Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические модели федерализации




Федеративная модель территориально-государственного устройства не является наиболее распространенной на сегодняшний день. Данная модель предполагает высокий уровень децентрализации, она характерна для многих крупных государств.

Договорная федерализация – создание единого государства в результате интеграции автономных политий. Такой тип интеграции носил обычно оборонительный характер, поскольку сами по себе небольшие политии не могли противостоять общему врагу и нуждались в объединении усилий. Такой тип интеграции предусматривает союзы государств, носящие, скорее конфедеративный характер. Федерализация обычно подразумевает отсутствие у интегрирующихся политий политической независимости. Пример: Древняя Греция, Ахейский Союз.

 

Европейская постфеодальная модель. Возникла на основе фрагментов Священной Римской империи, состоявшей из множеств феодальных политий с различными системами и культурной идентичностью. Развитие мозаичной структуры территориально-политической системы Западной и Центральной Европы обусловило превращение регионализма в политическую традицию. СРИ создала территориально дифференцированную историческую матрицу, благоприятствующую интеграции различных политий и создание ими договорных образований. Пример: Швейцария, развивающаяся с 13 века. Изначально объединились три горных кантона, для совместного противостояния Габсбургам. Постепенно к этому союзу присоединялись все новые кантоны, и по Вестфальскому миру 1648 года это объединение обрело политическую независимость. Другой пример – Германский союз.

 

Американская постколониальная модельфедерализация в результате деколонизации. Примеры: США, Аргентина, Мексика, Венесуэла. Взаимосвязь деколонизации и федерализации. Государственное строительство шло в результате освобождения колоний от власти метрополии. Как и в постфеодальной модели, регионы обычно слабо интегрированы и самостоятельно не могут справиться с деколонизацией, необходимость федеративных отношений. Исходная региональная структура – колонии, а не феодальные образования.

 

Колониальная модель. Федерация создается не в процессе деколонизации, а по инициативе метрополии. В первую очередь это английские колонии, Англия уяснила для себя итоги войны за независимость США. Федерализм как способ «мягкого» управления колониями. После получения независимости существовавшая структура обычно сохраняется. Примеры: Канада, Австралия.

 

Организация территориально неоднородного государства в процессе деколонизации. Возможно сочетание интеграции феодальных/постфеодальных и колониальных провинциальных форм. Два вида:

o Создание Ф. на базе традиционных феодальных образований (ОАЭ)

o Создание Ф. на основе этнолингвистических принципов (Индия). В условиях полиэтнического государства федерация признается наиболее адекватным типом территориально-государственного строительства.

Реорганизация унитарного государства на федеративных принципах. Как правило под давлением этнического фактора (этнич. противоречий). Пример: Бельгия. Государство идет на создание новой модели территориально-государственного строительства с более высоким уровнем децентрализации и АТД этнического типа. Обычно это происходит после острых этнических конфликтов и войн.

Объединение 2-х независимых государств. Единственный пример – Танзания.Объединение Танганьики и Занзибара.

 

Факторы федерализации

Исторический. Формирование федераций в виде новых государств, создаваемых в процессе постфеодальной интеграции или постколониального объединения (Германия, Австрия, Швейцария, Аргентина, Канада). Федерализация происходит в результате неоднородности объединяющихся территорий и наличия у них интереса к интеграции.

 

Этноконфессиональный. Формирование федераций. на основе полиэтнических государств, когда субъекты федерации более-менее совпадают этническими ареалами. (Индия, Ирак, Бельгия, Пакистан, Босния и Герцеговина). Федерализация не происходит в государствах со слабо артикулированными интересами этнических общин, если нет ареалов компактного проживания этнических общностей, в странах, где действуют жесткие авторитарные режимы.

 

Природно-географический. Федерализация в результате разделенности регионов природными объектами (Микронезия, Сент-Китс и Невис, Коморские острова). Водные и горные разделы не всегда служат фактором федерализации. Необходима неоднородность территорий и демократический режим в стране. Дифференцированная геоструктура дает только потенциал для федерализации.

 

Классификация Федераций

Этнические, территориальные, смешанные.

o В этнических федерациях субъекты – крупные этнолингвистические ареалы (Индия, Пакистан, Нигерия, Эфиопия);

o В территориальных регионы не различаются по этническому признаку, или этнические границы игнорируются (Мексика, Бразилия, Босния и Герцеговина);

O Смешанные – субъекты выделены по этнической и территориальной основам (РФ).

