Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»




I


______ Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков_________________

шение снимает предшествующее напряжение. Новые чувства подготавливают к расслаблению), И. С. Бах (Бранденбургский концерт № 4. Вторая часть — характер музыки меланхолич­ный, индифферентный, просветленный, мелодия спокойная и изящная. Неторопливый трехдольный ритм. Музыка на­страивает на приятные воспоминания, представления, ассо­циации).

Выбор таких приемов психокоррекции часто помогает ши­зоидным подросткам найти свое хобби, что является для них психологической защитой.

Для истероидных и циклоидных подростков в перио­ды спада настроения, депрессивного состояния для показа используются образцы природы в сопровождении музыки Ц. Франка (Пастораль ля мажор), мира птиц в сопровожде­нии электронной музыки композитора А. Пуссера «Пение птиц», К. Дебюсси «Облака», водного мира в сопровожде­нии произведений А. Жоливе, И. С. Баха (Концерт № 5 фа минор для фортепьяно с оркестром. Вторая часть — музы­кой задается ритм, четырехдольный размер способствует счету в размеренном темпе. Спокойный, меланхолический характер музыки расслабляет).

8. 3. 2. Специализированные приемы арттерапии

Эти психокоррекционные программы выполняют и поз­навательную функцию. Дополнительные внепрограммные познания особенно необходимы подросткам-ретардантам и диссоциированным подросткам, имеющим резидуальнс-ор­ганическую недостаточность центральной нервной системы и выявляющим черты лабильности, отдельные невротичес­кие симптомы. Эти интересные эксклюзивные материалы (Многообразие природы, Империя вод, Вечные ландшафты, Царство легенд) помогают таким подросткам в самоутверж­дении, воспитывают самоуважение, желание познать еще больше, гармонизируют личность в целом.

Таким образом, психокоррекционные приемы пассивной и активной (каллиграфотерапия) арттерапии в сочетании с музыкотерапией оказывают благотворное влияние как на подростков с акцентуациями характера, так и на представи­телей диапазона пограничной аномальной личности, гармо­низируя личность в целом.


Глава 8

8. 4. Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией

Психологу и логопеду следует творчески подходить к кор-рекционному процессу, использовать материал и подбирать его в зависимости от того, что наиболее важно в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекционная работа.

Так при работе по совершенствованию графомоторных на­выков необходимо учитывать конституционально-психоти­пологические особенности личности учащихся с дизартрией. Такого характера коррекционная работа как каллиграфоте-рапия может быть рекомендована учащимся с эпилептоид-ной акцентуацией характера. Включение в работу рекомен­дуется в период дисфории и аффективного напряжения. При этом необходимо побуждать подростка выполнять задания неторопливо, без эмоций — это снимает аффективное напря­жение и лишнюю напряженность. В процессе выполнения за­даний по тетради необходимо подвести к выводу о том, что не нужно «заводиться», не нужно торопиться и т. п. Обсуждение выполненных заданий лучше начинать с положительных ка­честв этого подростка. Подчеркнуть, что такого плана работа у него получается неплохо. Для акселерированных подрост­ков данные тренировочные упражнения могут стать специ­фическим невербальным методом арттерапии. В процессе вы­полнения заданий по тактированному письму, особенно тех частей заданий, которые содержат рифмованные задания, необходимо побуждать подростков к живому восприятию, стимулировать к запоминанию увиденного, поощрять живое фантазирование, отвлекая от бесплодного мудрствования, са­мокопания и «словесной жвачки».

Подростков, имеющих задержку развития, необходимо поощрять в процессе выполнения заданий по каллиграфии, внушая уверенность в собственных силах и возможностях. Работая с такими подростками, важна постоянная защита их «слабого места» — постоянное опасение по поводу возможно­го осуждения, насмешек, предубеждения, неприязни со сто­роны окружающих, особенно сверстников.

Диссоциированных подростков необходимо строго регла­ментировать, дисциплинировать и лучше проводить психо-коррекционные занятия в микрогруппе с сильным лидером и социально-позитивными установками.


