Занятие 7. Ход занятия. Умелая портниха. • практическое усвоение значений наиболее употребимых приставок; . Оборудование: запись на доске.
Занятие 7 Тема. Смысловая нагрузка приставок. Приставка в однокоренных гнездах. Цели: • отметить словообразующую и смысловую роль приставки; • практическое усвоение значений наиболее употребимых приставок; • упражняться в образовании новых слов с помощью приставок; профилактика дизорфографии; • расширять и обогащать словарный запас детей. Оборудование: дидактическая игра «Ромашка», набор картинок, дидактический материал на доске, на карточках. Ход занятия. 1. Организационный момент. Повторение. - Садится тот, кто запомнит и назовет родственные слова из стихотворения. Лёня с Витей в лес пошли, Всю поляну обошли, К старой ёлке подошли И огромный гриб нашли. - Чем отличаются эти слова? - Закончите определения: Корень слова —... Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка—... 2. Запись числа, темы занятия. 3. Дидактическая игра «Ромашка».
- Прочитайте слова. Какие это слова? (Родственные, однокоренные. ) Обоснуйте ответ. Запись слов в тетрадь. Выделение корня, гласной буквы в корне. - Чем отличаются эти слова? Выделите в словах приставки. Составьте с каждым словом «ромашки» предложение. 4. Приставка в однокоренных гнездах. На доске: В класс (взошёл, перешёл, пришёл) классный руководитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник. К нам в окно (улетела, прилетела, залетела) синичка. Ребята (выключили, исключили, заключили) телевизор. - Прочитайте предложение. Вставьте подходящее по смыслу слово из скобок. Запишите предложение. Выделите у глагола корень, приставку. 5. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. 6. Подбор подходящей по смыслу приставки. Работа с текстом. На доске: Зайчик__бежал из леса и__бежал к огороду. Он__бежал вокруг огорода, __бежал к грядке с капустой, __грыз её, ___бежал из огорода и___бежал обратно в лес. - Прочитайте предложения, вставьте подходящую по смыслу приставку. (Устная коллективная работа. ) - Запишите предложения, в глаголах выделите корень и приставку. 7. Подбор подходящей по смыслу приставки в однокоренных гнездах. Работа по карточкам. Дидактический материал. - Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Обозначьте корень, приставку. Кусок хлеба__резали. Край бумажного листа___резали. Кисть винограда___резали. Палец___резали. Арбуз на части__резали. Звезду из бумаги___резали. Рано утром я__ехал из деревни и__ехал по дороге в соседнюю усадьбу. Я__ехал до нашей мельницы, __ехал через шаткий мостик и__ехал мимо берёзовой рощи. К полудню я уже__ехал на место. Умелая портниха Умелая портниха задумала платье__шить. Выкроила детали. Затем__шила их по швам, __шила рукава и воротник, __шила низ платья. На карманах__шила цветы. Хорошее платье вышло! Мне надо__ходить в магазин. Не следует близко__ходить к этой собаке. Вам__ходить на следующей остановке. Как надоело каждый день сюда__ходить. Каждый раз мне приходится__ходить мимо этой витрины. 8. Итог занятия. - Какая часть слова образует новые слова? - Что называют приставкой? - Какие приставки вы запомнили? Занятие 8 Тема. Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями. Цели: • отметить словообразующую и смысловую роль приставки; • практическое усвоение значений наиболее употребимых приставок; • упражняться в образовании новых слов с помощью приставок; профилактика дизорфографии;
• расширять и обогащать словарный запас детей. Оборудование: запись на доске. Ход занятия. 1. Организационный момент. Повторение. - Сядет тот, кто даст правильный, полный ответ. - Закончите определения: Корень слова —... Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка —... 2. Запись числа, темы занятия. 3. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями. На доске: звать, бить, жечь, вязать, копать, сыпать, шагать, кричать, бегать, прыгать. - Образуйте новые слова от данных с приставкой за-. Запишите их в два столбика: в первый столбик — со значением «начало действия», во второй столбик — со значением «результат». Начало действия Результат Коллективная работа. Запись, обозначение корней, приставок. 4. Развитие слухового восприятия слов, умения выделять приставку в однокоренных гнездах. - Назовите приставку слова. Запишите приставки в тетрадь. (Работа по цепочке. ) Слова: прибить, набить, подбить, пробить, выбить, разбить, сбить, перебить, взбить, обить, вбить, забить, отбить. Выговорить, договорить, заговорить, наговорить, обговорить, оговорить, переговорить, поговорить, подговорить, приговорить, проговорить, разговорить, сговорить, уговорить. 5. Физкультминутка «Буратино». Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. 6. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями. На доске: перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул. - Выпишите в два столбика слова с приставкой пере-: в первый столбик — со значением «повтор действия»; во второй столбик — со значением «чрезмерность действия». Повтор действия Чрезмерность действия Устная коллективная работа, пояснение значений слов. Самостоятельное выполнение задания. Проверка выполнения задания. - Прочитайте слова, выписанные в первый столбик, где приставка пере- вносит значение повтора действия. (Коллективное выделение корня, приставки. )
- Прочитайте слова, выписанные во второй столбик, где приставка пере- вносит значение чрезмерности действия. (Коллективное выделение корня, приставки. ) 7. Итог занятия. - Какая часть слова образует новые слова? - Что называют приставкой?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|