Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков




Глава 8

. раскрывать свои проблемы с соответствующими им пере­живаниями (часто скрытыми от себя);

. произвести эмоциональную коррекцию своих отноше­ний, модифицировать способ переживаний, эмоциональ­ного реагирования;

• корригировать свои неадекватные реакции и формы пове­дения на основании достижений в познавательной сфере.

Параллельно проводится работа с членами семьи, наиболее заинтересованными в процессе коррекции, и педагогов обще­образовательного учреждения в виде курсов лекций и инди­видуальных консультаций, с учетом культурного и интел­лектуального уровня последних. Такая форма работы играет решающую роль в социально-психологической адаптации не только представителей психологической нормы-акцентуан-тов, но и представителей пограничной личностной изменчи­вости.

Подросткам с дизартрией и признаками аномальной лич­ности рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных меха­низмов защиты. Во время проведения психологической кор­рекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континуу­ме: диапазон нормы — акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежу­точное положение между крайними вариантами нормы, ак­центуации и психопатией. Восстановление конституциональ­ных механизмов компенсации и адаптации повышает толе­рантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия со­циальных и конституциональных факторов.

8. 3. Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерпия

Общепризнанной классификации арттерапии не сущес­твует. В настоящее время используются в психокоррекции искусство и творчество в качестве мощного эмоциогенного фактора. Творческий процесс снижает чувство напряжения, способствует осознанию внутренних конфликтов, а следова­тельно, и нахождению решения деструктивных проблем под-


I


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков

ростка. Активное творчество способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию моторики. Арттерапия может выполнять функции отвлечения и занятости, способ­на при социальной дезадаптации облегчить контакт. К видам активной арттерапии относятся тактированное письмо (кал-лиграфиотерапия) и ритмические упражнения.

Каллиграфотерапия способствует развитию кинестетичес­кой, зрительной, зрительно-пространственной и серийной ор­ганизации движений. Ритмическое письмо служит средством моторного программирования и контроля, избирательной активации внимания. Эти коррекционные приемы можно предложить подросткам, испытывающим каллиграфические трудности, затруднения в скорости, темпе, ритме письма.

Работу с подростками следует начинать с переписывания стихотворных текстов, которые по тематике будут индиви­дуально интересны. При этом психолог может обсудить со­держание этого стихотворения, которое поможет ему перейти на целенаправленную психотерапевтическую беседу. Любое обсуждение выполненных заданий необходимо начинать с похвалы, демонстрируя интерес психотерапевта к подростку, как к личности.

При истероидной и эпилептоидной акцентуации подрост­кам показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуальной рациональной психотерапией, которая по­могает укрепить контакт с подростком, провести психотера­певтическую беседу. В беседе необходимо показать подростку не привлекательность тех или иных отклонений его поведе­ния, поощрить реальные его достижения и способности, под­толкнуть подростка к собственным выводам.

Подростки с циклоидной и шизоидной акцентуацией ха­рактера требуют эмпатийного отношения психолога и лого­педа. Стремясь вызвать подростка на собственные коммента­рии и обсуждение личных проблем.

Каллиграфотерапию желательно проводить под музыку, ритм и содержание которой необходимо подбирать индивиду­ально, обсуждая это с подростком.

Пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией

С помощью теста Люшера подбираются препочтительные цвета образцов живописи и графики. Подростку предлагает­ся рассмотреть серию экспозиций под звучание специально подобранной музыки.


 




Глава 8


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков


 


При эпилептоидной акцентуации подростки, как прави­ло, выбирают художественные микропрограммы, окрашен­ные преимущественно в пастельные, синие и оттенки синего цвета тона. Образцы живописи должны отображать задумчи­вость, мечтательность, лиричность, ритмическую гармонию изящных текучих линий, благодушное спокойствие. Здесь подходит музыка Г. Ф. Генделя, И. С. Баха (Концерт № 1), В. С. Калинникова (первая симфония). Эти занятия снимают аффективное напряжение, вызывают расслабление мышц, нормализуют настроение.

Для подростков с шизоидной акцентуацией программа составляется из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения, так как любая монотонность их быстро утомляет. В то же время боль­шое разнообразие визуально-слуховых возбужений помогает активизировать такого подростка и стимулировать контакт с психотерапевтом. Наиболее адекватной музыкой являются произведения В. А. Моцарта и И. С. Баха.

Для подростков с истероиднои и циклоидной акцентуацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Харак­тер музыки подбирается спокойный, меланхолический: К. Де­бюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), И. О. Бах (Концерт № 5).