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков

Истероидные подростки благодаря своей широкой неиз­бирательной общительности не представляют особых трудно­стей для первого контакта. Эгоцентричность истероидов об­легчает первый контакт, если дать подростку почувствовать интерес к нему, как к личности. Контакт легче установить, чем сохранить.

Они адекватно реагируют на доброжелательное отноше­ние и искренний интерес к их проблемам. Разговор с ними надо вести в живом темпе, не задерживаться подолгу на од­ной теме, не боясь отвлечений. Однако необходимо помнить, что эти подростки всегда пытаются взять инициативу в свои руки, начать командовать, выдвигать условия. Поэтому сле­дует опасаться утраты дистанции, фамильярности в отноше­ниях. В психологе и логопеде истероидный подросток должен чувствовать независимую самостоятельную личность.

Для истероидных и эпилептоидных подростков показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуаль­ной рациональной психотерапией, т. е. те приемы психокор­рекции, которые помогают выйти на контакт с этим подрост­ком, провести целенаправленную беседу.

Подросткам с истероидной акцентуацией, имеющим рече­вые нарушения, все упражнения в тактированном письме и речевые упражнения в произношении идут на пользу. У исте­роидов диапазона пограничной аномальной личности на уп­ражнения в речи может появиться реакция оппозиции, либо на ряду с чертами истероидности отмечается эмоциональная лабильность, отдельные невротические симптомы.

Демонстративное поведение, демонстративные аффектив­ные реакции никогда не должны подкрепляться выполнени­ем их требований и желаний. Иногда эти желания высказы­ваются подростками открыто в процессе психокоррекции. Иногда же истероидные подростки ведут себя так, чтобы об этих желаниях «догадались». Подросток должен убедиться, что таким демонстративным поведением, таким путем он ни­чего не достигнет, а, наоборот, навлечет на себя только допол­нительные неприятности и осложнения.

Надо стремиться к тому, чтобы подросток сам увидел не­привлекательную сторону своей претенциозной демонстра­тивное™ в сочетании с маловыразительной дефектной речью. Но одновременно надо поощрять реальные достижения и спо­собности. Для снижения уровня эгоцентризма рекомендуется рассказывать о других, т. е. говорить опосредованно.


Глава 8


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков


 


Особенно полезны для истероидных подростков невербаль­ные приемы психокоррекции. Акцентуанты истеротимики, обладая обычно хорошей артистичностью, пластичностью, координацией движений, пантомимикой и эмоциональнос­тью, они оказываются на высоте и получают безболезненное для других удовлетворение собственного эгоцентризма. Исте-роидные подростки должны много трудиться над собой, что­бы завоевать роль первого выразителя, застрельщика, зачин­щика и получить заслуженную оценку его реальных дости­жений и способностей.

В процессе выполнения заданий и оценки своей работы подростка необходимо подтолкнуть к собственным выводам. В ненавязчивых беседах во время активной арттерапии (кал-лиграфиотерапии) подросток должен сам уяснить слабые сто­роны своего харктера: непереносимость однообразного обра­за жизни, монотонного, требующего мелочной аккуратности труда, одиночества, лишения кампании сверстников, а так­же невоздержанность своих реакций на проявления властво­вания со стороны.

Циклоидные подростки требуют искреннего благожела­тельного и эмпатийного отношения психолога и логопеда. В процессе выполнения заданий желательно добиться эмо­ционального отреагирования с полным раскрытием пережи­ваний. В дальнейших отношениях таким подросткам нужна постоянная эмоциональная поддержка, сопереживание.

Удача психокоррекционного воздействия будет достигну­та в том случае, если кто-либо из членов группы, с которой проводится психокоррекция, становится партнером для сопе­реживания.

