Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Дизартрии у детей




Глава 3


I


Дизартрии у детей


 


диновой, Е. Н. Правдиной-Винарской (1959), К. А. Семено­вой (1968), К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой, М. Я. Смуг-лина (1972), Л. М. Шипицыной, И. И. Мамайчук (2001) и др. Эта классификация отражена и в учебниках по логопедии (О. В. Правдина, 1973, К. П. Беккер, М. Совак, 1981), а также учебник под редакцией Л. С. Волковой (2004). Следует заме­тить, что все авторы отмечают своеобразие форм дизартрии у детей по сравнению с дизартрией у взрослых. Никто из ис­следователей детской дизартрии не выделяет бульбарной формы. Это понятно, так как продолговатый мозг, наруше­ние состояния которого бывает при бульбарном параличе, не совместимо с жизнью новорожденного. В тех случаях, когда выделяется бульбарная форма, имеется в виду поражение пе­риферических нервов или их корешков вследствие заболева­ний у детей в постнатальном онтогенезе (вирусные инфекции, заболевания уха и т. п. ), что не тождественно поражению ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге. Следова­тельно, речь идет о периферическом, а не о собственно буль­барном параличе. Односторонняя гипотония ограниченного участка речевых мышц (периферический паралич) как пра­вило не влечет за собой дизартрии.

Другим принципом классификации дизартрии у детей является синдромологический подход. Этот подход подроб­но освещен в работах И. И. Панченко (1974, 1977), а позже у болыного числа авторов.

Диагностика по этому принципу связана с выделением ве­дущего неврологического синдрома и ведущих феноменов на­рушения моторики. Такая систематика требует не только уг­лубленного неврологического исследования, но и всесторон­него учета динамики неврологического состояния в процессе постнатального онтогенеза ребенка.

В соответствии с этим подходом большинством исследовате­лей выделяются следующие формы: спастико-паретическая; спастико-ригидная; гиперкинетическая; атактическая.

Все авторы указывают на то, что практически всегда ди­зартрия у детей носит смешанный характер, свидетельствую­щий о разноуровневом поражении мозговых структур. В свя­зи с чем выделятся: спастико-атактическая, спатико-атакти-ко-гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая и дру­гие формы дизартрии.

И. И. Панченко (1977) выделены три формы звуковых на­рушений у подростков с ДЦП.


1-я форма — элементарное фонетическое расстройство (ис­кажение звуков), но с сохранностью всех дифференциальных фонематичских признаков.

При этой форме нарушения произношения дети владели. языковыми средствами построения высказываний: фонем­ными, морфемными, лексическими, синтаксическими. Фор­мулирование артикуляционного праксиса проходит у них и соответствии с возрастными нормами.

Такие нарушения звуковых расстройств наблюдаются при следующих ведуших синдромах: ригидность при спес-тическом парезе, атаксии, гиперкинезах и сочетание этих синдромов.

Различный характер двигательного поражения опреде­ляет качество ритмико-мелодической характеристики речи у таких детей. Темп речи замедлен, голос слабый, истощаю­щийся, монотонный, смысловые отрезки высказываний в це­лом не выделяются с помощью средств интонации.

Следственно, специфика дизартрического расстройства при этой форме звукового расстройства определяется нару­шением просодической стороны речи.

2-я форма звукового расстройства — фонетико-апракси-ческое расстройство, включающее: элементарные фонетичес­кие расстройства с сохранностью всех дифференцировок фо­нетических признаков; апраксические расстройства, препят­ствующие реализации дифференцированных фонематичес­ких признаков.

3-я форма звукового расстройства — фонетико-апрактико-фонематические расстройства. Эти нарушения были харак­терны для детей со спастико-ригидным синдромом.

Дети, страдающие 3-й формой звукового расстройства, имеют более грубые нарушения фонетической системы: иска­жение звуков, множественная замена согласных, неустойчи­вая слоговая структура слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова, недоразвитие синтакси­ческих структур слова.

Такие дети не могут свободно использовать логико-грамма­тические связи в построении высказывания, привести лекси-ко-семантический анализ текста, нарушение логики постро­ения пересказа, непостоянство в понимании диалогической и монологической речи, снижение объема в понимании речи. Речь данной группы детей помимо дизартрии характеризу­ется параалалическим синдромом. Помимо дизартрического


тр*88" *


Глава 3


Дизартрии у детей


 


симптомокомплекса нередко у детей наблюдается параалали-ческая симптоматика. В этих случаях наряду с звукопроиз-носительными и просодическими нарушениями, может на­блюдаться общее недоразвитие речи.

