Послевоенный экономический бум: 1945-1965 гг.
Вторая мировая война принесла новые возможности: новые свидетельства огромного потенциала паблик рилейшенз в стимулировании военного производства, военной морали и гражданской поддержки, а также новые методы и каналы коммуникации. Война также помогла состояться почти 75 тыс. новым специалистам в области паблик рилейшенз. Проблемы и трудности непростого переходного этапа от военной экономики к экономике мирного времени, перехода от индустриального к постиндустриальному, сервис- ориентированному обществу способствовали дальнейшему становлению паблик рилейшенз. Например, в конце 40-х годов промышленность была парализована серией мощных и продолжительных забастовок, вызванных борьбой хорошо организованных профсоюзов против ущемлений, обусловленных антизабастовочным законом военного времени, - трудящиеся хотели, чтобы жертвы, принесенные во имя победы в войне, были компенсированы им в мирное время. Эта борьба, а также рост общественной критики в адрес большого бизнеса предъявили еще более высокие требования к функции паблик рилейшенз в бизнесе и промышленности.92 Аналогично послевоенный всплеск рождаемости ("бэби- бум"), а также значительный приток в школы и колледжи солдат, демобилизованных из армии, создал серьезные проблемы для системы образования страны, что заставило администраторов этой системы значительно шире пользоваться услугами консультантов в области паблик рилейшенз. Учебным округам приходилось все чаще выпускать (и активно рекламировать) целевые облигации для строительства новых школ, а высшим учебным заведениям страны - бороться за фонды, которые позволяли бы им строить новые учебные корпуса и оплачивать работу преподавателей, удовлетворяя резко возросший спрос на людей с высшим образованием и на проведение научных исследований.
Расширение международной торговли и возникновение все новых и новых политических конфликтов привели к распространению практики паблик рилейшенз по всему миру, хотя лидирующие позиции продолжали оставаться за американскими специалистами. Достижения в области телекоммуникаций и транспорта как никогда раньше в человеческой истории облегчили контакты между людьми разных стран. Те же экологические факторы, которые в свое время стимулировали развитие паблик рилейшенз в Соединенных Штатах, теперь действовали уже в глобальном масштабе — только значительно быстрее. Например, "холодная война" между мировыми сверхдержавами, Соединенными Штатами и Советским Союзом, вызвала необходимость преобразования OWI в нынешнее Информационное агентство Соединенных Штатов (United States Information Agency - USIA) и содержания в вооруженных силах огромного штата специалистов по связям с общественностью. В своем нынешнем виде USIA возникло на основе нескольких органов, занимавшихся информационным и культурным обменом в годы второй мировой войны и первые послевоенные годы. Канцелярия международной информации и обменов в сфере образования (Office of International Information and Educational Exchanges) была создана в соответствии с Законом Фулбрайта от 1946 г. Рост международной напряженности, связанный с началом "холодной войны", привел к принятию в США Закона 1948 г. об Обмене в сфере информации и образования (U.S. Information and Educational Exchange Act), известного как Закон Смита- мундта. Разочарование, вызванное дроблением полномочий, которое явилось следствием принятия этого закона, привело — в соответствии с Реорганизационным планом №8 президента Эйзенхауера - к созданию 1 августа 1953 г. Информационного агентства США. USIA стало независимым от Госдепартамента США, который в те годы полностью контролировал межгосударственные обмены в сфере культуры и образования.
Появление телевидения как мощного национального форума, стремительный рост и повсеместное распространение его влияния на нынешнее, более образованное общество породили новые возможности для паблик рилейшенз, создав одновременно с этим и новые проблемы для организаций и их руководителей. Например, возросшая роль телевидения в политике привела к появлению новой профессии — специалиста по проведению политических кампаний, ставшего одной из ключевых фигур в политической системе страны. Со временем телевидение заставило многих лидеров бизнеса, государства, вооруженных сил и т.д. учиться искусству общения со средствами массовой информации. Многие из них стремились научиться правильно вести беседу с представителями СМИ, контролировать ход и содержание интервью, отвечать экспромтом на неожиданные вопросы, основываясь на соответствующей "стратегии посыла". Эти и подобные им события и явления послевоенного периода вызвали переход паблик рилейшенз в стадию относительной стабильности и зрелости. Именно в этот период количество специалистов по связям с общественностью перешагнуло 100-тысячную отметку. Именно в этот период мощные профессиональные ассоциации заложили основы профессии "специалиста по связям с общественностью", а колледжи страны начали целенаправленно готовить таких специалистов. Указанные изменения стимулировались быстрым ростом количества книг и журналов, посвященных проблемам паблик рилейшенз. Период экономического подъема 1945-1965 гг. характеризовался следующими важными явлениями. 1. Устойчивый рост количества программ паблик рилейшенз в различных отраслях, учреждениях, общественных агентствах, государственных бюро и торговых ассоциациях. Уже действующие программы обнаруживали тенденцию к переходу в стадию зрелости и преодолению рамок паблисити. 2. Стабилизация числа независимых консультационных фирм, особенно в коммуникационных узлах Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго и Лос- анджелеса. 3. Резкий рост количества книг, статей и журналов, посвященных практике паблик рилейшенз, а также их философии, проблемам и методам. Объем соответствующей литературы весьма внушителен, хотя она носит несколько повторяющийся характер.
