Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Дизартрии у детей




I


Дизартрии у детей


 


Артикуляционная моторика: мышцы органов артикуляции спас-тичны, в мышцах левой стороны языка отмечается вялый парез. Вы­тягивание губ вперед медленное, напряженное. Отмечаются синки-незии в плечевом поясе. Язык из полости рта вытянуть не может, до­водит его лишь до нижней губы. При вытягивании язык отклоняется влево. Боковые движения осуществляются с трудом, ограничены в объеме. Поднять язык вверх вне полости рта не может. При попыт­ках сделать это сжимает узкий язык на нижней губе зубами. Щел­кать языком не может.

Звукопроизношение резко нарушено. Отсутствуют переднеязыч­ные, межзубное произношение свистящих и шипящих. Общается, главным образом, с помощью жестов и лепетных слов. Фразовая речь из двух-четырех слов, смысл которых достаточно понятен. Словар­ный запас резко ограничен бытовой тематикой.

Заключение психоневролога: задержка психического развития.

Гиперкинетический вариант этой формы дизартрии. Этот смешанный вариант дизартрии, также как и спастико-парети-ческий, в практике встречается у детей часто. Наряду с пораже­нием пирамидных путей имеются еще и нарушения подкорко­вых ядер и их связей. Спастическое напряжение мышц сочета­ется с наличием тремора. У детей с этим вариантом псевдобуль-барной формы дизартрии значительно более выражено наруше­ние просодической стороны речи, влияющее на ее внятность. При этом варианте резко нарушается автоматизация звуков речи, что связано с патологией кинестезических механизмов ощущения позы и сокращения мышц при выполнении рече­вых артикуляций. К спастическим явлениям присоединяются темпоритмические нарушения организации движений. Диски-незии гортани обусловливают оттенок сдавленности голоса. Не­редко при этой форме дизартрии наблюдается анартрия.

Выводы

1. Спастико-паретическая форма дизартрии обусловле­
на сложным патогенетическим механизмом, в основе
которого лежит центральный спастический паралич
с единичными проявлениями других параличей.

2. Спастико-паретическая форма дизартрии имеет три ва­
рианта, при каждом из которых имеются поражения
разных структур мозга:

 

• спастический;

• спастико-паретический;

• спастико-гиперкинетический.


 

3. Нарушение звукопроизносительной стороны речи каса­
ются прежде всего сложноартикулируемых звуков, ко­
торые конвергируют к щелевым.

4. Гласные и согласные звуки назализованы.

5. Голос не модулирован, часто сиплый.

6. Просодика обеднена.

7. Речь задержана в развитии, нередко отмечается фоне-
тико-фонематическое недоразвитие речи.

3. 4. 2. Гиперкинетическая форма дизартрии

Гиперкинетическая форма (подкорковая, экстрапирамид­ная) дизартрии связана с очаговым поражением ядер стри-опаллидарной системы, а также их связей с другими струк­турами мозга. При таком уровне поражения ЦНС возникают симптомы нарушения функций экстрапирамидной системы: непостоянство мышечного тонуса (дистония) и трудности сохранения позы. Нарушается последовательность осущест­вления программы сокращений мышц в процессе реализации движений (дискинезия).

При этой форме дизартрии нередко имеется снижение слу­ха преимущественно на высокие тона. В связи с этим у детей отмечаются трудности в развитии фонематического воспри­ятия и избирательные нарушения опознавания звуков высо­ких тонов, что нарушает понимание слов со звуками высокой частоты («т», «д», «к»).

В анамнезе у детей с риском подкорковой дизартрии на первом году жизни отмечается низкий уровень мышечного тонуса и появление гиперкинезов (миоклоний, тремора) со времени созревания подкорковых структур мозга. Так как у таких детей не формируются своевременно подкорковые синергии, с которыми связан лепетный период речевого он­тогенеза (генетическая программа), то у них в дальнейшем нарушается или развивается с большой задержкой ритми­ческая последовательность при формировании ритмической структуры слова.

