Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смысл федерализма - разграничение полномочий между центром и регионами.




На практике территориальный федерализм более распространен. В России он.

 

Федерализм - наличие у государства признаков федерализма: разграничение полномочий между уровнями власти (цетром и регионами) при этом обязательно, чтобы каждый уровень обладал автономией от другого уровня - полномочия должны быть частично пересекающимися множествами; организация регионального представительства на общенациональном уровне (двухпалатный парламент как институт, например, где одна из палат представляет регионы, возможны другие способы - раздел исполнительной власти как президент и вице-президент, но обычно представление идет по законодательной власти); политическая автономия регионов - выборы, народ избирает общенациональную и региональную власть, выборность региональной власти обеспечивает максимальную степень автономии регионов).

 

 

Регионализация - формирование территориальной структуры. Регионализация - процесс и его результат. Процесс формирования территориальной структуры внутри государства и результат - географическая структура. Регионализм как система отношений между центрами и регионами можно рассматривать во всем мире. Регионализм - 2 понимания. Ближе названное - центр-регионы. Другое: регионализм как совокупность идей, смысл который в акцентировке регионального начала. регионализм здесь младший брат национализма. Политизированное отношение к своей идентичности - региональной.

 

Сравнительный федерализм и регионализм может рассматриваться также вместе с близкими по сути направлениями, которые на стыке других - это поле политрегионалистики, + бюджетный федерализм (стык политрег и экономики) - стал развит из-за того, что проблематика рег политики была окупирована экономистами и экономогеографами, изучаются финансовые потоки, важно понять политический смысл - определение степени самостоятельности территорий.

 

Некоторые регионы могут быть самостоятельны, некоторые могут быть зависимыми, так как не могут сами себя обеспечить, и поэтому получают помощь от центра. Например, Чечня на 80% зависит финансово. Наряду с самостоятельностью правовой исследуется и финансово-экономическая самостоятельность. + конфедерализм и многоуровневое управление (на стыке политрег и международных отношений) - рассматриваются объединение государств, где формируется наднац управление, протофедерации, но говорить о создании новых государств не приходится. Субъекты сохраняют суверенитет, но участвую в интеграционных процессах. Пример - ЕС. Конфедеративное образование. Или союз Россия-Белоруссия. Многоуравневое управление - концепция возникла в Европе в связи с процессами интеграции. Рассматриваются взаимоотношения между 3 уровнями - наднац общеевропейским, национальным государственным, региональным. 3 уровня рассматриваются как тесно взаимосвязанные и взаимодействующие. Нац уровень может выделяться в некоторых случаях из взаимодействия. Европа подкармливает регионы:))). + сообщественная демократия или сообщественное управление (потому что не все государства демократии). Федерализм Лейпхарта - квоты представительства и технологии как право вето. Это похоже на федерализм. Любые схемы консенсусного управления в сегментированных обществах. Напр, управление в условиях регионализации или раздел власти между этноконфессиональными группами.

 

Другое поле: кроссрегиональная сравнительная политология. 2 поля - сравнительный федерализм и регионализм И кросс-региональная сравнительная политология.

Различия: для сравн фед и рег более важными являются отношения вертикальные, межуровневые. Кроссрег сравн политология посвящена горизонтальному уровню, различию на этом уровне и сравнению. Сравниваются особенности политсистем и политрежимов в регионах. Формируется понятие рег полит сист и рег полит режимов и рег парт систем.

Рос полит регионалистика страдала гиперэмпиризмом)))

Младшая сестра полит регионалистики - геоурбанистика. Проблемы города.

Кроссрег политология не совсем стыкуется с западной наукой.

На втором поле кроссрег - возникли 2 крайности гиперэмпиризм и некритическое использование западных теорий к российскому материалу.