4. Образование новых ассоциаций специалистов в области паблик рилейшенз; переориентация или консолидация уже действующих ассоциаций. Многие из них сейчас переходят в стадию зрелости. 5. Рост числа студентов в колледжах и учебных курсов, ориентированных на паблик рилейшенз; увеличение глубины и охвата самих этих курсов. Поддержка идеи подготовки новых специалистов в учебных заведениях со стороны действующих специалистов; рост потребности в таких выпускниках на рынке труда. 6. Интернационализация практики паблик рилейшенз и ее стандартов, получившая отражение в создании в 1955 г. Международной ассоциации паблик рилейшенз. Еще одной силой, стимулировавшей развитие практики паблик рилейшенз в сторону ее профессионализации, были студенты. В этот период образование в области паблик рилейшенз, уходящее своими корнями в "курсы по организации паблисити" 20-х годов, развивалось довольно медленно, поскольку сама идея паблик рилейшенз воспринималась в научных кругах весьма настороженно. В результате обследования, проведенного в 1946 г., было установлено наличие 30 крупных учебных заведений, предлагающих своим слушателям курсы паблик рилейшенз.93 Десятью годами позже обследование, проведенное PRSA, показало, что в учебных планах 92 ВУЗов предусмотрены факультативные курсы паблик рилейшенз (для студентов, желающих расширить свои познания в этой области), а 14 учебных заведений предлагают курсы, рассчитанные на подготовку специалистов в области паблик рилейшенз. 4 В 1964 г., т.е. к моменту завершения рассматриваемого нами периода, 14 учебных заведений предлагали курс, рассчитанный на получение степени бакалавра паблик рилейшенз, в 29 были предусмотрены курсы паблик рилейшенз, рассчитанные на студентов последнего года обучения, а в 280 тема паблик рилейшенз освещалась в различных учебных курсах.95
Образование в области связей с общественностью достигло определенной организованности с созданием Совета по образованию в области паблик рилейшенз (на съезде Ассоциации по образованию в области журналистики, состоявшемся в Северо- западном университете в 1956 г.). Впрочем, не обошлось и без жесткой борьбы, в ходе которой многие преподаватели журналистики традиционного толка выступили против создания подобного Совета. Задача Совета заключалась в "стимулировании более интенсивного обмена информацией и идеями между преподавателями", а также в том, чтобы заручиться поддержкой со стороны действующих специалистов в области паблик рилейшенз. В настоящее время этот Совет представляет собой крупное и влиятельное подразделение в составе расширенной Ассоциации по образованию в области журналистики и массовых коммуникаций. Несколько позже в том же году PRSA создала Фонд исследований в области паблик рилейшенз и образования. Этот Фонд, уже не являющийся филиалом PRSA, в настоящее время известен как Институт исследований в области паблик рилейшенз и образования (действует при Флоридском университете, Гейнесвилл). В 1990 г. PRSA учредила еще один фонд с задачами, подобными тем, которые стояли перед первым Фондом этой ассоциации: стимулирование исследований и образования и дальнейшая профессионализация сферы паблик рилейшенз. Дополнительный фактор развития профессионализма в сфере паблик рилейшенз появился в связи с созданием единой мощной организации и возникновением ряда вспомогательных специализированных областей деятельности. PRSA родилась 4 августа 1947 г., когда в Чикаго встретились представители Американского совета по паблик рилейшенз (Западное побережье США) и Национальной ассоциации консультантов в области паблик рилейшенз (Восточное побережье США). Члены Американской ассоциации паблик рилейшенз, со штаб- квартирой в Вашингтоне, поначалу приняли решение не входить в PRSA, но в 1961 г. все же капитулировали. Д- р Рекс Ф. Харлоу (Rex F. Harlow), организовавший этот Совет, выполнил роль движущей силы этого объединения. В 1945 г., будучи президентом Совета, Харлоу учредил журнал Public Relations Journal, который после объединения стал ежемесячным печатным органом PRSA.96 В этом и многих других отношениях Рекс Ф. Харлоу играл важную роль в деле профессионализации паблик рилейшенз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|