Самой тяжелой психической травмой для подростка это­го типа оказывается эмоциональное отвержение со стороны эмоционально значимых лиц — родных, близких или друзей-сверстников, к которым возникла сильная привязанность.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы с этими подростками, как правило, возникает психо­логический барьер, ответы подростка носят формальный ха­рактер. Шизоидные подростки не выносят, когда к ним «ле­зут в душу», при этом надо избегать излишней напористости. Отношение к различным проблемам приходится высказывать самому психологу, следя за реакцией подростка и незамет­но провоцируя его на комментарии. Признаком преодоления психологического барьера — перехода от формального кон-


I


такта к неформальному — служит момент, когда шизоидный подросток начинает говорить по своей инициативе, иногда на тему неожиданную и далекую от обсуждения. В этом случае останавливать его не следует. Необходимо умело постепенно направлять беседу в нужном направлении.

Учитывая еще одно свойство шизоидной натуры — исто-щаемость в контакте, надо помнить о неожиданном крутом переходе к новой теме, чему способствует подобранный раз­нообразный материал тетради тактированного письма.

Такие подростки остаются одинокими среди сверстников. Они лучше адаптируются в малой группе более взрослых школьников.



ГЛАВА 9


Профилактика дизартрии у детей


 


Профилактика дизартрии у детей

9. 1. Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей

Сложная система мозга формируется еще до рождения. Место каждой клетки в мозге строго предопределено. Разме­щаясь в различных отделах мозга, нервные клетки группи­руются в центры, которые в дальнейшем имеют прямое от­ношение к организации движений, восприятию зрительных, слуховых и других раздражений, регуляции работы внут­ренних органов. Когда беременность протекает нормально, процесс созревания мозга происходит без помех. Плацента является барьером, строго контролирующим доступ к плоду химических веществ, проникших в кровь матери и обеспечи­вающим выведение продуктов обмена. Именно материнский организм может стать источником повреждения мозга и на­рушения программы его развития. Чаще всего вредоносным воздействием является употребление беременной женщиной алкогольных напитков и курение. В первые три месяца бе­ременности наибольшую опасность для мозга представляют вирусные заболевания матери, особенно краснуха. В более поздние сроки беременности вирус краснухи поражает сосу­ды плаценты, что порождает кислородное голодание. Кисло­родный дефицит плода может развиться при наличии у мате­ри заболеваний сердца, легких, почек и при токсикозе второй половины беременности. Недостаток кислорода замедляет развитие мозга. В этих случаях не созревают к моменту рож­дения те структуры мозга, которые обеспечивают дыхание, глотание, сосание, т. е. жизнь новорожденного.

В запуске родового акта имеет значение не только актив­ность мышц матки, но и активные движения плода. Если мозг


плода является недостаточно зрелым к моменту рождения, то активных движений плод не совершает. Мозг, ослаблен­ный родовой перегрузкой, приспосабливается к новой среде с большими трудностями. Нередко бывают ситуации, когда оценить состояние мозга сразу после рождения, сложно. Спе­циалисты считают, что период от рождения до 8-12 недель является критическим. Тяжелые дефекты не всегда стано­вятся явными на первом году жизни, а появляются лишь по мере роста ребенка. Матери должны быть наблюдательны и проявлять максимум внимания к грудному ребенку.

Согласно последним данным долговременное влияние на младенца оказывают два важных пренатальных фактора — это наследственность и питание матери. Каждый человек яв­ляется носителем 5 — 8 рецессивных генов, способных вызвать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма сахарного диабета. Растет количество данных лонти-тюдных исследований, подтверждающих следующий вывод: чем раньше нарушается структура питания матери, тем силь­нее может быть выражена задержка развития головного мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллек­туальной деятельности в течение всей жизни. Одним из важ­ных факторов является правильное питание матери до и после зачатия, что обусловливает рождение здорового ребенка.

Психосоматическое развитие младенца является сложней­шим процессом, на которое оказывают влияние многие ус­ловия его жизни. Наряду с врожденными качествами ЦНС огромное значение имеет оптимальная социальная среда, ко­торая стимулирует или депривирует врожденные качества организма ребенка.

