Перепечатка докладов, материалов, отражающих позицию организации, и вспомогательных материалов
Отражение позиции организации с помощью перепечатываемых материалов - широко распространенный метод коммуникации с различными общественными группами по поводу вызывающих споры проблем и государственной политики. Простое объяснение этого факта состоит в том, что по мере того как традиционная политика и методы все большего числа организаций становятся предметом пристального внимания общественности (и даже расследований), их формальной реакцией становятся доклады и устные выступления или дача показаний на парламентских слушаниях. Полная перепечатка текстов этих выступлений и докладов позволяет общественности узнать, что же в действительности было сказано (поскольку многие средства массовой информации подчас излагают эти выступления слишком тенденциозно и выборочно). Главной задачей в этом случае является подробное информирование влиятельных лиц, для которых эта информация может представлять определенный интерес. Таким образом, эти материалы рассылаются служащим организации, законодателям и другим государственным чиновникам, финансовым аналитикам, лидерам "групп давления", средствам массовой информации и лидерам местного общественного мнения. Обратной стороной использования этого подхода является то, что нередко он служит лишь удовлетворению тщеславия руководителей организаций, которые, отстаивая свои личные интересы, прикрываются звонкими фразами и пустопорожней болтовней или пытаются занять новые рыночные ниши для своего бизнеса, расхваливая свою продукцию и услуги. Обычно читатели легко распознают истинные цели издателей этих материалов. Аналогичным методом расширения сферы действия различных служебных материалов является перепечатка статей из публикаций. Получив разрешение от издания, в котором был опубликован исходный материал, можно перепечатывать и распространять любую информацию из этого материала, представляющую интерес для различных общественных групп организации.
Доска объявлений Доска объявлений является в наше время весьма популярным средством распространения информации и, по- видимому, останется таковым и в дальнейшем. Создается впечатление, что даже если бы не было никаких других причин продлевать жизнь доски объявлений, были бы приняты законы, заставляющие руководителей организаций неуклонно повышать "коэффициент заполняемости" доски объявлений и оправдывающие ее существование. Однако природа этого средства распространения информации меняется по мере того, как все большее число служащих в различных организациях начинают работать за компьютерными терминалами, которые могут выполнять функции "электронной доски объявлений". Очень часто служащие начинают свой рабочий день с проверки поступивших в их адрес новых сообщений по электронной почте. Доска объявлений — очень удобное место чтобы поддержать информацию различными краткими сообщениями. Она обеспечивает быстрый доступ для пресечения всевозможных слухов и распространения нужной информации. Регулярно обновляемая доска объявлений вызывает постоянный интерес служащих. Если служащие в течение долгого времени видят на доске объявлений одну и ту же информацию, они могут вообще перестать обращать на нее внимание. Примерно к той же категории средств распространения информации относятся афиши и плакаты, развешиваемые на видных местах в организации. Обычными темами таких плакатов являются правила охраны труда, внутреннего распорядка, безопасности и т.п. Чтобы работать с подобными информационными материалами, PR- специалисты должны быть знакомы с настольными издательскими системами. Кроме того, они должны уметь написать и отредактировать исходные материалы, должны быть знакомы с основами фотографии, компоновки и дизайна. В последнее время на смену печатной странице в качестве основного средства формирования и отображения печатного слова приходит персональный компьютер.
