Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Дизартрии у детей. Психическое развитие. и психологические особенности. детей и подростков с дизартрией




Глава 3


Дизартрии у детей


 


вития речи до явлений общего недоразвития речи. В этих случаях в школьном возрасте у детей нередко отмечается дис-графия, дислексия.

Стертая дизартрия, несмотря на кажущуюся парциаль-ность нарушения звукопроизносительной стороны речи, яв­ляется сложным видом дизонтогенеза речевой деятельности.

Не представляется возможным дать единую психолого-пе­дагогическую картину при стертой дизартрии. Это связано с мозаичностью органического поражения ЦНС, выражаю­щейся как в разной локализации, так и в разной степени по­ражения мозга.

Характерным при стертой дизартрии является нарушение одной-двух фонетических групп, близких по способу артику­ляции. У большинства детей со стертой дизартрией диагнос­тируется повышение мышечного тонуса, главным образом, в артикуляционных мышцах, иногда патологические реф­лексы (чаще всего, хоботковый).

У этих детей можно диагностировать минимальные при­знаки проявления псевдобульбарной дизартрии, как прави­ло, отчетливо выраженные у взрослых. У таких детей нет от­ставания в речевом развитии, лексико-грамматический строй развивается в соответствии с возрастом.

Часть детей имеет нарушение звукопроизношения, свя­занные с более разнообразными поражениями звукопроиз­носительной стороны речи: распадение аффрикат на состав­ные части, замена звонких глухими. Затруднения в произне­сении звуков, требующих сложной мозаики переключения отдельных мышечных волокон от напряжения к расслабле­нию. Затруднение образования динамического стереотипа, заключающегося в координированном взаимодействии ар-тикуляторного и голосового аппарата. В связи с этим проис­ходит беззвучное произнесение звонкого согласного — оглу­шение.

Выводы

1. Минимальные (стертые) проявления дизартрии имеют
ту же структуру речевого дефекта, что и при выражен­
ной степени: нарушения звукопроизношения и просо­
дической сторны речи.

2. Неясное произнесение гласных с легким носовым от­
тенком.

3. Искажение простых и сложных звуков.


Л. Изолированное произнесение звуков осуществляется лучше, чем в речевом потоке.

5. Автоматизация исправленных звуков затруднена. Пос­
тавленный звук часто не используется в спонтанной
речи.

6. Темп речи ускорен или замедлен.

7. Дыхание поверхностное. Фонационный выдох укоро­
чен, речь на вдохе.

8. Страдает координация и темпоритм движений в разной
степени.

Вопросы для самопроверки

1. Принципы классификации дизартрии у детей.

2. Перечислить основные различия классификации дизартрии у
детей от классификации у взрослых. С чем это связано?

3. Почему дизартрию у детей можно назвать «дизартрией разви­
тия»?

4. Перечислить основные признаки и пояснить патогенетические
механизмы спастико-паретической формы дизартрии.

5. В чем заключаются патогенетические механизмы гиперкине­
тической дизартрии? Почему нарушения звукопроизношения
при этой форме непостоянны?

6. Каковы признаки атонически-астатической дизартрии? Чем от­
личается сниженный тонус мышц при этой форме дизартрии от
бульварного паралича? Как характеризуется речь детей с этой
формой дизартрии?

7. Каковы особенности речи детей с минимальными проявления­
ми дизартрии? Перечислить отличия от дислалии. В чем состо­
ит основная трудность логопедической работы при коррекции
дизартрии у детей?


 


ГЛАВА 4

Психическое развитие

и психологические особенности

детей и подростков с дизартрией

4. 1. Общие черты психического развития детей с ДЦП

Психическое развитие детей с ДЦП определяется во мно­гом распространенностью и тяжестью поражения моторных функций.

В силу параличей глазодвигательных мышц нарушается двустороннее восприятие предмета, что влечет нарушение формирования лево- или правостороннего гнозиса. Отмеча­ются трудности в восприятии формы, соотнесенности в про­странстве, нарушается восприятие схемы собственного тела, т. е. пространственно-различительная деятельность.

Не меньшее значение, чем зрительный и кинестетичес­кий, имеет слуховой анализатор. У детей с ДЦП выявляется изолированное снижение слуха на высокочастотные звуки и сохранность на низкочастотные. В этих случаях ребенок не слышит ряд речевых звуков высокой частоты: «т», «к», «с», «п», «э», «ш», «ф» и потому не дает их в собственной речи, что обусловливает затруднения при обучении письму и пись­менной речи.

