Эпоха подготовки почвы: 1900-1917 гг.
Журналисты, охотно проводившие независимые расследования - Дэвид Грэхем Филлипс (David Graham Phillips), Линкольн Стеффенз (Lincoln Steffens), Чарльз Эдвард Рассел (Charles Edward Russell), Антон Синклер Upton Sinclair), Ида Тарбелл (Ida Tarbell) и другие, - умело использовали в своей деятельности новые общенациональные форумы, появление которых стало возможным благодаря популярным журналам, охватившим всю страну системам проводной связи и информационным синдикатам. Реджиер (Regier) утверждает: "Журналистские расследования... были неизбежным результатом десятилетий безразличия общественности к беззакониям и нарушениям норм морали, сопровождавшим период промышленного развития Америки".37 Период реформ и протестов продолжался примерно с 1900 по 1912 гг. Журналистам удалось достучаться до людей и побудить их к действиям. До 1900 г. агитация велась в основном среди фермеров и малоквалифицированных рабочих; сейчас городские средние классы поднимают шум по поводу коррупции среди государственных чиновников и злоупотреблений крупного бизнеса. Результаты журналистских расследований обошли страницы множества популярных журналов и газет, имеющих огромные тиражи. В 1900 г. издавалось не менее 50 известных по всей стране журналов, причем тиражи некоторых из этих журналов составляли 100000 и более экземпляров. Тираж журнала Ladies Home Journal, основанного лишь 17 лет назад, приближался к миллиону экземпляров. Влияние средств массовой информации непрерывно росло.38 "Именно журналистские расследования позволили обществу узнать о своих недугах".39 Эту работу начал в 1903 г. Томас У. Лоусон (Thomas W. Lawson) публикацией в журнале McClure's своей серии Обезумевших финансов (Frenzied Finance). История компании Standard Oil, принадлежащая перу Иды Тарбелл, характеризовалась современниками как "бесстрашное разоблачение моральной нечистоплотности предпринимателей, рядящейся в тогу респектабельности и набожности", а роман Антона Синклера Джунгли — как демонстрация грязных (в прямом и переносном смысле) методов, широко применяемых на предприятиях по переработке мяса. Обе эти книги буквально шокировали общественность. Период общественных протестов и реформ характеризовался появлением регулирующего законодательства и породил целую волну "лопнувших трестов". Предпринимателей вынудили перейти к обороне.
Капитаны бизнеса, привыкшие к тому, что их деятельность окутана покровом тайны, почувствовали необходимость оправдаться перед обществом, но не знали, как это сделать. Их первым побуждением было обратиться к своим специалистам по планированию рекламы и юристам. На первых стадиях эпохи разоблачений многие крупные корпорации попытались заткнуть рот прессе, размещая рекламу в послушных средствах массовой информации и удерживая на голодном пайке строптивцев. Американскому сенатору Джону Ф. Драйдену (John F. Dryden), президенту Prudential Insurance Company, с помощью давления, оказываемого рекламным отделом своей компании, удалось предотвратить появление критической статьи в свой адрес и вместо этого обеспечить публикацию чрезвычайно хвалебного материала в журнале Cosmopolitan.40 Вслед за разоблачениями махинаций в страховом бизнесе, сделанными Комитетом Армстронга штата Нью-Йорк, Нью-йоркская компания взаимного страхования жизни поручила Н. У. Эйеру (N.W. Ауеry) провести рекламную кампанию по восстановлению общественного доверия к страховому бизнесу.41
Первые фирмы Бюро по организации паблисити. Первая в стране фирма по организации паблисити, которая явилась прототипом современной PR-фирмы, была основана в Бостоне в середине 1900 г. Джордж В. С. Микаелис (George V.S. Michaelis), Герберт Смолл (Herbert Small) и Томас О. Марвин (Thomas О. Marvin) организовали так называемое Бюро по организации паблисити "с целью выполнения функций пресс- агента для как можно большего количества клиентов и за такую плату, которую эти клиенты будут способны выдержать". Лидером этого нового предприятия стал Микаелис (Michaelis), бостонский журналист, однажды описанный своим коллегой как "молодой человек, не особо разборчивый в средствах" (Микаелис руководил фирмой до 1909 г.). Одним из первых работников этой фирмы стал Джеймс Драммонд Эллсворт (James Drummond Ellsworth), который впоследствии работал с Теодором Н. Вейлом (Theodore N. Vail) над созданием программы паблик ри- лейшенз для American Telephone and Telegraph Company.42