Несмотря на всю условность выделения клинических форм дизартрии у детей, необходимость проведения коррек-ционной работы требует диагностики, с выделением ведущих признаков дизонтогенеза. В связи с этим выделяются веду­щие феномены, которые могут соответствовать той или иной форме дизартрии.

Обе классификации (по уровню поражения мозга и синд-ромологическая) носят дискуссионный характер. Как прави­ло, диагноз выставляется с использованием обоих принципов анализа. Постановка диагноза требует тщательного невро­логического обследования. Логопеды перед обследованием ребенка с дизартрией и сбором анамнестических сведений должны ознакомиться с медицинским заключением о состо­янии ребенка. В данном учебнике сделана попытка сопоста­вить оба принципа классификации.

3. 4. Формы дизартрии у детей

3. 4. 1. Спастико-паретическая форма дизартрии

Симптоматика этой формы дизартрии наиболее часто диа-гносцируется у детей дошкольного возраста с признаками псевдобульбарного паралича.

Эта форма дизартрии у детей возникает при двусторон­нем поражении пирамидных путей. Чаще всего она на­блюдается при двусторонней спастической диплегии цент­рального паралича. Основные характеристики нарушения движений сходны с теми, которые характеризуют псевдо-бульбарную дизартрию у взрослых. В первую очередь это нарушения фонетической стороны устной речи, нарушение сложных и дифференцированных артикуляций, сохран­ность непроизвольных рефлекторных движений, затруд­нение формирования произвольной моторики. Поражение центральных двигательных путей, как правило, не бывает у детей изолированным. Нередко они сочетаются с очаго­выми поражениями коры больших полушарий мозга (ниж­няя треть передних центральных извилин лобной доли) и


подкорковых ядер. Выделяют следующие варианты этой формы дизартрии:

спастический вариант. Ведущий синдром обусловлен
высоким тонусом мышц;

паретический вариант. Ведущий синдром обусловлен
высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом
отдельных групп мышц речевого аппарата;

гиперкинетический вариант. Ведущий синдром обус­
ловлен высоким тонусом мышц и наличием насильствен­
ных движений главным образом в виде тремора.

При спастическом варианте псевдобульбарной формы ди­зартрии отмечается высокий тонус мышц периферического речевого аппарата и расширенная зона безусловных рефлек­сов. В то же время ребенок не может произвольно открыть рот, осуществить произвольные движения языком и губами.

В речевом анамнезе гуление и первые этапы лепета иногда протекают своевременно, однако количество звуков ограни­чено, слабо проявляется механизм аутоэхолалии, эхопраксии и эхолалии. Лепет на более поздних этапах резко ограничен в своем звуковом оформлении. Звукопроизношение задержи­вается в своем развитии, нет спонтанных попыток к звукопод­ражанию. Замедленно развивающаяся речь звучит невнятно, монотонно, невыразительно. При обследовании обнаружива­ется, что небный и глоточный рефлексы усилены, характери­зуются более обширной, по сравнению с нормой, рефлектор­ной зоной. Прикосновение шпателем к язычку мягкого нёба может вызвать кашель, рвоту и даже спазм глотки, гортани и трахеи. Эти явления сочетаются с сохранностью рефлексов орального автоматизма (хоботковый, сосательный, ладонно-подбородочный и др. ).

Характерным является то, что попытка говорить или осу­ществлять какие-либо движения органов артикуляции вызы­вают резкое повышение тонуса. В процессе речи повышается тонус не только мышц речевого аппарата, но и рук и даже ног. При этом, чем моложе ребенок и чем выше тонус мышц, тем сопутствующие движения рук и ног выражены сильнее. Объем активных движений ограничен.

Отмечается поверхностность и аритмичность дыхания, его асинхронность с речью.

Нарушения функций мыщц языка приводят к формиро­ванию его патологической формы: спастический язык оття­нут назад — язык «комом», либо может быть узким в форме


 




Глава 3


Дизартрии у детей


 


«жала» с приподнятым кончиком. Подвижность языка как при произвольных, так и при пассивных движениях, ограни­чена, отмечается малая амплитуда боковых движений, с тру­дом удерживается положение языка по средней линии. Подъ­ем кончика языка вверх невозможен. Отмечаются множест­венные оральные синкинезии. Сохранены такие автоматиз­мы, как облизывание, звучный плач, звучный кашель. Так как произвольные движения развиваются с трудом, то дети спонтанно не обучаются сглатывать излишек слюны, слюно­течение бывает не только в процессе речи, но и в покое.

