Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая культура: подходы к определению понятия, структуры, классификации, операционализации и эмпирическому изучению. Роль политических коммуникаций в формировании политической культуры.




 

· Политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулирования политического поведения всех членов общества.

· Алмонд и Верба рассматривают политическую культуру как психологический феномен. Каждая политическая система включена в особый образец ориентации на политическое действие. Ориентации формируют типы политической культуры, в зависимости от того, какой компонент когнитивный, аффективный или оценочный, преобладает в ориентации.

·Структура политической культуры:

o познавательные ориентации - понимание гражданами полит. интересов разного уровня),

o эмоциональные ориентации - политические чувства, традиции, ценности, идеалы и убеждения),

o оценочные ориентации - выражающие личное отношение к политической системе, ее акторам и действиям.

· Пауэл – рассматривает политическую культуру как совокупность индивидуальных ориентаций:

·Структура политической культуры:

oпознавательная ориентация (истинное и ложное знание о процессах и объектах),

oаффективная ориентация (ощущение вовлеченности в процесс),

oоценочная ориентация (суждения о полит. субъектах).

· Е. Вятр – рассматривал политическую культура как совокупность позиций и образцов поведения

·Структура политической культуры

oЗнания о политике

oОценка политических явлений

oЭмоциональная сторона политических позиций

oПризнанные в данном обществе образцы политического поведения

· У. Розенбаум рассматривал политическую культуру как форму ориентации на политическую систему

·Структура политической культуры:

oОриентации относительно режима, входов и выходов политической системы

oОриентация относительно «других» в политической системе (политическая идентификация, вера и правила игры, которые признает индивид)

oОриентации относительно собственной политической деятельности

Функции ПК: Идентификация, ориентация, предписание, адаптация, социализация, интеграция, коммуникация.

 

3 уровня ПК: мировоззренческий, гражданский, собственно политический.

 

Воздействие ПК на политические процессы и институты:

• Воспроизведение традиционных форм полит. жизни

• Появление новых форм полит. жизни

• Комбинирование старых и новых форм

 

 

Из Каспэ:

Гражданская культура – смешанный тип ПК, в котором граждане действуют рационально, на основе достаточной информации, согласно их принципам и на основе собственного интереса. ГК возможна в ситуации 1. Апогей доверия демократии 50-60 гг. Алмонд - понятие демократии надо расширять. Разные культуры способны порождать устойчивые демократии (пример: Португалия нач.70гг. сочетание 10-60-30, т.е. активны только 10%!).

Степень консенсуальности: поляризованная (discordia) ПК и консенсуальная(concordia) ПК.

Степень однородности ПК – сосуществование нескольких культур (две Англии- католики и протестанты, две Франции- светская и католическая).

 

1.Парохиальная

2. Подданическая

3.Партиципаторная

 

1) парохиальная – низкий интерес, низкая легитимность, низкое участие (схематически его можно обозначить так – Н,Н,Н).

2) подданническаянизкий интерес, высокая легитимность, низкое участие (Н,В,Н).

3)-6) наблюдательскиесредний или высокий интерес, низкая или высокая легитимность, низкое участие (С/В, Н/В, Н).

Для всех пассивных политических культур участие будет низким, что показывает, что именно участие является главным показателем ПК. Напротив, для активных политических культур участие будет высоким.

Активные политические культуры:

1) протестная – низкий интерес, низкая легитимность, высокое участие (Н,Н,В).

2) клиентелистская – низкий интерес, высокая легитимность, высокое участие (Н,В,В).

3) автономная – средний интерес, низкая легитимность, высокое участие (С,Н,В).

4) гражданская – средний интерес, высокая легитимность, высокое участие (С,В,В).

5) культура участия – высокий интерес, низкая легитимность, высокое участие (В,Н,В).

6) гражданского участия – высокий интерес, высокая легитимность, высокое участие (В,В,В).

Г. Алмонд и С. Верба выдвинули версию, согласно которой со­отношение трех типов политической ориентации — патриархаль­ной, подданнической и ориентации на активное участие — в кон­кретном обществе может быть различным. В свою очередь, эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации могут выступать основой трех типов политической культуры, каждый из которых может доминировать в конкретном обществе.