Первым клиентом этого Бюро по организации паблисити стал Гарвардский университет. Президент фирмы, Микаелис, отправил президенту Гарвардского университета хвастливое послание, в котором расписывал первые несуществующие успехи фирмы: "Мы добились потрясающих успехов в публикации статей, и я буду рад показать вам соответствующие вырезки из газет при нашей личной встрече". А в последующем письме он представил проект того, что, несомненно, явилось первым договором о "фиксированной оплате плюс расходы". Что касается вопросов оплаты, то, как нам представляется, вы должны выплачивать нашему Бюро по 200 долларов в месяц за наши профессиональные услуги, а также за услуги художника, связанные с выполнением им необходимого объема работ. Эта сумма должна включать все, за исключением оплаты механической работы (например, печать и изготовление вырезок из газет), а также почтовых расходов, связанных с рассылкой материалов. По всем этим расходам Бюро выставляет счет Университету.43 Реорганизованное Бюро получило общенациональную известность в 1906 г., когда его услугами решили воспользоваться руководство национальных железных дорог, стремившееся воспрепятствовать принятию нежелательного регуляторного законодательства, которое в ту пору пытался протащить через Конгресс Президент Рузвельт. Вот что по этому поводу пишет Рей Станнард Бейкер: Источником информации для общества является газета. Поэтому первой заботой руководства железных дорог был выход на газеты. Для реализации этого замысла была выбрана фирма по организации паблисити со штаб- квартирой в Бостоне... Фирма немедленно была расширена. Ее бостонский штат был пополнен новыми сотрудниками, а в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне, Сент- луисе, Топеке и Канзасе были открыты новые офисы. На работу были приняты агенты в Южной Дакоте, Калифорнии и многих других местах.
По словам Бейкера, Бюро по организации паблисити предпочитало скрытные методы деятельности, стараясь "ни в коем случае не рекламировать свои связи с железными дорогами". Для насыщения национальной прессы (в особенности еженедельников) пропагандистскими материалами, касающимися железных дорог, эта фирма эффективно пользовалась такими инструментами, как поиск фактов, организация паблисити и личные контакты. Кампания, однако, приносила мало пользы, поскольку в 1906 г. (после того как президент Рузвельт использовал национальные средства массовой информации для обнародования достаточно убедительных фактов) был принят Хепбернский акт, представлявший собой умеренно жесткую регуляторную меру. Неудачное проведение общенациональной компании по организации паблисити побудило руководство железных дорог пересмотреть использовавшиеся ими методы паблик рилейшенз и в течение нескольких последующих лет создать свои собственные отделы по связям собщественностью. Бюро по организации паблисити кануло в лету в 1911 г., когда о нем в последний раз упомянули в бюллетене антипаблисити Американской ассоциации издателей газет.45 Другие отрасли предпочли обратиться за услугами к специалисту, который, по их мнению, был в состоянии донести до общества нужную им информацию. Это положило начало крупномасштабной вербовке журналистов, которые должны были выполнять роль интерпретаторов политики корпораций и прочих общественных учреждений. Некоторые репортеры последовали примеру Бюро по организации паблисити и создали подобные ему фирмы. Учитывая повышенную концентрацию народных представителей на Капитолийском холме, вряд ли стоит удивляться тому факту, что одна из первых таких фирм появилась именно в Вашингтоне.
