Политическая культура: подходы к определению понятия, структуры, классификации, операционализации и эмпирическому изучению. Роль политических коммуникаций в формировании политической культуры.
· Политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулирования политического поведения всех членов общества. · Алмонд и Верба рассматривают политическую культуру как психологический феномен. Каждая политическая система включена в особый образец ориентации на политическое действие. Ориентации формируют типы политической культуры, в зависимости от того, какой компонент когнитивный, аффективный или оценочный, преобладает в ориентации. ·Структура политической культуры: o познавательные ориентации - понимание гражданами полит. интересов разного уровня), o эмоциональные ориентации - политические чувства, традиции, ценности, идеалы и убеждения), o оценочные ориентации - выражающие личное отношение к политической системе, ее акторам и действиям. · Пауэл – рассматривает политическую культуру как совокупность индивидуальных ориентаций: ·Структура политической культуры: oпознавательная ориентация (истинное и ложное знание о процессах и объектах), oаффективная ориентация (ощущение вовлеченности в процесс), oоценочная ориентация (суждения о полит. субъектах). · Е. Вятр – рассматривал политическую культура как совокупность позиций и образцов поведения ·Структура политической культуры oЗнания о политике oОценка политических явлений oЭмоциональная сторона политических позиций oПризнанные в данном обществе образцы политического поведения · У. Розенбаум рассматривал политическую культуру как форму ориентации на политическую систему ·Структура политической культуры:
oОриентации относительно режима, входов и выходов политической системы oОриентация относительно «других» в политической системе (политическая идентификация, вера и правила игры, которые признает индивид) oОриентации относительно собственной политической деятельности Функции ПК: Идентификация, ориентация, предписание, адаптация, социализация, интеграция, коммуникация.
3 уровня ПК: мировоззренческий, гражданский, собственно политический.
Воздействие ПК на политические процессы и институты: • Воспроизведение традиционных форм полит. жизни • Появление новых форм полит. жизни • Комбинирование старых и новых форм
Из Каспэ: Гражданская культура – смешанный тип ПК, в котором граждане действуют рационально, на основе достаточной информации, согласно их принципам и на основе собственного интереса. ГК возможна в ситуации 1. Апогей доверия демократии 50-60 гг. Алмонд - понятие демократии надо расширять. Разные культуры способны порождать устойчивые демократии (пример: Португалия нач.70гг. сочетание 10-60-30, т.е. активны только 10%!). Степень консенсуальности: поляризованная (discordia) ПК и консенсуальная(concordia) ПК. Степень однородности ПК – сосуществование нескольких культур (две Англии- католики и протестанты, две Франции- светская и католическая).
1.Парохиальная 2. Подданическая 3.Партиципаторная
1) парохиальная – низкий интерес, низкая легитимность, низкое участие (схематически его можно обозначить так – Н,Н,Н). 2) подданническая – низкий интерес, высокая легитимность, низкое участие (Н,В,Н). 3)-6) наблюдательские – средний или высокий интерес, низкая или высокая легитимность, низкое участие (С/В, Н/В, Н). Для всех пассивных политических культур участие будет низким, что показывает, что именно участие является главным показателем ПК. Напротив, для активных политических культур участие будет высоким.
Активные политические культуры: 1) протестная – низкий интерес, низкая легитимность, высокое участие (Н,Н,В). 2) клиентелистская – низкий интерес, высокая легитимность, высокое участие (Н,В,В). 3) автономная – средний интерес, низкая легитимность, высокое участие (С,Н,В). 4) гражданская – средний интерес, высокая легитимность, высокое участие (С,В,В). 5) культура участия – высокий интерес, низкая легитимность, высокое участие (В,Н,В). 6) гражданского участия – высокий интерес, высокая легитимность, высокое участие (В,В,В). Г. Алмонд и С. Верба выдвинули версию, согласно которой соотношение трех типов политической ориентации — патриархальной, подданнической и ориентации на активное участие — в конкретном обществе может быть различным. В свою очередь, эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации могут выступать основой трех типов политической культуры, каждый из которых может доминировать в конкретном обществе. Парохиальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур. Подданническая политическая культура предполагает пассивное отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния — выборов, демонстраций и т.д. Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Согласно концепции Алмонда и Вербы, политическая культура разных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества (олицетворямого институтом монархии) и участия. Утопией оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. Как они заметили, «в идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия». Наиболее характерная черта культуры гражданственности — рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.
1) Гражданская: 60% - партиципаторная 30% - подданическая 10% - парохиалы
2) Авторитарная, переходная: 10% - рациональные активисты 60% -подданные 30% - парохиалы
19. Политическая культура: подходы к определению понятия, структуры, классификации, операционализации и эмпирическому изучению. Роль политических коммуникаций в формировании политической культуры. (Настя + Лена = Политическая культура)
Дискуссия о трактовке полит культуры не завершена, две тенденции - предельно широкое понимание и более специализированное. С.Верба, "Сравнительная политическая культура": "Политическая культура - это тот феномен, что задает форму выражения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них... Можно сказать, что политическая культура - всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как интерпретируют увиденное."
