Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков
Глава 8 . раскрывать свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от себя); . произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования; • корригировать свои неадекватные реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной сфере. Параллельно проводится работа с членами семьи, наиболее заинтересованными в процессе коррекции, и педагогов общеобразовательного учреждения в виде курсов лекций и индивидуальных консультаций, с учетом культурного и интеллектуального уровня последних. Такая форма работы играет решающую роль в социально-психологической адаптации не только представителей психологической нормы-акцентуан-тов, но и представителей пограничной личностной изменчивости. Подросткам с дизартрией и признаками аномальной личности рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы — акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положение между крайними вариантами нормы, акцентуации и психопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия социальных и конституциональных факторов. 8. 3. Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерпия
Общепризнанной классификации арттерапии не существует. В настоящее время используются в психокоррекции искусство и творчество в качестве мощного эмоциогенного фактора. Творческий процесс снижает чувство напряжения, способствует осознанию внутренних конфликтов, а следовательно, и нахождению решения деструктивных проблем под- I Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков ростка. Активное творчество способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию моторики. Арттерапия может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной дезадаптации облегчить контакт. К видам активной арттерапии относятся тактированное письмо (кал-лиграфиотерапия) и ритмические упражнения. Каллиграфотерапия способствует развитию кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной и серийной организации движений. Ритмическое письмо служит средством моторного программирования и контроля, избирательной активации внимания. Эти коррекционные приемы можно предложить подросткам, испытывающим каллиграфические трудности, затруднения в скорости, темпе, ритме письма. Работу с подростками следует начинать с переписывания стихотворных текстов, которые по тематике будут индивидуально интересны. При этом психолог может обсудить содержание этого стихотворения, которое поможет ему перейти на целенаправленную психотерапевтическую беседу. Любое обсуждение выполненных заданий необходимо начинать с похвалы, демонстрируя интерес психотерапевта к подростку, как к личности. При истероидной и эпилептоидной акцентуации подросткам показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуальной рациональной психотерапией, которая помогает укрепить контакт с подростком, провести психотерапевтическую беседу. В беседе необходимо показать подростку не привлекательность тех или иных отклонений его поведения, поощрить реальные его достижения и способности, подтолкнуть подростка к собственным выводам.
Подростки с циклоидной и шизоидной акцентуацией характера требуют эмпатийного отношения психолога и логопеда. Стремясь вызвать подростка на собственные комментарии и обсуждение личных проблем. Каллиграфотерапию желательно проводить под музыку, ритм и содержание которой необходимо подбирать индивидуально, обсуждая это с подростком. Пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией С помощью теста Люшера подбираются препочтительные цвета образцов живописи и графики. Подростку предлагается рассмотреть серию экспозиций под звучание специально подобранной музыки.
Глава 8 Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков
При эпилептоидной акцентуации подростки, как правило, выбирают художественные микропрограммы, окрашенные преимущественно в пастельные, синие и оттенки синего цвета тона. Образцы живописи должны отображать задумчивость, мечтательность, лиричность, ритмическую гармонию изящных текучих линий, благодушное спокойствие. Здесь подходит музыка Г. Ф. Генделя, И. С. Баха (Концерт № 1), В. С. Калинникова (первая симфония). Эти занятия снимают аффективное напряжение, вызывают расслабление мышц, нормализуют настроение. Для подростков с шизоидной акцентуацией программа составляется из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения, так как любая монотонность их быстро утомляет. В то же время большое разнообразие визуально-слуховых возбужений помогает активизировать такого подростка и стимулировать контакт с психотерапевтом. Наиболее адекватной музыкой являются произведения В. А. Моцарта и И. С. Баха. Для подростков с истероиднои и циклоидной акцентуацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Характер музыки подбирается спокойный, меланхолический: К. Дебюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), И. О. Бах (Концерт № 5). В психологическом сопровождении лиц с последствиями ДЦП применяют следующие психологические техники: има-гопрофилактика и имагокоррекция, основанные на принципах имаготерапии, разработанные В. А. Зеленским и И. В. Боевым (2004). Под имаготерапией И. Е. Вольперт (1972) подразумевал тренировки пациента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Физиологический механизм лечебного действия при этом заключается, с одной стороны, в выработке у пациента желательной устойчивой системы доминант и динамических стереотипов, с другой стороны, в подавлении невротических реакций. Психологический механизм имаготерапии с его точки зрения заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих образованию новых здоровых отношений.
