Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией




данное время. Во временной перспективе у них нет места за­пасным профессиональным планам.

Молодые люди с последствиями ДЦП чаще всего находят < -ебе будущих супругов среди инвалидов с этим же заболева­нием.

4. 2. Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией

Дети с резидуальными явлениями ДЦП и дизартрией по своим психолого-педагогическим характеристикам представ­ляют полиморфную группу.

Они характеризуются наличием психоорганического син­дрома, который проявляется разной сиптоматикой. Для мно­гих из них характерной является гиперактивность, которую следует рассматривать в рамках синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью или гипердинамического синдрома, церебрастеническом синдроме и гипертензионно-гидроце-фальном синдроме.

Церебрастенический синдром проявляется в виде нервно-психической истощаемости. У одних детей он проявляется в виде общего эмоционального и двигательного беспокойства, у других в преобладании вялости и пассивности.

Наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома ха­рактеризуется нарушением умственной работоспособности в виде быстрой истощаемости.

Эта симптоматика проявляется у детей с дизартрией на фоне изменений мышечного тонуса, нарушений координации движений, недостаточности дифференцированной моторики пальцев рук и артикуляционной моторики. Гипердинамичес­кая симптоматика проявляется в невнимательности, отвле-каемости, импульсивности и гиперактивности.

С раннего возраста у детей с органическим поражением мозга нарушается развитие психологической диады «мать-дитя». Связь в этой диаде обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощу­щения, запах, визуализация, слуховые ощущения и т. п. ). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, эти взаимоотношения искажаются. Со сто­роны ребенка отмечается снижение сенсорных ощущений,


 




Глава 4

а со стороны матери — резкое изменение эмоционального от­ношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующе­го развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому необходима работа не только с ребенком, но и с его семьей яв­ляется необходимой.

Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с мелан­холической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к ано­мальной психотипологической изменчивости, у детей с ди­зартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрус­трации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины не­удач.

Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой комму­никации сопровождаются снижением мотивационно-потреб-ностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии.

Психолого-педагогическое обследование таких детей вы­являет нарушение у них познавательной деятельности, а так­же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса, что проявляется дисграфиями и дислексиями. Эта психологичес­кая характеристика сочетается с нарушением взаимоотноше­ний с окружающими, трудностями обучения, слабой успевае­мости в школе, низкой самооценкой. Нередко эти нарушения поведения сочетаются с отсутствием отклонений от нормы в интеллектуальном развитии.

При этом, как правило, усугубляется школьная дезадап­тация. У некоторых детей начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха». Большинство детей с нарушениями письма и чте­ния переживают состояние протрагированной фрустрации (А. Н. Корнев, 1998). Чем жестче в семье и школе по отно­шению к ребенку, тем аномальнее его реакции на трудности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...