Smith and Walmer. Второй фирмой (и первой в Вашингтоне) стала фирма Smith and Walmer. Уильям Вольф Смит (William Wolf Smith) решил в 1902 г. оставить свою работу корреспондента газет New York Sun и Cincinnati Enquirer и открыть в столице США собственный "бизнес по организации паблисити" совместно с партнером по фамилии Уолмер (Walmer). (Роль Уолмера и его доля в совместном со Смитом предприятии остаются неизвестными.) Один из репортеров газеты New York Times впоследствии вспоминал, что фирма Smith and Walmer предлагала свои "услуги в качестве пресс- агентов всем, кто хотел решать какие-то проблемы в Конгрессе". С 1902 по 1914 гг. Смит сочетал работу в качестве нештатного вашингтонского корреспондента нескольких газет с выполнением функций источника информации о Конгрессе для заинтересованных торговых ассоциаций и публициста, действующего по заказу тех же торговых ассоциаций. В 1916 г. он закрыл фирму и вернулся в юридическую школу, которую он покинул в 1893 г., чтобы заняться журналистской деятельностью. В том же 1916 г. он стал дипломированным юристом. Его "юридическая практика", в основном посвященная лоббированию в интересах новых регуляторных агентств, возникших в результате журналистских расследований и разоблачений, оказалась прототипом многих юридических контор и PR-фирм, появившихся впоследствии в Вашингтоне и столицах штатов и занимавшихся лоббистской деятельностью. Его юридический партнер (на то время) писал впоследствии о Смите: Его практика была больше ориентирована на министерства и комитеты Конгресса, чем на суды. На этой работе он представлял в разные моменты времени интересы ряда клиентов, хорошо известных в мире бизнеса, и, по- видимому, они были довольны результатами его работы. Он часто — и с немалым успехом — встречался с представителями различных комитетов Конгресса и министерств, а подаваемые им письменные материалы были подготовлены на высоком профессиональном уровне. Он умел вникнуть в суть проблемы..., что, по- видимому, является следствием его разностороннего образования и опыта — как юриста и журналиста.47 Parker & Lee. Также в "эпоху подготовки почвы" бывший репортер из Буффало и опытный политический публицист Джордж Ф. Паркер (George F. Parker) и молодой публицист Айви Ледбеттер Ли (Ivy Ledbetter) учредили в Нью-Йорке третью фирму — Parker & Lee. Они стали партнерами еще в 1904 г., после совместной работы в штаб- квартире демократической партии над организацией паблисити для судьи Элтона Паркера, проигравшего президентскую гонку Теодору Рузвельту. Фирма Parker & Lee просуществовала менее четырех лет, однако младший партнер — Ли — стал впоследствии одним из наиболее известных первопроходцев в области паблик рилейшенз.
Hamilton Wright Organization, Inc. Четвертая фирма — Hamilton Wright Organization, Inc. — была основана в 1908 г., когда Гамильтон Мерсер Райт (Hamilton Mercer Wright), нештатный журналист и публицист, открыл в Сан-Франциско собственную "контору по организации паблисити". Первой работой Райта по организации паблисити был Калифорнийский промоушен- комитет, однако его хорошо знали и по организации кампании рекламирования Майами, проведенной с помощью визуальных средств. Первым заказом, над которым работало его агентство, стало рекламирование Филиппинских островов в интересах американского бизнеса, что сделало его контору первой международной фирмой. В 1917 г., после 18 месяцев работы в качестве нештатного журналиста, писавшего для газет свои путевые заметки, и деятельности, связанной с организацией паблисити в странах Центральной и Южной Америки, он перебрался в Нью-Йорк. Первая мировая война подорвала его бизнес, связанный с рекламированием туризма в странах Центральной Америки по заказу United Fruit Company. Его сын и внук, унаследовавшие его имя, пошли по стопам основателя фирмы, специализируясь на рекламе зарубежных стран в Соединенных Штатах. В 1969 г. Райтам пришлось закрыть свою фирму, после того как в середине 60-х в сенатском комитете по иностранным делам состоялись слушания, организованные