Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система методов и средств процесса обучения




Тема 16.

Система методов и средств процесса обучения

1. Место и роль методов, приемов, средств в целостном педагогическом процессе.

2. Различные подходы к классификации методов обучения.

3. Понятие о средствах обучения, их функции, классификация.

4. Факторы, определяющие выбор учителем методов обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

· Выписать в словарь определения следующих понятий «цель», «содержание обучения», «профильное обучение», «образовательный стандарт».

· Подготовить дискуссию на тему «Проблема качества обучения в современной школе». «Проблема объективного контроля знаний».

· Подготовить проект на одну из тем: «Пути преодоления неуспеваемости учащихся в практике работы современной школы», «Дидактические тесты», «Виды рейтингового контроля».

·

Тема 17: Образование ( Модернизация системы образования РФ)

 

Тема 17.

Проверка и оценка результатов обучения. Качество обучения

1. Сущность контроля результатов обучения как этапа в цикле процесса обучения.

2. Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи, требования к контролю.

3. Функции проверки знаний, методы и формы контроля.

4. Оценка знаний учащихся, критерии оценки как педагогическая проблема. 5. Неуспеваемость учащихся и ее причины.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

· Сделать подборку литературы по вопросу «Новые воспитательные приоритеты».

· Подобрать материал к дискуссии на тему: « Стратегические ориентиры и реальная политика развития российского образования».

· Подготовить сообщение на тему «Роль образования в развитии российского общества»; «Государственные гарантии доступности качественного образования»; «Болонский процесс и новые реформы российского образования».

Творческие задания для самостоятельной работы студентов.

- Каковы объективные предпосылки модернизации российского образования?

- Укажите различие понятий «система воспитание» и «воспитательная система школы»

- Назовите основные признаки и компоненты педагогической воспитательной системы.

- Дайте определение понятия «концепция воспитания» и перечислите её сущностные компоненты.

- Укажите концепция которая Вам покажется наиболее эффективной в воспитании. Аргументируйте свой выбор.

- Перечислите различные точки зрения на сущность и назначение педагогики.

- Дайте определение объекта, предмета педагогики и перечислите её задачи.

-Аргументируйте утверждение о том, образование есть общественное явление.

-Объясните, как соотносятся понятия «образования», «обучение», «воспитание».

- Сущность и особенности народных традиций воспитания детей.

 

Тематика проектов:

    -Межкультурные различия воспитания детей.

    -Принципы воспитания детей на народных традициях.

    -Воспитание нравственности (трудолюбия, толерантности, патриотизма) детей на традициях народной педагогики.

    -Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.

    -Роль национальных обычаев и традиций в формировании и воспитании культуры межнационального общения.

    -Взаимосвязь культур народов.

    -Психологические проблемы адаптации человека в другой культуре.

    -Развитие идеи гражданского воспитания в творчестве А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

    -Воспитание гражданственности старшеклассников (подростков, младших школьников) на современном этапе развития общества.

    -Воспитание культуры межнационального общения.

    Развитие гуманных отношений у школьников в процессе общения.

    -Диалог культур: взгляд на общечеловеческие ценности.

    -Культура как диалог.

    -Связь языка и культуры.

    -Идея множественности культур.

    -Воспитательная роль различных форм устного народного творчества (по выбору).

    -Религиозная обрядность и нравственное воспитание.

    -Патриотическое воспитание детей и подростков народными традициями.

 

 

Темы для дискуссий:

 

-Школа должна обучать или воспитывать?

-Коллектив подавляет личность или способствует ее развитию?

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету

 «Теоретическая педагогика»

1. Педагогика в системе гуманитарных наук о человеке. Взаимосвязь педагогики с другими отраслями знаний.

2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Объект, предмет, задачи, функции.

3. Методология педагогической науки, классические и современные методы педагогических исследований.

4. Педагогический процесс, его сущностные характеристики и функции.

5. Закономерности, принципы и этапы педагогического процесса.

6. Воспитание как социокультурное явление. Теории воспитания, современные гуманитарные подходы к воспитанию.

7. Цели и ценности воспитания в переходный период развития общества. Иерархия целей воспитания.

8. Процесс воспитания школьников и его содержание. Воспитание толерантности и национально-культурной идентичности.

9. Формирование нравственной культуры школьников.

10. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование мировоззрения современных школьников.

11. Основные подходы к формированию здорового образа жизни современных школьников.

12. Формирование эстетической культуры школьников.

13. Методы воспитания, их классификация.

14. Методы формирования сознания личности.

15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

16. Методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся.

17. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Предупреждение и преодоление детской агрессивности, трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

18. Самоопределение личности в процессе воспитания, пути и способы самовоспитания ребенка.

19. Развитие идей о детском коллективе. Структура коллектива, закономерности и этапы становления. Взаимосвязь развития личности и коллектива.

20. Понятие воспитательной системы школы, виды систем, этапы становления. Авторские воспитательные системы.

21. Дидактика как наука. История становления и развития.

22. Современные концепции обучения, компетентностный подход при проектировании процесса обучения.

23. Процесс обучения: закономерности, принципы, функции, структура. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

24. Сущность образования. Реформирование образования в современном мире. Модернизация российской системы образования.

25. Современные научные подходы к отбору и конструированию содержания образования. Источники и условия формирования содержания школьного образования.

26. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Сущность понятия «образовательная программа». Школьный учебник: дидактические требования.

27. Методы обучения, их классификация.

28. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

29. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

30. Понятие о средствах обучения, их функции и классификация.

31. Виды обучения и их характеристика: репродуктивное, программированное, проблемное.

32. Понятие о формах организации обучения, их разнообразие.

33. Характеристика классно-урочной системы. Типология уроков.

34. Структура урока, требования к современному уроку.

35. Педагогические технологии организации процесса обучения: традиционные и инновационные технологии.

36. Дифференциация и индивидуализация обучения.

37. Технологии контроля образовательного процесса. Формы оценивания учебных достижений школьников.

38. Профессионально-педагогическая культура учителя. Взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе.

39. Система дополнительного образования. Формы дополнительного образования для детей и подростков.

40. Новые подходы к управлению образованием. Управление развитием образовательных систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...