользу литературных, политических, социологических и психологических вопросов. Консервативные ученые усматривают достаточно исторических и богословских оснований для полного признания того, о чем сказано в евангелиях. Такое признание не подразумевает, что евангелисты всегда цитировали Иисуса дословно и не занимались истолковательной переработкой предания о Его словах и делах. Напротив, различия между евангелиями предполагают редакторскую компоновку, перефразировку и толковательную переработку, которые могут быть признаны вполне законным способом передачи содержащегося в чужих материалах смысла и значения. Консервативные ученые не настаивают также на том, что о деяниях Иисуса рассказано полно и хронологически точно. Однако если оценивать евангелия с точки зрения той цели, ради которой они были написаны — провозглашать Благую Весть о Иисусе в проповеди и в жизни Церкви, — то евангелия вполне заслуживают нашего доверия.
Вводный обзор общественной жизни и служения Иисуса Даты Даты общественного служения Иисуса остаются несколько неясными, отчасти — из-за неточности, связанной с тем, как Лука определяет начало правления Тиберия (Лк. 3:1). Однако период в три с половиной года, кончающийся в 33 г. по Р. X., вполне вероятен, хотя многие ученые предпочитают в качестве последней даты 30 г. по Р. X. Традиционно этот период делится на год безвестности, год популярности и год отверженности. Безвестность Год безвестности начинается с предвосхищающего служения Иоанна Крестителя. Возможно, Иоанн вырос в ессейской общине в Кумране (сравни Лк. 1:80), однако при своем появлении в качестве общественной фигуры он выглядит одиноким пророком-отшельником, чья проповедь к толпам и крещение их для приготовления к приходу Царства Божиего не согласуются с обособленностью этих ессеев от общества. Во времена Иоанна от языческих прозелитов, вероятно, требовали, чтобы они крестили сами себя в качестве обряда вступления в иудаизм; но Иоанн требовал крещения от иудеев в знак покаяния в грехах. Или же, если крещение прозелитов тогда еще не было принято в иудаизме (свидетельства спорны), Иоанн мог позаимствовать этот обряд самоомовения у ессеев и наполнить его новым смыслом. [См. примечания Ч.С.Манна в J.Munck, The Acts of the Apostles, rev. W.F.Albright and C.S.Mann (Garden Sity: Doubleday, 1967), 281-83 и C.H.H.Scobie, John the Baptist (Philadelphia: Fortress, 1964), 95ff. Противоположное мнение см.: H.H.Rowley, «The Baptism of John and the Qumran Sect» в книге New Testament Essays: Studies in Memory of T.W.Manson, ed. A.J.B.Higgins (Manchester: Manchester University Press, 1959), 218-29. Нам известно, что во втором столетии неевреев, которые хотели совершить крещение, спрашивали, почему они хотят это сделать, так как опасались антисемитизма. Если следовал смиренный ответ о желании разделить страдания Израиля, совершалось наставление о некоторых аспектах Моисеева закона. Затем новообращенный окунался в воду, а два учителя Торы перечисляли ветхозаветные заповеди. См.: G.F.Moore, Judaism (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1950), 1:332-35.] При любом взгляде на происхождение обряда, введенное Иоанном новшество заключалось в том, что он совершал его сам, — отсюда и выражение «крещение Иоанново». Иисус получил такое крещение. Сатана искушал Его. Пройдя это испытание, Иисус приобрел первых учеников, начал проповедовать, учить, творить чудеса и изгонять бесов во многих местах, в основном в Галилее, но иногда и при паломничестве в Иерусалим. Царство В средоточии проповеди Иоанна и Иисуса находится «Царство». Зачастую этот термин дополняется двумя определениями: «Божие» и «Небесное». Эти определения синонимичны. Их параллельное употребление встречается в пределах одного и того же отрывка. Например, Иисус говорит в Мф. 19:23-24, что богатому человеку трудно войти в Царство Небесное — по сути, так трудно, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие. Эти определения взаимозаменяемы и в параллельных местах из различных евангелий. Например, фраза «таковых [детей] есть Царствие Божие» (Мк. 10:14) звучит как «Небесное» в Мф. 19:14. Выражение «Царство Небесное» встречается только в Евангелии от Матфея58, (58 В Синод, переводе — также в 2 Тим. 4:18. — Прим. перев) поскольку Матфей, как обычно считают, следовал формирующемуся иудейскому обычаю не упоминать имена Бога из опасения осквернить их. С другой стороны, Матфей без колебаний упоминает имя Бога в остальных случаях; поэтому не исключено, что выражение «Царство Небесное» связано с Дан. 2:44 и подчеркивает всеобщность Царства: как небо объемлет всю землю, так объемлет ее Царство — по аналогии с данным стихом Ветхого Завета. Иисус, возможно, употреблял оба эти выражения, в зависимости от аудитории и требуемой расстановки акцентов. Или же «Царство Небесное» у Матфея буквально воспроизводит слова Иисуса, переведенные другими евангелистами как «Царство Божие» для неевреев, которые могли бы не понять, что «небеса» подразумевают Бога. И самое вероятное, Иисус постоянно использовал выражение «Царство Божие», которое Матфей заменил на «Царство Небесное».
