Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложения. Приложение 1. Письмо Минобразования России. от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического




Приложения

Приложение 1

Письмо Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. № 2

«Об организации работы логопедического

пункта общеобразовательного учреждения»

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трех - восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико - фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико - фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико - фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно Приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно Приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико - фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико - фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух - трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее одного - двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др. ) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель - логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель - логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Учитель - логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами - специалистами детских поликлиник и психолого - медико - педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей - логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (Приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (Приложение 5).

Заместитель Министра

Е. Е. ЧЕПУРНЫХ

 

Приложение 1. 1

СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(заполняется учителем - логопедом после обследования

обучающихся)

 

N п/п Фамилия, имя обучающегося, дата рождения Класс Дата обс- ледования Реальная успеваемость по родному языку    Заключение учителя - логопеда Приме- чания
             
             
             

 

Приложение 1. 2

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко - слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т. д. ) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя - логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 1. 3

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Группы обучающихся    

Предельная наполняемость (чел. )

общеобразовательное учреждение, расположенное в городе общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности
с общим недоразвитием речи (ОНР) до 4      до 3     
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)      до 5      до 4     
с фонетико - фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)                       до 6      до 5     
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразви- тием речи                       до 5      до 4     
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико - фоне- матическим (фонематическим) недоразвитием речи              до 6      до 5     
заикающиеся                     до 4      до 3     
с недостатками произношения отдельных звуков                до 7      до 6     

Примечание. Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.

Приложение 1. 4

 

ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА _____ УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Классы

Нарушения устной речи  

Нарушения письменной речи

ОНР ФФН фоне- мати- ческое недо- разви- тие   фоне- тичес- кий дефект за- ика- ние наруше- ния чте- ния и письма, обуслов- ленные ОНР     наруше- ния чте- ния и письма, обуслов- ленные ФФН     наруше- ния чте- ния и письма, обуслов- ленные фонема- тическим недораз- витием 
Выявлено обучаю- щихся    1 класс 2 - 4 классы                
Зачислено в логопе- дический пункт    1 класс 2 - 4 классы                
Отчислено из лого- педичес- кого пун- кта      1 класс 2 - 4 классы                
Оставлено в логопе- дическом пункте   1 класс 2 - 4 классы                
Выбыло   1 класс 2 - 4 классы                

Приложение 1. 5

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50 x           1 шт.

2. Зеркало для индивидуальной работы (9 x 12)   8 шт.

3. Логопедические зонды, шпатели

4. Разрезная азбука (настенная)                 1 шт.

5. Кассы букв (индивидуальные)                  8 шт.

6. Учебно - методические пособия

7. Настольные игры, игрушки, конструкторы

8. Умывальник                                   1 шт.

9. Классная доска                               1 шт.

10. Шкафы для пособий                            2 - 3 шт.

11. Стол канцелярский                            1 шт.

12. Стулья                                       5 шт.

13. Комплект " парта - стул"                       8 шт.

14. Песочные часы                                1 шт.

15. Секундомер                                   1 шт.

16. Метроном                                     1 шт.

17. Магнитофон                                   1 шт.

18. Проигрыватель                                1 шт.

19. Набор пластинок

20. Диапроектор (или фильмоскоп)                 1 шт.

21. Кодоскоп                                     1 шт.

22. Экран                                        1 шт.

23. Видеомагнитофон                              1 шт.

24. Компьютер                                    1 шт.

25. Дискеты

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...