Роль паблик рилейшенз в бизнесе
Последние два десятилетия девятнадцатого века породили другие заметные особенности современной практики связей с общественностью. Стремительное развитие промышленности, сети железных дорог и служб коммунального хозяйства после окончания гражданской войны в Америке создало хорошую основу для становления PR в двадцатом веке. Период после окончания гражданской войны характеризовался зарождением массового производства и средств массовой информации, что привело к появлению профессии рекламного агента и росту использования пресс- агентов в целях отстаивания интересов бизнеса. Хотя реклама и паблисити в случае современного коммерческого предприятия представляют собой две разные функции, в прошлом их развитие шло параллельными путями: функции их пересекались, границы между ними были весьма расплывчатыми, а в общественном сознании они воспринимались как единое целое. Паблисити возникло — по крайней мере, частично — как функция поддержки маркетинга, хотя в основном она преследовала другие цели. Реклама же возникла исключительно в ответ на маркетинговые потребности бизнеса. Например, Swift & Company использовала рекламу для продвижения на рынок упакованных мясных продуктов: "Чтобы преодолеть предубеждение потребителя, причиной которого является желание питаться исключительно свежим мясом и желательно местного производства, Swift пришлось прибегнуть к рекламе".28 Во время 25- летней передышки, которая появилась у Америки в период с 1875 по 1900 гг., население страны удвоилось (особенно большим оказался прирост городского населения), она перешла на рельсы массового и машинного производства, резко расширилась сеть железнодорожных коммуникаций и средств передачи информации, возникла целая система общенациональных и региональных средств массовой информации (газет и журналов). На смену владельцу плантаций пришел глава предприятия, а на смену первопроходцу и мастеру на все руки - специализированный заводской труд. Все это заложило фундамент мощной промышленности.
Возникновение могущественных монополий, процессы концентрации богатства и власти, а также бесцеремонные методы, практиковавшиеся "бандитскими баронами", вызвали в начале двадцатого века мощную волну протестов и серию реформ. Современные паблик рилейшенз возникли в результате схватки противоборствующих сил в этот период быстрого развития нации. Голдман (Goldman) приходит к выводу: "Подковерная возня в сфере сельского хозяйства, крупной коммерции и промышленности стала доминировать в жизни нации. Большой бизнес придерживался убеждения, что чем меньше общественность будет знать о том, что происходит в его недрах, тем эффективнее и прибыльнее (и даже полезнее с точки зрения общества) будет его деятельность".29 В эту эпоху, которую можно было бы обозначить словами "к чертям общество!", эксплуатация людей и природных ресурсов рано или поздно должна была привести к протестам и реформам в результате активизации народных масс. Господствующие среди людей бизнеса (служащих, потребителей или избирателей) непримиримые настроения относительно общественности воплотились достаточно в грубых методах, которыми Генри Клэй Фрик (Henry Clay Frick) пользовался в своей борьбе с профсоюзом, развернувшейся в 1892 г. на заводе Carnegie-Frick Steel Company в Хоумстеде, шт. Пенсильвания. В результате действий внутренних войск штата Пенсильвания забастовка работников была в конце концов подавлена, а профсоюз разгромлен. Хладнокровная власть выиграла это сражение, однако войну в целом выиграли все же работники. Большая часть истории паблик рилейшенз переплетается с бесконечной борьбой работодателей и наемных работников.30
Забастовка на предприятии Carnegie-Frick Steel Company ознаменовала собой переход от волевого руководства к руководству на основе принципов научного менеджмента. Историк Мерль Керти (Merle Curti) пишет: "Корпорации постепенно начинали осознавать важность преодоления неприязненных взаимоотношений с общественностью и завоевания ее симпатий. Появление специалиста по налаживанию связей с общественностью было неизбежным с учетом острой потребности в услугах, которые он мог предложить".31 Теодор Н. Вайль (Theodore N. Vail), который заложил основы государственной политики и отношений с обществом применительно к общенациональной системе телефонной связи, признавал это еще в 1883 г., несмотря на то что его боссы, обладавшие ярко выраженными грабительскими наклонностями, были совершенно не готовы принять такую точку зрения. 20 декабря 1883 г. Вайль поставил перед У. А. Лири (W.A. Leary), одним из руководителей Iowa Union Telephone and Telegraph Company, следующие вопросы. Какая тенденция в развитии отношений между общественностью и местными компаниями наблюдалась в течение прошлого года (иными словами, улучшаются ли отношения между общественностью и местными компаниями)? В каких местах наблюдались конфликты между местной АТС и общественностью, что послужило причиной этих конфликтов и к чему они привели? Полный и подробный ответ на поставленные мною вопросы имеет большое значение для моих последующих действий.32 Начиная с 1897 г. термин паблик рилейшенз все чаще появляется в публикациях на железнодорожную тематику и в речах руководителей железнодорожных компаний. В Ежегоднике железнодорожной литературы за 1897 г. (издававшемся Американской ассоциацией железных дорог) в качестве одной из целей было указано следующее: "фиксировать на протяжении года в установленной форме все материалы или адреса, касающиеся связей железнодорожных компаний с общественностью (особенно тех связей, которые, как ожидается, будут иметь устойчивый и продолжительный характер)". Редакционная статья в Railway Age Gazette за 1909 г., озаглавленная "Требуются дипломаты", ратовала за "улучшение связей с общественностью".