Политический регион. Несколько подходов:

 

1. политрегион как административно-территориальная единица. Проблема субъектности регионов. Адм регион вроде как существует, нарисован на карте, имеет границы и власть, но обладает ли он полноценной полит субъектностью = является актором или нет? Можно поделить страну на части = регионы, но они могут и не оказаться полноценными полит субъектами с полит самостоятельностью хоть какой-то. Вопрос о политической субъектности заставляет использовать другие подходы. Четкие юр границы и власть в этих границах со своими полномочиями. Политико-административный подход.Ключ - границы и власть.

 

2. Политико-системный подход. Ключевое слово - интерес. Политрегион - это группа интересов, соц объединение на территории, в основе которого разделяемые интересы. В отличие от законных границ, здесь границы размыты и расплывчаты. Это регион, но его границы могут не совпадать с географическими, главное - интерес. Группа интересов может быть создана вокруг региональных интересов. Регинтересы могут быть локализованы, но изначально могут быть этническими, образовательными, культурными, экономическими. У политрегиона, важно, политсубъектность = интерес, плохо - нет границ. Может быть сильно локализован, например, в элите. Это близко к рационализму, теор полит сист, полит рег.

 

3. Политико-социологический. Ключевое слово - идентичность. Важно, чтобы была соц группа, объединенная региональной идентичностью и чтобы идентичность была политизированной - представлена в виде определенных полит требований. В основе процессы на уровне социума. Близок к конструктивизму, смежности политологии и социологии. ХЗ сколько субъектов и здесь. Может их ноль хДДД

 

Анализ федеративных государств с точки зрения их генезиса позволяет выделить исторические (или генетические) модели федерализации.

С исторической точки зрения классическим является тип договорной федерации. Ее формирование происходит в результате интеграции ранее автономных политий, притом необязательно полноправных государств. Процесс федерализации обязательно предполагает создание нового государства и не подразумевает, что интегрирующие политии будут сохранять свою политическую независимость.

Европейская постфеодальная модель федеративного территориально-государственного строительства возникла на основе Священной Римской империи. Последняя представляла собой сложное лоскутное образование из множества феодальных политий с разными политическими системами и культурной идентичностью.

Первая историческая федерация – Швейцария как раз и представляла собой автономный союз германских феодальных политий, стремившихся объединиться друг с другом. Швейцарская модель интересна и своей асимметрией. Постепенно по мере расширения территории определилось, что различные части этой системы имеют разный статус.

Еще одним историческим примером формирования федеративного образования на мозаичной территориальной основе Священной Римской империи были Нидерланды. Их провинции сложились в виде феодальных образований. Управленческий опыт Нидерландов также представлял интерес для истории федерализма. Сценарий интеграции полунезависимых политий напоминает швейцарский – наличие общего врага объединение местных правящих элит в союз. Уровень интеграции в этом случае выше, чем в Швейцарии. В Нидерландах был создан реально действующий прототип общенационального Парламента – Генеральные штаты, в которые входили делегаты от штатов семи провинций. В отличие от Швейцарии здесь исторически сложившийся уровень региональной идентичности и связанных с ней амбиций оказался ниже.

 

Германия формировалась не как единая империя, а на уровне самостоятельных государств. Дальнейшее формирование Германии представляло собой формирование интегрированных систем конфедеративного типа. Элемент асимметрии возник в послевоенной системе германского федерализма.

Европейский тип федерации возникает на мозаичной территориальной основе Священной Римской империи и развивается через объединение полунезависимых политий на тех или иных участках ее территории. Этот тип можно назвать постфеодальным, так как он полностью или частично воспроизводит структуру феодальных политий и развивается по мере их консолидации в более интегрироавннные структуры.

 

Современный федерализм: генезис и исторические модели, факторы федерализации, классификация федераций. Территориально-политическая децентрализация.

Корни современного федерализма – в устройстве ранней христианской церкви (Иерусалимский собор), работах французских просветителей 18 века, идеях американских федералистов (Гамильтон, Мэдисон, Джей). Позднее в трудах А. де Токвиля, М. Бакунина и других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...