В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, могут наблюдаться недостаточность слуховой памяти, слухо­вого внимания и недоразвитие фонематического восприятия.

В сравнении с нормально развивающимися детьми, у детей с ДЦП до двух лет познавательная функция развивается мед­ленно, а после двух лет можно отметить более интенсивное психическое развитие. У детей с ДЦП психическое развитие характеризуется неравномерностью развития психических функций, двигательной сферы и речи.

Если не наблюдается «скачка» в психическом развитии после двух лет, то это является прогностически неблагопри-


 


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

птиым признаком, свидетельствующим о возможном нали­чии олигофрении.

Практически всем детям с клинически выраженной сим­птоматикой церебральных параличей присуща интеллекту­альная и личностная дисгармония.

Речевые нарушения у детей с ДЦП в первую очередь про-нкляются задержкой развития моторной стороны речи, зву-копроизношения и просодической ее стороны. Коммуника­тивное и речевое поведение детей с ДЦП по объему и качеству не развивается спонтанно, а требует специального коррекци-опного психолого-педагогического воздействия.

Развитие личности детей с ДЦП в значительно большей сте­пени зависит от социальных условий, чем развитие здоровых.

Патологическое формирование личности у школьника за-пмсит главным образом от его реакции на осознание дефекта, физической или сенсорной неполноценности, изоляции от об­щества сверстников, а также неправильного воспитания и свое-< > бразного отношения окружающих к неполноценному ребенку.

Комплекс неполноценности при ДЦП возникает в связи со следующими психотравмирующими обстоятельствами: пере­живание положения «отвергнутых», недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания и любопытс­тва окружающих, социальной депривацией в связи с частым гтационированием в специализированные учреждения, эмо­циональной депривацией, обусловленной частыми разлука­ми с матерью или уходом отца из семьи, психическими трав­мами в связи с постоянными лечебными процедурами (опе­рации, кинезотерапии и т. д. ), переживаниями, связанными < • затруднениями в учебе и устройстве на работу, сенсорной депривацией, вызванной нарушениями слуха, зрения.

Помимо этих психогенных факторов большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания в семье или интернате. Преобладающим типом воспитания детей с ДЦП является гиперопека (чрезмерное внимание к ребенку, выра­жающееся в стремлении подменить его деятельность своей, у родителей — выполнить все желания, подчинение членов семьи ребенку). Такое неправильное воспитание формирует эмоциональную и социальную незрелость, усугубляя пробле­мы социореабилитации таких детей.

Другие формы неправильного воспитания: гипоопека, свя-канная с холодностью матери к ребенку-инвалиду, с частым пре­небрежительным отношением в больницах и др. учреждениях.


Глава 4

Важнейшим неблагоприятным фактором является дли­тельное пребывание в условиях частичной изоляции, невоз­можность полноценно передвигаться, общаться со сверстни­ками, участвовать в их играх. Речевые расстройства усугуб­ляют нарушения коммуникации. Все это ведет к вторичной задержке психического развития вследствие невозможнос­ти накопления необходимого познавательного и сенсорного опыта, развитию черт тормозимости и аутизма, ранней десо-циализации.

Выделяют следующие формы психогенно-обусловленных патологических отклонений личности у детей и подростков сДЦП:

I. Астеническая.

П. Псевдоаутическая.

III. Аффективно-возбудимая.

IV. Диспропорциональный тип формирования личности.

При астенической форме отмечаются: повышенная ра­нимость, болезненная обидчивость, не выносливость к малей­шим жизненным и учебным затруднениям. Развиваются чер­ты недоверчивости, недоброжелательности к сверстникам. Пубертатный период наступает на 1 — 2 года позже, с аффек­тивными колебаниями, аффективной возбудимостью, склон­ностью к тревожным и субдепрессивным состояниям, иногда суицидальные мысли и попытки.

При псевдоаутической форме отмечаются: замкнутость, пассивность, склонность к одиночеству, самоанализу, своеоб­разное фантазирование с уходом в мир собственных мечтаний и ярких переживаний. Фантазии носят компенсаторный и гиперкомпенсаторный характер и отражают, помимо инфан­тильности психики, реактивные переживания собственного дефекта.

При аффективно-возбудимой форме наблюдаются: склон­ность к аффективным вспышкам, агрессии, грубости. Не могут сдерживать раздражение, подавлять инстинкты, под­чинять свое поведение требованиям ситуации. В связи с пси-хогенией у них легко возникают неадекватные формы реаги­рования (протест, отказ), а также — реакции имитации отри­цательного поведения сверстников и членов семьи.