Дискинезии гортани обусловливают оттенок «сдавленнос­ти» голоса, иногда же он звучит как вибрирующий, дрожа­щий. Голосовые расстройства при гиперкинетической дизар­трии специфичны, что позволило М. Зееману (1962) обозна­чить их как «экстрапирамидный фонаторный синдром». Этот синдром обусловлен рассогласованностью во времени сокра-


Глава 3


Дизартрии у детей


 


щением мышц, принимающих участие в осуществлении ды­хательных движений и фонации. При этом наблюдаются па­радоксальное напряжение и расслабление диафрагмальной мышцы: в момент речевого выдоха она спазматически напря­жена и, наоборот, расслаблена в момент вдоха. Такие нару­шения, а также наличие в этой мышце гиперкинезов не поз­воляют развить грудо-брюшной тип дыхания и речевой вы­дох, тем более автоматизировать эти виды дыхания. У таких детей в процессе высказывания идет добор воздуха не только на каждое слово, но иногда на каждый слог и даже звук.

Наблюдается значительная разница в осуществлении врожденных голосовых реакций и голосовых реакций, разви­вающихся в онтогенезе. Крик, плач, смех реализуются доста­точно громким и звонким голосом, который может меняться по высоте и силе, т. е. быть выразительным. У этого же ребен­ка в процессе речи голос слабый, быстро истощающийся, от­рывистый. Произвольные голосовые модуляции недоступны. В начале высказывания голос может быть относительно звон­ким, но вскоре становится глухим, а речь малоразборчивой. Темп речи быстрый, непостоянный. Резко нарушены ритм речепроизводства, плавность речи, она толчкообразна, пре­рывиста, быстро утомляет ребенка. Акценты и в целом мело­дика речи искажены.

Специфические нарушения темпоритмической организа­ции устной речи, несформированность речевого дыхания, на­личие гиперкинезов артикуляторных и мимических мышц, зависимость выраженности этих симптомов от эмоционально­го состояния ребенка имеют много сходства с заиканием, что нередко требует проведения дифференциальной диагностики.

У детей имеются трудности дифференциации близких по зву­чанию фонем, а в связи с этим нарушается понимание значений слов. При этом в процессе речевого онтогенеза у детей развива­ется понимание глубинного смысла речевого сообщения.

Дизонтогенез речи при этой форме дизартрии проявляет­ся еще и в том, что у таких детей формируется правильное произношение изолированных звуков, но в речевом потоке произношение грубо нарушается в связи с трудностями пере­ключения артикуляторных программ, гиперкинезами и на­рушением подключения голоса.

Расстройства связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста во многом связаны с харак­тером и локализацией гиперкинезов.


\


Гиперкинезы могут быть выражены по-разному в пере­дних, средних и задних отделах языка. В зависимости от: > того будет страдать произношение переднеязычных, задне­язычных или среднеязычных звуков. Гиперкинезы в губной мускулатуре нарушают произношение всех губных звуков. Степень нарушения звукопроизношения, разумеется, будет зависеть в большой степени от тяжести гиперкинезов.

При тяжелой степени органического поражения подкорко-пых образований ЦНС у детей наблюдается анартрия. Чаще же наличие тремора, дискинезии и дистонии не бывает резко выраженным. Речь таких детей развивается достаточно пол­ноценно. Интеллектуальных нарушений у таких детей не от­мечается.

Выводы

1. Симптомокомплекс гиперкинетической формы дизар­
трии включает дистонию (неустойчивость мышечного
тонуса), дискинезию (неплавность переключения арти­
куляторных движений).

2. Основным симптомом подкорковой дизартрии являет­
ся нарушение просодической стороны речи: изменчи­
вый характер темпа и ритма речи, нарушение голосо-
образования и речевого дыхания.

3. Произношение речевых звуков неустойчиво. Нарушен­
ные звуки сосуществуют наряду с нормальными вари­
антами, что в большой степени зависит от распростра­
ненности и тяжести гиперкинезов и эмоционального
состояния в момент речевой деятельности.

