Как же преодолеть влияние гун материальной природы?
Ответ на этот вопрос дается в Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с духовной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости».
В процитированном стихе есть три важных момента, описывающих процесс освобождения от влияния гун, два из которых мы обсудим в этом уроке, а один в следующем:
1. Чтобы выйти из под влияния гун необходимо очистить свой разум, приобретая трансцендентное знание. Это основополагающий принцип. В стихе подчеркивается то, что «три гуны связаны с материальным разумом». Разум играет очень важную роль в жизни человека, ибо решимость действовать тем или иным образом приходит из него. Он является вместилищем веры человека, и, в зависимости от сформированной веры или мировоззрения, он будет жить, и действовать под влиянием соответствующего сочетания гун и достигать соответствующего результата в жизни. Вера человека может меняться — это зависит от того, с кем он общается. В известной пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберёшься». Чтобы обрести истинную веру, Веды рекомендуют нам общаться со святыми людьми, обладающими ею (Шримад-Бхагаватам 3.25.24). Такое общение пробуждает решимость двигаться по пути к освобождению от гун и достичь высшего состояния бытия, неподвластного гунам материальной природы. Поэтому, общаясь со святыми и систематически обучаясь духовной науке, каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и её результат.
2. Освобождение от гун происходит постепенно. Сначала необходимо развить в себе качества, присущие материальной гуне благости (саттва-гуне) и так преодолеть влияние гун страсти и невежества. Чтобы обрести чистый разум, необходимо также ограничить свое общение с низшими гунами (страстью и невежеством) и общаться только с гуной благости, ибо, находясь под влиянием низших гун, человек неминуемо будет преследовать корыстные цели в своих поступках, а это будет осквернять его сознание и приведёт к деградации. Но в гуне благости человек счастлив и потому его поступки становятся бескорыстными. Такой человек быстро очищается и обретает способность правильно выбирать то, что благоприятно для его духовного здоровья. Чтобы понять, как развить в себе влияние гуны благости, обратимся к наставлениям Кришны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам:
· Закон влияния гун описывается в Бхагавад-гите 14.10: «Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство». Таким образом, проявлениями гун можно управлять, так как с помощью одной гуны можно победить другие. Если человек сосредотачивает свое сознание на одной из гун, её влияние сразу же увеличивается за счет уменьшения влияния двух других гун. Поэтому, если человек сосредоточится на гуне благости, она вытеснит из его жизни влияние гун невежества и страсти.
· В Бхагавад-гите Кришна описывает различные сферы жизни человека.
В зависимости от того, в какой гуне протекает жизнь, человек будет достигать соответствующего ей результата. Ниже приводится таблица с описанием этих сфер жизни:
«Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы»
· В Шримад Бхагаватам (11.13.4) описывается десять основных врат, через которые гуны проникают в сознание человека.
Через эти десять ворот гуны материальной природы проникают в жизнь человека и связывают его. Зная о них, человек может сознательно ограничить своё взаимодействие с низшими гунами, и, таким образом, защитить себя от их неблагоприятного влияния. Ниже приводится таблица с описанием этих 10 путей влияния гун:
«Пути проникновения гун в сознание человека»
Таким образом, если Вы, используя свою свободу выбора, выберете определенную сферу своего существования либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве, Вы обязательно получите результат, приносимый влиянием этой конкретной гуны материальной природы (см. таблицу ниже). «Результаты влияния различных гун материальной природы на человека»
Итак, воспользовавшись этими таблицами, Вы сможете определить, какая гуна влияет на вас и понять, что Вам нужно делать, для того чтобы возвыситься до гуны благости. Так Вы сможете изменить свою жизнь к лучшему. Жизнь в гуне благости — это ступень к достижению полного освобождения от влияния гун материальной природы.
Как же человек может преодолеть влияние гуны благости и достичь духовного уровня существования? ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС)
Урок 19. «ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ГУНОЙ БЛАГОСТИ»
Как же человеку преодолеть влияние гуны благости и достичь духовного уровня существования? В прошлом Уроке мы процитировали и частично рассмотрели стих из Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с духовной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости».
Итак, чтобы достичь освобождения от влияния гун материальной природы, необходимо регулярно общаться с преданными Богу людьми. Это наиболее важное условие, необходимое для освобождения. Благодаря такому общению можно обрести решимость идти по пути возвышения над гунами. Вначале необходимо возвыситься до гуны благости, благодаря сознательным усилиям, и так преодолеть влияние гун невежества и страсти. Пропорция влияния гун на человека зависит от того, как он живёт. Если он сосредоточит своё внимание на одной гуне и, будет выполнять деятельность, присущую ей, то две оставшиеся гуны как бы истончаются и влияют на него меньше. Если это страсть, то меньше будет благости и невежества, если невежество, то меньше станет благости и страсти, если же человек всерьёз желает изменить свою жизнь к лучшему и сосредотачивается на гуне благости, тогда страсть и невежество ослабят своё пагубное влияние на него. Однако и выше благости есть нечто. Это высшая благость, вишуддха-саттва. Это духовная, а не материальная благость. И к ней тоже есть путь. В этом уроке мы рассмотрим, какой.
Как же человек может преодолеть даже влияние гуны благости и достичь духовного уровня существования вишуддха-саттвы?
В процитированном выше стихе даётся ответ на этот вопрос:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|