сенатором Дж. Уильямом Фулбрайтом (J. William Fulbright) и имевшие весьма неприятные последствия для бизнеса, которым занималась эта фирма. Результатом слушаний стало ужесточение поправки к Акту о регистрации зарубежных агентов от 1938 г. По этому поводу Райты утверждали, что они никогда не занимались "политической пропагандой" в пользу своих зарубежных клиентов, что их интересовали только вопросы пропаганды туризма и торговли -"паблисити в связи с возможностями, открывающимися в промышленности, паблисити в целях привлечения внимания к природным ресурсам страны".48 Pendleton Dudley and Associates. Это пятое по счету агентство возникло в первом десятилетии двадцатого века и просуществовало до 1988 г. Пендлтон Дадли (Pendleton Dudley), которому было уготовано судьбой стать одной из самых влиятельных фигур в области паблик рилейшенз на целых полстолетия, воспользовался советом своего приятеля Айви Ли и открыл в 1909 г. собственную контору по организации паблисити (в районе Уолл- стрит в Нью-Йорке). Первый крупный клиент Пендлтона Дадли, компания AT&T, была постоянным клиентом фирмы до самой смерти ее основателя (он умер в 90- летнем возрасте в 1966 г.). В течение всех этих 57 лет Дадли оставался активно действующим главой своей фирмы, которая в 1946 г., объединившись с Томасом Д. Ютци (Thomas D. Yutzy) и Джорджем Андерсоном (George Anderson), превратилась в PR-фирму Dudley-Anderson-Yutzy Public Relations. В 1970 г. сестры Барбара Хантер (Barbara Hunter) и Джин Шуновер (Jean Schoonover) приобрели эту фирму и заменили ее название на D-A-Y. В 1983 г. эта фирма стала филиалом Ogilvy & Mather, а самостоятельное название и деятельность D-A-Y сохранялись вплоть до 1988 г.49 Thomas R. Shipp and Со. В 1914 г. Томас Р. Шипп (Thomas R. Shipp) организовал шестую по счету в стране (и вторую в Вашингтоне) фирму. Шипп, подобно Уильяму Вольфу Смиту, был выходцем из Индианы и в прошлом занимался репортерской деятельностью. Он потратил шесть лет на изучение паблисити и политики у двух экспертов в этой области: Теодора Рузвельта и Гиффорда Пинкота. В 1909 г. они возложили на Шиппа обязанности по организации административной работы и паблисити в только что образованной Национальной ассоциации экономного использования ресурсов (National Conservation Association) - "центра пропаганды экономного использования ресурсов". Историки отмечают особую роль этой ассоциации в появлении в нашем лексиконе таких терминов, как "экономное использование ресурсов" и "природные ресурсы".50 Шипп открыл свою собственную "компанию по организации паблисити" как раз в то время, когда Смит закрыл свою, чтобы вернуться в юридическую школу. Когда Соединенные Штаты вступили в первую мировую войну, Шипп возглавил кампанию по сбору средств в пользу Американского общества Красного Креста. После войны такие корпорации, как General Motors, Standard Oil Company of New York, Swift & Company и International Harvester нередко обращались за помощью и консультациями к вашингтонской фирме Шиппа. Умер он в 1952 г.
Первопроходцы
Большей частью бывшие репортеры нанимались крупными компаниями в качестве пресс- агентов с целью противодействия журналистским разоблачениям. Чаще всего они демонстрировали недостаточное понимание фундаментальных проблем соответствующего конфликта, однако бывали и исключения из этого правила. Одним из таких исключений был Айви Ли (Ivy Lee), выходец из Джорджии. Айви Ледбеттер Ли (Ivy Ledbetter Lee), выпускник Принстона и репортер, освещающий экономические вопросы, обнаружил возможность зарабатывать значительно больше денег, обслуживая частные организации, которым требовалось иметь свой собственный "голос" в средствах массовой информации. В 1903 г., после пяти лет работы репортером, Ли оставил свою недостаточно прибыльную репортерскую деятельность в жур нале World и включился в проведение кампании по выборам мэра Нью-Йорка на стороне одного из кандидатов - Сета Лоу. В ходе президенской кампании 1904 г. ему пришлось работать совместно с Джорджем Ф. Паркером в