Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила диагностики типов по шкале объективной оценки




    Правило 0. Тип считается неопределенным, если по шкале объективной оценки не набрано минимальное диагностическое число (МДЧ) ни для одного из типов. МДЧ неодина­ково для разных типов и равно:

    Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, то диагностируется этот тип (кроме слу­чаев, предусмотренных правилами 2 и 3).

    Правило2. Если констатирована возможность диссимуляции (Д — Т > 4), то типы Ц и К не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

    Правило 3. Если сильно выражена реакция эмансипации (Е > 4), то типы С и П не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

    Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отноше­нии типа К и еще других типов, то тип К не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов.

    Правило 5. Если после исключений, сделанных соответствен­но правилам 2, 3 и 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышено в отношении двух типов, то:

    а) в случаях нижеперечисленных совместимых сочетаний ди­агностируется смешанный тип

Исключение представляет случай, предусмотренный пра­вилом 6.

    б) в случаях остальных сочетаний, признанных несовмести­мыми, диагностируется тот из двух типов, в пользу которого по­лучено большее превышение в баллах над его МДЧ;

    в) если в отношении двух несовместимых типов достигнуто оди­наковое превышение над МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для исключения одного из них руко­водствуются следующим принципом доминирования (сохраня­ется тип, указанный после знака равенства):

    Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь боль­шое число баллов, что его возвышение над МДЧ превышает воз­вышение другого (других) типов над его (их) МДЧ не менее чем на 4 балла, то эти отстающие на 4-балла и более типы не диагно­стируются даже, если сочетание совместимо.

    Правило7. Если МДЧ достигнуто или превышено в отноше­нии трех или более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их число не удается сократить до двух, то среди этих типов отбираются два, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над их МДЧ и далее руководствуются правилом 5.

    Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сде­лать выбор между несколькими типами, в отношении МДЧ только достигнуто или набрано одинаковое число баллов, превышаю­щее их МДЧ, диагностируются 1—2 типа, которые в соответст­вии с правилом 5а совмещаются с наибольшим числом из ос­тальных сравниваемых.

 

    Описание типов акцентуаций по А. Е. Личко

    Гипертимный тип. Главная их черта — почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнеч­ность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком посто­янного тяготения к компаниям сверстников, но и стремлени­ем к лидерству в этих компаниях. Они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Реакция увлечения отличается бо­гатством и разнообразием проявлений, но главное — крайнее непостоянство хобби. Взгляд на собственное будущее, как пра­вило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых ос­нований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную ре­акцию, но не выбить надолго из колеи.

    Циклоидный тип. В детстве ничем не отличается от гипертимов, но с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, избегаются компании сверстников и т. д. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздраженно, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая в еще боль­шее уныние.

    Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчи­вость настроения. О формировании этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого малы и ничтожны. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности, утраты способны вызвать острые аффективные реакции.

    Сенситивный тип. Не любят озорных игр, избегают больших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но это не свойственные шизоидам аутистические склонности. Они достаточно общительны. Сверстни­кам они предлагают игры с малышами, большая привязанность к родным. Школа поначалу трогает, но затем, привыкнув, они неохотно переходят в другой коллектив. Упреки, нотации вызы­вают угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный под­росткам протест. В себе видят много недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.

    Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающих, не­способность или нежелание устанавливать контакт. Шизоидные подростки страдают от своего одиночества (в большинстве случа­ев), и еще больше уходят в себя. Начинают бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений.

    Эпилептоидный тип. Главными чертами этого типа является склонность к дисфории и тесно связанная с ним аффективная взрывчатость. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жестокие побои и т. д. Повод для гне­ва может быть ничтожен, но он всегда сопряжен с ущемлением его интересов. Повод может быть случайным и обычно играет роль последней капли.

    Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эго­центризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей осо­бе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружа­ющих, но только не безразличие и равнодушие. Большая склон­ность к рисовке и позерству. Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм — напоказ вы­ставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, удар по которому может выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемленное самолюбие, крах, надежд на престижное положение, развенчан­ная исключительность.

    Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольст­виям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмо­ций, слабость воли и т. д.

    Астено-невротический тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяет­ся раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не присущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжи­тельность.

 

    Психастенический тип. Основными чертами психастеническо­го типа характера в подростковом возрасте являются нереши­тельность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения обсессий — на­вязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, пред­ставлений.

    Конформный тип. Его основная черта — постоянное и чрезмерное пассивное принятие существующего порядка вещей. В любой ситуации подчинение большинству, шаблонность, банальность мышления, склонность к «ходячей морали», консерватизму. С недоверием относятся к незнакомцам. Это люди своей среды: думают как все, поступают как все, стараются не отстать, но и не забегать вперед.

    Конформность сочетается с некритичностью: все, что узнают через привычный канал информации, для них является истиной. Они консерваторы по натуре, не любят новое, с трудом осваиваются в изменившейся ситуации.

В детстве обычно подчиняются взрослым. Не склонны менять свою возрастную группу. Наиболее тяжелая травма связана с изгнанием из группы. В группе легко втягиваются в право­нарушения. Реакция эмансипации при попытках вытянуть его из привычной среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...