Каким образом будет происходить процесс усвоения Ведического знания, если я приму истинного духовного учителя?
Если человек принимает истинный метод усвоения Ведического знания — авароха-пантху, его обучение будет проходить через пять ступеней:
1. Познание через собственные чувства (пратьякша). Наблюдая, слушая и следуя примеру духовного учителя, ученик очищается. Духовного учителя называют ачарьей – тем, кто своим примером учит, как следует постигать Ведическое знание. Это доступно восприятию любого человека.
2. Познание через чувства другого человека (парокша). Подражая поведению духовного учителя, ученик переходит от пратьякши ко второму уровню познания, называемому парокшей. Парокша – это непрямое познание, мы видим истину глазами другого, более совершенного в духовном отношении человека.
3. Непосредственное, прямое познание (апарокша). Под руководством духовного учителя, ученик слушает и повторяет авторитетные свидетельства (Священные писания), избегая неточных толкований. Так к нему постепенно приходит философское понимание и видение, основанное на этом понимании. Апарокша – прямое познание путём усвоения знания, услышанного из достоверного источника, которое иногда определяется как «осознание» или «реализация». На этой ступени человек пользуется ануманой (логикой и рассудком). Однако это не та анумана, что представляет собой измышления, подверженные четырём недостаткам живого существа. Это философские рассуждения ученика, который строго следует примеру и наставлениям духовного учителя.
4. Откровение (адхокшаджа). Апарокша приводит ученика на четвёртый уровень постижения Ведического знания, называемый адхокшаджа. Это слово состоит из двух: адхах, что значит «вниз» и акша-джа, что значит «порождённый чувствами». Смысл этого понятия в том, что адхокшаджа заменяет собой (буквально «сталкивает вниз») всё знание, порождённое чувствами и умом. Уровень адхокшаджи уникален тем, что знание воспринимается таким, как оно изначально представлено в Ведах. Иначе говоря, на этом уровне получаемое человеком Ведическое знание минует несовершенную «прослойку» чувств и ума. Только с этого уровня человек способен выйти на пятый уровень, ибо здесь его разум более не покрывает пелена неверного восприятия.
5. Духовное видение (апракрита). На пятом и последнем уровне ведического познания человек начинает созерцать истинную духовную реальность и божественные деяния Абсолютной личности, которые никак не связаны с механическими функциями материальной природы. Апракрита – это уровень духовной деятельности. Слово апракрита буквально значит «нематериальный», то есть находящийся за пределами материальной природы.
Так человеку, вставшему на путь истинного постижения знания (авароха-пантха), шаг за шагом открывается сокровеннейшая тайна его истинной духовной сущности. В Бхагавад-гите (9.2) об этом знании говорится следующее:
Раджа-видья раджа-гухьям Павитрам идам уттамам Пратйакшавагамам дхармйам Су-сукхам картум авйайам
«Это знание – царь знания, самая сокровенная из тайн. Это – чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно».
Итак, чтобы действительно получить знание, способное сделать нас счастливыми, нужно принять истинного духовного учителя. Таков путь к подлинному счастью.
Как распознать, истинный ли духовный учитель перед нами или просто обманщик? Каковы должны быть качества истинного духовного учителя? ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС)
Урок 4. «КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ»
Итак, каковы же качества истинного духовного учителя?
В Шримад-Бхагаватам 11.3.21 говорится:
Тасмад гурум прападьета Джиджнасух шрейа уттамам Шабде паре ча нишнатам Брахманй упашамашрайам
«Поэтому любой, кто по-настоящему желает истинного счастья, должен искать духовного учителя а, найдя его, принять у него прибежище. Квалификация духовного учителя такова: он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности. Таких великих людей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших все материальные взгляды, следует считать истинными духовными учителями».
В этом стихе говорится о двух основных и одном второстепенном качествах духовного учителя.
Основные качества:
1. Шабда-брахмани нишната – он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности.
Поэтому, истинный духовный учитель:
- никогда не говорит то, чего нет в Ведической литературе (ничего не выдумывает), т.е. мыслит категориями Священных писаний;
- постоянно изучает Священные писания, т.е. не считает себя совершенным знатоком духовного знания, но, напротив, постоянно совершенствуется в нем;
- никогда не противоречит садху (святым);
- может ответить на любой вопрос, касающийся духовной жизни;
- учит своим примером (ачарья);
- правдив и дружелюбен ко всем.
2. Пара-брахмани нишната – он принял прибежище у Верховного Господа и утвердился на духовном уровне.
Поэтому, истинный духовный учитель:
- никогда не говорит «Я — Бог»;
- говорит только о Боге или о том, что связано с Ним;
- погружен в пение и повторение Святого Имени Господа и проповедь Его славы;
- поглощен преданным служением Богу Второстепенное качество:
3. Упаса-амашрайах – он равнодушен к соблазнам материального мира.
В «Нектаре Наставлении» (текст 1) об этом говорится следующее:
Вачо вегам манасах кродха-вегам Джихва-вегам ударопастха-вегам Этан веган йо вишахета дхирах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|