С возрастом такие дети с трудом обучаются жевать, от­кусывать. Вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата имеют высокий тонус и движения органов артику­ляции ограничены, речевой аппарат не готов к овладению звукопроизношением. У детей звуки гуления и лепета име­ют резко ограниченный репертуар, спонтанно не появляется способность к звукоподражанию.

Несмотря на нарушения голоса, дыхания, артикуляцион­ной базы, звукопроизношения, у детей с наличием фактора риска дизартрии нередко формируется мотивация к обще­нию, они начинают контактировать со взрослыми с помощью мимики и жестов, а затем овладевают речью. Наряду с разви­вающейся речью, накоплением словарного запаса у некото­рых детей в старшем дошкольном возрасте могут наблюдать­ся лепетные звуки и даже гуление в моменты эмоционального удовлетворения (ласки матери, новая интересная игрушка), что свидетельствует о длительной сохранности врожденных паллидарных и стриарных синергии и ослаблении регуляций со стороны кортикальных уровней.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи обычно касается одной группы звуков. Как правило, нарушаются все переднеязычные звуки (Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч, Д, Т), так как их артикуляция связана с необходимостью сложных и высоко-координированных движений языка. Эти звуки нередко за­меняются щелевыми. Спастичность голосовых складок ве­дет к озвончению глухих согласных звуков. Напряженность мышц мягкого неба и малая его подвижность способствуют носовому оотенку у гласных. Особенно заднего ряда (У, О), твердых сонорных (Р, Л), твердых шумных (Ш, Ж, 3) и аф­фрикаты (Ц).

Как правило, темп речи у таких детей замедлен, голос скрипучий, сиплый, нередко с назализованным оттенком.


У детей выделяют три степени нарушения речи при спас­тической форме дизартрии. При легкой степени устная речь достаточно внятная, нечетко произносятся лишь отдельные туки. Спастичность артикуляторных мышц выражена не­резко, но достаточно четко выявляется при всех функцио­нальных пробах.

При средней степени нарушения речи большая часть зву­ков искажена.

При тяжелой степени нарушения речь невнятная, про­изношение большинства групп звуков нарушено, в процессе речи наблюдаются множественные синкинезии в мышцах лица и конечностей. Речь часто прерывается длительными паузами.

При отсутствии лечебных мероприятий с возрастом нарас­тает тугоподвижность мышц, движения начинают носить ри­гидный характер, в тяжелых случаях — анартрия.

Наблюдение 4. Больной С. Н. 4 года.

Диагноз: правосторонний спастический гемипарез, дизартрия.

Анамнез: матери 28 лет. Беременность первая. Токсикоз, уг­роза выкидыша на протяжении первых трех месяцев беременнос­ти. Роды в срок. Закричал сразу. Голос тихий. Кормить принесли на вторые сутки. Сосал с трудом, быстро уставал. Рано переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 2-х месяцев. Сидит с 8 месяцев. Ходит с 1 года 3 месяцев. Лепет и гуление родители не заметили. Первые слова к 2 годам 6 месяцам. Фразовая речь к 4 годам.

Звукопроизношение: нарушено произношение всех переднеязыч­ных звуков.

Лицо амимичное. Рот полуоткрыт. Слюнотечение легкое. Пра­вая носогубная складка сглажена. Надуть щеки с первой попытки не может, с третьей надувает. Слева надувает щеку в неполном объеме. Имеются синкинезии: закрывание глаз, кивательные движения го­ловы, нахмуривание бровей заменяет подниманием, крепко зажму­рить глаза не может.

В артикуляционных пробах может высунуть язык неполностью. Язык слегка при этом отклоняется вправо. При этом усиливается слюнотечение. Боковые движения выполняет с трудом с участием нижней челюсти. Вправо не может осуществить боковое движение. I [ри поднимании вверх язык узкий, напряженный, удерживается нижней челюстью и нижней губой.

Словарный запас ограничен бытовой лексикой, грамматически речь структурирована на уровне трехсловной фразы.


