Система методов и средств процесса обучения
Тема 16. Система методов и средств процесса обучения 1. Место и роль методов, приемов, средств в целостном педагогическом процессе. 2. Различные подходы к классификации методов обучения. 3. Понятие о средствах обучения, их функции, классификация. 4. Факторы, определяющие выбор учителем методов обучения. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов · Выписать в словарь определения следующих понятий «цель», «содержание обучения», «профильное обучение», «образовательный стандарт». · Подготовить дискуссию на тему «Проблема качества обучения в современной школе». «Проблема объективного контроля знаний». · Подготовить проект на одну из тем: «Пути преодоления неуспеваемости учащихся в практике работы современной школы», «Дидактические тесты», «Виды рейтингового контроля». · Тема 17: Образование ( Модернизация системы образования РФ)
Тема 17. Проверка и оценка результатов обучения. Качество обучения 1. Сущность контроля результатов обучения как этапа в цикле процесса обучения. 2. Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи, требования к контролю. 3. Функции проверки знаний, методы и формы контроля. 4. Оценка знаний учащихся, критерии оценки как педагогическая проблема. 5. Неуспеваемость учащихся и ее причины. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов · Сделать подборку литературы по вопросу «Новые воспитательные приоритеты». · Подобрать материал к дискуссии на тему: « Стратегические ориентиры и реальная политика развития российского образования». · Подготовить сообщение на тему «Роль образования в развитии российского общества»; «Государственные гарантии доступности качественного образования»; «Болонский процесс и новые реформы российского образования».
Творческие задания для самостоятельной работы студентов. - Каковы объективные предпосылки модернизации российского образования? - Укажите различие понятий «система воспитание» и «воспитательная система школы» - Назовите основные признаки и компоненты педагогической воспитательной системы. - Дайте определение понятия «концепция воспитания» и перечислите её сущностные компоненты. - Укажите концепция которая Вам покажется наиболее эффективной в воспитании. Аргументируйте свой выбор. - Перечислите различные точки зрения на сущность и назначение педагогики. - Дайте определение объекта, предмета педагогики и перечислите её задачи. -Аргументируйте утверждение о том, образование есть общественное явление. -Объясните, как соотносятся понятия «образования», «обучение», «воспитание». - Сущность и особенности народных традиций воспитания детей.
Тематика проектов: -Межкультурные различия воспитания детей. -Принципы воспитания детей на народных традициях. -Воспитание нравственности (трудолюбия, толерантности, патриотизма) детей на традициях народной педагогики. -Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. -Роль национальных обычаев и традиций в формировании и воспитании культуры межнационального общения. -Взаимосвязь культур народов. -Психологические проблемы адаптации человека в другой культуре. -Развитие идеи гражданского воспитания в творчестве А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. -Воспитание гражданственности старшеклассников (подростков, младших школьников) на современном этапе развития общества. -Воспитание культуры межнационального общения.
Развитие гуманных отношений у школьников в процессе общения. -Диалог культур: взгляд на общечеловеческие ценности. -Культура как диалог. -Связь языка и культуры. -Идея множественности культур. -Воспитательная роль различных форм устного народного творчества (по выбору). -Религиозная обрядность и нравственное воспитание. -Патриотическое воспитание детей и подростков народными традициями.
Темы для дискуссий:
-Школа должна обучать или воспитывать? -Коллектив подавляет личность или способствует ее развитию?
Примерный перечень вопросов к зачету «Теоретическая педагогика» 1. Педагогика в системе гуманитарных наук о человеке. Взаимосвязь педагогики с другими отраслями знаний. 2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Объект, предмет, задачи, функции. 3. Методология педагогической науки, классические и современные методы педагогических исследований. 4. Педагогический процесс, его сущностные характеристики и функции. 5. Закономерности, принципы и этапы педагогического процесса. 6. Воспитание как социокультурное явление. Теории воспитания, современные гуманитарные подходы к воспитанию. 7. Цели и ценности воспитания в переходный период развития общества. Иерархия целей воспитания. 8. Процесс воспитания школьников и его содержание. Воспитание толерантности и национально-культурной идентичности. 9. Формирование нравственной культуры школьников. 10. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование мировоззрения современных школьников. 11. Основные подходы к формированию здорового образа жизни современных школьников. 12. Формирование эстетической культуры школьников. 13. Методы воспитания, их классификация. 14. Методы формирования сознания личности. 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 16. Методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся. 17. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Предупреждение и преодоление детской агрессивности, трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
18. Самоопределение личности в процессе воспитания, пути и способы самовоспитания ребенка. 19. Развитие идей о детском коллективе. Структура коллектива, закономерности и этапы становления. Взаимосвязь развития личности и коллектива. 20. Понятие воспитательной системы школы, виды систем, этапы становления. Авторские воспитательные системы. 21. Дидактика как наука. История становления и развития. 22. Современные концепции обучения, компетентностный подход при проектировании процесса обучения. 23. Процесс обучения: закономерности, принципы, функции, структура. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. 24. Сущность образования. Реформирование образования в современном мире. Модернизация российской системы образования. 25. Современные научные подходы к отбору и конструированию содержания образования. Источники и условия формирования содержания школьного образования. 26. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Сущность понятия «образовательная программа». Школьный учебник: дидактические требования. 27. Методы обучения, их классификация. 28. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников. 29. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. 30. Понятие о средствах обучения, их функции и классификация. 31. Виды обучения и их характеристика: репродуктивное, программированное, проблемное. 32. Понятие о формах организации обучения, их разнообразие. 33. Характеристика классно-урочной системы. Типология уроков. 34. Структура урока, требования к современному уроку. 35. Педагогические технологии организации процесса обучения: традиционные и инновационные технологии. 36. Дифференциация и индивидуализация обучения. 37. Технологии контроля образовательного процесса. Формы оценивания учебных достижений школьников. 38. Профессионально-педагогическая культура учителя. Взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе. 39. Система дополнительного образования. Формы дополнительного образования для детей и подростков. 40. Новые подходы к управлению образованием. Управление развитием образовательных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|