Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 «Теоретическая педагогика». Педагогика в системе культуры гуманитарного знания и наук о человеке. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов




 

Приложение

к рабочей программе дисциплины

 «Теоретическая педагогика»

Тема 1.

Педагогика в системе культуры гуманитарного знания и наук о человеке

1. Педагогика как наука, основные педагогические категории.

2. Методологические основы научного познания в педагогике.

3. Организация педагогического исследования.

4. Система методов и методика педагогического исследования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

· составить словарь основных педагогических понятий: педагогика, образование, воспитание, обучение, самовоспитание, педагогическая система, образовательный процесс и др.;

· подготовить проект (сообщения) на тему «Педагогическая диагностика», «Педагогический эксперимент», «Новейшие методы педагогического исследования»;

· выделить требования к организации педагогического исследования;

по согласованию с преподавателем смоделировать педагогическое исследование в форме деловой или ролевой игры по предложенному перечню методов педагогического исследования.

Методы педагогического исследования

 ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ на занятиях

· Эмпирические методы педагогического исследования: метод наблюдения, метод эксперимента, метод анкетирования, метод беседы (интервьюирование)..

· Теоретические методы педагогического исследования: диалектическое единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, методы моделирования.

· Сравнительно-исторические методы педагогического исследования: сравнительный и сравнительно-исторический методы.

 

 

Тема 2.

Личность как предмет воспитания

1. Понятия «человек», «индивид», «личность».

2. Биосоциальная природа личности. Развитие личности.

3. Факторы развития личности, природные, социальные.

4. Наследственность как фактор развития личности, задатки, способности.

5. Среда как фактор развития личности.

6. Взаимодействие социальных и природных факторов в развитии личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

· выписать в словарь определения следующих понятий: «человек», «индивид», «личность»;

· Сформулировать, каковы отношения между развитием личности и процессом воспитания, обучения;

· составить схему целостного педагогического процесса;

· Охарактеризовать факторы развития личности, используя конкретные примеры.

· Сформулировать, каковы отношения между развитием личности и процессом воспитания, обучения.

· Подготовить проект (сообщения) на одну из тем: «Сущность и пути формирования человеческой личности», «Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп», «Детская одаренность».

Тема 3.

Целостный педагогический процесс как система и явление

1. Целостный педагогический процесс как единство обучения и воспитания.

2. Движущие силы, противоречия и логика педагогического процесса.

3. Важнейшие закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.

4. Структура и основные компоненты педагогического процесса.

5. Критерии эффективности педагогического процесса.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

· составить схему целостного педагогического процесса;

· обосновать понимание педагогических закономерностей, принципов, противоречий, движущей силы целостного педагогического процесса;

· опираясь на принцип управления деятельностью воспитанников, смоделировать практикум в форме деловой или ролевой игры, используя примерный план проведения практической части семинарского занятия № 2.

 

Тема 4.

Актуальные направления и система воспитания школьников

1. Цели и ценности воспитания подрастающего поколения. Понятие базовой культуры личности.

2. Нормативно-правовые документы, регулирующие объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях.

3. Современные подходы к воспитанию личности.

4. Понятие «воспитательная система». Виды систем и их особенности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

· Перечислить нормативно-правовые документы, регулирующие объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (оформить таблицу).

· Раскрыть содержание воспитания личности на современном этапе развития общества, проиллюстрировав примерами из художественной литературы, публицистики.

· Определить трудности формирования нравственной культуры современной молодёжи? Предложить вопросы для дискуссии.

· Подготовить проект на тему «Культура формирования здорового образа жизни школьников».

 

Тема 5.

Национальное своеобразие воспитания.

Педагогика межнационального общения

1. Ведущие идеи этнопедагогики как отрасли педагогического знания.

2. Роль национальных традиций в социализации детей. Социально–педагогические механизмы национального воспитания подрастающего поколения.

3. Современные пути и способы использования традиций народного воспитания в педагогической практике школы.

4. Особенности формирования культуры межнационального общения.

5. Воспитание веротерпимости и толерантности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...