Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум и тесты к главе 2




Практикум и тесты к главе 1

ПРАКТИКУМ

1. Проанализируйте следующий отрывок из диалога Платона «Федр»:

«Сократ. Так довольно нам развлекаться рассуждением о речах. А ты пойди и сообщи Лисию, что мы с тобой, сойдя к источнику нимф и в святилище Муз, услыхали там голоса, которые поручили нам сказать Лисию и всякому другому, кто сочиняет речи, да и Гомеру и всякому другому, кто слагал стих для пения и не для пения, а в-третьих, и Солону и всякому, кто писал сочинения, касающиеся гражданского устройства, в виде речей и назвал эти речи законами: если такой человек составил свои произведения, зная, в чем заключается истина, и может защитить их, когда кто-нибудь станет их проверять, и если он сам способен устно указать слабые стороны того, что написал, то такого человека следует называть не по его сочинениям, а по той цели, к которой были направлены его старания… Любитель мудрости - философ или что-нибудь в этом роде – вот что больше ему подходит …

А значит, того, кто не обладает чем-нибудь более ценным, чем то, что он сочинил или написал, кто долго вертел свое произведение то так, то этак, то склеивая его части, то их уничтожая, ты по справедливости назовешь либо поэтом, либо составителем речей… Вот это и сообщи своему приятелю».

Найдите данный диалог и прочитайте его полностью. Выясните, какие требования к правильно построенной речи предъявляет Сократ, и что, по его мнению, является главным в искусстве красноречия.

2. Он с гордостью заявлял (и с полным на то правом), что новая дисциплина (для которой у него так и не нашлось единого наименования) – его детище, что в этой области «в наличии не было ровно ничего»; «мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать (ее) с большой затратой времени и сил». Прощаясь со слушателями, он просит их учесть это обстоятельство и «быть снисходительными к упущениям в этом учении», но вместе с тем «признательными за все, изобретенное» им.

Объектом наблюдений того, о ком идет речь, служат споры, дискуссии, диспуты на произвольные темы, а суть его нового учения можно сформулировать предельно лаконично: «Оно о доказательстве».

В какой стране доказательство собственной точки зрения становится основой публичного выступления, спора? О ком идет речь в приведенном отрывке? Какое название получило созданное этим автором новое учение?

3. Аристотель различал три вида споров: 1) диалектический, 2) софистический, 3) эристический. Данные виды спора различаются, прежде всего, по целям.

A. Целью одного из этих видов является стремление к победе над противником.

B. Целью другого является достижение истины.

C. Целью третьего является извлечение пользы (корысти) из ложной мудрости.

Попытайтесь сформулировать максимально полно, какие еще отличия существуют между этими видами спора?


 

4. Проанализируйте буддийскую притчу:

«В один монастырь повадился приходить олень, и монахи угощали и ласкали его. Но однажды это увидел настоятель и избил оленя, после чего он ушел и более не приходил. Возмущенные монахи потребовали у настоятеля объяснений, и тот сказал им: «Привыкнув к вам, олень перестанет вообще бояться людей и станет слишком доверчив. А этим непременно воспользуется какой-нибудь негодяй и убьет животное. Так что пусть уж он лучше боится людей и держится от них подальше».

Какой логический прием используется в данной притче? В чем специфика притчи как способа аргументации?

 

5. Палийская «Брахмана-сутра» сообщает о том, что к Будде пришли два брахмана, обученные искусству локаяты, с просьбой разрешить дилемму: как быть, если по учению одного известного адживика мир конечен, а по учению другого (основателя джайнизма) мир бесконечен, хотя оба учителя претендуют на всеведение. После этого в монастырях появляется особая дисциплина – локаята, при изучении которой студенты делились на группы, поочередно, под руководством наставников, доказывая и опровергая «парные» тезисы типа: «Всё создано кем-то» - «Ничто никем не создано», «Всё не вечно» - «Всё вечно», «Всё является следствием чего-то» - «Ничто не является следствием чего бы то ни было» и т.п.

С какой школой древнегреческой философии можно сравнить такую практику обучения?

 



 

6. Казуистическая аргументация была свойственна как западной, так и восточной традиции. В Древней Индии мы находим такие доказательства: «Кем был создан мир? Тем-то. Ворона белая ввиду того, что ее кости белые. Журавль красный ввиду того, что его кровь красная». Приведите аналогичные примеры из древнегреческой дискуссионной практики.