Термин «Царство» имеет два смысла: «владения» и «правление, царствование». В связи с глагольной сущностью этого второго значения многие исследователи предпочитают перевод «правление (или царствование) Божие». В новозаветном употреблении слова «Царство» присутствуют оба значения. Контекст предопределяет, которое из двух является доминирующим. Правление, царствование подразумевает освобождение подданных от угнетения и дарование им благословений, точно так же, как и осуществление власти над ними.
Реализованная эсхатология Иоанн Креститель и Иисус говорили, что до Царства «рукой подать»59 (59 В Синод, переводе — «приблизилось Царство». — Прим. перев) и люди должны приготовиться к нему, покаявшись (Мф. 3:2; 4:17; Мк. 1:14-15). В ходе Своего служения Иисус говорил, что Царство уже пришло: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28; параллельное Лк. 11:20; ср. Мф. 11:12-13; параллельное Лк. 16:16; 17:20-21). Другими словами, правление Бога вошло в мир через личность и деяния Иисуса. Следовательно, в Царство можно войти верою в Него (Ин. 3:3). Акцент на пришествии Царства через явление и служение Иисуса называется «реализованной эсхатологией», это выражение из работ Ч.Г.Додда. Учредительная эсхатология С другой стороны, Иисус также говорил, что Царство придет, когда окончится нынешний злой век: «...до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:25); «многие придут... и возлягут... в Царстве Небесном» (Мф. 8:11; параллельное — Лк. 13:28-29). Иисус учит Своих учеников призывать в молитве «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое», и это тоже подразумевает, что Царство еще только грядет. Акцент на пришествие Царства в будущем, в частности в ближайшем будущем, называется «учредительной эсхатологией», это выражение Альберта Швейцера. Сам он, конечно же, не верил в учредительную эсхатологию; но он считал, что в нее верил Иисус. Загадка Царства Как реализованная, так и учредительная эсхатология находят себе солидное обоснование в цитатах, подобных только что приведенным. Таким образом, существуют убедительные свидетельства того, что Иисус провозглашал и нынешний, и грядущий аспекты Царства. «Загадка» Царства состоит, следовательно, в том, что прежде, чем Бог полностью установит Свое правление на земле при возвращении Иисуса, верующим дарованы в предвосхищение его грядущие благословения. Своей проповедью Иисус принес евреям Божие правление, но на основе покаяния и веры, а не на основе военно-политической силы. Отвергнув Иисуса, большинство евреев, особенно их официальные руководители, отвергли тем самым и правление Бога. В итоге Бог передал его Церкви (Мф. 21:42-43; ср. Деян. 8:12; 28:23,28-31; Рим. 14:17; Кол. 1:13) до времени возрождения Израиля (Мф. 19:28; параллельное — Лк. 22:28-30)60. Притчи Значительную часть Своего учения о Царстве Иисус изложил в притчах. Они представляют собой более или менее развернутые фигуры речи, зачастую в виде рассказов. Толкователям свойственно было отыскивать аллегорический смысл в каждой детали этих притч. Затем научный мир склонился в сторону утверждения Адольфа Юлихера о том, что каждая притча содержит только одно зерно поучения, а все остальные детали приведены единственно для реализма61. В настоящее время все чаще признается, что не существует определенного и устойчивого различия между притчей с одним смыслом и притчей многогранной. Таким образом, следует допускать наличие развернутых аллегорий в притчах, особенно в длинных. Чудеса Чудеса Иисуса порождают вопрос о существовании сверхъестественного, против чего люди, называющие свой подход естественнонаучным, зачастую возражают. Но коль скоро существует Бог, Который действует в истории, особенно в Своем откровении через Иисуса Христа, каких еще действий мы можем ожидать от Него, если не сверхъестественных? Иначе мы могли бы указать на отсутствие исторических свидетельств о том, что это в самом деле было деяние Бога. Сам тот факт, что другие религии нередко претендуют на сверхъестественность, показывает, что люди действительно ждут, чтобы божественное проявлялось такими способами, которые невозможно объяснить естественными причинами. Истинно научный подход должен допускать