Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для обследования чтения




Материал для обследования чтения

Некоторые тексты для проверки навыка чтения пред­ложены авторами В. Г. Горецким, Л. И. Тикуновой.

Обследование чтения должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. При этом не следует ак­центировать внимание школьника на том, что в данный момент идет проверка навыка чтения. Не рекомендует­ся останавливать его в середине текста, а необходимо дать возможность ребенку дочитать предложенный ма­териал до конца. Справа от текста указано количество слов в каждой строке. Это поможет специалисту отме­тить количество слов, прочитанных за 1 минуту, во время чтения, не прерывая ребенка. (см. Приложение)

Раздел 3 Организация коррекционно-

развивающего процесса.

Комплектование групп и составление

расписания логопедических занятий

Комплектование групп и составление расписания логопедических занятий

По окончании периода обследования учитель-лого­пед комплектует учебные группы. При комплектовании групп следует учитывать:

• возраст учащихся;

• структуру и степень выраженности речевого недораз­вития;

• продолжительность обучения (первый (второй) год обучения).

Как правило, в группы объединяются учащиеся с однородными нарушениями речи первичного характе­ра. Группы обучающихся 1 классов комплектуются от­дельно. Если в учебном заведении имеется несколько учащихся, страдающих заиканием, для них может быть скомплектована отдельная группа, в которую могут объе­диняться учащиеся из разных классов начальной и стар­шей школы, кроме первоклассников. Учащиеся, имею­щие нарушение произношения отдельных звуков, не дол­жны составлять более 25% от общего числа зачисленных на логопедические занятия детей. В такие группы не зачисляются дети с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также дети с осложненными де­фектами, такими как ринолалия, дизартрия. Дефекты произношения этих категорий детей исправляются на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Расписание логопедических занятий составляется до 15 сентября. Количество рабочих часов в день учитель-логопед определяет с учетом режима работы школы. Количество групп, одновременно занимающихся в ло­гопедическом пункте, не должно превышать 6-7. Рас­писание занятий составляется в двух экземплярах и за­веряется руководителем учебного учреждения. Один эк­земпляр хранится у администрации школы, другой — в логопедическом пункте.

Приводим примерное расписание логопедических занятий (табл. 6).

Формы организации логопедических занятий

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся на­чальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении про­граммы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональ­ное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специ­альные коррекционные занятия, основными задачами которых являются:

1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слого-вой структуры.

2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3. Формирование лексико-грамматического строя речи.

4. Совершенствование связной речи.

5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Основной формой организации логопедической рабо­ты являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все уча­щиеся выполняют одну и ту же работу. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с более тяжелыми нарушениями.

Индивидуальные занятия проводятся с одним ребен­ком. Для этого разрабатываются индивидуальные про­граммы с учетом структуры речевого дефекта конкрет­ного учащегося. Как правило, на индивидуальные заня­тия зачисляются дети, имеющие тяжелые нарушения речи: ОНР (II уровня), нарушения строения и подвижно­сти артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия).

Все типы логопедических занятий делятся на:

• обучающие, целью которых является овладение но­выми знаниями. На этих занятиях учащиеся накап­ливают фактический материал, изучают языковые яв­ления и процессы, что в дальнейшем ведет к форми­рованию понятий;

• закрепляющие, на которых у учащихся совершен­ствуются и формируются практические умения и на­выки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в зна­ниях у детей;

• комбинированные, целью которых является реше­ние одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

В структуре традиционного логопедического занятия выделяются следующие компоненты:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Изложение и закрепление нового материала.

4. Обобщение изученного, подведение итогов.

В зависимости от коррекционных и воспитатель­ных задач, формируя структуру занятия, логопед под­бирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных осо­бенностей учащихся. Например, при планировании обучающего занятия, его структура может выглядеть следующим образом: воспроизведение опорных зна­ний детей, сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация деятельности, восприятие и осознание но­вого материала, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

При подготовке и проведении логопедического заня­тия логопед должен учитывать следующие требования:

• четко формулировать тему и цель занятия;

• соблюдать этапы занятия, их взаимозависимость и целенаправленность;

• последовательно усложнять речевой материал, предъ­являемый детям;

• учитывать зону ближайшего развития, индивидуаль­ные и возрастные особенности детей;

• доступно формулировать инструкции по выполнению заданий;

• использовать красочный наглядно-дидактический материал;

• создавать эмоциональный фон занятия.

С целью повышения эффективности коррекционной эаботы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин, имитации различных телепере­дач и т. д. Подобные формы занятий не только повы­шают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название ко­мандам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям.

Так, для проведения логопедической викторины мы организовали три команды учащихся. Каждая из них получала задание и время на его выполнение, по окон­чании которого капитан команды или кто-нибудь из участников зачитывал правильные ответы. При подве­дении итогов после каждого конкурса результаты зано­сились в протокол (табл. 7).

По окончании всех конкурсов были подведены итоги и награждение победителей.

Мы хотели бы предложить вариант проведения лого­педической викторины с учащимися 2 классов. И хотя это не является основной формой логопедических заня­тий, надеемся, что данный материал будет интересен специалистам в организации нетрадиционных форм проведения занятий. В своей работе мы проводим подоб­ные мероприятия достаточно часто и убедились, что они действительно во многом повышают желание школьни­ков посещать логопедические занятия, а также их стрем­ление к более высоким результатам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...