 



 


7. Античный Рим, воспринявший греческое наследство, развил дальше многие приемы и методы аргументации, уделяя первостепенное внимание публичным дискуссиям государственных мужей и судебным разбирательствам. Назовите имена известных вам римских ораторов. В чем особенности стиля каждого из них?

 


 

8. Рассмотрите следующую притчу, приведенную средневековым философом Раймундом Луллием: «Однажды в окрестностях Парижа верный встретил неверного. После того, как они поприветствовали друг друга, верный спросил неверного, куда тот идет. Неверный ответил: «Я иду в Париж, где, как говорят в моих краях, много ученых мужей. Я иду туда, чтобы опровергнуть все аргументы, которые они могут выдвинуть в пользу католической веры». В свою очередь, неверный спросил верного, куда тот идет. И верный сказал: «Я иду в страну сарацинов, ибо узнал, что там живут великие философы-сарацины. Я хотел бы опровергнуть все те аргументы, которые выдвигаются ими против католической веры». Как вы думаете, на основании приведенного диалога, действительно ли философия была «служанкой теологии» в Средние века? Настолько ли «темным» было средневековье, как иногда его представляют? Приведите имена знаменитых философов («верных» и «неверных», т.е. и западных, и восточных), охарактеризуйте наиболее известные философско-богословские споры этого времени.

9. В классической риторике выделяются ораторские периоды – части речи, характеризующиеся единством темы и законченностью выражения мысли, - и логические периоды – грамматические конструкции, с помощью которых выражается умозаключение. Проанализируйте отрывок из речи Цицерона «В защиту поэта Авла Лициния Архия, выделите его логическую форму.

«Если я почувствую, что вы охотно предоставляете мне эту возможность, то я, конечно, достигну того, что вы признаете присутствующего здесь Авла Лициния не только не подлежащим исключению из числа граждан – коль скоро он является гражданином, - но решите, что, если бы даже он им не был, его следовало бы принять в их число».

ТЕСТЫ

Тест 1.

О каком искусстве сочинения речей идет речь в диалоге Платона «Федр» (см. Практикум, задание 1)? Какое название подходит для обозначения того, чем, по мнению Сократа, занимаются философы?


a) Герменевтика

b) Диалектика

c) Эристика

d) Софистика


 

Тест 2.

О ком идет речь в отрывке, приведенном в задании 2?


a) Будда

b) Платон

c) Аристотель

d) Конфуций


 

Тест 3.

Прочитайте задание 3 и определите, каким видам спора соответствуют указанные цели (выберите вариант):


a) 1А, 2В, 3С

b) 2А, 3В, 1С

c) 3А, 1В, 2С

d) 1С, 2А, 3В

 

Тест 4.

В какой школе индийской философии наиболее последовательно разработаны основы теории аргументации:


a) Буддизм

b) Джайнизм

c) Ньяя

d) Йога


 

Тест 5.

С какой школой древнегреческой философии можно сравнить практику обучения, основанную на поочередном доказывании и опровержении противоположных тезисов?


a) Софисты

b) Платоновская Академия

c) Перипатетики

d) Скептики


 

Тест 6.

К какого типа доказательствам можно отнести рассуждения, приведенные в задании 6:


a) Эристическим

b) Диалектическим

c) Софистическим

d) Логическим


Тест 7.

Выделите имя наиболее известного римского оратора, внесшего значительный вклад в развитие риторики и теории аргументации:


a) Цезарь

b) Цицерон

c) Марк Аврелий

d) Авл Метелл


 

Тест 8.

Как назывался обязательный порядок споров и дискуссий (учебных и тренировочных) в средневековых университетах:


a) Лекция

b) Семинар

c) Диспут

d) Дебаты


 

 

Тест 9.

Рассмотрите следующий отрывок и определите, какой аспект аргументации является ведущим в следующем отрывке:

«Скажи, что делал твой обнаженный меч, Туберон, в сражении под Фарсалом? Чью грудь стремилось пронзить его острие? С какими намерениями ты брался за оружие? На что были направлены твой ум, глаза, руки, твое рвение? Чего жаждал? Чего желал?» (Цицерон. Речь в защиту Квинта Лигария).


a) Этический аспект

b) Эстетический аспект

c) Риторический аспект

d) Логический аспект

 


 

Тест 10.

