Занятия 11-13. Ход занятия.
Занятия 11-13 Тема. Дифференциация приставок и предлогов. Цели: • отметить словообразующую и смысловую роль приставки; • развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов; • упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок; • осуществлять профилактику дизорфографии; • преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи. Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки. Ход занятия. 1. Организационный момент. - Садится тот, кто правильно назовет приставку слова. Слова: вбежать, отставить, описать, отобрать, завязать, расколоть, укутать, покачаться, спутать, вбить, выгоняет, отточить, выплатить, оббежать, сходить, оттолкнуть, принести, разрезать, погреметь, переснять, заволноваться, пошуметь, отцвёл, подшить, выточит. 2. Запись числа, темы занятия. 3. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов. Из леса, к лугу, на полянку, У кустика, с тропинки, в ямку, От речки, около дороги - Пиши отдельно все предлоги! (Н. Бетенъкова) - Прочитайте предложения, правильно выбирая из скобок предлог. Запишите предложения. Обозначьте предлоги. На доске: Дым идёт (с, из) трубы. Дети катались (из, с) горы. Пастух пас стадо (у, в) реки. Дети купались (у, в) реке. Белка слетела (с, на) крыши сарая. Кошка уселась (с, на) крыльце. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги. Нарисуйте схему предлога. (Работа по цепочке. ) Лодка плыла... озеру. Птенец выпал... гнезда. Самолёт летит... морем. ... театром собралась толпа. Картину повесили... диваном. Щенок спрятался... крыльцом. Дорожка вела... лес. Вечером мы добрались... города. Лестницу прислонили ... стене. Туфли стоят... кроватью. Поезд отошёл... станции. Машина стоит... подъезда. Пуговица оторвалась ... пальто. Трактор идёт... целине.
4. Исправьте предложения. - Прочитайте предложение. Подумайте, как нужно исправить предложение. Напишите правильное предложение. Обозначьте предлоги. На доске: Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепёшки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет. 5. Физкультминутка. В комнату вошёл мой брат. (Шаги на месте. ) В сумке фотоаппарат. (Наклон, руки вниз. ) В конуру полез наш пёс. (Приседание. ) Папа в дом арбуз принёс. (Шаги на месте, руки в стороны. ) - Какой предлог есть в каждом предложении? (в) Назовите из стихотворения сложное слово. - Послушайте стихотворение. Сколько в стихотворении предлогов в? В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. В лес пошли Кирилл, Иринка. А у них в руках корзинка. (3) 6. Различение предлогов и приставок. - Послушайте сказку. Жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги были очень важными и строгими. Они гордились тем, что были самостоятельными, не цеплялись за другие слова. И всегда в предложении имели своё место. Кроме того, одни предлоги указывали, где надо находиться: В или НА, ПОД или НАД, ЗА, или У (схема-таблица предлогов), другие предлоги показывали, куда двигаться: К или ОТ. (проиллюстрировать действиями с предметами). А приставки своих домиков не имели. Они были совсем беспомощными, не умели жить самостоятельно. И придумали приставки прицепляться к другим словам. А чтобы слова их не прогоняли, стали приставки придавать словам разные значения, (подбежал, забежал, выбежал, убежал) и даже образовывать новые слова (выход, подход, переход). Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, например: наступил на ветку, забежал за дом (на доске). Стали ученики их путать. Это не понравилось предлогам. Они обратились за помощью к царице Грамматике: «Посоветуйте, как нам отличаться от при-
ставок? ». Задумалась царица Грамматика. И тут пришли ей на помощь слова-признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова, с которым вы дружите, - - сказали они. — А мы, встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будете отличаться». Предлоги так и сделали. Было: Дети вошли в рощу. Стало: Дети вошли в берёзовую рощу. Услышали это приставки и решили тоже отодвинуться от своего слова и впустить слова-признаки. И вот что из этого получилось: Дети во берёзовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же теперь меня поймёт?! » Испугались приставки, что их вообще прогонят из страны Грамматики, крепко-накрепко приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались. Так приставки научились быть послушными. А теперь мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать. Прочитайте и вставьте нужные по смыслу приставки. (Коллективная устная работа по цепочке. ) - Как пишутся приставки? (Дети выполняют задание. ) Проверка (по цепочке). Обозначение приставки, предлога. На доске: _летела в окно _сорил на полу _кусил от конфеты _плыл от берега _дела в иголку _стегнул от пояса _нёс в комнату __махнулся от мухи 7. Дифференциация предлогов и приставок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|