возможность существования сверхъестественного и проверять утверждения о сверхъестественных событиях, произошедших в прошлом, исследуя вопрос: были ли очевидцы? Если да, было ли их число достаточным, а их характеристики и умственное состояние — заслуживающими доверия? Насколько твердо они придерживались своих показаний при давлении на них? Существуют ли ранние письменные свидетельства, или только поздние, записанные лишь много времени спустя, когда мифотворчество уже могло исказить устное предание? Подобные вопросы выставляют претензии других религий на сверхъестественные события в невыгодном свете, а христианской религии — в благоприятном. Существовало множество очевидцев жизненного пути Иисуса. Те, кто следовал за Ним, подвергались гонениям, мукам и даже казням за то, что они провозглашали о Нем, — и они испытывали потребность провозглашать эту истину даже такой ценой. Они могли бы спасти себя, признав ложность своего свидетельства или просто прекратив свидетельствовать. Более того, свидетельство о служении Иисуса начало фиксироваться в письменной форме, когда не прошло еще и полстолетия со времени Его жизни. Сама необычность этих рассказов с естественнонаучной точки зрения делает маловероятным, чтобы они были вымышлены, но при этом признаны истинными в тот период, когда очевидцы были еще живы62. (Сходным образом, в отношении чудес апостолов — Павел вряд ли осмелился бы говорить о чудесах, совершенных им среди галатов, если бы они ничего подобного не видели (см. Гал. 3:5).) Таким образом, претензии других религий на чудеса отнюдь не сравнимы с заявлениями христиан, коль скоро подобные притязания проверяются непредвзято и с помощью инструментов исторического исследования63. Популярность Деятельность Иисуса в качестве проповедника, учителя, чудотворца и экзорциста продолжалась в год Его общественного признания. Все большие и большие толпы сопутствовали Ему, так что Он уже искал уединения для Себя и Своих учеников, не всегда успешно. Год отверженности, возможно, назван так не совсем удачно, поскольку огромные толпы продолжали тянуться к Иисусу. Когда выдавалась возможность уединиться, Он использовал ее для того, чтобы наставлять Своих учеников. Отверженность Где-то на протяжении этого периода Петр в присутствии остальных произнес исповедание мессианства Иисуса, а Иисус начал предсказывать Свою смерть и воскресение. Совершилось Преображение. Началось последнее путешествие в Иерусалим. Согласно четвертому Евангелию, воскрешение Иисусом мертвого Лазаря убедило членов синедриона, что им необходимо избавиться от Иисуса, а вместе с Ним — от того, что они считали угрозой мессианского восстания. Согласно синоптическим Евангелиям, в которых воскрешение Лазаря не упоминается, очищение Иисусом храма после Его торжественного входа в Вербное воскресенье заставило синедрион решиться убить Его. Иуда условился предать Его. Последняя вечеря Последняя вечеря, то есть пасхальная трапеза, происходила на следующий день, в четверг вечером. Пасхальное богослужение начиналось с благословения, несколько чаш с вином передавались по кругу, хозяин провозглашал историю Исхода, затем ели жареного агнца с опресноками и пряными травами, а также пели псалмы. В связи с иудейскими чаяниями мессианского пира Иисус уже сравнил Царство Божие с пиром. Он также назвал Свои страдания чашей, которую предстоит испить. Далее, Пасха праздновалась в память Божиего искупления Израиля от порабощения в Египте с помощью жертвоприношения пасхального агнца. Но Иисус дал понять, что Израиль ныне отвергнут. Поэтому Он установил таинство последней вечери в память об искуплении нового народа Божиего, учеников, от рабства греху благодаря Своей жертвенной смерти. Смерть и воскресение Взятие Иисуса под стражу и иудейский суд над Ним про исходили в четверг ночью"4, (В делах, допускающих смертную казнь, иудейская судебная процедура позже (а возможно, и ранее) устанавливала, что суд должен начинаться в дневное время и, если он не будет закончен, на ночь объявляется перерыв; что для оправдания достаточно перевеса в один голос, но для осуждения необходимо большинство по крайней мере в два голоса; что оправдательный приговор может быть вынесен в самый первый день, но вынесение обвинительного приговора должно быть отложено до следующего дня, чтобы судьи имели время тщательно взвесить свое решение; поэтому никакой суд не мог начинаться в канун субботы или иного праздничного дня; обвиняемого нельзя было принудить свидетельствовать против самого себя и нельзя было осудить на основе его собственных показаний (Babylonian Talmud, Sanhedrin 4.1.3-5; 5:1, цитируется в C.K.Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, 2d ed. [San Francisco: Harper & Row, 1987], 213-15). Возможно, саддукеи, которые главенствовали в синедрионе во времена Иисуса, пренебрегали правами обвиняемого, в отличие от более позднего синедриона, возглавляемого фарисеями. С другой стороны, опасность, которую члены синедриона видели в Иисусе, вполне могла заставить их нарушить свои обычные правила судебной процедуры.) римский суд рано утром в пятницу, распятие продолжалось от середины утра до второй половины дня, и погребение совершилось в конце дня. Слова Иисуса, произнесенные на кресте, называются «семь последних слов» (Мф. 27:46; параллельные Мк. 15:34; Лк. 23:34,43,46; Ин. 19:26-27,28,30). Воскресение произошло очень рано в воскресенье, и Иисус являлся Своим ученикам множество раз в течение сорока дней Своего служения после Воскресения. И наконец, Он был вознесен за неделю с небольшим до излияния Святого Духа в день Пятидесятницы.
То, что Иисус действительно воскрес из мертвых, подтверждается изъянами альтернативных допущений. Одно из них сводится к тому, что Иисус только казался мертвым, находясь в коматозном состоянии, из которого позднее на какое-то время вышел. Однако смерть Иисуса подтверждается тем, что Он перенес жестокие побои, в течение шести часов провисел на кресте, что Он был проткнут копьем, из-за чего истекли кровь и вода, что Он был умащен и обернут пеленами, и, наконец, тем, что Он был погребен в гробнице, заваленной камнем с приложенной печатью. Другие предполагают, что ученики похитили тело Иисуса. Но для этого им надо было бы расправиться с римскими стражниками, что маловероятно, или подкупить их, что настолько же неправдоподобно, так как стражники знали, что их, если они не смогут уберечь тело Иисуса от похитителей, ждет смертная казнь. То, что погребальные пелены лежали нетронутыми (даже неразвернутыми), а свитый головной плат был отложен в сторону, свидетельствует против поспешного выноса тела похитителями. Воры обычно не тратят времени на приборку. В данном случае они бы, вероятно, унесли тело вместе с пеленами. Изумление, даже неверие учеников относительно воскресения Иисуса также указывает, что они не похищали Его тело, если только их изумление и неверие не были выдуманы с целью представить рассказ более убедительным. Но такой вымысел выглядит слишком изощренным. Настолько же маловероятным представляется, чтобы были вымышленны рассказы, в которых про апостолов говорится, что поначалу они не поверили в Воскресение, ведь ранняя Церковь вскоре начала глубоко чтить апостолов. Еще кое-кто считает, что у учеников были галлюцинации. Однако в Новом Завете приведены свидетельства явлений Иисуса в разных местах, в разное время и разным группам людей, числом от одного до более чем пятисот. В 1 Кор. 15 Павел ни больше ни меньше как предлагает сомневающимся обратиться к очевидцам. Явления были слишком многочисленными и слишком разными, чтобы оказаться галлюцинацией. Более того, ученики были психологически не готовы к галлюцинациям, поскольку они не ожидали воскресения Иисуса и, по сути дела, не поверили первым сообщениям о том, что Он воскрес. Все, что нужно было сделать неверующим иудеям, когда начала распространяться молва о воскресении Иисуса, — это представить тело. Однако они так и не смогли этого сделать. Это же возражение возникает и против допущения, будто бы ученики Иисуса пришли не к той гробнице. Почему тогда неверующие иудеи не представили тело из настоящей гробницы? Они должны были знать, где она находится, ведь они просили Пилата поставить к ней стражу. Встречаются также рассуждения о том, что ученики сформировали рассказ о воскресении Иисуса по примеру умирающих и воскресающих богов в языческой мифологии. Но черты различия здесь