Прочитайте задание 9 и назовите использованные в приведенном отрывке умозаключения (не более 2-х):

a) Силлогизм

b) Полисиллогизм

c) Условно-категорическое умозаключение

d) Энтимема

e) Дилемма

Тест 11.

Вспомните, что такое (А) герменевтика, (В) семиотика, (С) аналитическая философия. Для каждого из этих направлений могут быть выделены характеризующие их слова. Например:

1. Строгость, точность, логичность, доказательность.

2. Смысл, понимание, интерпретация.

3. Знак, значение, интерпретатор.

Соотнесите указанные ряды понятий с названиями направлений (выберите вариант):

a) 1А, 2В, 3С

b) 1В, 2А, 3С

c) 1С, 2А, 3В

 

Тест 12.

Соотнесите имена авторов с названиями их произведений (выберите вариант):

Авторы: 1. Аристотель. 2. А. Шопенгауэр. 3. С.И. Поварнин.

Произведения: (А). «Спор. О теории и практике спора». (В). «О софистических опровержениях». (С). «Эристическая диалектика, или искусство побеждать в спорах».

a) 1А, 2В, 3С

b) 1С, 2А, 3В

c) 1В, 2С, 3А

 

Тест 13.

Термин «эристика» означает:

a) Искусство коммуникации

b) Искусство спора

c) Искусство красноречия


 

 


Практикум и тесты к главе 2

ПРАКТИКУМ


  1. Проанализируйте парадоксы стоиков:

1) Чего нет в городе, того нет в доме; но в городе нет колодца; следовательно, его нет и в доме.

2) Вот голова, но она не у тебя; итак, есть голова, которой у тебя нет; следовательно, головы у тебя нет.

3) Если некто в Мегарах, он не в Афинах; но человек находится в Мегарах; следовательно, в Афинах человека нет.

4) Если ты что-то говоришь, то сказанное проходит через твой рот; ты говоришь «телега»; следовательно, телега проходит через твой рот.

5) Если ты что-то не потерял, то это у тебя есть; но рога ты не потерял; следовательно, у тебя есть рога.

6) Если ты лжешь и говоришь, что это правда, значит, ты лжешь.

7) Нельзя утверждать, что два – это мало, не признав, что и три – мало, а затем, что и четыре, и так вплоть до десяти; но два – это мало; следовательно, и десять – мало.

8) Чем являюсь я, тем ты не являешься; но я – человек; значит, ты – не человек.

9) Знаешь ли ты собственного отца? – Конечно. – А если я покажу тебе закутанного человека и спрошу тебя, знаешь ли ты его, то что ты мне скажешь? – Конечно скажу, что не знаю. – А ведь там как раз и был спрятан твой отец. Если ты не знаешь этого человека, тогда, ясное дело, ты не знаешь и своего отца.

10) Электра, дочь Агамемнона, признает, что знает Ореста, своего брата, но не признает его в человеке, стоящем рядом, хотя это и есть Орест.

Какие из этих парадоксов можно назвать логическими, а какие – семантическими? Обоснуйте свою точку зрения. В чем смысл данных парадоксов, на какие познавательные проблемы они указывают?


  1. Приведите собственные примеры трех типов знаков: знаков-индексалов, знаков-икон, знаков-символов.

  1. Раскройте содержание принципов отношения именования, объясните их значение и сферу применения. Рассмотрите ошибки двусмысленности (амфиболии) в следующих примерах, объясните, что является их источником:

- Поливай растение, аккуратно посадив его.

- Он ждал ее на опушке с цветами.

- Полярники поймали медвежонка. Они кормили его мясом своих собак.

4. Все языки допускают варьирования смысла слова, резко влияющие на его значение (те объекты, на которые слово-знак указывает). Например: писатель – это и сам писатель (например, Пушкин) и его произведения (Помнишь Пушкина: «Я помню чудное мгновенье»?). Приведите примеры употребления в разных смыслах слов: Москва, Вашингтон, книга, трамвай, «Известия», тарелка, палата, аудитория.

5. Существует несколько знаменитых примеров специально сконструированных «бессмысленных высказываний», которые, тем не менее, поддаются вполне осмысленной интерпретации.

Русский лингвист Л.В. Щерба придумал такое предложение: «Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка».

Пример основателя генеративной лингвистики Н. Хомского: «Бесцветные зеленые идеи яростно спят».

Абсурдные стихи из «Алисы в стране чудес» (Л.Кэрролл):

Воркалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки

Как мюмзики в мове.

