Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Подбор родственных слов. 7. Понимание смысла пословиц и метафор. Как ты понимаешь?. 8. Дополнить фразу. Материал для обследования грамматического строя речи




6. Подбор родственных слов.

сад —...                   соль —... .

боль —...              земля —...

 

7. Понимание смысла пословиц и метафор. Как ты понимаешь?

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь один отрежь.

Светлая голова.

Водить за нос.

Золотые руки.

8. Дополнить фразу.

В магазине работает...

Границу охраняет...

Стол накрыт...

Разносит письма, журналы...

 

9. Назвать детенышей:

у кошки —... у утки —... у собаки —... у медведя —... у свиньи —... у овцы —... у лисы —... у козы—...   у тигра —... у лошади —... у курицы —... у коровы —...

Материал для обследования грамматического строя речи

 

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

 

 

 


2. Исправить ошибки и повторить правильно.

Дети в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

 

3. Преобразовать единственное число имен суще­ствительных во множественное:

стол —...                глаз —...

ведро —...             окно —...

стул —...               перо —...

лев —...                   рот —...

ухо —...                дерево —...

лист —...             колос —...

крыло —...           улей —...

 

4. Преобразовать множественное число имен существительных в единственное:

котята —...                лбы —...              перья —...

5. Согласование существительного с прилагатель­ным. Подобрать к существительному прилагательное.

Яблоко (какое? ), дерево (какое? ), зима (какая? ), ве­тер (какой? ), шар (какой? ), матрёшка (какая? ).

 

6. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Назови ласково:

кровать —...       дом —...

стул —...            ложка —...

глаз —...              ведро —...

крыло —...           яблоко —...

нос —...                палец —...

птица —...          дерево —...

ковёр —...            тетрадь —...

голова —...          гнездо —...

перо —...              крыло —...

платье —...

7. Образование прилагательных от существительных.

зима зимний           дуб дубовый

липа —...                     утро —...                        

лимон —...                  лиса —...                   

мясо —...                    птица —...                    

молоко —...

8. Образование относительных прилагательных от существительных.

Как называется сок из: яблок —...

                                       апельсинов —...

                                      клубники —...

Суп из: рыбы —...

            грибов —...

           курицы —...

9. Образование притяжательных прилагательных. Чья голова, чей хвост?

Голова лисья, а хвост...

Голова беличья, а хвост...

Голова волчья, а хвост...

Голова медвежья, а хвост...

 

10. Образование глаголов с помощью приставок.

Ходит — уходит, приходит, заходит, выходит, отхо­дит, переходит, подходит...

Шить — зашить, подшить, пришить, вышить, пере­шить...

 

Составить предложение с каждым из слов, исполь­зуя приставки: в-, при-, за-, пере-.

Летел, шёл, писал.

 

11. Употребление предлогов (по картинкам).

Над столом —...

В дупле —...

Под деревом грибы —...

Птичка летит к клетке —...

Спрятались за дерево —...

Около стола —...

Кот вылезает из-под кровати —...

Кот выглядывает из-за забора —...

Диагностика состояния письменной речи

 

Диагностика состояния письменной речи включает в себя обследование процессов письма и чтения. Для оп­ределения уровня сформированности у учащихся навы­ков письменной речи учитель-логопед анализирует пись­менные работы детей, отмечая при этом виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. При обследовании выявляется как уровень сформированно­сти письма на слух, так и состояние навыка списыва­ния с рукописного и печатного текста.

Тексты для диагностических работ подбираются учи­телем-логопедом с учетом возраста детей и продолжи­тельности обучения (начало, середина, конец учебного года). При этом они должны быть доступными и содер­жать речевой материал, насыщенный звуками всех фо­нетических групп, включающий слова различной зву-ко-слоговой структуры. Для углубленного обследования навыков письма учащимся могут быть предложены сле­дующие виды работы.

Материал для обследования состояния письма

 

1. Списать слова, написанные рукописным шриф­том: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, ин­дюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списыва­ния слова.

2. Списать слова, написанные печатным шрифтом: плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3. Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, и, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В слу­чае, если ребенок не помнит, как пишется определен­ная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

Например: б, __, е, ж, __, ы, х и т. д.

4. Записать под диктовку прописные буквы:

Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В слу­чае, если ребенок не помнит, как пишется определен­ная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

5. Записать под диктовку слоги:

ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, ашо, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

6. Записать под диктовку слова:

шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступе­нечка, пружина, больной, убегать.

7. Записать предложение после однократного про­слушивания: У ёлки пушистый зайчик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...