пресс- бюро Национального комитета демократической партии. В ходе трех президентских кампаний Паркер занимался организацией паблисити для Гровера Кливленда, однако Кливленду, когда он в течение двух сроков выполнял обязанности Президента США, так и не хватило ума использовать Паркера в качестве своего пресс- секретаря.51 В 1904 г. Паркер вновь принял участие в политических баталиях, занимаясь организацией паблисити для Национального комитета демократической партии в ходе неудачно завершившейся кампании против повторного избрания президентом США Теодора Рузвельта. Помощником Паркера в этой кампании был Ли. Совместная деятельность привела их к решению стать постоянными деловыми партнерами. Это решение окончательно оформилось в 1908 г., когда Айви Ли стал первым агентом по организации паблисити Пенсильванской железнодорожной компании. В тот год Паркер установил партнерские отношения и с К. А. Бриджем (С.А. Bridge), тогда городским редактором газеты New York Herald. Партнерские отношения между Паркером и Бриджем закончились в 1913 г. — предположительно из- за того, что в тот год Паркеру было поручено организовывать паблисити для Протестантской епископальной церкви (этой работой он занимался до 1919 г.). В 1920 г. Паркер вернулся в политику: генерал Леонард Вуд принял его на работу в должности консультанта на время проведения очередной президентской кампании. На сей раз Паркер выполнял заказ Республиканской партии.52 Ли, когда его приняли на работу в качестве представителя скандально известного Джорджа Ф. Гейра (George F. Bayer) и его заместителей в ходе забастовки угольщиков 1906 г., издал так называемую "Декларацию принципов". Положения, высказанные Ли в этой "Декларации", оказали огромное влияние на эволюцию пресс- агентства и превращение его в организацию паблисити (и последующее превращение организации паблисити в паблик рилейшенз). Эрик Голдман (Eric Goldman) отмечает, что появление этой "Декларации" знаменует собой начало второй стадии развития PR. Общественность уже невозможно было игнорировать (в традиционной для бизнеса манере), ее уже невозможно было дурачить (в манере, ставшей к тому времени традиционной для пресс- агентов).03 Ее нужно было информировать. Декларация Ли, разосланная всем городским редакторам, содержит следующие положения. Это — не какое- нибудь тайное пресс- бюро. Вся наша деятельность открыта для общества. Наша задача — поставлять информацию. Это — не рекламное агентство: если вы полагаете, что наши материалы можно использовать для рекламы вашего бизнеса, то глубоко заблуждаетесь. Наши материалы отличаются точностью. Дальнейшие подробности по любой затрагиваемой нами проблеме будут предоставлены по первому же требованию; мы также готовы оказать помощь любому редактору в проверке достоверности любых фактов, на которые мы ссылаемся в своих материалах... Короче говоря, наш план заключается в честном и открытом — от лица частных и общественных организаций — обеспечении прессы и общественности Соединенных Штатов своевременной и точной информацией по вопросам, представляющим для граждан определенную ценность и интерес.54 В ходе забастовки угольщиков Ли воплотил декларируемый им новый подход в жизнь. Работа репортеров, которым было поручено освещать ход этой забастовки, чрезвычайно упростилась, поскольку каналы коммуникации оказались для них относительно открытыми. Хотя репортеры и не были допущены на конференции, организовываемые комитетом забастовщиков, Ли предоставлял им всю необходимую информацию после каждой такой встречи. Ли одним из первых использовал в своей практике в широких масштабах систему раздачи информационных материалов прессе (handout), которые в наше время называют пресс- релизами (press release), или сообщениями для прессы (news release). Достигнутые им успехи в благоприятном для угледобывающих компаний освещении в прессе событий, связанных с забастовкой угольщиков, привели к тому, что летом 1906 г. услугами фирмы Parker and Lee решило воспользоваться руководство Пенсильванской железнодорожной