4. Гиперкинетическая форма дизартрии у детей практи­
чески не бывает изолированной и чаще всего сочетает­
ся со спастическим симптомокомплексом.

5. Речевое развитие — на границе возрастной нормы.

3. 4. 3. Атонически-астатическая форма дизартрии

Наиболее четко синдром атонически-астатической дизар­трии выражен при мозжечковой форме детского церебраль­ного паралича. Отчетливые симптомы очаговых поражений мозжечка и его проводящих путей нередко наблюдаются у де­тей при смешанных формах дизартрии.

На первый план при этих нарушениях выступает мышеч­ная гипотония и нарушение координации движений органов


Глава 3


Дизартрии у детей


 


артикуляции. Язык тонкий, распластанный в полости рта, его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Все движения органов артикуляции ограничены. В то же время существенно то, что наряду с атонией присутствуют как про­извольные, так и непроизвольные движения, что принципи­ально отличает вялый паралич при мозжечковых нарушени­ях от бульбарных параличей. При этом, несмотря на резкое снижение тонуса мышц, не отмечается атрофических явле­ний в мышцах языка. Движения языка неточные, отмечает­ся как избыточность, так и недостаточность объема движе­ний (гипер- или гипометрия). Иногда отмечаются провисания мягкого нёба.

Помимо снижения тонуса наиболее ярким симптомом по­ражения мозжечка является дискоординация речевых дви­жений, что проявляется в атаксии, адиадохокинезии и аси­нергии. Все эти явления вызывают нарушения плавности речи: ненормативную ритмику речи, ее толчкообразность, немотивированное замедление и ускорение, отсутствие пра­вильной модуляции, немотивированные колебания громкос­ти и звучности, иногда тремор голоса.

Метафорически речь больных с поражением мозжечка называют скандированной, т. е. речью, в которой утрирова­ны ритмические структуры (рубленая речь), которая иног­да сопровождается «выкриками» отдельных слов или сло­гов. Именно нарушения просодических характеристик речи придают ей ненормативные черты. Голос монотонный, про­извольные звуковысотные модуляции недоступны. Нерече­вая фоцация (непроизвольный вскрик, восклицания, плач) характеризуются достаточно звонким голосом. Нарушается восприятие интонации. У детей нарушено формирование ин­тонационных структур, их восприятие и реализация.

Характерным для речи детей с поражением мозжечка яв­ляются нерегулярность расстройства артикуляции в процессе контекстной речи, равная выделенность слогов, искажения гласных, однообразная громкость голоса. Дискоординация в работе мышц речевого аппарата замедляет переключения им-пульсаций с иннервации тех или иных мышечных групп аго-нистов на иннервацию антагонистических мышечных групп, что ведет к замедлению темпа речи, удлинению времени про­изнесения слогов речи, напряженность речевых движений.

Отмечаются трудности удержания артикуляторной позы. Нарушаются речевые звуки, требующие четких и достаточно


 


напряженных сокращений мышц артикуляторного аппара-■ |ц, т. е. переднеязычные, губно-губные, взрывные.

Поскольку органическое поражение мозга при церебраль­ном параличе возникает рано, просодические программы, которые, как известно, формируются в норме в младшем до­школьном возрасте, то у детей с явлениями мозжечковой ди-лартрии просодическая сторона речи развивается замедленно и а протяжении многих лет и требует специального коррекци-оиного обучения.

Так как у детей поражение мозжечка при церебральном параличе, как правило, сочетается со спастической симпто­матикой и грубыми нарушениями локомоторных функций и двигательной стороны устной речи, то выявление мозжеч­ковой симптоматики затруднено. Нередко на фоне спастичес­кого паралича, нарушении развития всей двигательной сфе­ры выявляются особенности психики, свидетельствующие о нарушении лобных мозжечково-корковых связей в виде ду­рашливости, некритичности, «клоунады».

