Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грамотность взрослого населения




(a) Ситуация. Три четверти взрослого населения неграмот­
ны; этому способствуют следующие факторы: проживание в
сельской местности; занятие ручными видами труда; слишком
раннее замужество женщин; специфическая культура и филосо­
фия жизни — люди могут иметь хорошие коммуникационные
навыки, хотя не уметь ни читать, ни писать, но тем не менее
могут быть довольными, то есть неграмотность не воспринима­
ется ими как какая-то ущербность.

(b) Цели. Стимулировать взрослых неграмотных заняться
обучением в начале кампании, когда будут формироваться клас­
сы и подыскиваться ее организаторы на местах.

(c) Общественность. Неграмотные в деревнях и городах: ру­
ководители религиозных общин, учителя, работодатели, учени­
ки школ, которые могут заниматься со своими родителями.

(d) Медиа. Создание очень коротких видеофильмов, показы­
вающих преимущество грамотности в современной жизни: спо­
собность читать инструкции на упаковке продукции, читать до­
рожные знаки; читать письма и отвечать на них; читать газеты и
тем самым получать от жизни более полное удовольствие. Такие
видеофильмы могут доставляться в передвижных кинотеатрах в
отдаленные деревни или показываться в общественных центрах
в городах, а также предлагаться телевизионным станциям в ка­
честве специального материала. Обсуждение по радио подобной
направленности осуществляется на местных языках; постеры, в
которых объявляется о предстоящих видеодемонстрациях и об­
суждениях; новостные релизы о будущих программах ликвида­
ции неграмотности; лица, формирующие мнение, и лидеры со­
общества, к которым необходимо обращаться напрямую: поли­
тики, религиозные лидеры, учителя, которые могут действовать
как новаторы, создавая классы со взрослыми учениками.

(e) Бюджет. Оплата рабочих часов PR-специалистов; орга­
низация приемов для представителей прессы (первый проводит­
ся в целях их знакомства с программой; следующий — при от-

крытии классов, еще один в ходе — обучения); производство видеоматериалов и их копирование; аренда транспортных средств и видеомагнитофонов; затраты на доставку материалов и проведение мероприятий на местах; оплата работы лекторов; печать постеров.

(f) Результаты. Число открытых классов; число людей, по­сещающих занятия; процент прекративших учебу; число людей, закончивших учебу; показатель снижения доли неграмотных в стране.

Признательность

Проведение переписи, повышение безопасности на дорогах, восстановление дееспособности людей с недостатками, опасно­сти самолечения и борьба с неграмотностью взрослых людей — все это примеры, в основе которых лежат схемы, которые дей­ствительно планируются для реализации и представлены студен­тами во время курсов, которые проводил автор этой книги в Аккре, Энугу, Кабве, Кано, Лагосе, Лусаке и Найроби. Работая в группе, студенты применяли шестиэтапную модель планиро­вания паблик рилейшнз к типичным местным проблемам, кото­рые они выбирали по собственному усмотрению. Для студентов из других стран эта работа показывала, что можно сделать в об­стоятельствах, которые значительно отличаются от жизни в Лондоне или Нью-Йорке, в то же время участие в таких про­граммах помогло им хорошо разобраться в подобных програм­мах, возможных решениях имеющихся проблем и способах коммуникации в условиях развивающихся стран.

Проблемы коммуникаций в развивающемся мире

Культурные отличия

Не последняя из рассматриваемых здесь проблем — понима­ние того, что за всем сказанным стоит опыт, который должен:

(a) отличаться от западного опыта;

(b) иметь отношение к жизни анализируемой страны.

Следует помнить, что любой человек, живущий простой жизнью, которая характерна для развивающейся страны, обыч­но относится к окружающему целостно, воспринимая его пре­дельно обобщенно. Здесь мы сталкиваемся с проблемами огра­ничений опыта или ограничений масштаба. Последствиями этого становятся невозможность правильно воспринять передаваемые сообщения, т.е. для такого человека изображение на рекламе или на упаковке товара, которое по своим размерам превышает такой же объект в жизни, портрет, на котором изображены только голова и плечи человека, изображение на монете только головы и подобные визуальные образы часто являются бессмыс­ленными и непонятными, так как он никогда в своей жизни не видел таких огромных москитов, которые изображены на посте­ре, или людей без рук, без ног и даже без туловища, показанных на портретах.

В связи с этим возникает вопрос сопоставления звуковых и визуальных символов. Каротерс (J. С. Carothers), специалист по психиатрии, так это объясняет.