компании. Ли выполнил и этот заказ.05 В этот период Ли пользовался термином паблисити для обозначения того, что в наше время называют паблик рилейшенз. Успехи Ли, как и сама концепция паблисити, отличались завидным постоянством. В декабре 1914 г. Ли, по предложению Артура Брисбейна (Arthur Brisbane), назначили личным советником Джона Д. Рокфеллера мл. Семейство Рокфеллеров подвергалось ожесточенным нападкам со стороны прессы в связи с антизабастовочными мерами, предпринимавшимися их компанией Colorado Fuel and Iron Company. Ли выполнял заказы Рокфеллеров до самой своей смерти в 1934 г. Айви Ли немало сделал для закладки основ современной практики PR. Несмотря на то что, по крайней мере, до 1919 г. Ли вообще не пользовался термином паблик рилейшенз, именно он является автором многих методов и принципов, которыми специалисты в области PR активно пользуются в наши дни. Он одним из первых осознал ущербность паблисити, если это паблисити не поддерживается соответствующими "добрыми делами", а также пришел к выводу о том, что именно поступки и поведение клиента являются определяющими для паблисити, которое зарабатывает себе этот клиент. Ли придал импульс развитию служб организации паблисити и занимался обучением консультантов по организации паблисити во многих учреждениях. Посвятив 31 год своей жизни работе в сфере паблик рилейшенз, Ли значительно изменил масштабы и охват своей деятельности, пройдя путь от "чистого агентства" до выполнения функций "мозгового треста для компаний, с которыми нам приходилось работать". Являясь одним из наиболее выдающихся представителей своего "цеха", Ли - своей практической деятельностью и высказываниями — сделал паблик рилейшенз настоящей профессией. Однако Раучер предупреждает: "Репутация Айви Ли как выдающегося специалиста по организации паблисити до первой мировой войны может легко ввести в заблуждение относительно тех общих сил, которые сформировали эту новую профессию. Ли построил свою карьеру на эксплуатации проблем гигантских корпораций в самом начале двадцатого столетия".56 История деятельности Ли, которая представляет собой действительно выдающийся вклад в развитие паблик рилейшенз, подвергается, тем не менее, определенной критике. После смерти его не раз критиковали за работу в качестве представителя German Dye Trust, контролируемого концерном I. G. Farben. Ли консультировал этот картель после прихода к власти в Германии нацистов во главе с Адольфом Гитлером. Несмотря на то что Ли никогда не получал деньги непосредственно от нацистского руководства Германии, с момента, когда в 1933 г. к нему впервые обратились за услугами, и по 1934 г., когда немцы расторгли контракт вскоре после смерти Ли, фирма Farben выплачивала ему 25 тыс. долларов в год, а также компенсировала текущие расходы — колоссальная сумма по тем временам. Рекс Ф. Харлоу (Rex F. Harlow). Необходимость оказания услуг, связанных с организацией паблисити, признавалась и другими специалистами из разных концов страны. Рекс Ф. Харлоу начал свою карьеру в 1912 г. в Оклахома- сити, когда его услугами по продвижению на рынок еженедельника Harlow's Weekly решил воспользоваться один из его старших братьев. Начавшись в 1912 г. с этой еще не вполне осознанной и отчетливой деятельности, его карьера достигла своего пика в 80- е годы, сделав значительный вклад в формирование современной практики связей с общественностью. Занимаясь в 1939 г. преподавательской деятельностью в Стэнфордском университете, он начал чтение курса паблик рилейшенз и основал Американский совет по паблик рилейшенз (American Council on Public Relations - ACPR). В 1945 г. он приступил к изданию ежемесячного журнала Public Relations Journal, публиковавшегося до 1995 г. Американским обществом паблик рилейшенз (Public Relations Society of America), - организацией, созданной в 1948 г., когда основанный Харлоу ACPR объединился с Национальной ассоциацией совета по паблик рилейшенз (National Association of Public Relations Council).58 (Харлоу умер 16 апреля 1993 г. — в столетнем возрасте.)