3. 5. Степени выраженности дизартрии у детей

Дизартрия у детей классифицируется также по степени ее тяжести. Выделяют так называемую стертую дизартрию, или минимальные проявления дизартрии, и тяжелую степень вы­раженности дизартрических явлений — анартрию. Сущест­вует также классификация дизартрии у детей по степени по­нятности речи для окружающих (О. ТагсИег, 1968):

• нарушения звукопроизношения незаметны, выявляются
только специалистами в ходе обследования ребенка;

• нарушения произношения заметны для всех, но в целом
речь ребенка понятна окружающим;

• речь ребенка понятна близким и только отчасти окружа­
ющим;

• речь непонятна даже близким ребенка.

3. 5. 1. Анартрия у детей

Тяжелая степень дизартрических расстройств, при кото­рой совсем не имеются, либо имеются лишь слабовыраженные авукопроизносительные возможности, называется анартрией. В основе недоразвития звкопроизносительных способностей


г


Глава 3


Дизартрии у детей


 


лежат резидуально-органические изменения ЦНС, аналогич­ные тем изменениям, которые наблюдаются у детей с ДЦП.

Как правило, у таких детей имеются нарушения ручного, артикуляционого, фонаторного и дыхательного праксиса, свя­занного с патологией стволово-подкорковых отделов мозга.

У детей может наблюдаться полное отсутствие речи и го­лоса, наличие только голосовых реакций, возможности зву-кослового произношения. Отмечается, что при обследовании произносительной попытки ребенка при речевом стимулиро­вании демонстрируют более речевой уровень, чем спонтанные произносительные попытки детей по собственному побужде­нию. В условиях собственной мотивационно-поведенческой активности появляется большее количество «случайно вос­произведенных» звуков, слогов и их сочетаний.

Имитация звуков и слогов при анартрии бывает в ограни­ченном диапазоне, проявляется главным образом, в произно­шении гласных, чаще «а», «э», реже — «у», «о», «и».

У детей, способных к произношению слоговых структур, отмечается произнесение в прямых слогах лишь твердых, смычных, щелевых. Аффикаты и соноры, как правило, не удаются в произношении.

Дети с анартриями понимают обращенную речь, обучаются пользоваться наборной азбукой, что свидетельствует об опре­деленной сформированности фонематического восприятия.

При анартриях регистрируется большая истощаемость речевого слуха. Даже подростки с анартрией, которые в про­цессе коррекционной работы получили определенные пони­мания речи, испытывают значительные затруднения при прослеживании за развертыванием смысла бытовой беседы и диалога, за ходом действия кинофильма.

У части детей с анартрией длительные и систематические коррекционные мероприятия помогают сформировать полно­ценное фонематическое восприятие.

У таких детей формируют жестовые, голосовые, мимичес­кие и звукопроизносительные реакции для общения с окру­жающими.

3. 5. 2. Минимальные проявления дизартрии

Минимальные проявления дизартрии в педагогической ли­тературе чаще обозначаются как «стертая дизартрия» (далее в главе оба этих термина употребляются как равноценные).


Термин «стертая дизартрия» введен в логопедию относи­тельно недавно (О. А. Токарева, 1969) и до настоящего вре­мени является дискуссионным. Все чаще стертая дизартрия обозначается в литературе как минимальные проявления дизартрии. В последнее время специалисты отмечают, что у многих детей к пяти годам жизни звукопроизношение не со­ответствует звуковой норме родного языка. Несмотря на то, что звукопроизносительные нарушения выражены негрубо, «-. поварь и грамматические структуры соответствуют низкой границе нормы, такие дети характеризуются определенными особенностями речевого анамнеза в раннем возрасте и труд­ностями обучения письму и чтению в школе. Первые слова у них появляются с некоторой задержкой, при этом хуже ус­иливается эмотивная лексика, в дошкольном возрасте отме­чаются ошибки в грамматическом структурировании.