Необразованное население в сельской местности живет в ос­новном в мире звуков, по сравнению с европейцами, для кото­рых основным каналом информации является зрение. В опреде­ленном смысле звуки являются динамичными явлениями или по крайней мере индикаторами динамичных явлений — движения, событий, видов деятельности, так как когда человек живет не имея защиты от окружающего мира, он должен быть постоянно начеку, чтобы своевременно узнать о приближающихся опасно­стях.... Для жителей же Западной Европы звуки во многом те­ряют большую часть своей значимости, и поэтому здесь развива­ется другое направление — «чтобы поверить, надо увидеть». Другими словами, для африканцев из сельских регионов реаль­ность скорее заключается в звуках, чем в образах.

В неразвитых обществах существуют различные типы гра­мотности. Если в развитых странах грамотность проявляет тен­денцию ограничиваться способностями читать и писать, то в развивающихся странах существуют программы грамотности для взрослого населения, цель которых — научить людей читать и писать. Существует также проблема утраченной грамотности, поскольку дети, покинув школу, идут работать на земле и не имеют возможности в дальнейшем читать и писать. Вместе с тем в развивающихся странах существуют проявления визуальной

или разговорной грамотности. Люди, например, могут очень хо­рошо запоминать картинки. Если в развитых странах трудно найти свидетеля, который точно опишет происходившие собы-< тия, то такого человека среди людей, которых считают негра­мотными в обычном смысле этого слова, почти никогда не встретишь. Существует устная грамотность: в Гане так называе­мый «почтальон» «переносит» сложные сообщения (запоминая их) о свадьбах или покупках земли и сообщает эти новости другим жителям деревень.

Люди в простых обществах менее знакомы с фотографиями, чем жители промышленно развитых обществ. Поэтому они «читают» фотографии, идентифицируя на них известные объек­ты до тех пор, пока не извлекут из них целостного понимания. Другими словами, они не рассматривают фотографию как це­лое, в виде гешталыпа. Более того, если объекты на картине по­казаны плоско, то есть без глубины, без третьей координаты, им часто трудно понять ее сущность, поскольку в реальном мире вещи являются объемными. Например, мяч — это сфера, а не плоскость как тарелка.

Время визуального восприятия также может играть важную роль в таких ситуациях, и если кинофильм или видеофильм представляет слишком много различных сцен и если действие в них осуществляется слишком быстро, время визуального вос­приятия оказывается недостаточным, чтобы разобраться в этих сценах или действиях. В связи с этим кинофильм, видеопро­грамма или показ слайдов должны происходить с соответствую­щей скоростью, а порой для повышения понимания требуется повторение.

Порция осознания имеет место в любом обществе, но особен­но внимательно к ее величине надо подходить там, где чтение — не широкораспространенное явление, или среди сообществ, имеющих словарный небольшой запас. Эта тенденция соответ­ствует модели доктора Рудольфа Флеша (Rudolf Flesh) о подхо­дящей длине предложений для различных категорий читателей. Насколько долго люди продолжают читать или смотреть кино­фильм или видеопрограмму, прежде чем они устанут или им это наскучит. Порция осознания зависит и от того, как часто мы читаем или смотрим. В какой-то степени это различие харак­терно для чтения разных видов газет: серьезного или легкого

жанра, за одним исключением, что во многих развивающихся странах, где могут читать газеты только немногие люди, эти га­зеты похожи на популярные издания в западных странах.

Перечисленные культурные отличия не являются критикой тех людей, к которым они относятся, но показывают, что люди из совершенно различных культур могут эффективно общаться друг с другом. Сейчас в этот процесс включены миллионы лю­дей и существует около 120 стран в разной степени развития.

31. PR, связанный с планированием семьи

Кампания по планированию семьи — это пример того, как в развивающихся странах PR может использоваться удачно и не­удачно. Например, в Кении жителям во время кампании пока­зали слишком сложные фильмы на эту тему; в Танзании акцент был сделан на том, чтобы подобные кампании были ориентиро­ваны на мужчин, а не на женщин, посещающих клиники; в Замбии мужчины проявили повышенный скептицизм, посколь­ку в стране и без этого не слишком большое население. Приме­рами хороших коммуникаций при проведении кампаний по планированию семьи можно назвать листовки-рисунки в Вос­точной Африке на суахили, показывающие аналогию между вы­ращиванием растений и детей, и методы, позволяющие полу­чать крепкие растения и здоровых детей. В Индии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии активно используются постеры с картинками на тему, призывающую семьи иметь только двух детей, а не трех, так как это позволит семье быть благополучной. В этих странах эти постеры понятны для всех слоев общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...