Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 7. Ход занятия. Умелая портниха. • практическое усвоение значений наиболее употреби­мых приставок; . Оборудование: запись на доске.




Занятие 7

Тема. Смысловая нагрузка приставок. Приставка в однокоренных гнездах.

Цели:

• отметить словообразующую и смысловую роль при­ставки;

• практическое усвоение значений наиболее употреби­мых приставок;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: дидактическая игра «Ромашка», набор картинок, дидактический материал на доске, на карточках.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Повторение.

- Садится тот, кто запомнит и назовет родственные слова из стихотворения.

Лёня с Витей в лес пошли, Всю поляну обошли, К старой ёлке подошли И огромный гриб нашли.

- Чем отличаются эти слова?

- Закончите определения: Корень слова —...

Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка—...

2. Запись числа, темы занятия.

3. Дидактическая игра «Ромашка».

 

- Прочитайте слова. Какие это слова? (Родственные, однокоренные. ) Обоснуйте ответ.

Запись слов в тетрадь. Выделение корня, гласной бук­вы в корне.

- Чем отличаются эти слова? Выделите в словах при­ставки. Составьте с каждым словом «ромашки» предло­жение.

4. Приставка в однокоренных гнездах. На доске:

В класс (взошёл, перешёл, пришёл) классный руко­водитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник. К нам в окно (улетела, прилетела, залетела) синичка. Ребята (выключили, исключили, заключили) телевизор.

- Прочитайте предложение. Вставьте подходящее по смыслу слово из скобок. Запишите предложение. Выде­лите у глагола корень, приставку.

5. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

6. Подбор подходящей по смыслу приставки. Работа с текстом.

На доске:

Зайчик__бежал из леса и__бежал к огороду. Он__бе­жал вокруг огорода, __бежал к грядке с капустой, __грыз

её, ___бежал из огорода и___бежал обратно в лес.

- Прочитайте предложения, вставьте подходящую по смыслу приставку. (Устная коллективная работа. )

- Запишите предложения, в глаголах выделите ко­рень и приставку.

7. Подбор подходящей по смыслу приставки в одноко­ренных гнездах. Работа по карточкам. Дидактический материал.

- Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Обозначьте корень, приставку.

Кусок хлеба__резали. Край бумажного листа___ре­зали. Кисть винограда___резали. Палец___резали. Ар­буз на части__резали. Звезду из бумаги___резали.

Рано утром я__ехал из деревни и__ехал по дороге в

соседнюю усадьбу. Я__ехал до нашей мельницы, __ехал

через шаткий мостик и__ехал мимо берёзовой рощи.

К полудню я уже__ехал на место.

Умелая портниха

Умелая портниха задумала платье__шить. Выкрои­ла детали. Затем__шила их по швам, __шила рукава и

воротник, __шила низ платья. На карманах__шила

цветы.

Хорошее платье вышло!

Мне надо__ходить в магазин. Не следует близко__хо­дить к этой собаке. Вам__ходить на следующей оста­новке. Как надоело каждый день сюда__ходить. Каж­дый раз мне приходится__ходить мимо этой витрины.

8. Итог занятия.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Что называют приставкой?

- Какие приставки вы запомнили?

Занятие 8

Тема. Смысловая нагрузка приставок. Одна пристав­ка с разными корнями.

Цели:

• отметить словообразующую и смысловую роль при­ставки;

• практическое усвоение значений наиболее употреби­мых приставок;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: запись на доске.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Повторение.

- Сядет тот, кто даст правильный, полный ответ.

- Закончите определения: Корень слова —...

Однокоренные или родственные слова имеют... Приставка —...

2. Запись числа, темы занятия.

3. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями.

На доске: звать, бить, жечь, вязать, копать, сыпать, шагать, кричать, бегать, прыгать.

- Образуйте новые слова от данных с приставкой за-. Запишите их в два столбика: в первый столбик — со зна­чением «начало действия», во второй столбик — со зна­чением «результат».

Начало действия                           Результат

Коллективная работа. Запись, обозначение корней, приставок.

4. Развитие слухового восприятия слов, умения выде­лять приставку в однокоренных гнездах.

- Назовите приставку слова. Запишите приставки в тетрадь. (Работа по цепочке. )

Слова: прибить, набить, подбить, пробить, выбить, разбить, сбить, перебить, взбить, обить, вбить, забить, отбить.

Выговорить, договорить, заговорить, наговорить, об­говорить, оговорить, переговорить, поговорить, подгово­рить, приговорить, проговорить, разговорить, сговорить, уговорить.

5. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

6. Смысловая нагрузка приставки. Одна приставка с разными корнями.

На доске: перевыборы, перегрелся, переутомился, пе­реписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, пе­рестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.

- Выпишите в два столбика слова с приставкой пере-: в первый столбик — со значением «повтор действия»; во второй столбик — со значением «чрезмерность действия».

Повтор действия          Чрезмерность действия

Устная коллективная работа, пояснение значений слов. Самостоятельное выполнение задания. Проверка вы­полнения задания.

- Прочитайте слова, выписанные в первый столбик, где приставка пере- вносит значение повтора действия. (Коллективное выделение корня, приставки. )

- Прочитайте слова, выписанные во второй столбик, где приставка пере- вносит значение чрезмерности дей­ствия. (Коллективное выделение корня, приставки. )

7. Итог занятия.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Что называют приставкой?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...