Для таких детей особенно характерным является то, что у них страдает просодическое оформление устной речи. По­вествовательная интонация практически не выявляется II контекстной речи и при чтении стихов, что ведет к слиянию отдельных фраз, отсутствию завершенности интонационного иысказывания. Для данной группы детей, в целом, харак­терна некоторая темпоритмическая дезорганизация устной речи.

Несмотря на то, что нет грубых отклонений от нормы I) звуковом оформлении речи, тщательный логопедический лпализ позволяет установить дизартрическии характер этих нарушений и их связь с органическим поражением централь­ной нервной системы.

Дети со стертой дизартрией в анамнезе имеют осложнен­ные внутриутробный и родовой периоды жизни. Первый крик часто короткий, не звонкий. Гуление и лепет появля­ются у большинства детей своевременно. Однако репертуар к пуков и их интонирование ограничены. Мышечный тонус как правило несколько снижен, главным образом, в артику-пяторной, мимической и мускулатуре рук. Язык бывает вя­лым, или, напротив, спастичным, несколько ограниченным II своих движениях. Как правило, отмечается напряженность корня языка, недостаточная выраженность кончика языка. При открывании рта язык слегка оттягивается внутрь, вы­является некоторое его беспокойство. Иногда при побужде­нии к действию язык становится узким. Особенностью стер­той дизартрии является то, что у некоторых детей в мышцах


Глава 3


Дизартрии у детей


 


языка отмечается разное их напряжение, например, при не­сколько повышенном тонусе мышц корня языка может отме­чаться одностороннее снижение тонуса его боковой части или кончика.

Моторика у детей несколько отстает в своем развитии, отличается сниженными пластичностью и грациозностью. Точность движений нарушена. Особенно страдают движения пальцев рук. При обследовании обнаруживается диспраксия разного характера.

Развитие речи несколько отстает от нормы. Слова появля­ются после полутора лет, фраза к трем годам.

Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции. Для детей со стертой дизартрией ха­рактерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи. Чаще всего это проявляется в наличии искажения, а также отсутствия различных групп звуков, реже — в за­менах звуков. Для них характерны следующие виды звуко-произносительных нарушений: межзубный сигматизм свис­тящих и шипящих, боковой сигматизм свистящих и шипя­щих, ротацизм, лямбдацизм, реже — дефекты оглушения, озвончения.

Чаще всего страдают звуки, связанные с тонкими движе­ниями кончика языка. У некоторых детей стертая дизарт­рия выявляется в виде нарушения произношения «р» (ве­лярное). Упрощенное произношение шипящих и свистящих «ш», «ж», «с», «з» сочетается со сложной комбинацией па­тологических артикуляций, которое приводит к сочетанным межзубному и боковому сигматизму группы звуков шипя­щих и/или свистящих.

Фонематическое восприятие парциально нарушено и каса­ется тех звуков, которые искажены или отсутствуют в устной речи. Особым свойством фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети хорошо слышат ошибки зву­копроизношения в чужой речи и не ощущают своих.

Облигатным признаком стертой дизартрии в отличие от дислалии является то, что автоматизированный в изолиро­ванном звучании звук нарушается снова при экстренном вве­дении его в слово и тем более в связную речь.

Голос у таких детей хриплый, иногда сиплый, нередко имеется невыраженный назализованный оттенок.

Темп речи чаще ускорен. В развернутом высказывании от-


 


мсчается некоторая его аритмия, связанная с ошибками пос-к'довательности произнесения слогов в словах. Внятность произношения в речевом потоке недостаточно четкая. В про­цессе речи накапливают слюну во рту. Затруднено формиро­вание автоматизации сглатывания.

Интонация несколько обеднена. Между фразами отсутс­твует пауза. Особенно затруднена повествовательная инто­нация.

Речевое дыхание замедлено в своем развитии. В процес­се связного речевого высказывания делаются дополнитель-ные вдохи, в связи с чем возникает необоснованное паузи-рование.

Особенностью психического развития таких детей являет­ся неточность оптико-пространственного гнозиса, затруднен­ное формирование ориентировки в схеме тела. Большинство детей неточно определяет цвета, не знает их оттенков, внима-мие недостаточно устойчиво.