Важно, однако, запомнить, что публикации лишь дополняют, но не заменяют собой личного общения, без которого невозможны продуктивные рабочие отношения. Никакой карманный справочник для новых сотрудников не заменит личного рукопожатия, тщательно продуманной программы ориентации и экскурсии по организации, регулярного и частого общения с непосредственными руководителями. По мере того как коммуникационные технологии предоставляют в наше распоряжение все новые средства распространения информации, меняется и наше отношение к публикациям и печатному слову. Еще в 1982 г. Т. Майкл Форни (Т. Michael Forney) предсказал, что информационная эпоха приведет к переменам в PR, сопоставимым по своему масштабу с революцией в издательском деле, которая была вызвана появлением печатного станка Гуттенберга: "В следующем десятилетии компьютер станет не менее привычным атрибутом домашнего быта, чем в наши дни телефонный аппарат". Он был прав. С не меньшей точностью он предсказал также, что на смену организационным публикациям придут те средства, которые сполна используют преимущества новых, усовершенствованных коммуникационных технологий, в том числе следующие. 1. Непосредственный контакт, который придет на смену нынешнему громоздкому и неповоротливому производственному процессу (ввод информации с клавиатуры, распечатка ее на принтере, доставка в отделение рассылки, доставка к письменному столу адресата). 2. Гибкость сообщений, которая обеспечит автоматическую адаптацию информации применительно к различным уровням и типам работников. 3. Немедленное архивирование и поиск, что обеспечит быстрый доступ к прошлой информации одним лишь нажатием клавиши. 4. Интерактивность, позволяющая пользователям получать нужную им информацию в нужной им форме и с требуемой степенью детализации и запрашивать, в случае необходимости, дополнительную (разъясняющую) информацию.17
Устное слово
Новые средства устных коммуникаций также меняют и совершенствуют традиционное личное общение. Тем не менее, эта старейшая форма коммуникаций по- прежнему остается на первом плане. Слухи
Слухи не являются ни формальным, ни контролируемым средством распространения информации, однако изустное слово зачастую служит самым быстрым способом передачи определенной информации. Слухи являются мощным средством передачи информации тем более, что они обычно передают информацию значительно в более впечатляющей форме, чем простые факты и истины. А электронная почта разносит слухи со скоростью перемещения электронов в проводах (или даже со скоростью света, когда информация передается по волоконно- оптическим линиям связи)! Иногда слухи приобретают поистине разрушительную силу - или, по крайней мере, угрожают стать таковой. Слухи о закрытии предприятия или сокращении персонала, о поглощении компании могущественным конкурентом, о трениях среди руководства, об обвинениях кого- либо из сотрудников в сексуальных домогательствах и о появлении в компании враждующих группировок могут нанести ей значительный вред. Произнесенное вслух слово распространяется далеко за пределы локальной группы, причем изначальный смысл этого слова искажается все больше и больше по мере его распространения. Тревожные слухи способны посеять в умах людей настоящую панику, превращая муху в слона. Как правило, службы паблик рилейшенз внимательно отслеживают возникновение и распространение любых слухов. Когда эти слухи и сплетни безвредны, PR- службы не предпринимают никаких мер, чтобы воспрепятствовать их распространению. Однако если распространение слухов способно нанести организации серьезный ущерб, они пресекают их, обнародуя сведения об истинном положении вещей. Иногда, наоборот, среди неформальных лидеров организации распускаются "контрслухи" или излагаются реальные факты, что также препятствует распространению ложных слухов.
Как бы то ни было, слухи слишком часто являются источником информации для служащих (хотя, возможно, они предпочли бы более достоверный источник). Вывод из сказанного для PR- специалиста заключается в том, что слухи мгновенно заполняют информационные бреши, которые являются результатом выполнения неадекватной коммуникационной программы. Неформальные, неконтролируемые каналы распространения информации вступают в действие тогда, когда бездействуют формальные, контролируемые каналы. Собрания
Собрания сводят людей вместе, предоставляя им возможность поговорить и послушать друг друга, т.е. вступить в двусторонние коммуникации. Примерами небольших собраний, ориентированных на решение конкретных задач, являются совещания рабочих групп, собрания групп контроля качества и расширенные совещания руководства организации. Подобные встречи зачастую отвлекают их участников от выполнения повседневной работы и, с этой точки зрения, их можно считать расточительными, однако в долговременной перспективе их проведение экономически оправдано, если учесть возможность возникновения по их ходу новых, плодотворных идей и формирования командного духа организации. Как и в случае других коммуникационных стратегий, проведение любого совещания должно преследовать определенные цели, требует тщательной подготовки и квалифицированного руководства. Обмен мнениями может быть открытым, но контролируемым, чтобы не дать совещанию уйти от решения поставленных задач и сбиться на рассмотрение второстепенных вопросов. Эффективность таких совещаний зависит от способности модератора (председателя совещания) направлять ход обсуждения. На некоторых совещаниях эту важную роль поручают специально подготовленным "руководителям групповых процессов", в то время как непосредственные участники совещания целиком отдаются обсуждению рассматриваемых проблем, не отвлекаясь на различные процедурные вопросы. Некоторые ученые полагают, что проведением важных совещаний, в которых участвуют представители самых различных уровней, пытающиеся разрешить тот или иной конфликт или выработать какие-то принципиальные решения, должен заниматься специальный "руководитель процесса" с тем, чтобы вопросами руководства совещанием, его хода и содержания не занимался лишь один человек — глава организации. Однако такой подход может быть полезен только в случае специальных совещаний или в целях обучения, поскольку одной из функций любого менеджера и является организация встречи представителей соответствующей рабочей группы для обсуждения и решения возникшей проблемы.