При расширенном подходе политическая культура расценивается как "новый термин для старой идеи" (Каванах), а концепции, отождествляющие полит культуру со всей политической системой (Дж.Ньюмен) устраняют необходимость использования понятия. В противоположность: полит культура - это особый субъективируй срез содержания поля политики, что не позволяет сводить ее к различным субъективным состояниям: массовым настроениям, идеологиям, психическому складу нации итд. В настоящее время три направления в истолковании полит культуры:
1. Г. Алмонд, С.Верба. Продолжают заложенные Алмондом традиции и воплощают стремление к объемному пониманию предмета. Отождествление полит культуры со всей совокупностью духовных явлений (Верба и др.) в мире политики. Политическая культура - форма общественного сознания или психического склада, но лишенная поведенческих аспектов. 2. Стивен Уайт, Джек Плейно Полит культура - выражение нормативных требований (Уайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Плейно). Политико-культурные явления в виде устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека ("управленческая решетка" Мэри Дуглас), ориентирующей его на распространенные нормы и правила игры. За счет подчинения массовых действий - возможность регулировать полит процессы. З. Иен Шапиро, Парматта Шаран, Уолтер Розенбаум. Политическая культура - способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалы, принципов. Полит культура как система поведенческих ценностей - совокупность наиболее устойчивых форм, "духовных кодов" политической деятельности людей. -----
Т.о., политическая культура - совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.
Операционализация: 1. Политическая идентификация нация граждан: политические образования, к которым индивид относится позитивно или негативно; вовлеченность 2. Политическая вера Готовность сотрудничать с различными группами в акциях; членство; оценка деятельности групп 3. Ориентации относительно режима Вера в легитимность, включенность в деятельность по поддержке или противостоянию 4. Правила игры Как индивид относится к высказываемым мнениям; полит обязательства; отношение к девиантам и диссидентам 5. Политическая действенность Вера ответственность власти за свои действия; вера в важность гражданской активности; вера в возможность изменений 6. Политическая компетентность Частота голосований и других видов активности, интерес к политике 7. Input-Output ориентации Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как полит требования достигают центров принятия решений; вера в эффективность "входов" и "выходов" полит системы
Структура и функции От структуры полит культуры зависит ее характер, который складывается под влиянием различной способности тех или иных элементов воплощают ценностно-смысловую обусловленность активности человека в сфере политики.
Самоидентификация и ориентация человека основаны на использовании всех антропологических (в т.ч. мировоззренческих) характеристик. Рациональные и иррациональные компоненты. Рациональные: человек действует в соответствии со своими интересы, статусом, соотносив цели и средства. Иррациональные: эмоционально-чувственное восприятие мира, некритические архетипы мышления, воспроизводство предрассудков, предубеждений. Иррациональные -> искаженная логика поведения, затрудняет объяснение процессов формованы и функционирования полит культуры. Майкл Оукшотт, "рациональность в политике"(1962): рациональность - рациональное управление с помощью контроля разума над обстоятельствами. Феномологическая школа (Альфред Шюц): рациональность - субьективное и ситуационное явление.
Алмонд: познавательные (понимание состава полит системы, ее институтов, механизм организации), эмоциональные (чувства к тем, кто обеспечивает функционирование институтов и олицетворяет власть), оценочные (опираются на ценностные критерии) элементы. Розенбаум: Ориентации относительно 1. институтов гос управления 2. "Других" в мире политики, в т.ч. самоидентификация; политическая вера 3. Собственной активности с оценкой своей политической компетентности (способности реально влиять на институты власти)
Структурирование поли культуры возможно и с учетом различий в значении и роли ценностей для формирования политической деятельности. Ориентиры: 1. Мировоззренческие (картина мира) 2. Гражданские (собственные возможности как участника публичных отношений 3. Политические (отношение к практике конкретного правительства, партий, официальных лиц)
Функции: 1. идентификация - постоянная потребность человека в понимании своей групповой принадлежности 2. Ориентация - стремление к смысловому отображению полит явлений 3. Предписание - приоритетность ориентаций, норм, представлений 4. Адаптация - потребность в приспособление к измняющейся политической среде 5. Социализация - обретение определенных навыков и свойств 6. Интеграция (дезинтеграция) - возможность межгруппового сосуществования 7. Коммуникация - уровень взаимодействия всех субъектов и институтов
Типология В основе: 1. Специфики разнообразных политических систем (Гарри Экстайн) 2. Своеобразие стран и регионов (Алмонд и Верба) 3. Виды ориентации граждан в политической игре, в частности нравственно-этические, индивидуальные, традиционные (Дэниел Элейзер); открытости или закрытость политических ценностей к инокультурным контрактам(Шварценберг); внутренняя целостность культурных компонентов(Каванах); идеологические различия (Вятр); общекультурные поведенческие особенности человека (Дуглас)
Алмонд и Верба "Гражданская культура"(1963): Три чистых типа: 1. Приходская (парохиальная) ориента ция на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и мо жет проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур. 2. Подданическая пассивное отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчи няясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата. 3. Партиципаторная отличается политической активностью, вовле ченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздей ствовать на политическую власть, направлять ее деятельность с по мощью законных средств влияния — выборов, демонстраций и т.д.
На практике - взаимодействие трех чистых типов, смешанные разновидности. Оптимальная - гражданская культура, где доминируют подданические установки и активные формы участия людей в политике. Люди неодинаково осваивают ценности -> консенсуальная (сплоченность граждан вокруг ведущих ценностей, целей) и поляризованная (несовпадение базовых ценностей субкультур) культуры.
Роль политических институтов в воспроизводстве образцов мышления и поведения: - официальная (поддерживается государством) -реальная (ценности и формы практического поведения)
Также, различают: -рыночная (политика как разновидность бизнеса, политика как акт свободного обмена деятельностью граждан) -этатистская (государственческая. Главенствующая роль государственных институтов в организации политической жизни
-традиционная (в аграрном типе общества) -модернистскую (индустральном) - постмодернистскую (постматериальные ценности)
Ценности, присущие современным полит культурам изучает Рональд Инглхарт: наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентации и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. --- Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, посредством которой информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политическими и социальными системами. Политическая культура, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Политическая культура является реакцией на политическую деятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит та тонкая грань, которая разделяет две стороны - политиков-акторов - которые в рамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента и объектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов - личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни. Понимание этого представления приходит в общество из СМИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|