Глава 3


Дизартрии у детей


 


Паретический вариант этой формы дизартрии у детей может быть определен условно. Это наиболее часто встреча­ющийся вариант псевдобульбарной дизартрии и по сущест­ву представляет собой смешанную форму. При этом вариан­те дизартрии, как правило, ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры. Его клиническая картина обусловлена поражением пирамидного пути в буль-барной части (спастический парез), которое сочетается с на­рушением активности некоторых ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в варолиевом мосту (двигательные ветви V—VII пары), что вызывает вялый парез соответству­ющих мышц. С этим обычно связан смешаный спастико-па-ретический характер клинических проявлений этого вари­анта дизартрии. При четком доминировании спастического напряжения мышц изолированно может отмечаться вялый паралич губ, нижней челюсти или мимических мышц языка.

Известно, что в ядре подъязычного нерва (XII пара) имеют­ся клеточные скопления, от которых идут волокна перифери­ческих нервов, иннервирующих разные группы мышц языка. Можно думать, что «точечные» поражения клеточных эле­ментов ядер черепно-мозговых нервов определяют «пеструю» картину нарушения мышечного тонуса языка. Наблюдения практиков-логопедов свидетельствуют о том, что нередко у детей тонус мышц языка характеризуется разной степенью напряженности в кончике, боковых отделах и корне языка. Наряду со спастикой может наблюдаться резкое снижение тонуса отдельных мышечных образований.

Смешанный характер нарушения иннервации речевых и мимических мышц (спастический и вялый паралич) обуслов­ливает особую клиническую феноменологию, при которой явления псевдобульбарной дизартрии сочетаются с перифе­рическим параличом. С одной стороны, часть мышц нахо­дится в повышенном тонусе, отмечаются расширенная зона безусловных рефлексов и оральные автоматизмы, ослаблены произвольные движения и сохранны непроизвольные. С дру­гой стороны, там, где имеется вялый паралич, снижен тонус мышц, отсутствуют рефлексы, тотально ослаблены как про­извольные, так и непроизвольные движения.

Звуковая сторона речи изменена сложно. При межзубных свистящих (что характерно для спастики) могут быть боко­вые варианты искажения шипящих звуков (что характерно для смешанной картины нарушений тонуса).


В зависимости от того, какие мышцы поражены вялым па­раличом, может быть провисание мягкого неба (иногда с од­ной стороны) и нарушение его подвижности, что ведет к наза-лизованности голоса. Недостаточность подъема спинки язы­ка вверх нарушает произношение звуков, требующих актив­ного подъема спинки языка вверх («л», «и», «ы», «у»). При пялом параличе мышц губ особенно страдают губно-губные звуки («п», «б», «м»), требующие достаточного мышечного напряжения. При вялых параличах мышц спинки языка ста­новится невозможным подъем спинки языка вверх, наруша­ется произношение гласных («и», «ы», «у»). Иногда четко ныражено слюнотечение, гипомимия лица.

В целом, как и при спастическом варианте псевдобульбар­ной дизартрии нарушено произношение звуков, которые тре­буют особенно точных дифференцированных движений язы­ка (переднеязычных).

Наличие спастико-паретической дизартрии не исключа­ет возможности выявления признаков других форм дизар­трии.

Наблюдение 5. И. П. 4 года 1 месяц.

Неврологический диагноз: ДЦП. Спастическая диплегия.

Речевой диагноз: спастико-паретическая дизартрия. Недоразви­тие речи.

Анамнез: матери 42 года. Беременность первая с токсикозом. Роды на 8-м месяце беременности, стремительные. Родовых травм не отмечалось. Ребенок закричал после того, как сняли пуповину с гор­ла (обвитие пуповины). Ребенка покормить принесли на 2-й день. Со­сок взял, но сосал слабо, через две недели переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 3-х месяцев. Садится с 1 года 2 ме­сяцев. Ходит с 2, 4 месяцев. Гуление в 3 месяца. Лепет с 9 месяцев. Первые слова в 2 года. Первые фразы в 3 года 8 месяцев.

Общее психическое развитие: ребенок достаточно общителен, дви-гательно расторможена. Познавательные интересы ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое, быстро истощается, работоспособ­ность значительно снижена. Состояние моторики: мышцы всего тела напряжены, голову держит в вертикальном положении уверенно. На­блюдается нарушение осанки. Сидит и ходит самостоятельно. Встает при помощи опоры. Активные движения в верхних конечностях раз­виты плохо. Ест самостоятельно, ложку держит в правой руке. Веду­щая рука правая. Нарушены координированные движения пальцев, мелкая моторика которых затруднена. Движения кисти в разных плоскостях затруднены.


 




Глава 3


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...