Профилактическое направление здравоохранения и специ­альной педагогики начинается с рождения ребенка. Биологи­ческие факторы риска развития дизартрии могут действовать на организм ребенка в период внутриутробного развития и родов. Такое же значение имеют мозговые инфекции и трав­мы, перенесенные вскоре после рождения.

Эти биологические факторы могут вызывать органическое поражение ЦНС, вследствие чего в качестве первичного де­фекта, могут выступать нарушения двигательной сферы, не редко сочетающиеся с патологическими изменениями зрения и слуха.


 



I



Глава 9


Профилактика дизартрии у детей


 


Ранние коррекционные мероприятия включают в себя раз­витие рефлексов орального автоматизма, ориентировочных познавательных реакций, фиксацию взора и его слежение, слуховое сосредоточение, вызывание голосовых реакций, стимуляция двигательной активности.

Если двигательные нарушения диагностируются в рамках ДЦП, то медицинская помощь таким детям регламентирует­ся соответствующими законами оказания лечебной помощи и обеспечивается всей службой охраны здоровья матери и ре­бенка.

Поскольку дизартрия является одним из признаков нали­чия ДЦП, то все мероприятия, связанные с коррекцией и раз­витием двигательной и психической сфер таких детей, слу­жат профилактикой речевых нарушений.

Период раннего младенческого развития имеет существен­ное значение для дальнейшего развития индивидуума. Мла­денцы требуют не только регулярного кормления и ухода, не просто зависят от помощи взрослых, но с самого рождения являются социальными существами, требующими постоян­ного общения и активации зрительных, слуховых, тактиль­ных ощущений. В дальнейшем на адресованные младенцам со стороны взрослых взгляды, улыбки, речь, вызывают от­ветные взгляды, улыбки, вокализации, крики и другие дейс­твия младенцев. Особую роль для психического развития иг­рают ранние этапы общения детей, у которых имеются цереб­ральные параличи.

К ранним профилактическим мероприятиям относятся максимальное использование такого этапа в развитии ребен­ка, как эхолалия и эхопраксия. Эти феномены в норме появ­ляются уже на первом месяце жизни и проявляются в виде ответной вокализации на вокализацию взрослых, ответные мимические и даже артикуляторные (высовывание языка) — в ответ на соответствующие движения взрослых. Способность младенца различать знакомых и незнакомых людей другое важное достижение ранних месяцев жизни. Поэтому для де­тей с параличами требуется частое общение с взрослыми, что развивает их перцептивные способности. Особое значение имеет пространственная близость к матери, возможность ее касаться, обонять, видеть.

Развитие акта сосания, стимуляция силы и продолжитель­ности сосания имеют первостепенное значение для развития пластичности мышц и активных движений артикуляторного


аппарата. Попытки гуления, а в дальнейшем лепета, должны не только поддерживаться окружающими, но вызывание их должно стимулироваться окружающими. Существует прак­тический опыт стимуляции гуления у детей с параличами: демонстрации звуков гуления и лепета здоровых детей с по­мощью технических средств. В случаях диагностирования нарушения тонуса артикуляторных и дыхательных мышц необходим их дополнительный к общему массаж.

Жизнь ребенка, имеющего риск появления дизартрии, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному его развитию движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньши­ми отклонениями будет идти двигательное, речевое и интел­лектуальное развитие.

Активное участие матери в уходе за ребенком и коррекци-онной работе, проводимой специалистами, способствует эмо­циональной устойчивости ребенка, что оказывает положи­тельное влияние на его психическое развитие.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и, в особенности, с манипуля-тивной деятельностью рук. Помимо нормализации мышеч­ного тонуса и развития движений необходимо развивать так­тильные ощущения, давая ребенку для игры предметы с раз­личной поверхностью (гладкой, шершавой, моховой, метал­лической, деревянной и пр. ). Учитывая то, что у младенца в норме главным органом тактильных ощущений на первых этапах являются губы и язык, а затем кисти рук в целом, сле­дует поощрять облизывание игрушек языком, забирание их в рот, покусывание и пр. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, спо­собствуя играм ребенка голосом.