Отличием детей со стертой дизартрией от детей, у которых имеются выраженные нарушения дизартрического характе­ра, является то, что у большинства из них логопедическая помощь достаточно эффективно компенсирует нарушение ивукопроизносительной стороны речи. Все дети этой группы направляются в общеобразовательную школу.

Однако переход к более сложному уровню речевого раз-пития (письмо и чтение) у всех детей, имеющих в анамнезе стертую дизартрию, наблюдаются трудности формирования 11 исьма и чтения.

Обследование таких детей на первых годах обучения в шко­ле выявляет нарушение ритмической организации движений, статическую и динамическую диспраксию, несоответствие развития просодической стороны речи возрастной норме.

Наиболее частыми ошибками письма у этой группы уча­щихся являются ошибки, связанные с несформированнос-тыо анализа структуры предложения, слитное написание слов в предложении, ошибки оптического характера (сме­шения букв, имеющих одинаковые элементы начертания), мед вписывание элементов букв, элементы зеркального письма, каллиграфические трудности, многочисленные ис­правления, плохой, нестабильный, неряшливый почерк. Отмечается несформированность слоговых автоматизмов в устной речи и вслед за этим автоматизмов серии движений и письме.


Глава 3


Дизартрии у детей


 


Наблюдение 6. Ребенок К. Е. 8 лет, ученик 2 класса.

Логопедическое заключение: стертая дизартрия. Дисграфия сме­шанного характера.

Учитель отмечает большое количество ошибок письма в диктан­тах и работах при списывании текстов. Чтение формируется медлен­но. При чтении допускает много ошибок.

Обследование. Анкетные данные, собранные у родителей, свиде­тельствуют о том, что у матери отмечался токсикоз второй половины беременности. Роды были нормальными. У новорожденного отмеча­лось обвитие пуповины. Ранние этапы моторного развития проходи­ли с незначительной задержкой, ходить стал с 1 года 2 месяца. Всегда отмечались неловкие движения на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях в детском саду. Рисовать и лепить не лю­бил. Первые слова появились после года, длительное время наблю­далось большое количество лепетных слов. Фразовая речь стала раз­виваться после 2-х с половиной лет. До 5 лет у ребенка было много нарушенных звуков. Был определен в специализированную группу для детей с нарушениями речи общеобразовательного детского уч­реждения. В выписке из детского сада было отмечено, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи компенсировано. В заключении у невропатолога не отмечено никаких отклонений от нормы в состо­янии ЦНС.

Обследование состояния органов артикуляции: отклонений в стро­ении органов артикуляции не отмечается. Вытянутый вперед язык слегка отклоняется влево. Слегка снижен тонус левого бокового края языка. Двигательные пробы выявляют нарушения плавности пере­ключения и ритмичности исполнения, быструю истощаемость движе­ний. При выполнении двигательных проб артикуляторных мышц на­блюдаются синкинезии пальцев рук правой руки, напряжение мышц шеи. С трудом выполняет артикуляционные упражнения для языка «Иголочка», «Чашечка». Обнаруживается затрудненный поиск арти-куляторной позы. При выполнении артикуляторных проб отмечается подтекание слюны. Обследование общей моторики выявляет затрудне­ния переключения в серии движений, нарушение статической и дина­мической координации, плохо развитое чувство ритма.

Обследование звукопроизношения: произношение звуков в преде­лах нормы. Фонематическое восприятие сформировано недостаточно (ошибки при восприятии слов сложнослогового состава).

Обследование произношения, словаря и грамматического строя речи: боковой вариант произношения свистящих и шипящих звуков, недостаточная четкость артикуляции в речевом потоке.

Темп речи непостоянный. Голос истощаемый. Назализованный оттенок речи обнаруживается при утомлении. Интонационно речь бедная.


Допускает много ошибок при исследовании фонемного и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Оптико-пространственные представления неустойчивые, путает­ся в схеме тела.

