Занятия 4-5. Тема.Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е. Ход занятия. Занятие 6. • упражняться в образовании новых слов путем сложения корней; профилактика дизорфографии;
Занятия 4-5 Тема. Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е. Цели: • развивать умение выделять на слух родственные слова; • упражняться в образовании новых слов путем сложения корней; профилактика дизорфографии; • расширять активный и пассивный словарь учащихся. Оборудование: дидактический материал на доске, картинка, лото «Сложные слова». Ход занятия. 1. Организационный момент. - Садится тот, кто запомнит и назовет родственные слова из стихотворения. Снежная сказка Поплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. (С. Погорельский) Мы построили скворечню Для весёлого скворца, Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Всё семейство вчетвером Проживает в доме том. Мать, отец и скворушки -Чёрненькие перышки. Кормит матушка скворчат. Целый день птенцы кричат: - Мы хотим добавку -Муху и козявку! (Е. Тараховская) 2. Запись числа, темы занятия. 3. Новый материал. — Доскажите словечко. Хоть заманчив он на вид, Но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен... мухомор. (На доску вывешивается изображение мухомора. ) - Мухомор - - ядовитый гриб. Его легко узнать по ярко-красной с белыми пятнами шляпке. Свое название он получил от сочетания двух слов «мухи» и «мор». Гриб настолько ядовит, что вблизи него даже «мухи мрут». - Послушайте рассказ. Лось Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось. Он был худой, еле-еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Так он лечился. Вскоре лось скрылся. Я долго смотрел ему вслед.
- Каким грибом лечился лось? Можно ли сказать о мухоморе, что он приносит только вред? - Запишите слово «мухомор» в тетрадь. Сколько корней в этом слове? Выделите их. Это сложное слово, так как в нём два корня. Два корня соединяют в одно слово соединительные гласные о-е. Подчеркивание соединительной гласной буквы. 4. Анализ правописания сложных слов. Соединительные гласные о-е. - Сегодня мы будем работать со словами, которые имеют два корня. Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте. Где отгадка — там конец. Кто подскажет — молодец. (В. Волина) Запись слов на доске, выделение корней, соединительной гласной буквы. Там, где пыль, суёт он нос, Потому что... пылесос. Важно по морю плывёт Трёхэтажный... пароход. Кто имеет один рог? Отгадайте!... Носорог. В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... сыроежки. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт Человек им управляет. Что такое?... Самолёт. Вот зверёк с утиным носом -Он зовется... утконосом. «Пошла Муха на базар И купила... самовар» (К. Чуковский) 5. Физкультминутка. На болоте две лягушки, Две зелёные подружки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет -Всем друзьям физкультпривет! - Назовите сложное слово из стихотворения физкультминутки. 6. Развитие языкового чутья, слухового внимания. - Внимательно прослушайте предложение. Назовите сложное слово. Объясните лексическое значение. Запись сложных слов в тетрадь под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной. На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку.
Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах. 7. Игра «Составь слово». - Используя корни двух слов, составь сложное слово. Запись сложных слов под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной: носит оружие — ... Дальний Восток — ... ловит мух — ... камни тешет —... разводит овец — ... лёд колет — ... падают звёзды —... чай пить —... варит кашу —... метает огонь —... режет волны —... воду возит —... хранит воду —... утиный нос —... копает землю —... овощи разводит —... басни пишет —... хлебный завод —... солнце печёт —... лес рубит —... снег падает -- ... сталь варит —... 8. Игра. Лото «Сложные слова». 9. Итог занятия. — Как называются слова, имеющие два корня? - Какие гласные буквы соединяют два корня в составе слова?
Занятие 6 Тема. Приставка. Ее роль в словообразовании. Графическое выделение. Цели: • дать понятие о словообразующей и смысловой роли приставки; • упражняться в образовании новых слов с помощью приставок; профилактика дизорфографии; • расширять и обогащать словарный запас детей. Оборудование: дидактическая игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида), запись на доске. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Запись числа, темы занятия. 3. Дидактическая игра «Ромашка». — Прочитайте слова. Какие это слова? (Родственные, однокоренные. ) Обоснуйте ответ. Запись слов в тетрадь. Выделение корня, гласной буквы в корне. - Чем отличаются эти слова? Выделите в словах приставки. Обобщая ответы детей, сделать вывод. Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Каждая приставка несет смысловую нагрузку. Запись определения в тетрадь. - С каждым словом «ромашки» составьте предложение. 4. Роль приставок в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок.
На доске: убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь. - Выпишите в первый столбик слова, обозначающие удаление, во второй столбик — слова, обозначающие приближение. Обозначьте приставки. Сделайте вывод. Убежать прибежать Отъехать подъехать Отойти пригнать Угнать подойти Улететь прилететь Вывод. Приставки у-, oni-, onto- имеют значение удаления. Приставки при-, под-, подо ----имеют значение приближения. 5. Физкультминутка. 6. Роль приставок в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок. Работа с набором картинок (глаголы несовершенного и совершенного вида). Рассмотрите картинку и назовите действия человека: рубил — срубил, строил — построил, красил — покрасил, ставила — поставила, ремонтировал - - отремонтировал, лепил — слепил и т. д. Чем отличаются названные глаголы? От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия. Выделите приставку, которая вносит значение законченного действия. (Запись приставок логопедом на доске: при-, на-, с-... ) Ехал —... стирал —... Бежал —... мылил —... Думал —... клеил —... Варил —... вязал —... Шил —... читал — ... Считал —... мыл —... - Сделайте вывод. Какие приставки имеют значение законченности действия? 7. Итог занятия. - Какая часть слова образует новые слова? - Что называют приставкой? - Какие приставки вы запомнили?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|