В случае проведения больших собраний (когда, например, собирается весь коллектив организации и представители важнейших общественных групп со стороны) к их планированию нередко привлекается служба паблик рилей-шенз. Организация ежегодных собраний, например, требует немалого времени на подготовку со стороны высшего руководства и определенных затрат времени со стороны акционеров, ожидающих, что эти затраты времени окупятся соответствующими дивидендами. Программы подготовки к проведению подобных крупных собраний весьма обширны, и многие организации даже заключают договоры со специализированными фирмами, которые берут на себя заботы, связанные с подготовкой и проведением этих собраний. Традиционные собрания и совещания, участники которых обычно собираются для личных встреч в одном помещении, уходят в прошлое. Один из экспертов по коммуникациям утверждает: Новые технологии, такие как ПК и цифровые аудио- визуальные средства породили, по сути дела, новое явление — "электронные совещания". Телеконференции, технологии проведения совещаний с помощью компьютерного интерфейса, спутниковые соединения, электронные доски объявлений и факсимильные сети в корне изменили наши представления о совещании.18 Для принятия групповых решений многие организации начинают использовать новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии, пытаясь соединить вместе людей и идеи. Один из подходов заключается в том, чтобы всем участникам совещания, собравшимся за одним столом, предоставить свой собственный терминал, подключенный к единому компьютеру. Инициирование общения с помощью компьютерного экрана повышает эффективность обмена мнениями, позволяя более застенчивым членам группы и лицам, младшим по положению, которое они занимают среди участников совещания, получить такую же возможность высказать свое мнение, что и более авторитетные участники совещания. Некоторые ведущие глобальные корпорации создали у себя современные системы проведения оперативных "электронных совещаний", участниками которых могут быть люди из разных уголков нашей планеты, получающие возможность совместно и эффективно решать общие проблемы. Например, компания IBM создала двадцать "электронных конференц- залов TeamFocus" с персональными компьютерами и мультимедийными возможностями, объединив их в глобальную сеть. Эти новые электронные "системы поддержки групповых решений", установленные в одном помещении или спроектированные в виде мультимедийной глобальной сети, приходят на смену традиционным совещаниям.
Устные выступления и "ораторские бюро"
Редко можно встретить организации (какого бы масштаба они ни были), в штате которых не было бы сотрудников, умеющих достаточно информативно и интересно выступить перед теми или иными общественными группами. В книге The Executive Speechmaker перечисляются следующие преимущества устных выступлений. 1. Самое прямое и наиболее убедительное средство коммуникации, поскольку оно предполагает личный, "живой" контакт с аудиторией. 2. Помогает "персонализировать" организацию, особенно в наше время, когда крупные организации кажутся многим людям чрезмерно обезличенными. 3. Зачастую предоставляет возможность двустороннего общения оратора с аудиторией - диалога, который может оказаться информативным и полезным для обеих сторон. 4. Помогает продемонстрировать открытость организации, ее стремление быть конструктивным элементом своей отрасли и участником общественной деятельности. 5. Повышает престиж как самого оратора, так и организации в целом. 6. Помогает донести до общественности точку зрения организации. 7. Является авторитетным источником информации для других коммуникаций.19 Однако не все устные выступления одинаково эффективно реализуют эти преимущества. Иногда вину за это можно возложить на специалистов в области паблик рилейшенз, поскольку именно они часто проводят исследования устных выступлений, готовят краткий конспект речи, разрабатывают визуальные средства и иногда даже составляют полный текст устного выступления. Помимо подготовки материалов для выступающих, специалисты обучают руководителей искусству правильно вести себя во время выступления. Специализированные ораторские бюро предоставляют в распоряжение организаций- заказчиков квалифицированных ораторов. Излагаемый материал обычно представляет собой компромисс между желанием просто выразить точку зрения организации по определенным вопросам и необходимостью предоставить соответствующим группам информационные программы. "Ораторское бюро", как таковое, представляет собой ценное средство для любой организации, которой нужно сообщить нечто важное интересующим ее общественным группам. Решая проблему обеспечения организации ораторами, помните о следующем. 1. Тщательно подбирайте и воспитывайте целую команду людей, умеющих выступать на публике. 2. Подбирайте темы, которые обслуживали бы информационные потребности потенциальных общественных групп и освещали бы ситуацию в организации или ее позиции по важным для общества вопросам. 3. Обеспечивайте ораторов вспомогательными визуальными средствами: плакатами, слайдами, видеокассетами. 4. Разъясняйте различным общественным группам возможность организации для них устных выступлений.