В психологическом сопровождении лиц с последствиями ДЦП применяют следующие психологические техники: има-гопрофилактика и имагокоррекция, основанные на принци­пах имаготерапии, разработанные В. А. Зеленским и И. В. Бо­евым (2004). Под имаготерапией И. Е. Вольперт (1972) под­разумевал тренировки пациента в воспроизведении опреде­ленного комплекса характерных образов с лечебной целью. Физиологический механизм лечебного действия при этом заключается, с одной стороны, в выработке у пациента жела­тельной устойчивой системы доминант и динамических сте­реотипов, с другой стороны, в подавлении невротических ре­акций. Психологический механизм имаготерапии с его точки зрения заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих образованию новых здоровых отношений.

Конечная цель имаготерапии — перестройка отношений личности, требующая длительной систематической трени­ровки в воспроизведении образа адаптивного стереотипа по­ведения.

В имаготерапии как лечебный фактор для пациента под­бирается образ в соответствии с его психологическим содер-


жанием. В психотерапии широко используется воображение больного — эта уникальная способность человека, лежащая в основе психического механизма внушения, самовнушения, гипноза, медитации, аутогенной тренировки.

8. 3. 1. Визульно-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии

Для подростков с дизартрией эффективно воздействует пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией. Пас­сивная арттерапия представляет собой использование уже существующих произведений живописи путем анализа и интерпретации пациентом на фоне звучащей классической музыки, а иногда только визуализация этих образцов ис­кусства в сочетании с музыкотерапией. Образцы живописи скомпанованы в коррекционные программы на основе вось-мицветного теста Люшера (1968) (по материалам Л. И. Лы-чагиной).

Согласно функциональной психологии, разработанной Люшером, каждый цвет раскрывает определенные физиоло­гические и психические состояния. Эти положения исполь­зуются в психокоррекционных программах для подростков акцентуантов, имеющих невротические реакции, неврозо-подобные, церебрастенические и психопатоподобные состо­яния. Образцы живописи, подобранные с учетом этого при­нципа подкреплялись музыкотерапией.

Учитываются закономерности использования различной по своему психофизиологическому воздействию музыки в зависимости от темперамента человека: меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию; сангви­ники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем; к таким же гармоническим движени­ям стремятся и холерики; флегматиков трогают тонкие женс­кие голоса (по Л. С. Брусиловскому, 1985).

Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арт-терапии состоит из коррекционных программ, ориентирован­ных на конституциональные особенности личности с дизарт­рией.

Эпилептоидным подросткам рекомендуется художест­венная микропрограмма, включающая пастельные, синие и оттенки синего цвета. В программу вошли образцы живописи и графики Западной Европы, сочетающие в себе хрупкость,


 



17-438



Глава 8

задумчивость с мечтательностью, лиричностью, ритмичес­кую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включать подростков в психокоррекционную работу лучше в период дисфорийно-го и аффективного у них напряжения. Даже невербальное рассматривание образцов живописи под музыку Г. Ф. Ген­деля (Пассакалия), И. С. Баха (Концерт № 1 для фортепь­яно с оркестром ре-минор. Вторая часть — меланхоличес­кий, индифферентный, расслабленный характер музыки), В. С. Калинникова (Первая симфония соль-минор. Вторая часть — музыка спокойная, плавная, свободная, напевная, лиричная) снижает аффективное напряжение и лишнюю на­пряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кам-пен (Флемальский мастер). Мадонна с младенцем. Нидер­ланды. 1380 г. Фра Беато Анжелика де Фьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским. Ита­лия. 1387 г. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадон­на Бенуа). Италия. 1452 г.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы возникающий психологический барьер, негативисти-ческие моменты в общении с этими подростками купируют­ся с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные при­глушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизне­утверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цвету­щей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внут­ренней жизни, огромную духовную силу.

Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения. Например: Микеланджело да Караваджо. Лютнист (Италия, 1573) под сопровождение классической гитары (тема жиз­неутверждающая). Жан-Антуан Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 г. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет графа Н. Д. Гурьва (Франция, 1780) под музыку С. Рахманинова (Соч. 45. Симфонические танцы. Часть первая — неожиданно резкое вступление, звуки ли­тавр, отрывистое звучание смычковых захватывают внима­ние, концентрируют на музыке, не дают отвлечься, удержи­вают активное сознание в узком русле. Критическое разре-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...