Режимы тренировочной работы и требования по видам подготовленности
Сокращения: ОФП - общая физическая подготовка, СФП - специальная физическая подготовка
Многолетняя подготовка является высшим структурным уровнем, на котором намечаются наиболее общие задачи, определяющие стратегию достижений высот спортивного мастерства. Ее рациональное построение требует учета многих факторов и закономерностей достижения максимальных результатов. Выделение каждого этапа связано с решением определенных задач подготовки хоккеиста. Рационально построенная многолетняя подготовка предполагает строгую последовательность в решении этих задач, обусловленную биологическими особенностями развития организма человека, закономерностями становления спортивного мастерства в данном виде спорта, динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок, эффективностью тренировочных средств и методов подготовки и других факторов подготовки.
Этапы многолетней подготовки, как правило, не имеют четких возрастных границ и фиксированной продолжительности. Их начало и завершение может смещаться (в определенных пределах) в зависимости от факторов, влияющих на индивидуальные темпы становления спортивного мастерства. Переход обучающегося от одного этапа подготовки к другому характеризуется прежде всего степенью решения задач прошедшего этапа. С учетом специфики вида спорта хоккей определяются следующие особенности тренировочного процесса: - комплектование групп, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с возрастными особенностями развития; - в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья обучающихся. Раздел 2. Учебный план Учебный план тренировочных занятий – это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов основных разделов подготовки обучающихся по возрастным этапам и годам обучения. В плане определены оптимальные суммарные объемы тренировочной деятельности. На протяжении всего периода обучения в учреждении, обучающиеся проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых решается ряд задач в соответствии с возрастом и уровнем физического развития.
При планировании содержания общей и специальной физической подготовки учитывается возраст обучающихся (как паспортный, так и биологический) и сенситивные периоды развития физических качеств (таблица 1). · С увеличением общего годового временного объема изменяется соотношение времени, отводимого на различные виды подготовки по годам обучения. · Постепенный переход от освоения основ техники и тактики хоккея к основательному изучению и совершенствованию сложных технико-тактических действий на основе одновременного развития специальных физических и психических способностей. · Увеличение объема тренировочных нагрузок. · Увеличение объема игровых и соревновательных нагрузок. · Повышение уровня спортивного мастерства, за счет надежности, стабильности и вариативности, технико-тактических и игровых действий в условиях напряженной соревновательной деятельности. Общее количество учебных часов определено суммированием времени, отводимого на общую и специальную физическую подготовку, включая техническую, тактическую, теоретическую, психологическую, технико-тактическую (игровую) подготовку, участие в соревнованиях. Соотношение общей и специальной физической подготовки, технической подготовки определяется в первую очередь задачами каждого этапа подготовки. На этапе начальной подготовки объемы общей физической подготовки и специальной физической подготовки составляют 17% и 6% соответственно от общего объема тренировочной работы. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) возрастает объем специальной физической подготовки. На данном этапе подготовки постепенно изменяется соотношение средств технико-тактической (игровой) подготовки в соответствии с повышением уровня подготовленности обучающихся. В связи с этим объемы технико-тактической (игровой) подготовки возрастают за счет уменьшения технической подготовки. Планирование объемов работы осуществляется при соблюдении принципа постепенности. Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данных групп на 42 недели занятий.
В таблицах 3 и 4 приведен объем основных видов подготовки на различных этапах подготовки. Таблица 3 Учебный план тренировочных занятий (час)
Таблица 4 Соотношение средств подготовки по годам обучения (в %)
Количество соревнований, в которых должны принять участие обучающиеся в процессе занятий по этапам подготовки, представлено в таблице 5. План годичного цикла подготовки Построение годичного цикла подготовки обучающихся является одним из важнейших компонентов программы. Данная программа включает в себя содержание и последовательность изучения программного материала, виды контроля за общей и специальной физической, технической, тактической подготовкой по этапам многолетней и годичной подготовки, а также объемы основных параметров подготовки. Для более детального планирования годичного цикла используется календарный план с делением на месяцы и недели. В нем отражается планирование количественных и качественных показателей организации и содержания тренировочного процесса, средств и методов контроля тренировки и восстановления. Особенность этапа начальной подготовки - работа с обучающимися с разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном цикле проводится по месячным циклам. В августе тренировочные занятия проводятся с использованием общей физической подготовки с акцентом на развитие гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, а также гармоничное развитие всех мышечных групп. В сентябре включается специальная физическая и техническая подготовка на льду с акцентом на обучение техники катания и развития основных двигательных качеств. Внимание уделяется тактической подготовке и теоретическим знаниям. В течение всего года используется широкий круг средств и методов подготовки, направленных на развитие обучающихся. Задачей этого этапа является формирование у обучающихся интереса к занятиям хоккеем, всестороннее гармоничное развитие физических способностей и овладение основами техники и тактики спорта, подготовка наиболее одаренных из них к переходу на следующий этап подготовки. На тренировочном этапе годичный цикл включает в себя подготовительный, соревновательный и переходный периоды. На тренировочном этапе до двух лет (начальная специализация) главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, применяются средства специальной физической подготовки, расширяется арсенал тактико-технических приемов, совершенствуются необходимые навыки и умения.
На тренировочном этапе свыше двух лет (углубленная специализация) решаются задачи средствами ОФП по дальнейшему повышению уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, закрепление технических навыков. На тренировочном этапе увеличивается число и продолжительность тренировочных занятий, изменяется соотношение между ОФП, СФП, технической и тактической подготовкой. Годичный цикл подготовки хоккеистов имеет 4 периода в зависимости от контингента обучающихся и календаря соревнований: - общеподготовительный; - специально-подготовительный или предсоревновательный; - соревновательный; - переходный. Каждый период имеет свои конкретные задачи, в соответствии с которыми используются различные средства и методы подготовки. Программа содержит инструкторскую и судейскую практику, восстановительные мероприятия и медицинское обследование. Общее число часов программы определено суммированием времени отводимого на общую и специальную физическую подготовку, включая техническую, тактическую, теоретическую, психологическую подготовку, участие в соревнованиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|