Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявление внешней энергии кришны»




 

 

Что собой представляет внешняя энергия? Почему ее называют «внешней»?

 

Внешняя энергия, пракрити, проявляет себя как материальный мир и является причиной возникновения бесчисленных Вселенных, в которых действуют различные материальные энергии. Она называется внешней, т.к. качественно отделена от вечно духовного тела Верховной Божественной Личности, подобно тому, как молоко, являясь энергией коровы, отделено от неё.

В Бхагавад-гите (7.4) Кришна так описывает Свою внешнюю энергию:

 

Бхумир апо 'нало вайух

Кхам мано буддхир эва ча

Аханкара итийам ме

Бхинна пракритир аштадха

 

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».

 

Если материальная энергия является отделенной, означает ли это, что она независима от Господа?

В Бхагавад-гите (9.10) Господь объясняет, что хотя материальная энергия и отделена от Него, тем не менее, она не независима:

 

Майадхйакшена пракритих

Суйате са-чарачарам

Хетунанена каунтейа

Джагад випаривартате

 

«Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается».

 

Итак, поскольку материальная природа связана с Богом и послушна Его воле, она называется божественной. Поэтому как бы не пытались люди преодолеть ее влияние, или подчинить ее своей воле, у них ничего не получится. Вот что Кришна говорит по этому поводу в Бхагавад-гите 7.14:

 

Дайви хй эша гуна-майи

Мама майа дуратйайа

Мам эва йе прападйанте

Майам этам таранти те

 

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, легко выходит из под ее власти».

 

А зачем, собственно, человеку нужно преодолевать эту материальную природу?

 

Осознанно или неосознанно, но жизнь человека все равно проходит в борьбе с материальной природой. Это происходит естественно, поскольку материальный мир чужд природе живого существа.

В Бхагавад-гите (8.15) материальный мир описывается двумя словами:

 

· Духкха-алайам — «место страданий»

· Ашашватам — «временный»

 

Таким образом, материальный мир является «местом страданий». Люди пытаются быть оптимистами и не замечать этого. Имея оптимистическое настроение, они пытаются приспособиться к любым условиям жизни и извлекать из них крохи наслаждений. Однако страдания вновь и вновь дают о себе знать. Подобно тому, как человек, пытающийся насладиться прекрасным тортом, страшно опечаливается, обнаружив, что в торт подмешан песок, также и человек, стремящийся извлечь наслаждение в материальном мире, неминуемо будет огорчён песком неизбежных страданий. Что же это за страдания? Любой в материальном мире страдает от:

 

· рождения

· смерти

· старости

· болезней

 

Весь научно-технический прогресс современной цивилизации направлен на то, чтобы избавить человека от этих страданий. Однако человечеству никогда не удастся избежать их, поскольку материальный мир, по определению, это «место страданий». Даже если человек сможет достичь «рая» он все равно столкнется с ними.

Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (8.16):

 

А-брахма-бхуванал локах

пунар авартино ‘рджуна

Мам упетйа ту каунтейа

Пунар джанма на видйате

 

«Все планеты материального мира, от высшей до низшей, - это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь».

Помимо рождения, смерти, старости и болезней, человек на протяжении жизни в материи, вынужден испытывать другие три вида страданий, о которых мы уже упоминали в предыдущих уроках:

 

· адхидайвика-клеша — страдания от стихийных бедствий, вызываемых высшими силами природы

· адхибхаутика-клеша — страдания, которые причиняют другие живые существа

· адхйатмика-клеша — страдания, которые причиняют человеку его тело и ум

 

Так, став узницей материального мира, душа лишается покоя. Она изо всех сил пытается избежать всех этих видов страданий, но они настигают её вновь и вновь. Иногда, однако, ей кажется, что страдания её не беспокоят. Эти мгновения жизни человек обычно воспринимает как счастье, хотя, в действительности это только временное прекращение страданий. Такие мгновения «счастья» быстро заканчиваются, поскольку материальный мир имеет ещё одно свойство — он ашашватам — «временный». То есть всё, чего достигает человек в этом мире, является временным, и ему непременно придется расстаться с этим своим «достижением». Это обстоятельство становится причиной страха, скорби и беспокойств.

«Временный» означает, что все объекты в материальном мире, начиная с микроскопического уровня и, кончая вселенским, проходят через три состояния:

 

· Сотворение (начало)

· Поддержание (сохранение, середина)

· Уничтожение (конец)

 

Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой всё в материальном мире. Эти силы называются гунами материальной природы.

Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на человека?


ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС)

 

Урок 17.

«ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ»

 

Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на жизнь человека?

Существует три гуны («гуна» — качество, модус, режим, верёвка) материальной природы:

 

· саттва-гуна — гуна благости

· раджо-гуна — гуна страсти

· тамо-гуна — гуна невежества

 

Кришна так описывает их в Бхагавад-гите 14.5:

 

«Материальная природа состоит из трёх гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают его».