Другие влиятельные фигуры
Теодор Рузвельт. Роль, которую Теодор Рузвельт сыграл в ускорении эволюции паблик рилейшенз, многими недооценивается. Этот выдающийся политический деятель был настоящим мастером организации паблисити, а свои недюжинные знания и мастерство он с успехом использовал для достижения политических целей. Наблюдатели утверждали, что Рузвельт правил страной "с газетных страниц". Одним из первых его шагов на посту президента США было установление контакта и достижение взаимопонимания с прессой. Ветеран репортерской деятельности Дэвид С. Барри впоследствии отмечал, что Рузвельт "прекрасно осознавал ценность и потенциальное влияние даже небольшой заметки, написанной в выгодном для него ключе и распространенной по соответствующим каналам информации". Успешно проведенный и получивший должное освещение в прессе антитрестовский судебный процесс Рузвельта против Northern Security Company, создал серьезные препятствия для дальнейшей концентрации экономического могущества в руках небольшой группы компаний- монополистов. Провозглашенная им политика экономии ресурсов, успешно рекламировавшаяся Гиффордом Пинкотом в ходе выполнения первой государственной крупномасштабной программы паблисити, уберегла от полного истощения значительную долю ресурсов Америки. По утверждению одного историка, "яркая, выдающаяся личность Рузвельта и его тонкое чутье на паблисити сделали его не только постоянным героем публикаций в прессе, но и национальным героем Америки в целом".5 Он рассматривал Белый дом как "идеальную кафедру для проповедования собственных взглядов". С развитием прессы и превращением ее в подлинное средство массовой информации способность Рузвельта безраздельно доминировать на первых страницах газет продемонстрировала новые возможности для тех, кто желал обеспечить себе паблисити. Он обладал острым чутьем на новости и знал, как преподнести их, чтобы привлечь к ним максимум внимания. Его мастерство заставило тех, кого он победил, овладеть аналогичными приемами. Рузвельт использовал на полную мощность средства массовой информации как новый и мощный инструмент проведения своей политики и укрепления своей власти. Джон Д. Рокфеллер. Лидер делового мира Америки Джон Д. Рокфеллер никогда не обращал особого внимания на критику в свой адрес, однако баптистские чувства Рокфеллера-филантропа были по настоящему задеты за живое, когда его обвинили в том, будто его филантропия — лишь способ заручиться общественной поддержкой. Когда в 1905 г. с новой силой разгорелось так называемое "дело о грязных деньгах", он был уязвлен и взбешен. В результате он вынужден был обратиться за помощью к Джозефу Игнатиусу Константайну Кларку (Joseph Ignatius Constantine Clarke), яркому ирландскому репортеру. Рокфеллер платил Кларку 5000 долларов в год — в то время весьма значительную сумму. Кларк, прикомандированный к юридическому отделу и получивший в свое распоряжение одну стенографистку, одного помощника, а также человека, в обязанности которого входило составление подшивок из газетных и журнальных вырезок, приложил немало усилий к тому, чтобы приподнять покров таинственности с деятельности компании Standard Oil и ее основателя, добившись в этом деле определенного успеха. Рокфеллер стал более открытым для прессы и более обходительным с репортерами. Начиная с октября 1908 г., он опубликовал ряд автобиографических статей в World's Work. Однако в результате нарастания общественного и юридического давления руководство компании перестало снабжать Кларка необходимой ему информацией, и, совершенно отчаявшись, в 1913 г. он вынужден был подать в отставку — первым в длинном ряду специалистов в области паблик рилейшенз, которые не справлялись со своей работой из- за отсутствия административной поддержки.60 В период с 1900 по 1917 гг. отмечалось интенсивное развитие паблик рилейшенз в железнодорожных компаниях и на предприятиях электроэнергетики. Именно эти предприятия, особенно компании, занимавшиеся местными перевозками, первыми ощущали на себе влияние общественного недовольства и первыми попадали под государственное регулирование. Образцом послужил так называемый Interstate Commerce Act. В течение пяти лет — с 1908 по 1913 гг. — законодательными органами штатов и Конгрессом было принято свыше 2000 законов, касающихся деятельности железных дорог. Генри Форд. Дэвид Льюис (Dawid Lewis), хроникер истории паблик рилейшенз на предприятиях Форда, пишет: "Этот промышленник проявил себя... возможно, как самый искусный в истории специалист по саморекламе, который заменил собой целый штат промоутеров и шоуменов". Начиная с 1908 г. Форд со своими помощниками разработали и впервые применили на практике методы позитивного использования паблик рилейшенз в автомобильной промышленности. Форд, в отличие от современных ему бизнесменов, пренебрегавших возможностями паблисити, стремился создавать себе паблисити; наверное, это в немалой степени объясняет, почему в то