вырисовываются более явственно, нежели черты сходства. История не служит для мифов фоном, каким служит она для рассказа о воскресении Иисуса. Новый Завет не содержит таких параллелей с ежегодным умиранием и возрождением природы, как в языческих мифах, которые связаны, в сущности, с земледельческим циклом и плодородием. Фактографический стиль изложения в евангелиях резко контрастирует с полетом фантазии в мифах. Далее, рассказы о воскресении появились в ранней Церкви незамедлительно, без того временного промежутка, который необходим для развития детальной мифологии. Торжественное заявление Павла о том, что большинство из тех более чем пятисот людей, которые одновременно видели Иисуса, еще живы и поэтому могут быть спрошены в качестве очевидцев, представляется невероятно опрометчивым, если весь этот сюжет представляет собой продукт мифотворчества (1 Кор 15:6). (См. с. 93-96.) Должно было произойти что-то небывалое, чтобы заставить первых иудейских учеников перенести день поклонения Богу с субботы на воскресенье. Или они заблуждались — но тогда, опять же, неверующие иудеи могли пресечь христианское вероучение, представив тело Иисуса; или они навязывали всему миру свою мистификацию — но тогда ка жется психологически невозможным, чтобы они с готовностью принимали гонения, муки и смерть ради заведомой лжи. Не менее трудно себе представить, чтобы в древнем мире фальсификаторы указали в качестве первых очевидцев воскресения Иисуса каких-то женщин, ведь свидетельствам женщин не доверяли. Не обязательно верить в богодухновенность Нового Завета, чтобы ощутить всю силу исторического свидетельства о воскресении Иисуса. Евангельские рассказы и другие свидетельства требуют объяснения, даже если не считать их освященными божественным авторитетом. Устойчивое предубеждение, что ничего подобного не могло произойти, представляет собой главное препятствие для веры в Воскресение65. Поскольку Иисус действительно воскрес, на небе есть Человек, Заступник за тех, кто верит в Него как в жертву за свои грехи. Его Воскресение также придает верующим силы для христианской жизни и служит залогом как Его возвращения, так и воскресения и вечной жизни для тех, кто верует в Него.
Учение Язык высказываний Иисуса был красочным и образным. В нем изобиловали стилистические фигуры. Иисус часто вставлял в речь легко запоминающиеся остроумные сентенции и игру слов, которая обычно пропадает при переводе. Многие высказывания имеют форму параллелизма, характерную для семитской поэтики. Он в совершенстве владел жанром притчи. Содержание Своего учения Иисус выстраивал на основе ветхозаветного этического единобожия, то есть веры в единого Бога, любящего и праведного, Который действует в истории для искупления и суда в соответствии со Своими взаимоотношениями завета с людьми. Объявляя прощение грехов, провозглашая Себя Судией предопределения каждого человека в вечности, требуя полной преданности Себе, делая удивительные утверждения в форме «Я есмь...»66 (В Синод, переводе — иногда без слова «есмь». — Прим. перев) и придавая многим Своим высказываниям тон верховной властности начальным словом атеп (переводимым как «истинно»), Иисус проявлял Свою уникальность. Христос Однако Он неохотно принимал и употреблял титул «Христос», то есть «Мессия», по причине доминирования его политических и военных аспектов в иудаизме первого столетия. Сын Человеческий Он предпочитал называть Себя «Сыном Человеческим», Которого Даниил в своем видении узрел в качестве сверхъестественного существа, приходящего с небес для суда и царствования над всем миром (Дан. 7:9-14). Но и страдающего Раба Господня (Ис. 52:13 — 53:12) Иисус также отождествляет с Собой как Сыном Человеческим. Существенно, что название «Сын Человеческий» употребляется по отношению к Иисусу почти исключительно в Его собственных речах. Среди иудеев оно никогда или практически никогда не употреблялось в мессианском смысле. С его помощью Иисус, по-видимому, создавал Свое самоопределение. Еще одно определение, «Сын (Божий)», встречается как в словах Иисуса о Себе, так и в словах других людей о Нем. Сын Божий Авва Осознание Иисусом Своего уникального богосыновства проявлялось также в употреблении