Проинтерпретируйте эти выражения, исходя из правил конструирования выражений русского языка, описывая одни слова с помощью других слов (например, идеи могут «зелеными» в смысле «незрелыми» и т.п.). Подберите свои примеры абсурдных высказываний, стихов, отрывков из художественных произведений.

6. Знаменитые сказки Л. Кэрролла являют собой пример бесконечного множества толкований. Нонсенсы и парадоксы, заложенные в двух, казалось бы, детских книжках про приключения Алисы, исследуют математики, физики, логики, лингвисты, культурологи и т.п. Так, показывается особая роль безумцев и чудаков – героев Кэррола – в создании особого «антимира», той «небыли», чепухи, изнаночного мира со всей его нереальностью, которые в Англии, ее историческом фольклоре составляют самую суть нонсенса (здесь видна близость понятию «карнавального смеха», карнавальной культуры). При безупречном чувстве языка, Кэрролл показывает сложную условность наименования, его знаковую сущность, несовпадение структуры «обозначающего» и «обозначаемого» (что становится в центр внимания философии и лингвистики в ХХ веке). Нонсенс Кэрролла может рассматриваться как своего рода интеллектуальная игра, раскрепощающая человеческий разум.

Проанализируйте предложенные ниже примеры, выявите в них несоответствие знака и значения, объясните причины и источники этого несоответствия. Подберите собственные примеры парадоксальных высказываний и ситуаций из книг Л. Кэрролла.

А) Из беседы Алисы с Огромным Комаром («Алиса в Зазеркалье»):

- А каким насекомым у вас радуются? – спросил Комар.

- Я никаким насекомым не радуюсь, потому что я их боюсь, - призналась Алиса. – По крайней мере, больших. Но я могу вам сказать, как их зовут.

- А они, конечно, идут, когда их зовут? – небрежно заметил Комар.

- Нет, кажется, не идут.

- Тогда зачем же их звать, если они не идут?

- Им это ни к чему, а нам все-таки нужно. Иначе зачем вообще знать, как что называется?

- Незачем, по-моему, - сказал Комар. – Если ты зайдешь поглубже вон в тот лес, ты увидишь, что там нет никаких имен и названий.

В) – А мораль отсюда такова: думай о смысле, а слова придут сами! – промолвила Герцогиня… - Ты, конечно, удивляешься, почему я не обниму тебя за талию. Сказать по правде, я не уверена в твоем фламинго.

- Он может и укусить, - сказала благоразумная Алиса.

- Совершенно верно, - согласилась Герцогиня. Фламинго кусаются не хуже горчицы. А мораль отсюда такова: это птицы одного полета!

- Только горчица совсем не птица, - заметила Алиса.

- Ты, как всегда, совершенно права, - сказала Герцогиня. – Какая ясность мысли!

- Кажется, горчица – минерал, - продолжала Алиса задумчиво.

- Конечно, минерал, - подтвердила Герцогиня. – Минерал огромной взрывчатой силы. Из нее делают мины и закладывают при подкопах… А мораль отсюда такова: хорошая мина при плохой игре – самое главное!

- Вспомнила, сказала вдруг Алиса. – Горчица это овощ. Правда, на овощ она не похожа – и все-таки это овощ!

- Я совершенно с тобой согласна, сказала Герцогиня. – А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время. Или, хочешь, я сформулирую это попроще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.

С) Сцена на суде Червонного Короля и Королевы: …Тут одна из морских свинок громко зааплодировала и была подавлена. (Так как это слово нелегкое, я объясню, что оно значит. Служители взяли большой мешок, сунули туда свинку вниз головой, завязали мешок и сели на него.)

«Я очень рада, что увидела, как это делается, - подумала Алиса. – А то я так часто читала в газетах: «Попытки к сопротивлению были подавлены…» Теперь-то я знаю, что это такое!»

7. Дж. Остин, создатель теории речевых актов, отталкивался от следующего наблюдения: в языке существуют глаголы, которые, если поставить их в позицию 1-го лица ед. числа, аннулируют значение истинности всего предложения (то есть предложение перестает быть истинным или ложным), а вместо этого сами совершают действие. Например, председатель говорит:

(1) Объявляю заседание открытым.

Священник говорит жениху и невесте:

(2) Объявляю вас мужем и женой.