время, когда предприятия Форда процветали, многие из его конкурентов терпели крах. Сэмюел Инсалл (Samuel Insull). He меньшим новатором — на сей раз в области электроэнергетики — проявил себя еще один бизнесмен, Сэмюел Инсалл. В конце 90-х годов девятнадцатого века Chicago Edison Company, принадлежавшая Инсаллу, для увеличения спроса на вырабатываемую ею электроэнергию использовала вполне традиционные методы (например, бесплатная прокладка линий электропередачи или снижение тарифов). В 1901 г. Инсалл создал у себя в компании рекламный отдел, что, по его мнению, должно было способствовать информационным связям между компанией и общественностью. В 1902 г. он построил демонстрационный "Электрический коттедж", а в 1903 г. приступил к выпуску The Electric City — местного периодического издания для жителей Чикаго. Целью этого издания было "достижение взаимопонимания и демонстрация доброй воли". В 1909 г. Инсалл — возможно, первым в мире — приступил к использованию фильмов в целях паблик рилейшенз. В 1912 г. он начал использовать так называемые "приложения к счетам"; этими приложениями он активно пользовался впоследствии, чтобы довести до общественности нужную ему информацию. Большинство предприятий электроэнергетики применяют это средство и поныне. Инсалл, вместе со своими помощниками, произнес несчетное количество речей перед публикой, которые впоследствии были перепечатаны с целью более широкого их распространения. Инсаллу было хорошо известно, что те, кого отождествляют с каким- либо учреждением, в основном и определяют общественную репутацию этого учреждения.62 Теодор Н. Вайль (Theodore N. Vail). Бывшая American Telephone and Telegraph Company была первопроходцем не только в области телефонной связи, но и в области связей с общественностью. Несмотря на то что паблик рилейшенз взяли небольшую передышку в период между уходом Теодора Н. Вайля в 1887 г. и его возвращением к власти в 1902 г., примерно в 1890 г. компания Bell все же организовала в Бостоне "литературное бюро" и оказалась одним из первых клиентов хорошо известного нам Бюро по организации паблисити. После возвращения Вайля на должность одного из директоров компании та политика, которую стали идентифицировать с AT&T, начала постепенно приобретать законченные формы. Этот процесс завершился в 1907 г., когда Вайль стал президентом компании. Вайль принял на работу Джеймса Драммонда Эллсворта (James Drummond Ellaworth) и инициировал программу организации паблисити и рекламы. Компания пыталась справиться с критикой со стороны общественности за счет эфективной организации работ и учета потребностей абонентов. Был внедрен метод оперативного реагирования на жалобы клиентов. В отличие от прочих коммунальных служб Bell не боролась с государственным регулированием, а воспринимала его как плату за монополию. Вайль и Эл- лсворт в сотрудничестве с рекламным агентством N. W. Ауег приступили к проведению институциональной рекламной кампании, которая продолжается и по сей день. AT&T проторила пути для PR- рекламы и паблик ри- лейшенз.83 (См. пример 4.1.) Пример 4.1. Предложение по организации бюро паблик рилейшенз в компании AT&T, сделанное в 1912 г. Уолтером С. Алленом
Учреждение в American Telephone and Telegraph Company специального бюро паблик рилейшенз, в котором концентрировалась бы и предоставлялась для использования вся информация, касающаяся связей телефонных компаний с общественностью, послужило бы координации большей части работы, которая в настоящее время выполняется независимо разными отделами этой компании, а также функциональными фирмами. В этом бюро можно было бы объединить огромный массив материала, разбросанного сейчас по разным подразделениям. Правильная организация и упорядочение этого материала облегчило бы пользование им и устранило излишнее его дублирование. Это позволило бы также уделить надлежащее внимание тенденциям в изменении общественного мнения и законодательства. Изучив эти тенденции, можно было бы своевременно и в концентрированной форме довести до сведения руководства компании настроения общественности в более широком плане, что позволило бы телефонной компании должным образом реагировать на новые фазы законодательного процесса и во многих случаях упреждать изменения законодательства, воздействуя на условия, ставшие причиной недовольства общественности. Создав централизованную организацию для сбора, анализа и распределения материалов, касающихся указанных вопросов, нам удалось бы существенно сэкономить время тех, кто занимается производственными вопросами непосредственно на местах, одновременно повысив эффективность решения возникающих проблем. Все имеющиеся материалы можно было бы объединить, сделав их доступными для всех, кто занимается решением соответствующих вопросов. В этом случае специалисты компании были бы в курсе тенденций общественного мнения и нашей деятельности по всей стране...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|