Двухсубъектные / полисубъектные

o Двухсубъектные неустойчивы, т.к. каждое государство по формату наиболее близко к формату самостоятельных государств (Сент-Киттс и Невис, Танзания, Босния и Герцеговина);

o Полисубъектные более устойчивы. Регионы прочнее связаны друг с другом (Австрия, Австралия, Бразилия, США, Россия, Индия)

Конституционные / договорные

o Конституционная (центробежная) – создается актом государственной власти, обычно путем принятия конституции, или поправок к ней (Индия, Бельгия);

o Договорная (центростремительная) – возникает на основании договора между самостоятельным государствами (США)\

О Этнические (субъектами являются крупные этнолингвистические ареалы: Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина и т.д.), территориальные (регионы или вообще не отличаются по этническим параметрам (если государство является мононациональным), или же этнические границы сознательно не используются: США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австарлия) и смешанные (субъекты федераций выделены как на этнической, так и на территориальной основе: Канада, Швейцария).

 

Территориально-политическая децентрализация

Территориально-политическая децентрализация - развитие самоуправления в регионах и на местах; смещение принятия политических решений в сторону регионов в унитарных государствах.

 

Проводится как из соображений повышения эффективности управления, так и для того, чтобы снизить остроту конфликта по линии центр-периферия (особенно если периферия отличается от центра в этно-конфессиональном отношении).

Сопровождается деволюцией - передачей части полномочий центра в регионы. Асимметрия – наличие статусных различий между регионами в государстве. Она относится к политическому неравенству регионов и различиях в их статусе и объеме полномочий. Различают:

o Симметричную ТПД – все регионы получают одинаковую автономию (Шри Ланка)

o Ассиметричную ТПД - территория получает свои полномочия с помощью специального нормативного акта и тем самым обретает более высокий политический статус, чем другие регионы (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия в Великобритании; Корсика и Фр. Полинезия во Франции).

Принципиальным отличием децентрализованного унитарного государства от Ф. является то, что центр в любой момент может забрать у региона делегированные ему полномочия (пример – Великобритания применительно к Северной Ирландии).

 

Факторы федерализации.

Исторические факторы связаны с формированием федераций в виде новых государств, создаваемых, как правило, в процессе постфеодальной интеграции или постколониального объединения. На основе Священной Римской империи, например, сформировались федеративные региональные структуры Германии, Австрии и Швейцарии.

В другом случае колониальная система исторических провинций стала территориальной основой федерализации (или федеративной централизации) в США, Мексике, Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Канаде, Австралии в условиях отсутствия интеграции территорий.

Этноконфессиональные факторы связаны с формированием федераций на основе полиэтнических государств, когда субъекты федерации болеи ил менее совпадают с этническими ареалами (Индия, Пакистан, Эфиопия, Судан, Ирак, Бельгия, Босния и Герцеговина).

Федерализация не происходит в государствах:

- со слабо артикулированными интересами этнических общин;

- где нет территорий компактного проживания этнических групп;

- где действуют жёсткие авторитарные и военные режимы.

Природно-географические факторы связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены морскими преградами или горными барьерами: Коморские острова (три острова), Сент-Киттс и Невис (два острова), Микронезия (три островных группы и четвёртый отдельный остров).

Фактором федерализации является не размер, а степень неоднородности территорий по тем или иным параметрам.

Отсутствие федерализма может объясняться: 1) сильной унитаристской традицией; 2) наличием авторитарного режима; 3) слабой региональной идентичностью; 4) моноэтническим составом населения.

 

Классификация федераций.

1Констиуционные (создаются сверху, в результате конституционной реорганизации территории и изменения модели территориально-государственного строительства) и договорные (создаются в основном снизу, на основе договорных отношений между политиями), хотя это иедальные типы.

2Этнические (субъектами являются крупные этнолингвистические ареалы: Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина и т.д.), территориальные (регионы или вообще не отличаются по этническим параметрам (если государство является мононациональным), или же этнические границы сознательно не используются: США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австарлия) и смешанные (субъекты федераций выделены как на этнической, так и на территориальной основе: Канада, Швейцария).

3 Двухсубъектные (сильно неустойчивые: Сент-Киттс и Невис, Танзания, Босния и Герцеговина и т.д.) и полисубъектные (субъекты невелики и прочинее связаны друг с другом, поэтому меньше риск распада: Австралия, Австрия, Канада, Германия и т.д.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...