Парохиальная политическая культура характеризуется ориента­цией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и мо­жет проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчи­няясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.

Культура участия отличается политической активностью, вовле­ченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздей­ствовать на политическую власть, направлять ее деятельность с по­мощью законных средств влияния — выборов, демонстраций и т.д.

Однако иде­альные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Согласно концепции Алмонда и Вербы, политическая культура разных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». На­пример, для политической культуры Великобритании XX в. харак­терно сочетание подданничества (олицетворямого институтом мо­нархии) и участия. Утопией оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. Как они заметили, «в идеальной культуре гражданст­венности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия». Наиболее характерная черта культуры гражданственности — рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократиче­ской политической системе.

1) Гражданская:

60% - партиципаторная

30% - подданическая

10% - парохиалы

 

2) Авторитарная, переходная:

10% - рациональные активисты

60% -подданные

30% - парохиалы

 

19. Политическая культура: подходы к определению понятия, структуры, классификации, операционализации и эмпирическому изучению. Роль политических коммуникаций в формировании политической культуры. (Настя + Лена = Политическая культура)

 

Дискуссия о трактовке полит культуры не завершена, две тенденции - предельно широкое понимание и более специализированное.

С.Верба, "Сравнительная политическая культура":

"Политическая культура - это тот феномен, что задает форму выражения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них... Можно сказать, что политическая культура - всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как интерпретируют увиденное."

 

При расширенном подходе политическая культура расценивается как "новый термин для старой идеи" (Каванах), а концепции, отождествляющие полит культуру со всей политической системой (Дж.Ньюмен) устраняют необходимость использования понятия.

В противоположность: полит культура - это особый субъективируй срез содержания поля политики, что не позволяет сводить ее к различным субъективным состояниям: массовым настроениям, идеологиям, психическому складу нации итд.

В настоящее время три направления в истолковании полит культуры:

1. Г. Алмонд, С.Верба.

Продолжают заложенные Алмондом традиции и воплощают стремление к объемному пониманию предмета. Отождествление полит культуры со всей совокупностью духовных явлений (Верба и др.) в мире политики. Политическая культура - форма общественного сознания или психического склада, но лишенная поведенческих аспектов.

2. Стивен Уайт, Джек Плейно

Полит культура - выражение нормативных требований (Уайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Плейно). Политико-культурные явления в виде устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека ("управленческая решетка" Мэри Дуглас), ориентирующей его на распространенные нормы и правила игры. За счет подчинения массовых действий - возможность регулировать полит процессы.

З. Иен Шапиро, Парматта Шаран, Уолтер Розенбаум.

Политическая культура - способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалы, принципов. Полит культура как система поведенческих ценностей - совокупность наиболее устойчивых форм, "духовных кодов" политической деятельности людей.

-----

 

Т.о., политическая культура - совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.

 

Операционализация:

1. Политическая идентификация

нация граждан: политические образования, к которым индивид относится позитивно или негативно; вовлеченность

2. Политическая вера

Готовность сотрудничать с различными группами в акциях; членство; оценка деятельности групп

3. Ориентации относительно режима

Вера в легитимность, включенность в деятельность по поддержке или противостоянию

4. Правила игры

Как индивид относится к высказываемым мнениям; полит обязательства; отношение к девиантам и диссидентам

5. Политическая действенность

Вера ответственность власти за свои действия; вера в важность гражданской активности; вера в возможность изменений

6. Политическая компетентность

Частота голосований и других видов активности, интерес к политике

7. Input-Output ориентации

Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как полит требования достигают центров принятия решений; вера в эффективность "входов" и "выходов" полит системы

 

Структура и функции

От структуры полит культуры зависит ее характер, который складывается под влиянием различной способности тех или иных элементов воплощают ценностно-смысловую обусловленность активности человека в сфере политики.

Самоидентификация и ориентация человека основаны на использовании всех антропологических (в т.ч. мировоззренческих) характеристик. Рациональные и иррациональные компоненты.