Конечная цель имаготерапии — перестройка отношений личности, требующая длительной систематической тренировки в воспроизведении образа адаптивного стереотипа поведения. В имаготерапии как лечебный фактор для пациента подбирается образ в соответствии с его психологическим содер- жанием. В психотерапии широко используется воображение больного — эта уникальная способность человека, лежащая в основе психического механизма внушения, самовнушения, гипноза, медитации, аутогенной тренировки. 8. 3. 1. Визульно-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии Для подростков с дизартрией эффективно воздействует пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией. Пассивная арттерапия представляет собой использование уже существующих произведений живописи путем анализа и интерпретации пациентом на фоне звучащей классической музыки, а иногда только визуализация этих образцов искусства в сочетании с музыкотерапией. Образцы живописи скомпанованы в коррекционные программы на основе вось-мицветного теста Люшера (1968) (по материалам Л. И. Лы-чагиной). Согласно функциональной психологии, разработанной Люшером, каждый цвет раскрывает определенные физиологические и психические состояния. Эти положения используются в психокоррекционных программах для подростков акцентуантов, имеющих невротические реакции, неврозо-подобные, церебрастенические и психопатоподобные состояния. Образцы живописи, подобранные с учетом этого принципа подкреплялись музыкотерапией.
Учитываются закономерности использования различной по своему психофизиологическому воздействию музыки в зависимости от темперамента человека: меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию; сангвиники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем; к таким же гармоническим движениям стремятся и холерики; флегматиков трогают тонкие женские голоса (по Л. С. Брусиловскому, 1985). Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арт-терапии состоит из коррекционных программ, ориентированных на конституциональные особенности личности с дизартрией. Эпилептоидным подросткам рекомендуется художественная микропрограмма, включающая пастельные, синие и оттенки синего цвета. В программу вошли образцы живописи и графики Западной Европы, сочетающие в себе хрупкость,
17-438 Глава 8 задумчивость с мечтательностью, лиричностью, ритмическую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включать подростков в психокоррекционную работу лучше в период дисфорийно-го и аффективного у них напряжения. Даже невербальное рассматривание образцов живописи под музыку Г. Ф. Генделя (Пассакалия), И. С. Баха (Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром ре-минор. Вторая часть — меланхолический, индифферентный, расслабленный характер музыки), В. С. Калинникова (Первая симфония соль-минор. Вторая часть — музыка спокойная, плавная, свободная, напевная, лиричная) снижает аффективное напряжение и лишнюю напряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кам-пен (Флемальский мастер). Мадонна с младенцем. Нидерланды. 1380 г. Фра Беато Анжелика де Фьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским. Италия. 1387 г. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Италия. 1452 г. Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы возникающий психологический барьер, негативисти-ческие моменты в общении с этими подростками купируются с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные приглушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизнеутверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цветущей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внутренней жизни, огромную духовную силу.
Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения. Например: Микеланджело да Караваджо. Лютнист (Италия, 1573) под сопровождение классической гитары (тема жизнеутверждающая). Жан-Антуан Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 г. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет графа Н. Д. Гурьва (Франция, 1780) под музыку С. Рахманинова (Соч. 45. Симфонические танцы. Часть первая — неожиданно резкое вступление, звуки литавр, отрывистое звучание смычковых захватывают внимание, концентрируют на музыке, не дают отвлечься, удерживают активное сознание в узком русле. Критическое разре-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|