Изображение и слово
Давно предсказанного вытеснения новыми технологиями печатного и устного слова как основных методов коммуникации со служащими так и не произошло. Новые технологии просто расширяют пределы досягаемости и возможности коммуникаций, а также ускоряют процесс распространения информации. Телеконференции
Технологические достижения на основе спутниковой связи расширили диапазон возможностей, касающихся проведения совещаний и устных выступлений. Например, высокопоставленные докладчики, у которых просто нет времени лично посещать все совещания, на которых им предлагают выступить, могут воспользоваться возможностями организации спутниковых телеконференций. Можно также организовать одновременный сеанс связи нескольких групп участников конференции, находящихся в разных городах, установив перед каждой такой группой большой телевизионный экран, на котором демонстрируется выступление докладчика. Расходы на эксплуатацию подобной системы оказываются намного меньше расходов, связанных с организацией традиционных личных встреч (затраты времени на поездки, командировочные расходы, затраты на аренду помещения и т.п.). Основной причиной использования телеконференций является стремление одновременно объединить людей, находящихся в различных (зачастую весьма удаленных друг от друга) местах, для совместного обсуждения интересующей их проблемы. Телеконференция, проведенная председателем компании AT&T Бобом Алленом (Bob Allen) и связанная с обсуждением специальной программы досрочного выхода сотрудников компании на пенсию, объединила примерно 100 тыс. менеджеров в 250 населенных пунктах США. Ректор Калифорнийского университета воспользовался возможностями проведения телеконференций, чтобы постоянно информировать администраторов, профессорско- преподава-тельский состав, технический персонал и студентов во время серии бюджетных кризисов, вызванных спадом калифорнийской экономики в начале 90-х годов. (Принцип действия этой системы проиллюстрирован на рис. 9.3.) Все 275 производственных и сбытовых офисов компании Ford Motor Company принимают видеосигнал от штаб- квартиры компании, расположенной в г. Дирборн, шт. Мичиган (односторонняя связь). Двадцать пять североамериканских представительств обеспечены возможностью двусторонней видеосвязи. Основные американские предприятия компании General Motors (GM) связаны друг с другом посредством спутниковых телеконференций, что облегчает им обмен производственной и проектно- конструкторской информацией. Federal Express располагает одной из крупнейших систем корпоративного спутникового телевидения. Речь идет о системе, насчитывающей более 1000 связей типа "сверху вниз" в Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании и Европе и проводящей свыше 400 трансляций в год. Основной акцент в ее программе сделан на обмене деловой информацией, включая ежедневные деловые сводки, обсуждение текущих проблем и идей, касающихся повышения экономической эффективности на всех уровнях.20
Рис. 9.3. Схема организации спутниковых телеконференций Материал любезно предоставлен компанией VideoStar Connections, Inc., Атланта Однако далеко не все спутниковые телеконференции ограничиваются исключительно внутренними коммуникациями. Во время кризиса, связанного с отравлениями тайленолом, компания Johnson & Johnson использовала телеконференции для проведения общенациональных пресс- конференций в 30 городах страны, отвечая на вопросы репортеров и оперативно информируя СМИ о развитии ситуации. Международная ассоциация бизнес- коммуника-торов (International Association of Business Communicators - IABC) провела телеконференцию для 1200 своих членов в 22 городах. Национальный совет по охране труда (National Safety Council) провел совещание почти 2000 участников в 45 городах Соединенных Штатов на тему "Травмы спины, их предотвращение и реабилитация". В программе было отведено время для ответов на вопросы, когда участники совещания активно общались с докладчиками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|