 

Весь материальный мир является порождением трёх гун, которые, смешиваясь между собой, порождают огромный спектр различных сочетаний. Так в материальном мире появляется огромное разнообразие, вызванное их влиянием. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также как, смешивая три цвета — красный, синий и жёлтый — мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира. Люди, не имеющие знания о трёх гунах, видят это огромное разнообразие, не замечая стоящих за ним трёх гун. Поэтому когда не имеющий знания человек сосредотачивает своё внимание на определенном объекте материального мира, пытаясь повелевать им, он привязывается к определённой комбинации гун и попадает под их влияние.

Каким же образом материальная природа обуславливает живое существо?

 

Материальная природа делает это, используя два вида энергий:

 

· пракшепатмика-шакти — стягивающая энергия

· аваранатмика-шакти — покрывающая энергия

 

Стремясь к счастью в материальном мире, обусловленное живое существо пытается наслаждаться различными материальными объектами. Так, сосредоточившись на одном из объектов, человек видит его внешнюю форму, не замечая трёх гун, из которых этот объект состоит. Подобно рыбе, которая заглатывает крючок, привлечённая нанизанным на него червяком, человек связывается определённым сочетанием гун, пытаясь наслаждаться этим объектом. Вначале стягивающая энергия стаскивает сознание человека до уровня оценки предмета. Далее три гуны, стоящие за ним, проникают в сознание человека и связывают его. Так человек привязывается к объекту. В этот момент покрывающая энергия затуманивает его сознание и заставляет человека чувствовать себя вполне удовлетворённым тем обусловленным положением, в котором он оказался. Хотя обычно на человека влияет комбинация из трёх гун, тем не менее, как правило, одна из гун преобладает над другими.

 

Как понять, что за гуна материальной природы больше всего влияет на человека?

 

Чтобы научиться распознавать влияние гун, важно знать их признаки. Кришна описывает их в 14 главе Бхагавад-гиты. Он начинает с описания гуны благости (Бхагавад-гита 14.6):

 

«Гуна, благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».

 

Итак, гуна благости отличается следующими тремя признаками:

 

1. она чище других гун

2. она просветляет или дает знание

3. она избавляет от всех последствий грехов

 

Человек, находящийся под влиянием гуны благости, ведёт чистый образ жизни, обретает знание, которое не способны получить люди, находящиеся под влиянием страсти и невежества, и ощущает счастье, освобождаясь от груза грехов. Однако существуют 2 проблемы, которые приводят человека к деградации:

 

· привязанность к знанию

· привязанность к счастью

 

Привязанность к знанию порождает в человеке гордость и чувство превосходства над другими, а привязанность к счастью порождает желание любыми средствами сохранить свое положение. Так человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается ею.

 

Кришна описывает гуну страсти следующим образом (Бхагавад-гита 14.7):

 

«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности».

 

Итак, гуна страсти отличается следующими двумя признаками:

 

1. Алчность — бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.

2. Жадность — сильная привязанность живого существа к тому, что оно уже имеет.

 

В результате этого человек вовлекается в бурную деятельность и:

 

· привязывается к деятельности

· привязывается к плодам деятельности

 

Привязанность к бурной деятельности и ее плодам приводит к тому, что человек попадает в заколдованный круг этой деятельности, которая все время расширяется. Алчность заставляет его стремиться все к новым и новым вершинам. Так, связанный гуной страсти, человек начинает работать, не покладая рук, а его ум становится очень беспокойным. Постепенно накапливается сильная усталость и, желая как-то отдохнуть и отвлечься, человек отупляет себя, прибегая к помощи алкоголя и других одурманивающих веществ, проводит ночи в ночных клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

Кришна так описывает гуну невежества (Бхагавад-гита 14.8):

 

«Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу».

 

Итак, гуна невежества отличается только одним признаком:

 

1. Она держит воплощенные живые существа в иллюзии

 

В результате влияния иллюзии человек становится:

 

· Безумным

· Ленивым

· Сонным

 

Связывая человека, гуна невежества опускает его на самое дно жизни, постепенно лишая его рассудка. Причём чем больше он погружается в невежество, тем больше усиливается влияние невежества на него («Чем больше спишь, тем больше хочется»). В результате человек всё больше и больше деградирует и опускается до адских форм существования.

Как видно из приведенного выше описания признаков гун, если человек не прилагает сознательных усилий чтобы возвышать своё сознание и лишь «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

 

Как же преодолеть влияние гун материальной природы?


ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС)

 

Урок 18.

«ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ГУНАМИ СТРАСТИ И НЕВЕЖЕСТВА»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...