При диспропорциональном типе формировании личности имеются: сочетание черт с парциальной психической аксе­лерацией. При наличии формально достаточного интеллекта они часто некритичны, недоучитывают ситуации, в то же вре-


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

мя могут быть начитаны, чрезмерно информированы в узких < х> ластях знаний, рассудительны, не по возрасту серьезны.

Следует отметить, что интеллектуальная и личностная ч и с. гармония в той степени присуща большинству детей с

АЦП-Па разных возрастных этапах удельный вес органических

и психологических расстройств бывает неодинаков:

• в дошкольном возрасте: психоорганические симпто­
мы — инертность, замедленность психической деятель­
ности, общая или парциальная задержка психического
развития, истощаемость, повышенная чувствительность
к внешним раздражителям (оборонительный вместо ори­
ентировочного). В 3-4 года — страхи. Неправильное вос­
питание особенно неблагоприятно сказывается в этом
возрасте, так как формируется личность и интеллект;

• в 7-9 лет — появляется осознание своего дефекта. Ситу­
ационные нарушения поведения сочетаются с апатико-
адинамическими и церебрастеническими явлениями;

• в подростковом и юношеском возрасте психогеннные из­
менения личности начинают преобладать над психоор­
ганической симптоматикой, которая с возрастом начи­
нает носить стертый характер. В отличие от подростков
без органического поражения, личностные переживания
дефекта неглубоки, сочетаются с недостаточной критич­
ностью. Средовые влияния вызывают разную картину
измененного поведения в зависимости от уровня и глуби­
ны поражения мозга.

Дети и подростки проявляют слабые волевые усилия для преодоления дефекта. Возможно, что в этих случаях поми­мо неблагоприятных условий воспитания, оказывают влия­ние астения, адинамия, снижение уровня познавательной де­ятельности.

Патологическое формирование личности бывает чаще у де­тей со спастическими формами, реже — при гиперкинетичес­кой, т. е. средовые влияния, накладываясь на те или иные формы поражения мозга, вызывают разную картину изме­ненного поведения.

Развитие личности ребенка с ДЦП осложняется тем, что родители этого ребенка, с рождения испытывающие тяже­лый пролонгированный стресс, также имеют психологичес­кие проблемы, приводящие к аномальной личностной измен­чивости.


 




Глава 4

Психологический портрет родителей детей-инвалидов включает такие характеристики как: интровертность (75% ), обидчивость, ранимость с высоким уровнем тревож­ности и очень низкой самооценкой (80%). Нередко у отцов отмечается безучастность, эгоистические отклонения от воспитания, игнорирование проблем и переживаний ре­бенка. Среди матерей часто преобладают идеи обвинения, привычки ставить в вину ребенку все его неудачи, оплош­ности и поступки. В семьях с такими проблемами у роди­телей возникают изменения взаимоотношений, конфлик­ты. В результате нарушается геометрия семьи, появляются стереотипы воспитания, формирующие неправильные фор­мы воспитания.

Образование прочной связи «мать—ребенок», а также мо­нопольное право в уходе и воспитании больного ребенка не­редко являются причиной распада семьи. Наиболее частым вариантом отношений с ребенком-инвалидом является гипер­опека. В отдельных случаях гиперопека трансформируется в симбиоз — патологическая связь между ребенком и мате­рью. Больные, выросшие в условиях симбиоза крайне тяжело самостоятельно адаптируются в жизненных ситуациях. У де­тей развивается тяжелая дезадаптация, приводящая к суи­цидальным попыткам.

Выделяют три типа отношений членов семьи к ребен­ку с ДЦП: оптимальный, при котором родители относятся к больному как равному члену семьи; второй тип — сокры­тие факта наличия ребенка-инвалида от окружающих; тре­тий тип — игнорирование ребенка в семье.

Развитие личности больного с ДЦП зависит и от формы школьного обучения. В России имеются три варианта полу­чения образования ребенком с ДЦП: специализированные школы-интернаты; общеобразовательные школы; получе­ние образования на дому. Исследования подтверждают, что у учащихся специализированных школ-интернатов адапта­ционные возможности выше, чем в двух других вариантах обучения.

Для лиц с последствиями ДЦП характерно обостренное чувство трудовой деятельности. Уже в подростковом возрас­те они осознают, что факт наличия трудового места означает хорошую интеграцию в обществе. В выборе будущей профес­сии подростки с ДЦП ориентируются не на перспективные возможности профессии, а на популярность специальности в


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...