Первый корпоративный отдел паблик рилейшенз, в современном понимании этого термина, был создан в 1889 г. Джорджем Вестингаузом (George Westinghouse) в его новой электротехнической корпорации. Вестингауз организовал эту компанию в 1886 г. для продвижения на рынок своей поистине революционной системы снабжения потребителей переменным электрическим током. Еще раньше Томас А. Эдисон организовал свою Edison General Electric Company, которая генерировала постоянный ток. Результатом соперничества этих компаний стала хорошо известная в наше время "битва токов". Эдисон, которому оказывал помощь столь проницательный человек, как Сэмюэль Инсалл (Samuel Insull), инициировал кампанию запугивания потребителей, направленную против системы переменного тока, разработанной Вестингаузом. Вот что пишет об этом Мак- дональд. Edison General Electric Company попыталась помешать развитию системы переменного тока, развернув неблаговидную политическую деятельность и избрав совсем уж беспринципную тактику антирекламы... Эта антирекламная деятельность представляла собой серию эффектных ходов, рассчитанных на искусственное раздувание смертельной опасности, которую представляет для человека переменный ток высокого напряжения. Самым впечатляющим из этих ходов была разработка и рекламирование электрического стула, предназначенного для казни преступников. Когда власти штата Нью-Йорк узаконили казнь на электрическом стуле, Вестингауз понял, что он должен ознакомить общественность с собственной версией всей этой истории. Он нанял питтсбургского журналиста Эрнеста X. Хайнрикса (Ernest H. Heinrichs), который выполнял функции личного представителя Вестингауза в прессе до самой смерти Вестингауза, который умер в марте 1914 г. Впоследствии Хайнрикс говорил, что Вестингауз принял его на работу вовсе не для того, чтобы он принял участие в "битве токов", а лишь потому, что у Вестингауза, как и у любого другого современного руководителя, просто не было времени общаться с прессой. Хайнрикс выполнял роль основного информационного канала, с помощью которого новости о компании передавались в прессу.35 Впоследствии, как и в настоящее время, организацией встреч с общественностью и налаживанием контактов со средствами массовой информации стали заниматься соответствующие специалисты. Более того, когда в конце концов система переменного тока, разработанная Вестингаузом, получила — несмотря на жесткую пропагандистскую кампанию Эдисона- инсалла, - общественное признание, стало очевидным, что "поведение и достоинство являются краеугольными камнями эффективных связей с общественностью".36
Прочая деятельность
Кампании по сбору средств впервые стали проводиться во время гражданской войны. Вдохновителем и организатором первой американской кампании по сбору средств был Джей Кук (Jay Cooke). Кук рекламировал облигации военного займа, выпускавшиеся юнионистами, начав с пропаганды патриотизма и формирования воинственно настроенного общественного мнения. Многие из разработанных им методов использовались и при распространении облигаций военного займа, выпускавшихся во времена первой и второй мировых войн. Также во время гражданской войны реклама использовалась на регулярной основе для привлечения добровольцев в ряды морской пехоты США. Во время испано- американской войны 1898 г. деятельность кубинских пропагандистов во многом способствовала дискредитации Испании и пробуждению у американских граждан симпатий к Кубе. Начиная с 1895 г. кубинская хунта с успехом использовала пресс- релизы и массовые митинги для сбора средств и обеспечения моральной поддержки борьбы против испанцев, которую вела Куба. Примерно с середины девятнадцатого века различные профессиональные группы начали проявлять интерес к общественному мнению. В 1855 г. Американская медицинская ассоциация (АМА) издала резолюцию, "настоятельно рекомендующую секретарю этой ассоциации предоставлять все необходимые средства для опубликования в прессе максимально полных и достоверных материалов, касающихся деятельности ассоциации". А в 1884 г. АМА инициировала выполнение первой из множества своих программ, направленных на отражение атак со стороны противников использования животных в медицинских опытах (впрочем, эта проблема не решена и поныне: различные общества защиты прав животных продолжают протестовать против использования животных в научных исследованиях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|