Им арамейского слова «Авва», «Отец», родившегося из младенческого лепета по типу «папа» или «тятя». Тем не менее такое обращение не было сюсюкающим, так как дети продолжали использовать его и тогда, когда становились взрослыми. Иисус учил и Своих учеников обращаться к Богу «Авва» в силу их родства с Богом через Него. В прежние времена Бог воспринимался в основном как Отец израильского народа в целом. Поэтому частота, сердечность и личные оттенки, с которыми Иисус говорит об отцовстве Бога, представляют собой особые черты Его учения. Любовь Любовь к Богу и к своему ближнему составляют два главных этических императива в учении Иисуса. В Его представлениях о праведной жизни выделяются внутренние побуждения, противопоставленные внешним проявлениям. «Золотое правило», встречающееся в положительной формулировке67, (См. Мф. 7:12; ср. отрицательную формулировку (то есть «не делай») в Товит 4:15. — Прим. перев.) помогает выявить, что Он называет любовью. Все, чему учил Иисус, обрамляют Его утверждения о том, что занялся рассвет Божиего Царства. Иисус Сам олицетворял это Царство, но Он также предвидел Свое отвержение, искупительную смерть и воскресение. После этих событий придет время, когда Его ученики будут благовествовать миру. Затем Он вернется, чтобы судить род человеческий и установить Царство Божие полностью и навсегда. (См. подробности о Царстве Божием.)
Часть III Четыре канонических евангелия и Книга Деяний Евангелие от Марка: апология распятия Иисуса Евангелия
Евангелисты Священнописатели евангелий называются евангелистами, что означает «благовествователи». Поскольку заголовки были, по-видимому, добавлены к евангелиям лишь спустя некоторое время после их создания, в ответе на вопрос об их авторстве мы полагаемся на раннюю традицию и внутритекстовые признаки. Первое из написанных евангелий носит имя Иоанна Марка, который упоминается в качестве товарища Павла, Варнавы и Петра в Книге Деяний и в посланиях. Марк и Петр В самом начале второго столетия один из отцов Церкви Папий зафиксировал еще более раннее предание о том, что Марк в своем евангелии в точности записал воспоминания Петра о жизни и учении Иисуса, однако не составил при этом завершенное и последовательное повествование; дело в том, что Петр излагал свои воспоминания в форме отрывочных историй, рассказываемых при разных случаях то тут, то там68. (68 Цитируется Евсевием в «Церковной истории» 3.39.15. Ср. особое упоминание Петра в Мк. 16:7: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...») Отцы ранней Церкви Ириней, Климент Александрийский, Иероним, а также Ориген тоже подтверждают авторство Марка при содействии Петра. Действие За малыми исключениями, Евангелие от Марка характеризуется действием, а не долгими беседами. В стремительно развивающемся повествовании, что особо подчеркивается словом «тотчас» и его синонимами (восходящими к одному и тому же греческому слову), евангелист раскрывает деятельность Иисуса, могущественного и облеченного властью Сына Божиего. Композиция Хотя в целом материалы у Марка расположены в хронологическом порядке, ключевые понятия и тематические параллели иногда определяют принцип размещения отдельных эпизодов и высказываний. Например, в Мк. 2:1 — 3:6 собраны рассказы о власти Иисуса прощать грехи, трапезничать с мытарями и грешниками, позволять ученикам не соблюдать пост, разрешать им срывать колосья и есть зерна в субботу и в субботу же лично совершать исцеления. Очевидно, Марк помещает эти рассказы рядом потому, что в них речь идет о власти Иисуса. Цель Современные исследователи выдвинули ряд различных предположений о намерениях евангелиста. Например, некоторые считают, что Марк написал свое евангелие, чтобы дать новообращенным катехизическое наставление. Однако это мнение плохо согласуется с тем, что Марк привел не так уж много поучений Иисуса. Другие думают, что Марк предназначал свое евангелие для использования в церковных службах. Но в композиции и стиле книги нет той гладкости и симметрии, которых можно было бы ожидать от богослужебного текста. Есть и такие, кто полагает, будто бы Марк хотел восполнить то упущение, что Иисус
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|