С первого года жизни большое значение приобретает раз­витие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Лингвистическое воспитание ребенка должно развиваться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Применение в общении с ребенком одной языковой системы способствует формированию устойчивых образцов интона­ции, различаемых образцов фонетического ряда речи, устой­чивых образцов слышимых фонематических единиц, а позже слов и словосочетаний. Все это способствует переходу на вто­ром этапе лепета от врожденных артикуляций к артикуля-


 



I



Глава 9


Профилактика дизартрии у детей


 


циям родного языка. Общение с ребенком, имеющего фактор риска появления дизартрии, должно протекать только в рам­ках одного языка.

Наличие церебрального паралича у детей задерживает и нарушает естественный ход развития речи. В этом случае ро­дители стремятся удовлетворить желания ребенка, угадывая их по мимике и жестам. Это поведение является не правиль­ным. Даже в тех случаях, когда речь отсутствует, необходимо вызывать любые звуки у ребенка для привлечения внимания взрослых и сопровождения собственных жестов ребенка. Все манипуляции с ребенком (кормление, одевание и тем более игра и пр. ) должны сопровождаться речевыми комментари­ями взрослого, в которых повторяются одни и те же звуки, звукоподражания, слова, выражения.

В настоящее время положительным явлением социальной жизни служит организация «школ» для родителей с обучени­ем их приемам развития у ребенка сенсомоторных и речевых навыков, формирования лексико-грамматических категорий языка, подготовки ребенка к школе.

Симптомы отклонений от языковой нормы в развитии фо­нологической системы являются прямым показанием начала направленной логопедической работы.

Помочь становлению речевой функции можно, обучая ре­бенка прослушиванию и повторению коротких ритмических стихов. При этом не надо требовать, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Целью таких упражнений явля­ется ритмизация и синхронизация голосовых реакций с ды­ханием и движением рук и ног (если это ребенку доступно). Поэтому можно ограничиться звуковыми абрисами, которые могут быть достаточно стереотипными.

На дальнейших этапах развития речи и психики имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности, осу­ществляемое параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представле­ний и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаи­модействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в разви­тии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрос­лыми игрой детей, должны быть тщательно продуманы в свя-


I


зи с их влиянием на развитие дифференцированного слухо­вого и фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций и пр.

9. 2. Вторичная профилактика

Степенью и характером речевой недостаточности и психи­ческих отклонений определяются возможности ребенка обу­чаться в школе. Недоразвитие звуковой стороны речи, недо­статочная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формиро­ванию предпосылок к спонтанному овладению практически­ми навыками анализа и синтеза звукового состава слова.

У детей с дизартрией даже при полной компенсации рече­вых нарушений в дошкольном возрасте, как правило, име­ют дислексию и дисграфию. В связи с этим можно рекомен­довать подготовку элементарным навыкам чтения и письма с 5 лет (А. Н. Корнев, 1995).

В старшей и подготовительной группах детского сада на первом году обучения чтению дети овладевают анализом зву­ковой стороны речи: делить фразы на слова, слова на слоги, выделять звук на фоне произносимого слова и определять его место. Важно развивать способность к устному синтезу слова и слогов. Дети должны научиться воспроизводить и разли­чать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п.

На втором году обучения дети знакомятся с буквами. На первом этапе — это гласные «а», «у», «о», «и», < < е», «ы». На втором этапе дети овладевают согласными в следующей пос­ледовательности: «л», «в», «к», «п», «н», «р», «м», «с», «т», «д»... Такая последовательность овладения буквами позволя­ет быстро включать чтение детьми коротких осмысленных фраз, что создает важную для ребенка мотивацию к чтению.

В процессе обучения используются слоговые таблицы, по которым отрабатывается чтение всех вариантов слогов: пря­мых и обратных, мягких и твердых и т. д.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов.