Встречный на улице говорит пожилому профессору:

(3) Приветствую, вас, господин профессор!

Провинившийся школьник говорит учителю:

(4) Обещаю, что это никогда не повторится.

Прокомментируйте, в чем специфика данных предложений. Какого типа речевые акты представлены в них? Назовите условия их успешности и неуспешности.

8. Проанализируйте следующие тексты с точки зрения смысла используемых выражений, соответствия их описываемым ситуациям. Установите источники парадоксов и недоразумений.

А) Из притч о Ходже Насреддине. Однажды мулла купил мясо и принес домой. Жена спросила:

- Что из него сварить?

- Откуда я знаю? Свари то, что из него получится.

Жена переложила мясо с руки на руку, поглядела на него и сказала:

- Мясо хорошее, из него можно сварить всё, что угодно.

- Тогда и свари всё.

В) Насреддин пошел на базар покупать осла. Там было много крестьян, и торговля ослами шла вовсю. Тут один прохожий заметил:

- Здесь, кроме ослов и крестьян, никого нет.

- А вы крестьянин? – спросил Насреддин.

- Нет, - ответил прохожий.

- Так кто же тогда?

С) Однажды Насреддину предстояла дальняя поездка. Он продырявил пустую тыкву и повесил ее на шею, чтобы не потеряться. Ночью, когда он спал, один шутник снял эту тыкву и надел на шею себе. Утром Насреддин увидел свою тыкву на чужой шее и воскликнул:

- Я – вот этот человек! Но кто же тогда я?

9. В речевом общении синонимичные выражения могут вести себя совершенно по-разному: они могут подчеркивать или выделять разные аспекты ситуации, передавать или обозначать разные действия или обозначать разное отношение к тому, о чем идет речь.

Рассмотрим пример:

Мать Данилы обнаружила, что в банке меньше печенья, чем следовало бы. Подозрение немедленно падает на Данилу. Свое подозрение мать может выразить различными способами:

(1) Это ты взял печенье, Данила?

(2) Это ты стибрил печенье, Данила?

(3) Это ты свистнул печенье, Данила?

(4) Это ты стянул печенье, Данила?

(5) Это ты стащил печенье, Данила?

(6) Это ты украл печенье, Данила?

Проанализируйте выражения (1) – (6) с точки зрения: а) соответствия фактам; в) способов выражения отношения матери к «криминальному поведению» Данилы.

Придумайте подобные примеры, характеризующиеся выбором тех или иных выражений при описании одной и той же конкретной ситуации (например, журналист может писать об «участии страны А. в делах страны Б.» или об «агрессии страны А. по отношению к стране Б.» и т.п.).

  1. Рассмотрите приведенные в учебнике Постулаты речевого общения. Приведите примеры нарушения (вынужденного или сознательного) данных постулатов. Объясните, в чем вы видите разницу между следующими постулатами:

1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

2. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Почему «много информации» может быть столь же неудовлетворительным как «мало информации»?

  1. Проанализируйте следующие метафоры; придумайте примеры, обосновывающие их; дополните приведенные сравнения своими метафорами:

А) Метафоры понятия «спор»: спор – это война; спор – это путешествие; спор – это вместилище; спор – это строение.

В) Метафоры понятия «любовь»: любовь – это война; любовь – это путешествие; любовь – это сумасшествие; любовь – это совместное произведение искусства.

  1. Придумайте собственные примеры литоты, гиперболы, эвфемизмов, синекдохи, метонимии.

 

ТЕСТЫ

Тест 1.

Какие из приведенных в задании 1 парадоксов получили названия: (А) «Куча», (В) «Покрытый», (С) «Рогатый», (D) «Не-кто», (E) «Лжец»? Установите соответствие.


a) A-8, B-3, C-5, D-10, E-9

b) A-7, B-9, C-5, D-3, E-6

c) A-4, B-10, C-5, D-11, E-8

d) A-1, B-6, C-5, D-8, E-2

Тест 2.

Определите соответствие:

1. Индексал 2. Икона 3. Символ

A. Фотография (рисунок) отпечатка ноги преступника, сделанная судебным экспертом

B. Отпечаток ноги, увиденный Робинзоном Крузо на острове

C. Отпечаток ноги, высеченный в гранитном монументе славы

Варианты ответа:


a) 1-А, 2-В, 3-С

b) 1-В, 2-А, 3-С

c) 1-С, 2-В, 3-А

d) 1-А, 2-С, 3-В

Обозначим принципы отношения именования:

a) Принцип однозначности

b) Принцип предметности

c) Принцип взаимозаменимости

В тестах 3 – 6 вашей задачей будет определить, какой из принципов нарушен в каждом из приведенных примеров.

