Ход занятия. Занятие 3. Наш щенок — такой шалун, Забияка и.. игрун.
Ход занятия. 1. Организационный момент. - Садится тот, кто правильно добавит в стихотворение слова. Знает наша детвора: Прятки — лучшая... игра. Всех ребят хотим собрать, В прятки будем мы... играть. Наш щенок — такой шалун, Забияка и... игрун. Мой котёнок шаловливый, Очень ласковый,., игривый. У малышки — погремушка, Очень шумная... игрушка. - Кто может повторить все слова? - Как называются эти слова? Почему? 2. Запись числа, темы занятия. 3. Нахождение родственных слов в тексте, в стихотворении. Графическое выделение корня слова. Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. - Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ. «Смотри в корень! > >, «Зри в корень! » -- значит, видеть самое главное. У слов тоже есть самая главная, самая важная часть — это... (корень). Закончите определение: Корень — это... Однокоренные или родственные слова имеют... Запиь на доске: Родиной мы зовём нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорим на родном языке и всё в ней для нас родное. - Найдите в предложении однокоренные, родственные слова. Объясните, почему эти слова однокоренные. Запись однокоренных слов в тетрадь под диктовку, выделение корня, маркировка гласной буквы в корне. (Родина, родились, родной). - Внимательно послушайте стихотворение. Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, родная улица, Толстый тополь у ворот. Вся родня моя любимая, Родственники здесь и там! Родина бывает разная, Но у всех она одна! - Назовите однокоренные слова. Запишем слова в тетрадь (родня, родственники). - Перечислите еще однокоренные слова (родник, родовитый, родители, родительский, родовой).
Запись слов в тетрадь, выделение корня, обозначение ударной гласной, маркировка гласной буквы в корне слов. 4. Физкультминутка. 5. Работа с текстом-загадкой. На доске текст: Чужак Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседует. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Прочитайте все выделенные слова. Назовите чужака, которого приметила старуха «вода» (водитель). Объясните, почему это слово является «чужаком», т. е. лишним словом. - Выпишите все однокоренные, родственные слова. Выделите корень, гласную в корне. (Дети самостоятельно выписывают. Проверка. ) - Прочитайте вопросительное предложение текста. Давайте поможем найти родственников слову «водитель». Подбор и выписывание однокоренных слов. Выделение корня, обозначение ударной гласной и гласной в корне слова (вводить, вводный, доводить, довод, заводить, заводной, завод, заводской, изводить, наводить, наводка, отводка, громоотвод, заводь, провод, сводка, проводы, вожатый, повод и т. д. ). 6. Итог занятия. - Что означает выражение «смотреть в корень»? - Что называется корнем слова? Занятие 3 Тема. Графическое выделение корня в словах. Родственные слова. Цели: • закрепить понятие о родственных, однокоренных словах, корне слова; • учить выделять главную смысловую часть слова -корень; • упражняться в дифференцировке слов с одинаковым корнем; • расширять активный и пассивный словарь учащихся. Оборудование: дидактический материал на доске; карточки, лото «Корень слова».
Ход занятия. 1. Организационный момент. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. На доске: Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. Дарить, подарок, дарёный. Обида, обидеть, обидный. Бегать, беглец, беглый. Ходить, походка, походный. Чистить, чисто, чистота. Озеленять, зелень, зелёный. Освежать, свежесть, свежий. Веселиться, веселье, весёлый. Морозить, морозный, заморозки. 2. Запись числа, темы занятия. 3. Подбор однокоренных слов. - Запишите слова. Выделите корень. Являются ли эти слова родственными? Почему? Вода Водить - Прочитайте слова на доске. Уточните лексическое значение незнакомых вам слов. - Распределите данные слова на группы по значению. Запишите. Выделите корень, гласную в корне слова. На доске: водичка, водоём, завод, водолаз, заводной, наводка, водоросли, водянистый, газопровод, провод, подводник, вожатый, проводник, наводнение, проводка, половодье, проводы, сводка, водяной, земноводный. - Коллективная проверка работ. Прочитайте выписанные слова, похожие по смыслу со словом «вода» («водить»). Как называются эти слова? Обоснуйте ответ. 4. Физкультминутка. - Хлопните в ладоши, если услышите однокоренное слово с корнем -осин-: осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик. - Топните правой ногой, если услышите однокоренное слово с корнем -печаль-: печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться. - Сядет тот, кто вспомнит слово с корнем -осин- (-печаль-). 5. Игра «Третий лишний». На доске: Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Горный, горка, городок. Пёс, песочный и песок. Где слова родные, однокоренные? - Прочитайте однокоренные слова. Объясните свой выбор. 6. Работа по карточкам. Лото «Корень слова». 7. Итог занятия. - Как называется главная часть слова? Дайте определение. - Как называются слова, имеющие одинаковый корень, сходные по смыслу? - Всегда ли слова с одинаковыми корнями будут родственными? Приведите примеры пар таких слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|