Рациональные: человек действует в соответствии со своими интересы, статусом, соотносив цели и средства.

Иррациональные: эмоционально-чувственное восприятие мира, некритические архетипы мышления, воспроизводство предрассудков, предубеждений. Иррациональные -> искаженная логика поведения, затрудняет объяснение процессов формованы и функционирования полит культуры.

Майкл Оукшотт, "рациональность в политике"(1962): рациональность - рациональное управление с помощью контроля разума над обстоятельствами.

Феномологическая школа (Альфред Шюц): рациональность - субьективное и ситуационное явление.

 

Алмонд: познавательные (понимание состава полит системы, ее институтов, механизм организации), эмоциональные (чувства к тем, кто обеспечивает функционирование институтов и олицетворяет власть), оценочные (опираются на ценностные критерии) элементы.

Розенбаум:

Ориентации относительно

1. институтов гос управления

2. "Других" в мире политики, в т.ч. самоидентификация; политическая вера

3. Собственной активности с оценкой своей политической компетентности (способности реально влиять на институты власти)

 

Структурирование поли культуры возможно и с учетом различий в значении и роли ценностей для формирования политической деятельности. Ориентиры:

1. Мировоззренческие (картина мира)

2. Гражданские (собственные возможности как участника публичных отношений

3. Политические (отношение к практике конкретного правительства, партий, официальных лиц)

 

Функции:

1. идентификация - постоянная потребность человека в понимании своей групповой принадлежности

2. Ориентация - стремление к смысловому отображению полит явлений

3. Предписание - приоритетность ориентаций, норм, представлений

4. Адаптация - потребность в приспособление к измняющейся политической среде

5. Социализация - обретение определенных навыков и свойств

6. Интеграция (дезинтеграция) - возможность межгруппового сосуществования

7. Коммуникация - уровень взаимодействия всех субъектов и институтов

 

Типология

В основе:

1. Специфики разнообразных политических систем (Гарри Экстайн)

2. Своеобразие стран и регионов (Алмонд и Верба)

3. Виды ориентации граждан в политической игре, в частности нравственно-этические, индивидуальные, традиционные (Дэниел Элейзер); открытости или закрытость политических ценностей к инокультурным контрактам(Шварценберг); внутренняя целостность культурных компонентов(Каванах); идеологические различия (Вятр); общекультурные поведенческие особенности человека (Дуглас)

 

Алмонд и Верба "Гражданская культура"(1963):

Три чистых типа:

1. Приходская (парохиальная)

ориента ция на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и мо жет проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

2. Подданическая

пассивное отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчи няясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.

3. Партиципаторная

отличается политической активностью, вовле ченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздей ствовать на политическую власть, направлять ее деятельность с по мощью законных средств влияния — выборов, демонстраций и т.д.

 

На практике - взаимодействие трех чистых типов, смешанные разновидности. Оптимальная - гражданская культура, где доминируют подданические установки и активные формы участия людей в политике.

Люди неодинаково осваивают ценности -> консенсуальная (сплоченность граждан вокруг ведущих ценностей, целей) и поляризованная (несовпадение базовых ценностей субкультур) культуры.

 

Роль политических институтов в воспроизводстве образцов мышления и поведения:

- официальная (поддерживается государством)

-реальная (ценности и формы практического поведения)

 

Также, различают:

-рыночная (политика как разновидность бизнеса, политика как акт свободного обмена деятельностью граждан)

-этатистская (государственческая. Главенствующая роль государственных институтов в организации политической жизни

 

-традиционная (в аграрном типе общества)

-модернистскую (индустральном)

- постмодернистскую (постматериальные ценности)

 

Ценности, присущие современным полит культурам изучает Рональд Инглхарт:

наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры.

Специфические сочетания этих ориентации и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей.

---

Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, посредством которой информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политическими и социальными системами.

Политическая культура, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

Политическая культура является реакцией на политическую деятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит та тонкая грань, которая разделяет две стороны - политиков-акторов - которые в рамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента и объектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов - личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни. Понимание этого представления приходит в общество из СМИ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...