Списывание текста показывает многочисленные ошибки разного характера: не выделение слов в предложении, смешение букв, имею­щих одинаковые элементы начертания, элементы зеркального пись­ма, почерк неровный.

Чтение отрывка из учебника за 2 класс общеобразовательной шко­лы выявляет значительное число ошибок, медленный темп, неполное понимание прочитанного.

В старших классах, как правило, у таких детей отмеча­ются ошибки письма и чтения, указывающие на остаточ­ные явления дизартрии. Ошибки письма в старших клас­сах, редуцируясь в своем количестве, нередко остаются на исем протяжении школьного обучения. Письменная речь формируется у них, в большинстве случаев, с трудностями. Эти трудности связаны с ограниченной лексикой, ошибками грамматического характера, что, скорее всего, свидетель­ствует о том, что помимо дизартрии у этих детей была па-раалалическая симптоматика и потому слабо выраженные явления общего недоразвития речи остаются длительное время. При дизартриях у детей сохраняются долго движе­ния артикуляционных органов при чтении про себя и при письме, в то время как эти явления кратковременны при норме развития речи.

В любом логопедическом диагнозе, тем более дифференци­альном, учитываются несколько факторов: физический (ана­томический), неврологический и психолого-педагогический, лингвистический.

Дифференциация дислалии и дизартрии

 

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв- Дислалия
  ления  
Физический Часто короткая уздечка, так как Нет
(анатомический сосательные движения в период  
компонент) гуления и лепета и артикуля-  
  торная тренировка  
  ослаблены  

 




Глава 3


Дизартрии у детей


 


Продолжение табл.

 

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв­ления Дислалия
Неврологический статус: роды крик Гуление, лепет Мышечный тонус Моторика Точность движе­ний Осложненные беременность и роды Часто первый крик глухой, ко­роткий. Гуление, лепет недостаточно ин­тонированные. Изменен по паретическому типу с большей выраженностью в арти-куляторной, мимческой и муску­латуре рук. Напряженность корня языка, не­достаточная выраженность колн-чика языка, язык при открытии рта не спокойный, слегка оттяги­вается внутрь, при побуждении к действию либо становится узким и удлиняется, либо вялый с огра­ничением движения. Несколько замедленный темп развития Снижена, плохое чувство ритма Норма Крик звонкий, продолжительный Интонированные Пластичность, грациозность Норма
Речь -звукопроизно-шение Нарушена не только фонетичес­ки, но лексически и граммати­чески Искажения какуминальных образующихся при поднятом и слегка загнутом кончике языка: «ш», «ж», «р»; Доминирование боковых и межзубных вариантов; автома­тизированный исправленный в изолированном звучании звук нарушается снова в процессе связной речи. Только фонетичес­кие нарушения Патология опре­деленных фонем, исправленный звук легко авто­матизируется

Продолжение табл.

 

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв- Дислалия
  ления  
-- просодическая    
сторона речи:    
голос Голос: нередко с назализован- Голос: звонкий,
  ным оттенком, хриплый, сип- чистый
  лый, ослабленный, компенса-  
  торное напряжение мышц глот-  
  ки и шеи при громкой речи  
темп речи Ускорен, реже замедлен Соответствует
    возрастной нор-
    ме темпа речи
ритм Некоторая аритмия связного Соответствует
  высказывания, слоговая струк- норме возраст-
  тура слова в части случаев фор- ного развития
  мируется с задержкой.  
внятность (чет- Смазанность речи. В норме
кость произноше-    
ния)    
саливация В процессе речи накапливает Сглатывание
  слюну во рту, плохо сглатыва- слюны автома-
  ет, если долго говорит, слюна тизируется в
  подтекает из уголков рта, за- процессе разви-
  труднения автоматизации сгла- тия речи
  тывания.  
Интонация Несколько обеднена интонация; Развивается
  не делает пауз между фразами; в соответствии
  повествовательная интонация с возрастом
  плохо развивается.  
Речевое дыхание Задержка в развитии, не делает В соответствии
  достаточного речевого вдоха; с нормой
  дополнительные вдохи в проце-  
  се высказывания (в связи с этим  
  необоснованное паузирование).  
Динамика в про- Резистентность нарушения зву- Быстрая дина-
цессе логопеди- копроизношения, затруднения мика, легкая
ческих занятий автоматизации поставленных автоматизация.
  звуков.  