Тест 3.

(1) Джорджоне = Барбарелли

(2) Барбарелли назвали «Джорджоне» за его высокий рост

(3) Джорджоне назвали «Джорджоне» за его высокий рост

Почему из истинных посылок 1-2 мы получаем ложное заключение 3? Какой принцип отношения именования здесь нарушен?

Пояснение. «Джорджоне» по-итальянски означает «длинный», и это было прозвище данное художнику, чья настоящая фамилия была Барбарелли.

Тест 4.

Звонок на популярную радиостанцию во время передачи для автомобилистов, в которой ведущий рекламирует различные марки автомобилей.

Вопрос слушательницы: «Что вы можете посоветовать девушке за 10-20 тысяч долларов?»

Ведущий (глубокомысленно): «Я много чего могу посоветовать девушке за 10-20 тысяч долларов».

Какой принцип отношения именования нарушен в этом случае?

Тест 5.

Одной из главных причин трагедии Эдипа, описанной Софоклом в его «Царе Эдипе» стало то, что он женился на своей матери. Мать Эдипа = Иокаста. Следовательно, причиной трагедии стала женитьба Эдипа на Иокасте.

Выполнение какого принципа отношения именования ведет к утрате смысла утверждения (ведь сама по себе женитьба на женщине по имени Иокаста не может служить причиной трагедии)?

Тест 6.

Поскольку мыши портят книги и к тому же мыши – имя существительное во множественном числе, можно смело утверждать, что некоторые существительные, особенно во множественном числе, портят книги.

Какой принцип отношения именования нарушен в этом случае?

Тест 7.

Определите соотношение названий разделов семиотики с их определениями:

1. Синтактика (синтаксис) 2. Семантика 3. Прагматика

А. Направление, связанное с отношением слушателя и говорящего к словам, которые они говорят и слышат.

В. Раздел, занимающийся отношениями между словами.

С. Наука, исследующая отношения между языком и тем, что этому языку соответствует, или что им обозначается.

Варианты:

a) 1-А, 2-В, 3-С

b) 2-А, 3-В, 1-С

c) 3-А, 2-С, 1-В

Тест 8.

Выделите в предложении «Одиссей был высажен на берег Итаки в состоянии глубокого сна» выражения, имеющие смысл, но не имеющие значения (денотата):


a) Итака

b) Одиссей

c) «Состояние глубокого сна»

d) «Был высажен»

e) Предложение в целом


Тест 9.

Приведите в соответствие названия научных теорий с фамилиями их авторов:

1. Семиотика 2. Теория речевых актов 3. Неориторика

(А) Х. Перельман; (В) Ч. Пирс, Ч. Моррис; (С) Дж. Остин, Дж. Серль, П.Ф. Строссон

Варианты:

a) 1-А, 2-В, 3-С

b) 1-В, 2-С, 3-А

c) 1-С, 2-А, 3-В

Тест 10.

Речевые акты бывают:

a) Истинными или ложными

b) Выполнимыми или невыполнимыми

c) Успешными или неуспешными

Тест 11.

Установление соответствия между знаками и ситуациями, к которым они применяются, называется:

a) Интерпретацией

b) Репрезентацией

c) Коммуникацией

Тест 12

Установите, к какому типу речевых актов относятся следующие выражения:

(1) Предупреждаю, что бык вот-вот бросится.

(2) Предупреждаю: отстань от моей сестры!

(3) Я нахожу вас виновным в предъявленном обвинении.

(4) Я сожалею, что я это сделал.

(5) Я планирую починить это для вас на следующей неделе.

(6) Если вам нужна будет помощь, позвоните мне на работу.

(7) Я думаю, что он лжет.

Типы речевых актов:

A. Информатив

B. Директива

C. Комиссив (клятвы и обещания)

D. Экспрессив

E. Декларация

Варианты:

a) 1-А, 2-B, 3-E, 4-D, 5-C, 6-C, 7-A

b) 1-B, 2-B, 3-C, 4-A, 5-E, 6-D, 7-D

c) 1-E, 2-C, 3-A, 4-D, 5-B, 6-A, 7-E

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...