Подведение итогов. Награждение участников.. Планирование коррекционной работы
Подведение итогов. Награждение участников.
Планирование коррекционной работы
В начале учебного года, после обследования и комплектования учебных групп учитель-логопед составляет перспективные планы работы на текущий учебный год с каждой группой. В случае, если на логопедическом пункте укомплектовано несколько групп учащихся с одинаковой структурой дефекта, то допускается составление для этих групп одного перспективного плана. На основании перспективного плана учитель-логопед разрабатывает поурочные планы логопедических занятий, которые представляют собой подробные конспекты с изложением целей и задач занятия, описанием используемого оборудования и материала, а также поэтапного хода занятия. Занятие должно быть составлено с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. В основной части подробно излагаются все виды заданий, используемые на занятии, включая динамическую паузу, физкультминутку (приложение 11). Для учителей-логопедов, имеющих большой опыт работы, допускается составление краткого плана занятия с указанием видов работ. В настоящее время, начиная обучение в школе, не все дети беспрепятственно справляются с учебным материалом. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в овладении письмом и чтением. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной степени тяжести, низким уровнем сформированности психических процессов, психологических предпосылок к обучению. Одну из наиболее сложных групп учащихся представляют дети с общим недоразвитием речи. Как правило, в общеобразовательную школу попадают дети, у которых нарушение менее выражено. Оно характеризуется тем, что их обиходная речь более или менее развита, однако словарный запас учащихся все же не соответствует возрасту, грамматическое построение фраз не всегда соответствует правилам. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ, кратко пересказать прочитанный текст. Но при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной теме - - у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.
У учащихся 1 классов (особенно у тех, кто не получал ранее логопедической помощи) наиболее ярко выражена несформированность звуковой стороны речи. У этих детей наблюдается грубое нарушение произношения (до 8-12 звуков), недостаточное формирование фонематических процессов. Словарный запас, как мы уже отмечали, ограничен обиходно-бытовой тематикой, качественно неполноценен. Основной задачей логопеда является своевременное выявление детей с подобными проблемами и оказание им действенной логопедической помощи с целью профилактики возможных проявлений нарушений письма. Анализ специальной и методической литературы показывает, что разработкой методов и приемов работы с учащимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, занимаются многие авторы: Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др. Общее содержание коррекционной работы, предлагаемой каждым из авторов, направлено на устранение у школьников пробелов в развитии речи. Мы предлагаем примерный перспективный план работы с учащимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи (табл. 8). Данный план был составлен на основе рекомендаций многих известных авторов, но в большинстве своем опирается на разработки Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.
Коррекционную работу мы разделили на несколько этапов: • работа над словом; • работа над предложением; • работа с предлогами; • формирование связной речи; • работа над звуковым и слоговым составом слов. Предлагаемый нами примерный план работы может быть использован специалистами для работы с учащимися 1 и 2 классов, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Для учащихся 2-х классов возможно некоторое усложнение и увеличение объема речевого материала. Следует отметить, что последовательность и содержание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу. Например, если у учащихся выраженные нарушения звуковой стороны речи, фонематических процессов, звуко-буквенного анализа слов, то начинать работу можно с последнего этапа, а затем переходить к формированию лексико-грамматического строя речи и совершенствованию связной речи. Если у детей нет грубых ошибок в понимании и употреблении предлогов, то не следует уделять много времени изучению этого раздела коррекционной работы. Работа по формированию связной речи проводится нами на отдельных занятиях и поэтому в данном плане не отражена. Каждый специалист может вносить в план те изменения, которые необходимы на том или ином этапе работы с конкретной группой учащихся. Количество часов по каждой теме устанавливает сам логопед. Тематика лексических тем также зависит от объема и качества словарного запаса учащихся. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет использование игровых и занимательных заданий. Они стимулируют мыслительные процессы, повышают мотивацию к занятиям. Поэтому в данном плане представлены разнообразные игры, которые применяются на всех этапах работы. Работая по данному плану в течение нескольких лет с учащимися 1-х классов, имеющими общее недоразвитие речи, мы отметили, что знания и навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учебным материалом. Содержание и последовательность коррекционной работы позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. А это и есть одна из основных задач логопедической работы в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|