 


I)




Глава 3


Дизартрии у детей


 


Окончание табл.

 

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв­ления Дислалия
— фонетико-фоне-матическое вос­приятие Парциальное нарушение и каса­ется тех звуков, которые нару­шены при произнесении Ослаблено фоне­матическое вни­мание, задерж­ка развития фонематичес­кого внимания, особенности произноситель­ной стороны близких людей (продражатель-ный компонент)
Письмо и чтение Некоторые трудности формиро­вания письма и чтения, особен­но при переходе на усложнен­ные формы заданий В соответствии с возрастной нормой
Невербальные процессы Неточный оптико-пространс­твенный гнозис, долго не могут ориентироваться в схеме тела Сенсомоторное развитие задер­жано Не точно определяет цвета, не знает оттенков Внимание не устойчивое. Возрастные за­кономерности

При обследовании у детей со стертой дизартрией отмечает­ся нарушение динамического праксиса.

Как и при любых других речевых расстройствах наруше­ние звукопроизношения у разных детей различны. У боль­шей части детей страдают переднеязычные звуки ш, ж, р. При этом отмечается главным образом нарушение движений кончика языка.

В некоторых случаях нарушение может быть связано с од­ним звуком, чаще «р». Несмотря на минимальность проявле­ния, постановка звука и в особенности автоматизация, требу­ет длительной коррекционной работы.


У других детей нарушаются, главным образом, шипящие II аффрикаты. Дети с трудом принимают заданную артикуля-торную позу и с трудом ее удерживают. Коррекция успешна при условии контроля знания.

Упрощение произношения шипящих и свистящих осу­ществляет с помощью их межзубной артикуляции. Язык при произнесении «ш», «ж», «с», «з» произносится при осущест-плении сложной комбинации патологических артикуляций: речевая струя воздуха проходит с одной стороны между зуба­ми, щекой и языком, кончик которого принимает межзубное ооковое положение.

Есть дети, у которых изолированно своеобразно нарушены аффрикаты: «ч» — распадается на «ть», «щ», подчеркивает­ся щелевой вариант; «ц» — распадается на «ть», «сь».

При обследовании обнаруживаются замедленность пере­ключения с одного движения на другое при обследовании кинетического праксиса. Эти нарушения сопровождаются аналогичными расстройствами в мускулатуре рук, проба на переключение движений (кулак — ребро — ладонь) выполня­ется не римично, замедленно с плохим качеством исполнения к инетической мелодии.

У многих детей со стертой дизартрией имеется неустой­чивость фонематического восприятия на те звуки, которые нарушены в его речи. Особенностью фонематического вос-ирития является то, что в речи окружающих они определяют ошибки произношения, а свои ошибки не замечают. Нередко у этой группы можно диагностировать фонетико-фонемати-ческое недоразвитие. Эти особенности устной речи нарушают процесс усовения письма и чтения.

При стертой дизартрии отмечаются слабовыраженные при­знаки поражения ЦНС: легкая сглаженность с одной строны носогубной складки, не грубые девиации языка, разное рас­крытие глазной щели, иногда патологические рефлексы (хо­ботковый рефлекс). Общим является вялость артикуляции, нечеткость дикции. Общая смазанность речи. Недостатки произношения устраняются только при введении предвари­тельного этапа артикуляционной гимнастики.

Отмеченный характер нарушения речевых движений схо­ден с проявлениями артикуляторной апраксии, т. е. афферен­тными нарушениями речедвигательного анализатора.

У детей с диспраксией нередко отмечается недоразвитие речи разной степени от фонетико-фонематического недораз-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...