Усвоению процесса чтения способствует использование та­ких игр как словесно картиночное домино, словесное лото, играв «почту».


 



I



Глава 9


Профилактика дизартрии у детей


 


В тех случаях, когда подобная профилактическая работа у детей с дизартрией не проведена и дети не владеют практи­ческими навыками анализа и синтеза звукового состава сло­ва, эти состояния можно рассматривать как первую причи­ну, создающую значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Двигательные нарушения разного рода за­трудняют овладение письмом.

Логопедическая работа по коррекции дислексии и дис-графии должна проводиться систематически и комплексно с включением психотерапевтических методов воздействия.

Дети с дизартрией, обучающиеся в общеобразовательной школе, с первых же шагов начинают отставать в учении, те­ряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию на­рушителей дисциплины, а позже отвергаются соучениками и попадают в группы подростков с асоциальным поведением. В тех случаях, когда у детей наблюдаются личностные пере­живания в связи с трудностями обучения и наличием рече­вого дефекта, патологические формы личностного реагирова­ния и, в дальнейшем формирование акцентуаций характера и аномальной личностной изменчивости, необходимо усиление психотерапевтического акцента в комплексном воздействии.

Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зави­сеть от возраста ребенка и особенностей его индивидуального, психологического реагирования.

9. 3. Третичная профилактика

Катамнестические исследования подростков с дизартри­ей свидетельствуют о том, что, не смотря на уменьшение с возрастом неврологического дефицита и нормализацию речи, подростки в юности и ранней взрослости, чаще всего имеют не высокий академический уровень при продолжении обуче­ния и низкий профессиональный уровень в индивидуальной деятелъности.

Третичная профилактика связана с профессиональной ориентацией подростков и их дальнейшим обучением. Дети с дизартрией, оканчивающие общеобразовательную школу, практически не имеют сколько-нибудь серьезных ограниче­ний. Очень важно воспитание у подрастающего поколения мотивации к участию в труде и отсутствию рентных устано­вок. Это связано с формированием у подрастающего поколе-


I

I


ния прочного убеждения в том, что труд представляет собой основную сферу реализации личности. Большое значение в выборе профессии и трудоустройстве имеет профессиональ­ное консультирование, которое помогает детям с дизартрией и остаточными явлениями параличей сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных про­фессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуа тии.

Большое значение имеют информация о мире труда (пе­чать и другие СМИ), а также реализация комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учебную и производственную деятельность. Информация помогает осоз­нать профессиональные интересы, ценности, необходимые умения и способности, необходимые для той или иной про­фессии. Все это дает более полные представления о наиболее приемлемых профессиях и их вариантах.

Взаимосвязь между интересами подростка, его способнос­тями и выбором профессии как в теоретическом, так и в прак­тическом плане остаются недостаточно разработанными.


 



I


ГЛАВА 10


г


Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»


 


Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования на логопе­дических отделениях дефектологических факультетов курс «Дизартрия» базируется на знаниях курса «Анатомо-физио-логические и клинические основы коррекционной педагоги­ки», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «На­рушения голоса», «Ринолалия», «Психология», «Возрастная психология», «Специальная психология».

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

• структура речевого нарушения при дизартрии, ее причи­
ны и механизмы;

• психолого-педагогические критерии дифференциации
основных клинических форм дизартрии;

• содержание и методики комплексного психолого-педаго­
гического обследования лиц с дизартрией;

• особенности речи дошкольников с дизартрией и систе­
мы коррекционно-педагогической работы в условиях де­
тского сада;

• содержание и методы логопедической работы по преодо­
лению дизартрии у учащихся общеобразовательных и
специальных школ;

• содержание и методы логопедической работы по преодо­
лению дизартрии у взрослых;

• мероприятия по предупреждению возникновения дизар­
трии у детей, профилактике и организации системы ло­
гопедической помощи лицам с дизартрией.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...