Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание первичного обследования устной речи




Содержание первичного обследования устной речи

Материал для обследования звукопроизношения

 

1. Повторить или назвать по картинкам слова, вы­деляя заданный звук:

с самосвал, санки, автобус, усы, страус;

с' сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;

з завод, коза, звезда;

з'  газета, зима, земляника;

ц цапля, солнце, палец, огурец;

ш шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;

ж жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;

ч чайник, качели, ночь;

 ш, щётка, клещи, плащ;

к кукла, ветка, мак;

к' кепка, букет;

г гамак, вагон, город;

г'  гитара, агент;

х хлеб, охотник, мох;

х'  хек, орехи;

л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;

л'  лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;

р радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;

р' река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

2. Повторить или назвать по картинкам слова слож­ной структуры:

Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, вело­сипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, те­левизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милици­онер, термометр, зажигалка, тренировка.

3. Повторить предложения, выделяя определенные звуки.

С обака ест мя с о.

Щ еткой чи щ у я щ енка, щ екочу ему бока.

На к у х не х олодильни к.

К ате к упили х омя к а.

У С а ш еньки ш е с ть с текля ш ек.

Ма ш ини с т с о ш ёл с подно ж ки.

У З ои ж еле з ный з онт.

У С оне ч ки в с умо ч ке ч а с ики.

Яша ел сладкие яблоки.

Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.

Дети слепили снеговика.

Повар печёт блины на сковороде.

Водопроводчик чинит водопровод.

В аквариуме плавают золотые рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа

1. Повторить на слух слоговые ряды:

са-за-са       са-за-ца     да-та-та

са-ца-са      га-ка-ха     ба-ба-па

зи-жа-жу    ша-жа-са   ка-та-ка

ша-жа-ша   са-жа ша   ча-чу-чи

ла-ра-ла     ро-ро-ло      ап-оп-уп

па-та-за     ги-ми-би    ум-ам-ом

 

2. Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч идр.

 

 

 

3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др. ).

Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.

Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львё­нок, молоток, тарелка, карандаш-, скамейка, волк, клюш­ка, сковорода.

Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, ворот­ничок.

4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х...

с-ц (синица), ч-щ (часовщик), ц-ч (учительница),

ч-ш (чашка), л-р (рояль).

 

5. Выделение первого ударного гласного:
Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.

6. Выделение первого согласного:

Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.

7. Выделение последнего согласного:
Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.

8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким зву­ ком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?

дом —  ком —  сом

жук — лук — сук

день — тень — пень

а) усы — осы
шар — жар
шаль — жаль

мак — лак — рак — бак

Маша — Саша — Даша — Паша

дочка—  точка —  почка —  бочка

рот — кот

трава —  дрова

зуб—  суп

б) мишка —  миска                   коза —  коса
кит —  кот                            крыша —  крыса
малина —  Марина            лужа — лыжа
дом — дым                           сын — сон

 

9. Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.

10. Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.

11. Определить, в какой позиции (в начале, в сере­дине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:

с мост, санки, нос

а аист, камень, звезда

л угол, лось, слон

н насос, балкон, ландыш...

12. Назвать общий звук в словах:

ка ш а, ш ар, мы ш ь

з онт, ко з а, у з ел

клю ч, ч асы, пе ч ь

две р ь, р юкзак, мо р е...

Материал для обследования словарного запаса

1. Понимание обобщений. Назови одним словом:

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...

Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сково­родка...

Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...

Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...

Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...

Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ла­стик...

Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...

Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...

2. Заменить фразу одним словом.

Крупный населённый пункт, где есть фабрики и за­воды.

Ребята, которые учатся в школе.

Главный город страны.

Жители страны.

3. Дифференциация близких понятий. Что общего и чем отличаются:

вагон — паровоз — трамвай

поезд — пароход — плот

куст — дерево — сук — ветка

4. Употребление антонимов.

веселый —... здоровый —... горький —... горячий —... узкий —... чистый —... острый —... мокрый —... молодой —... большой —... толстый —... высокий —... длинный —... сильный —... прямой —... открытый —...

5. Подбор слов-синонимов.

беда —...              спешить —...

радость —...       бороться —...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...